Вид – эволюционная единица. Критерии вида.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Вид – эволюционная единица. Критерии вида.

Материал туралы қысқаша түсінік
помощь для учителей
Материалдың қысқаша нұсқасы

Урок № 15 Класс 11 «Б» Дата проведения: 23. 10. 2017 год


ТЕМА: Вид – эволюционная единица. Критерии вида.

Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Цели: сформировать понятия «вид» и «критерии вида»; показать механизмы репродуктивной изоляции в природе;

Задачи:

  1. обучающие:

  1. сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;

  2. изучить критерии вида и их содержание;

  1. развивающие: 

  1. продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся;

  2. способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

  1. воспитательные: 

  1. воспитывать толерантность учащихся;

Оборудование: таблицы, тесты.

Методы урока: Работа в парах.

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

I Орг. момент, вводный

3мин.

Приветствие, определение хода и целей урока.


Беседа

II Повторение изученного, работа над ошибками

10мин.

Тест.

1. В кругосветном путешествии Ч. Дарвин был на корабле:

а) Галеон в) Бригантина

б) Бигл г) Каравелла

2. К факторам живой природы относятся…

а) абиотические

б) биотические

в) антропогенные

3. Движущей силой эволюции является…

а) естественный отбор

б) борьба с неблагоприятными условиями среды

в) искусственный отбор

4. Главный труд Дарвина «Происхождение видов…» впервые был издан в…

а) 1859г.

б) 1811г.

в) 1873г.

5. По Дарвину в природе происходит непрерывная борьба за…

а) территорию

б) корм

в) существование

6. Драка между оленями – самцами относятся к отбору…

а) стабилизирующему

б) половому

в) движущемуся

7. Какой ученый ввел термин «эволюция»?

а) Жан Батист Ламарк

б) Чарлз Дарвин

в) Шарль Боннэ

8. Какой ученый выделил три царства: Растения, Животные, Минералы?

а) Карл Линней

б) Жорж Кювье

в) Чарлз Дарвин

9. Назовите французского естествоиспытателя, который первым создал эволюционную теорию?

а) Чарлз Дарвин

б) Шарль Боннэ

в) Жан Батист Ламарк

10. Закон зародышевого сходства сформулировал…

а) Жорж Кювье

б) Карл Бэр

в) Чарлз Лайель

11. Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений – это...

а) естественный отбор

б) гибридизация

в) искусственный отбор

Ответы: 1б, 2б, 3а, 4а, 5в, 6б, 7в, 8а, 9в, 10б, 11в.

Работают с тестами

III Усвоение новых знаний

14мин.

Вид – это со­во­куп­ность осо­бей, сход­ных по био­хи­ми­че­ским, мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ским при­зна­кам (то есть по внеш­не­му виду и внут­рен­не­му стро­е­нию), спо­соб­ных скре­щи­вать­ся между собой, да­вать пло­до­ви­тое потом­ство, фор­ми­ру­ю­щих си­сте­му по­пу­ля­ций, об­ра­зу­ю­щих общий ареал.

А сам тер­мин «вид» был вве­ден в био­ло­гию в 17 веке ан­глий­ским бо­та­ни­ком Дж. Реем. Рей от­ме­чал, что особи раз­ных видов от­ли­ча­ют­ся друг от друга по внеш­ним при­зна­кам и не скре­щи­ва­ют­ся между собой.

Вид представляет собой одну из основных форм организации живого. Однако определить, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет, иногда бывает трудно. Поэтому для решения вопроса о принадлежности особей к данному виду используется целый ряд критериев:

Морфологический критерий – главный критерий, основанный на внешних различиях между видами животных или растений. Этот критерий служит для разделения организмов, которые четко отличаются по внешним или внутренним морфологическим признакам. Но следует отметить, что очень часто между видами существуют очень тонкие отличия, которые можно выявить лишь при длительном изучении данных организмов.
В ос­но­ве
мор­фо­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия лежит сход­ство внеш­не­го и внут­рен­не­го стро­е­ния между осо­бя­ми од­но­го вида.

Так, на­при­мер, явно раз­ли­ча­ют­ся между собой по внеш­ним при­зна­кам мед­ведь и волк. В то время как волк, шакал, гиена, ли­си­ца внешне более сход­ны, так как при­над­ле­жат к од­но­му се­мей­ству Вол­чьих.

Еще в боль­шей сте­пе­ни сход­на внеш­ность видов внут­ри од­но­го рода. Внут­ри од­но­го вида от­ли­чия во­об­ще ма­ло­зна­чи­мы.

Этот кри­те­рий самый удоб­ный, и по­это­му ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в си­сте­ма­ти­ке. Од­на­ко особи в пре­де­лах вида ино­гда так силь­но от­ли­ча­ют­ся, что толь­ко по мор­фо­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию не все­гда уда­ет­ся опре­де­лить, к ка­ко­му виду они от­но­сят­ся.

Вме­сте с тем су­ще­ству­ют виды мор­фо­ло­ги­че­ски сход­ные, но особи этих видов не скре­щи­ва­ют­ся между собой. Это ви­ды-двой­ни­ки, ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли от­кры­ва­ют во мно­гих си­сте­ма­ти­че­ских груп­пах.

Так, под на­зва­ни­ем Крыса чёр­ная раз­ли­ча­ют два ви­да-двой­ни­ка, име­ю­щих в ка­ри­о­ти­пах по 38 и 42 хро­мо­со­мы.

Ге­не­ти­че­ский кри­те­рий ос­но­ван на раз­ли­чии видов в их ге­но­ти­пах.

Виды могут от­ли­чать­ся по числу и форме хро­мо­сом. Но и при ра­вен­стве хро­мо­сом нук­лео­тид­ная по­сле­до­ва­тель­ность вида оста­ет­ся в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни уни­каль­ной.

Около 5% всех видов на­се­ко­мых, птиц, рыб, зем­но­вод­ных, чер­вей со­став­ля­ют ви­ды-двой­ни­ки.

В ос­но­ву фи­зио­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия по­ло­же­но сход­ство всех про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти особи од­но­го вида. Пре­жде всего, это сход­ство раз­мно­же­ния. Особи раз­ных видов, как пра­ви­ло, не скре­щи­ва­ют­ся, или потом­ство их бес­плод­но.

На­при­мер, у мно­гих видов мухи дро­зо­фи­лы, спер­ма особи чу­жо­го вида вы­зы­ва­ет им­мун­ную ре­ак­цию, что при­во­дит к ги­бе­ли спер­ма­то­зо­и­дов в по­ло­вых путях самки.

Надо иметь в виду, что есть и ис­клю­че­ния. Су­ще­ству­ют виды, особи ко­то­рых скре­щи­ва­ют­ся и дают пло­до­ви­тое потом­ство. На­при­мер, виды ка­на­ре­ек, зяб­ли­ков, то­по­лей, ив.

Сле­ду­ю­щий кри­те­рий – био­хи­ми­че­ский. Он поз­во­ля­ет, когда это воз­мож­но, раз­ли­чать виды по со­ста­ву и струк­ту­ре ха­рак­тер­ных ор­га­ни­че­ских по­ли­ме­ров.

Гео­гра­фи­че­ский кри­те­рий ос­но­ван на том, что каж­дый вид за­ни­ма­ет опре­де­лён­ную тер­ри­то­рию или ак­ва­то­рию, на­зы­ва­е­мую аре­а­лом. Он может быть боль­шим или мень­шим, пре­ры­ви­стым или сплош­ным.

Од­на­ко мно­гие виды имеют на­кла­ды­ва­ю­щий­ся друг на друга или пе­ре­кры­ва­ю­щий­ся с дру­гим ареал.

Кроме того, су­ще­ству­ют виды, во­об­ще не име­ю­щие чет­ких гра­ниц рас­про­стра­не­ния, а также ви­ды-кос­мо­по­ли­ты, оби­та­ю­щие на огром­ных про­стран­ствен­ных сушах всех кон­ти­нен­тов или оке­а­на.

На­при­мер, среди рас­те­ний это пас­ту­шья сумка, оду­ван­чик ле­кар­ствен­ный, неко­то­рые виды ряски, трост­ни­ка.

Также среди жи­вот­ных это по­стель­ный клоп, рыжий та­ра­кан, ком­нат­ная муха.

По­это­му гео­гра­фи­че­ский кри­те­рий, как и дру­гие, не яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ным.

Эко­ло­ги­че­ский кри­те­рий ос­но­ван на том, что каж­дый вид может су­ще­ство­вать толь­ко в опре­де­лен­ных усло­ви­ях, вы­пол­няя свой­ствен­ные ему функ­ции в опре­де­лен­ном со­об­ще­стве. Так, на­при­мер, лютик едкий про­из­рас­та­ет на пой­мен­ных лугах. Лютик пол­зу­чий – по бе­ре­гам рек и краям канав. Лютик жгу­чий – на за­бо­ло­чен­ных ме­стах (см. видео).

Су­ще­ству­ют, тем не менее, виды, ко­то­рые не имеют стро­гой эко­ло­ги­че­ской при­уро­чен­но­сти. К ним от­но­сят­ся мно­гие сор­ные рас­те­ния, а также виды, на­хо­дя­щи­е­ся под опе­кой че­ло­ве­ка (ком­нат­ные, куль­тур­ные рас­те­ния и до­маш­ние жи­вот­ные).

Таким об­ра­зом, ни один из кри­те­ри­ев не яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным. Тре­бу­ет­ся со­че­та­ние кри­те­ри­ев, чтобы от­де­лить виды друг от друга.

Работа с учебником























































































IV Закрепление знаний.

10мин.

Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Цель: выявление отличительных признаков растений одного вида, разных сортов
Вид культурного растения : бархатцы прямостоящие
Задачи: 1.Изучить особенности внешнего строения растений
2. Прочесть описание сортов бархатцев прямостоячих
3. Указать отличительные черты
4. На основе изученных сортов сделать выводы об отличительных признаках растений одного вида, но разных сортов.

Бархатцы прямостоячие или африканские Tagetes erecta.

Семейство: Астровые (Asteraceae) Родина: Южная Мексика Куст компактный или раскидистый с ясно выраженным главным побегом. Стебли сильноветвистые, см высотой, голые, прямостоячие, мелкоребристые, ветвистые, у основания одревесневающие, боковые побеги направлены вверх, образуют кусты обратнопирами-дальной формы. Они образуют одревесневающие у основания. Листья перисто-раздельные с ланцетовидными, острыми долями, по краю пильчатые, от светло- до темно-зеленых, расположены в очередном порядке. Окраска соцветий - однотонная. Соцветия - крупные корзинки 6-15 см в диаметре, одиночные, простые, полумахровые или махровые, на длинных цветоносах. Цветет с конца июня - начала июля. Окраска соцветий однотонная, светло-желтая, желтая, ярко- желтая, оранжевая или двуцветная. В 1 г до 300 семян, сохраняющих всхожесть 1-2 года. Большинство классических махровых сортов принадлежит именно к этому виду бархатцев. Родина - Южная Мексика. В культуре с XVI века. Сорта различают по высоте: гигантские - выше 90 см; высокие см; средние см; низкие - до 45 см высотой.

Сорт «Антигуа» относится к группе прямостоячих низкорослых – высотой до 20 см – бордюрных тегетесов. Растения с прочным, ветвящимся стеблем. Соцветия – крупные корзинки 6-13 см в диаметре, одиночные, простые, полумахровые или махровые, на длинных цветоносах. Цветение обильное, по 25-30 соцветий на растении, продолжительное.

Сорт Мэри Хелен — это бархатцы прямостоячие (высокорослые). Великолепный сорт, с высоким кустом высотой до 90 см, соцветия махровые, гвоздиковидные, полушаровидные диаметром до 10—12 см. Ярко-лимонно-желтые, используют для клумб, рабаток, высоких групп на фоне газона, очень хороши на срезку.

Сорт Гавайский — бархатцы прямостоячие (высокорослые) с высоким кустом и сильными стеблями высотой 90 см, соцветия гвоздиковидные, махровые, крупные — до 12 см в диаметре, с окраской ярко-оранжевой, не требуют подвязки

Лабораторная работа

V Заключительный

3мин

1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Д/з: п. 13

Запись домашнего задания в дневник


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
30.00.2018
504
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі