Ознакомление с
новой темой.
-
Актуализация
знаний
Учитель на доске
выводит слайд с формулами веществ: Произношение, символы,
название
пэ два о пять аш два эс эн два
P2O5 H2S
N2
Оксид фосфора (V)
сероводород азот
Дескриптор
Определяют, что на слайде
записаны
-
формулы простых и сложных
веществ
-
приходят к выводу, что химическая
формула показывает состав, имеет название и условную
запись
-
задаются вопросом о назначении цифры
возле элемента или его отсутствие
2. Объяснение
учителя (развитие навыка слушания и
понимания)
Учитель предлагает учащимся составить
определение химической формулы, корректирует ее и сверяют с
эталоном в учебнике и записывают определение в
тетради.
Химическая формула
– это условная запись состава вещества
посредством химических знаков и
индексов.
Индекс – это маленькая цифра справа внизу от
химического знака элемента, которая показывает число атомов данного
элемента в молекуле.
химическая
формула
P
2O5
химический знак
индексы
Задание № 1. химический
диктант:
работа с классом – записать
формулы
-
два атома алюминия и три атома
кислорода
-
один атом углерода и два атома
кислорода
-
один атом натрия и один атом
водорода
-
два атома хлора и семь атомов
кислорода
-
* 5 молекул, содержащих два атома
водорода и один атом кислорода
-
*вещество состоит из кальция,
углерода и кислорода в соотношении атомов
1:1:3
Дескриптор
-
Закрепляют знания о записи двухатомных
молекул простых веществ.
-
Составляют химические формулы по
соотношениям атомов в молекуле
-
Проверяют правильность написания по
эталону учителя
3. Изучение нового материала с
использованием метода проблемного
обучения «Эвристическая
беседа».
Скорее всего у
каждого из вас возникает вопрос: отсутсвие и наличие индексов в
формуле и их значение?
Давайте об этом
порассуждаем: в молекуле воды на один атом кислорода приходится два
атома водорода. Это можно обьяснить новым для вас
понятием: способностью атомов присоединять к себе
определенное число других атомов. То есть каждый атом имеет
возможность присоединять и удерживать строго определенное число
других атомов. Эта способность в химии получила название –
ВАЛЕНТНОСТЬ .
Вывод формулируется вместе с
учащимися: химические формулы составляют с учетом
валентности.
Работа с учебником: таблица 14
стр 94.
Сделать вывод о видах валентности и
продолжить таблицу валентности.
4. Объяснение с
комментированием:
А) Составление формул бинарных
соединений по валентности.
Учитель задает вопрос: какие
соединения называются
бинарными?
Учитель показывает на доске, как
работать с алгоритмом, составляя формулу
Р2O5. (приложение №
3)
Закрепление: по образцу составьте
формулы следующих соединений (работа в парах, проверка по
эталону)
-
Кальция с
кислородом
-
Натрий с
водородом
-
Алюминия с
кислородом
-
Железо
(II) с
кислородом
-
Железо(III) с
кислородом
Дескриптор
-
Составляют формулы бинарных
соединений
-
Читают
формулы
Б) Определение валентности
элементов по формулам их
соединений
Учитель: решим обратную
задачу
Задание:
Mn2O7 –
определить валентность по формуле.
Ваши предложения? (Мозговой
штурм)
Дескриптор
-
Предлагают различные
способы
-
Формулируют обратный алгоритм
определения валентности по
схеме
Х
II
Mn2O7 –
X
= (II * 7) / 2 , X
= VII
Закрепление:
определить валентность элементов в
формулах
HCl, ZnO,
PH3,
CH4,
SO3
Дескриптор
-
Знают валентность водорода и
кислорода
-
Определяют валентность элементов в
бинарных соединениях по образцу
-
Отрабатывают навыки чтения
формул
|