Урок внеклассного чтения
по
методике критического мышления
В. А.
Сухомлинский
«Петя, собака и
котёнок»
(3 класс)
Задачи: дать представление о доброте,
добрых делах, учить рассуждать, высказывать свои мысли, строить
текст по опорным словам и словосочетаниям, продолжить работу над
нарушенной последовательностью, развивать речь, воспитывать желание
совершать добрые дела.
Ход урока
I Оргмомент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
внеклассного чтения
Улыбнитесь, ребята, друг
другу. Я надеюсь, что мы сможем создать ситуацию успеха на уроке.
Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы
урока:
Не просто слушать, а
слышать.
Не просто смотреть, а
видеть.
Не просто читать, а
рассуждать.
Дружно и творчески
отвечать.
II. Актуализация опорных
знаний.
-
Работа над пословицей.
Жизнь
дана на добрые дела.
-Ребята, на доске записана
пословица. Раскройте её смысл. Как вы думаете, о чём мы будем
читать и говорить на уроке?
Добро
– полезное дело, поступок.
Доброта – чуткое, дружеское отношение к
людям.
На
добро люди отвечают добром. Тот, кто делает что-то доброе не должен
ждать за это награды.
-
Предугадывание вида
произведения.
-Сегодня мы продолжаем
работать с произведением В. А. Сухомлинского. Прочитайте
название.
-Как вы думаете, что мы
будем читать: сказку, научное произведение, рассказ?.
Докажите.
-Все произведения В. А.
Сухомлинского чему-то нас учат, значит, мы будем читать
поучительное произведение.
3. Предугадывание текста по
опорным словам.
-Судя по названию, без каких
слов не может обойтись данное произведение?
-А теперь давайте отправимся
в гости к бабушке Рассказушке и вместе с ней предугадаем содержание
текста, которого будем сегодня читать.
На
доске: Петя, бежит собака, испугался,
маленький котёнок, жалобно мяукает, на руки,
спряталась.
-Опираясь на слова и
словосочетания составьте своё предугадывание. Помните правило
составления: с каждым словом в той же
последовательности.
(работа в парах, защита рассказов)
4.Работа с нарушенной
последовательностью.
–Подтвердить наше предугадывание мы сможем в творческой
лаборатории писателя.
Прочитайте предложения,
можно ли сказать, что это текст. Почему?
-Нарушена последовательность
предложений. На листочках за номерами расставьте предложения в
нужной последовательности.
1.Собака остановилась… и
спряталась в кустах.
2….мальчик шёл… по
саду.
3.Но вдруг к его ногам
притулился… котёнок.
4.Петя перепугался, хотел
убежать.
5…бежит навстречу….
собака.
6.Он взял
его на руки, рассердился на собаку.
-Прочитаем наше
предугадывание. Верно ли мы его составили, мы поймём, когда
прочитаем текст. (2,5,4,3,6,1)
5. Словарная работа
«Справочное бюро».
Притулился -?
прижался
Это слово
используется в разговорной речи и означает устроиться, улечься
где-нибудь в укромном месте. Например, «притулиться в уголке»
(«словарь русского языка» Ожегов).
6.Ассоциативный куст
когда неправ
С тало
стыдно обидел кого-то
зря
сделал
что-то плохое
«О чувстве стыда,
испытываемом от чего-нибудь. Стыдно окружающих. Стыдно за
кого-нибудь». («Словарь русского языка» Ожегов).
I II. Физминутка. Разминка
«Солнечный зайчик».
Сядьте удобно и представьте,
что вы вместе с мальчиком Петей находитесь в саду под яблонькой.
Вдруг солнечный зайчик заглянул в ваши глаза. Закройте их. Зайчик
побежал по вашему лицу, лобику, щёчках…(правда приятно). Погладьте
легонько, чтоб не спугнуть его. Вдруг он залез за воротник.
Погладьте его и там. Он любит вас, а вы подружитесь с ним.
Прислушайтесь к своим чувствам, повернитесь к соседу. Спасибо тебе,
солнечный зайка.
IV. Усвоение
знаний.
1.Чтение
текста. Методика «Взаимные вопросы».
Петя, собака и котёнок
Маленький мальчик Петя шёл узкой тропинкой по
саду. Видит, бежит навстречу чёрная лохматая собака.
Петя перепугался, хотел
убежать. Но вдруг к его ногам притулился маленький котёнок. Он
бежал от собаки и просил Петю: «Защити меня, мальчик от этого
страшного зверя».
Стоит Петя, смотрит на
котёнка, а он поднял головку к нему и жалобно
мяукает.
Пете стало стыдно перед
котёнком. Он взял его на руки, рассердился на собаку и пошёл ей
навстречу.
Собака остановилась,
перепугано посмотрела на Петю и спряталась в кустах.
-чтение 1 части – вопросы
буквального характера к тексту.
-Как вы думаете, о чём будет
говориться во 2 части?
-чтение 2 части – задай
товарищу вопрос небуквального характера (например, Откуда шёл Петя?
Какого цвета шерсть у котёнка? и.т.д.)
-Понравился рассказ?
Почему?
2.Чтение молча.
Возвращаемся к нарушенной
последовательности. Глазками посмотрите текст, проверьте наше
предугадывание.
3.Повторное
чтение.
-А что было
дальше?
V. Размышление. Методика
«Интервью».
1.Игра «Наоборот». Узнай
героя по описанию
а) - не девочка б) –белая в)
–большой
-большой -гладкая -не
собака
- не испугался - нестрашный
зверь - не гавкает
- не защитил - не спряталась
- не просил защиты
- злой
Кто это? (Петя) (собака)
(котёнок)
2.Т-схема: Надо ли было
мальчику защищать котёнка?
Аргументы «за» Аргументы «против»
VI.
Итоги.
-Чему учит этот
рассказ?
Добро вершится даром – просто
так.
Так, как цветёт и опадает
мак,
Как
тучка вьётся и смеётся птичка,
Как
трудится козявка – невеличка.
Добрые дела красят человека. Спешите делать
добро!
VII. Дом. задание. Методика
«Свободное письмо»
Если бы этот рассказ писали
вы, чтобы вы изменили?
Выполните иллюстрацию к
рассказу.