Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Вариативная программа "Занимательная география"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Пояснительная записка
«Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…»
И.И. Ландо
В наши дни, когда мир на грани экологической катастрофы, экологическое восприятие, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы в изучении окружающего мира должны даваться нами — дошкольными работниками. Изучая научно-методическую литературу и ресурсы интернета пришла к мысли, что изучение окружающего мира можно ввести через предмет «география».
Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет, пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии. Первые представления детей о себе и окружающем их мире часто очень разрозненные, бессистемные. Задача педагогов и родителей – помочь им осознать, что каждый человек является частью этого огромного мира. География – наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, изобилующая захватывающими историями о путешествиях. Эта работа о том, как и чем заинтересовать детей и родителей в изучении этой интересной, многоплановой, увлекательной науки.
Данная программа направлена на формирование целостной картинки окружающего мира. Содержание программы раскрывает средства и формы исследовательской деятельности детей, с учетом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Выбор темы вариативной программы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости поставленной задачи. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой.
Цель программы:
1. Развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты.
2. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Научить детей изучать окружающий мир, учиться беречь и любить природу.
Задачи:
1. Развивать у детей представления о единстве окружающего мира.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность детей.
3. Воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость.
4. Заложить основы нравственного отношения детей к природе, воспитание
экологической культуры.
Достижение цели и решение задач программы обеспечивается путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по ключевым направлениям деятельности.
Построенные занятия по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности, формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Одной из задач проекта была заложить основы нравственного отношения детей к природе.
Срок реализации программы - 1 год.
Время проведения: 1 раз в неделю
Длительность занятия: 25 - 30 мин.
Базовые средства:
Беседы, опыты, эксперименты, игры, опорные карточки, календарь природы, карты «Физическая карта Мира», контурная карта мира, глобус.
Структура занятия:
- ставить проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблему;
- анализировать объект и явления;
- выдвигать гипотезы;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле.
2. Повышение интереса к природе и бережное отношение к планете Земля.
3. Использование в своей речи специальной терминологии, пополнение словарного запаса детей географическими понятиями.
4. Заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного материала, накопление практических материалов.
Используемая литература:
1. «Занимательное пособие по географии для дошкольников» И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс.
2. «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд.
3. «Большая энциклопедия эрудита» Москва «Махаон», 2004.
4. С. Гаврина «Атлас по географии» ООО «Альт-Канц», 2008.
5. Д.Денисова «География для дошкольников» «Мозаика-Синтез», 2013.
6. Д.В.Кошевар «Лучшая детская энциклопедия. Земля» Москва «АСТ», 2014.
7. «Мир знаний. Космос» Сост. Г.И. Белов.- Науч.- поп. издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2009.
8. «Природа. Удивительная энциклопедия» пер. С англ.- Москва: Эксмо, 2014.
9. Яворская И. «Занимательная география» — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Перспективный план
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Кол-во часов |
1 |
«Наш дом-планета Земля» |
Сформировать представление о том, что планета Земля – наш общий дом. Дать понятие о предмете география, объяснить, что изучает эта наука. Расширять познавательную сферу, пробуждать интерес к миру и формировать кругозор детей. Формировать стремление познавать окружающий мир. |
1 |
2 |
«Происхождение Земли» |
Формировать первоначальные представления детей о происхождении планеты Земля. Закреплять знания о живой природе. Развивать познавательную активность детей, творческое воображение, используя методы ТРИЗ. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой природе. |
1 |
3 |
«Планеты солнечной системы» |
Закреплять знания дертей о космосе, солнечной системе, об освоении космоса. Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет. Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику; Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь. |
1 |
4 |
«Солнце — это большая звезда» |
Сформировать представление о Солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы. Уточнить знания детей о небесных телах. Воспитывать любознательность. Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе. |
1 |
5 |
«Это загадочная Луна» |
Уточнить представления детей о планетах Солнечной системы, закрепить их названия. Сформировать представление о Луне как о спутнике Земли. Определить опытным путём особенности рельефа лунной поверхности, а также условия окружающей среды естественного спутника Земли. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук. |
1 |
6 |
«Путешествие по глобусу» |
Дать детям представление о том, что Земля - громадный шар, а глобус её модель. Расширить знания детей о разнообразии природы Земли. Формировать интерес у детей к окружающей природе, умение понимать её красоту. Воспитывать бережное отношение к родной природе. |
1 |
7 |
«Карта» |
Закрепить представления детей о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Продолжить знакомить детей с глобусом и его назначением, дать понятие о том, что карта — это плоское изображение земного шара. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так, как только на Земле есть жизнь, воспитывать стремление беречь нашу Землю. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление. |
1 |
8 |
«Времена года» |
Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы. Закрепить знания о сезонных явлениях в природе, в разное время. Дать понятие о том, что смена времён года связана с вращением земного шара. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать любовь к природе. |
1 |
9 |
«Четыре стороны света» |
Познакомить детей с основными сторонами света: север, юг, восток, запад. Учить устанавливать взаимосвязь временных и пространственных ориентировок. Формировать интерес у детей к окружающей природе, умение понимать её красоту. Воспитывать бережное отношение к родной природе. |
1 |
10 |
«Распределение воды и суши на Земле» |
Познакомить детей с распределением воды и суши на Земле. Сформировать представление о неравномерности распределения водных ресурсов на территории нашей планеты. Познакомить с новыми понятиями (материк, части света, океан, море); Продолжить формирования у детей частично-п поисковой познавательной деятельности. |
1 |
11 |
«Материки» |
Формировать
знания о материках их расположении на карте, об особенностях
растительного и животного мира. Формировать
стремление познавать мир. |
1 |
12 |
«Путешествие в Австралию» |
Формировать представление детей о континенте Австралия; о животных, его населяющих, и среде их обитания. Воспитывать гуманное отношение к животным. Расширять и углублять знания детей о животных, населяющих нашу планету. |
1 |
13 |
«Путешествие в Антарктиду» |
Дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды. Формировать представления о флоре, фауне
Антарктиды, о связи организмов со средой обитания. |
1 |
14 |
«Путешествие в Африку» |
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развивать фантазию, образное мышление, память. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества и взаимопомощи. |
1 |
15 |
«Путешествие по Евразии» |
Познакомить детей с материком Евразия, двумя его частями: Европой и Азией на примере стран – Франции и Китая. Расширение представлений детей о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне этих стран. Прививать бережное отношения к природе, уважения и интерес к людям разных национальностей, культурным особенностям разных стран. |
1 |
16 |
«Америка» |
Учить находить и показывать на Северную Америку и Южную Америку. Продолжать формировать преставления о взаимосвязях, и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Развивать желание узнавать, что-то новое. Расширять кругозор и интерес к путешествиям; Обогащать словарный запас, логическое мышление, память, внимание, воображение. |
1 |
17 |
«Северная Америка. Животные и растения» |
Закрепить и уточнить знания по животному и растительному миру, географическому положению континента Северной Америки. Развивать познавательный интерес к разнообразию животного и растительного мира Северной Америки; Корригировать речь, память, внимание. |
1 |
18 |
«Южная Америка» |
Продолжить знакомить детей с континентами и самым красивым континентом на земле Южной Америкой, рассказать об особенностях природы, жителях, животных, растениях этого континента. Развивать любознательность, наблюдательность, кругозор детей, а также память, внимание, словарный запас. |
1 |
19 |
«Тепловые пояса Земли» |
Научить определять и различать тепловые пояса Земли. Формировать строить свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы. |
1 |
20 |
«Самые жаркие области мира» |
Познакомить детей с пустынями, саваннами и тропическими лесами жаркого пояса, их особенностями и обитателями; Показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы степи, пустыни, тропических лесов их зависимость от неживых компонентов и влияние на них. |
1 |
21 |
«Животные жарких стран» |
Закрепить представление о животных жарких стран и их особенностях. Уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детёнышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются. Формировать умение понимать и объяснять значение крылатых выражений. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. |
1 |
22 |
«Путешествие в царство снега и льда» |
Расширять представления об особенностях географического положения Арктики, ее природных условиях и обитателях. Обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь. Развивать эмпатию. Формировать эстетическое отношение к миру природы. |
1 |
23 |
«Животные Севера» |
Продолжать знакомить детей с животными Севера: белый медведь, северный олень, лось, песец, морж, тюлень. Развивать познавательную активность, пространственное мышление и воображение. Воспитывать любовь к животным, эстетическое отношение к природе в окружающем мире и искусстве. |
1 |
24 |
Опытно-экспериментальная деятельность по теме: «Север» |
Обобщить и систематизировать знания по теме «Север». Продолжать формировать представление о физических свойствах снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. |
1 |
25 |
«Природные зоны Казахстана»
|
Стимулировать и развивать познавательный интерес к планете Земля. Познакомить детей с природными зонами Казахстана. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы. |
1 |
26 |
«Животные Казахстана»
|
Способствовать формированию представлений детей о пустыне и степи, живущих там животных, их образе жизни. Формированию представлений о том, что все растения и животные растут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют, как дома. Развивать у детей любознательность, стремление узнать о природе родного края. |
1 |
27 |
«Заповедники Республики Казахстан» |
Продолжить знакомить детей с заповедниками нашей страны. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. |
1 |
28 |
«Живая и неживая природа» |
Закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи живой и неживой природы. Сформировать знания о нормах и правилах поведения в природе; расширять диапазон познавательных интересов детей. Формировать новые способы познавательной деятельности. |
1 |
29 |
«Равнины» |
Сформировать представление о видах равнин. Развивать умения выделять причинно-следственные связи; развивать коммуникативные навыки работы в группах. Воспитывать интерес и любовь к окружающей среде. |
1 |
30 |
«Что такое горы?» |
Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Воспитывать эстетические чувства: умение видеть красоту гор и любоваться ею. |
1 |
31 |
«С голубого ручейка начинается река» |
Познакомить детей с особенностями рек (исток, устье, берега), с видами рек. Сформировать умение находить реки Казахстана на карте и их показывать. Способствовать развитию интереса к предмету, развитию речи. Воспитывать взаимопомощь, умение работать в группе, взаимоуважение. |
1 |
32 |
«Озёра и пруды» |
Формировать понятие об озёрах и прудах, их сходствах и различиях, прививать интерес к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к природе, экономно расходованию питьевой воды. Развивать логическое мышление, воображение, восприятия, память и наблюдательность. |
1 |
33 |
«Мировой океан» |
Познакомить детей с Мировым океаном и его составляющими частями (океанами). Расширить знания об экосистеме «Океан»: уточнить представление о значение морей и океанов в жизни человека. Учить сохранять чистоту окружающей среды; закрепить знания детей об обозначение воды на карте. |
1 |
34 |
Игра-эксперимент «Откуда взялись острова?» |
Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Уточнить и закрепить раннее полученные знания. |
1 |
35 |
«С друзьями вместе» |
Познакомить детей с историей города Алматы. Развивать интерес к прошлому, настоящему своей страны, любознательность и наблюдательность. Воспитывать любовь, уважение к родному городу, чувство гордости за место, где они родились и живут. Закрепить полученные раннее знания. |
1 |
36 |
Интеллектуальная игра «Все, обо всем» |
Обобщить и активизировать знания детей полученные в течении года; развивать чувство ответственности перед командой, сплоченности и взаимоподдержки; воспитывать умение слушать внимательно воспитателя и сверстников. |
1 |