Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Викторина по литературе. Викторина по проиденным произведениям
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Лицей № 178
Внеклассное мероприятие по литературе
для , 7 классов
«Загадочный мир книги»
подготовила учитель
русского языка и литературы
Жунусова А.К.
2021 год
« Загадочный мир книги»
Цели:
заинтересовать детей чтением книг, расширить кругозор и словарный запас учащихся;
предоставить учащимся возможность раскрыть свои способности; развивать мышление, память, умение использовать полученные ранее знания;
формировать умение работать в команде, нести ответственность перед членами коллектива.
Как из копеек составляются рубли, так и
из крупинок прочитанного составляется знание.
В. И. Даль.
Опережающее домашнее задание:
каждая команда должна подготовить
1)представление литературного героя (костюм + фраза),
2)литературный кроссворд для своих конкурентов.
Условие:
1) в игре принимают участие 2 команды, состоящие из учеников 7 классов;
2) за каждый правильный ответ присуждает 1 балл, команда получает жетон – ключ познания; за представление литературного героя - 2 балла.
Ход мероприятия
Учитель: Я рада приветствовать вас здесь, и сегодня мы проведём мероприятие, посвящённое книге. А. Блок говорил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Для начала хотелось бы познакомить вас с историей книги.
Книга – периодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, средство массовой, научной и технической информации. Одна из древнейших форм книги – свиток (6 – 3 тысячелетие до нашей эры, позднее заменился кодексом). Основной материал для изготовления книг: первоначально – папирус, со 2 века до нашей эры – пергамент и с 13 века (в Европе) – бумага.
В античном мире в средние века книги размножали путём переписывания. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведённый ксилографическим путём (изображение получали с плоской деревянной печатной формы) в Корее (704-751 гг.). Книгопечатанье возникло в Китае (11 век), в Европе печатные книги появились в середине 15 века (создатель Иоганн Гуттенберг, 1456).
1 конкурс. «Блиц-интеллект»
Перечислите все известные вам пословицы и поговорки о книгах.
(Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Одна книга тысячу людей учит.
Книга книгой, да и своим умом двигай.
Книги читать – не в ладушки играть.
Кто много читает, тот много знает.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Прочёл новую книгу – встретился с другом (кит.).
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Книга для ума что тёплый дождь для всходов.)
2 конкурс. «Поиск информации в книге»
-В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
- О каком произведении идет речь? (Л. Толстой «Кавказский пленник»)
-- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?
План:
1.Военное звание.
2.Внешняя характеристика:
3.Плен: а) место жительства в плену; б) питание пленных; в) занятия; г) подготовка к побегу;
4.Первый побег.
5. Второй побег.
- Мальчик по имени Алик (Александр) Радуга — обладатель недюжинного воображения, мечтатель, сочиняет стихи и песни. В школе он уделяет много времени литературе, но по физкультуре у него плохие результаты.
- Ребята о каком произведении идет речь? (Абрамов «Выше радуги»)
-Первый сон Алика: набережная Москва-река-дно реки-кувшин-…
- Второй сон Алика: лес-избушка-…
- Третий сон Алика: институт-профессор-…
А.С. Пушкин сказал об этом произведении: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности».
О каком произведении говорил писатель? («Ночь перед рождеством» Гоголь)
Пересказывать чудные гоголевские истории – дело неблагодарное. Скажем только, что весёлое в «Вечерах…» соседствует с жутким, леденящим кровь. Один колдун из «Страшной мести» чего стоит! Зло в этих историях может быть забавным, как чёрт в «Ночи перед Рождеством» или в «Сорочинской ярмарке», а может быть отвратительным и коварным, как ведьма, заставляющая влюблённого юношу убить младенца, дабы заполучить желанную невесту в «Вечере накануне Ивана Купала». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обращает свои взоры к милой его сердцу солнечной Украине. В жизни ее народа, в ее песнях и сказках видит он подлинную поэзию и воссоздает ее в своих повестях.
-- В чем особенность рождественской ночи? (/Это самая таинственная и прекрасная ночь. По народным поверьям в самую полночь открываются небесные врата, и на землю сходит сын Божий. Если кто о чем-то хорошем будет молиться в полночь, то все исполнится. В этот вечер на Руси читали молитву, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. Всю ночь праздновали и колядовали.)
-- Какой мы видим ночь? (Чтение описания ночи.)
-- Как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает Диканьку перед Рождеством? /Месяц – символ молодой нарождающейся жизни, символ обновления и надежд, которые всегда связывают с чудесным праздником Рождества./
-- Что мы знаем о черте? - - - Понимает ли Вакула, что Оксана его не любит? Пытается ли забыть ее? Почему это не получается? - Как Вакула заставляет черта везти себя в Петербург? /Ему помогает смелость, смекалка и решительность, но главная сила кузнеца – в его искренней и глубокой любви./
- Вакула оказался во дворце. На что он обращает внимание? /Его взгляд останавливается на картине, на которой изображена Пречистая Дева с Младенцем./ -- Как заканчивается повесть? Как вы думаете, могла ли по-другому закончиться рождественская повесть?
3 конкурс. «Продолжи»
Учащимся предлагается отрывок из прочитанных произведений, которые надо дополнить..
-– Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя. И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли. (Кавказский пленник) -Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошел по дороге, – ногу волочит, а сам все на зарево поглядывает, где месяц встает. Дорогу он узнал. (Кавказский пленник) - Нет, – говорит, – уж мне, видно, отсюда, не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться нет сил? – Ну, так прощай, – не поминай лихом. – Поцеловался с Костылиным (Кавказский пленник)
-Бежал - улыбка в пол-лица. Шуму- на весь подъезд ,как только жильцы терпят. Выскочил во двор , а Дашка уже стоит ждет, тоже улыбается. Ох, и счастливый же человек этот Алик Радуга, позавидовать можно!.. (Абрамов «Выше радуги»)
-Алик обиделся. Одно дело- не верить в бабу-ягу , другое - в реальное , хотя удивительное явление. Тем более свидетелей - навалом. (Выше радуги )
- У Алика не было сил даже обидеться , свое уязвленное самолюбие потешить. Но именно оно не позволяло ему выйти из строя, плюнуть на все и умотать домой. Бежал, как и все. Помирал на ходу , но бежал. Сила воли плюс характер... Берите пример с Александра Радуги, не ошибетесь... (Выше радуги)
- Его забавляло до крайности, как чёрт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. (« Ночь перед рождеством» Гоголь)
-Тут чёрт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде всё хвостатое племя, как будет беситься хромой чёрт, считавшийся между ними первым на выдумки. («Ночь перед рождеством»)
- ведьма, с распущенною косою, в одной рубашке, начала доить коров, а он не мог пошевельнуться, так был околдован; подоивши коров, она.. (Ночь перед рождеством)
4 конкурс. «От текста к картинкам»
Дополнить информации по иллюстрациям своими словами
11 конкурс. «Узнай героя по описанию».
-Он предстает в образе настоящего русского офицера, доблестного и бесстрашного. По характеру строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Мужчина требует уважения к своей персоне даже от пленивших его татар. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и рассудительно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить все что угодно. Главное отличие его от Костылина – это сила воли и твердость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать. (Жилин «Кавказский пленник »)
Зажиточный «черный» татарин, у которого в плену оказались два офицера. Он заставил пленников написать письма домой, чтобы родные прислали выкуп. Как хозяин Абдул характеризуется с положительной стороны. Он уважает пленников. Описание личности татарина, дает понять, что с одной стороны он добрый, но в то же время видит в Жилине врага. (Абдулл Марат второстепенный персонаж «кавказский пленник»)
-Была капризной, ветреной и беззаботной девушкой. Она очень нарядно одевалась в дорогие одежды, знала, что о ней говорят молодые парни и подружки из ее села и была очень важной зазнайкой. Больше всего она любила любоваться собой в зеркале, меняя свои наряды. К ней многие сватались, но никто не мог добиться её любви. (Вакула дочь Чуба «Ночь перед рождеством»)
-ведьма и любвеобильная женщина, к которой ходили многие важные мужчине в округе. Отличалась хитростью, лицемерием, делала подлые поступки и действия в отношении других людей только ради того, чтобы удовлетворить свои интересы. Героиня кланялась только богатым, особенно зажиточному казаку Чубу, ведь у него было очень большое хозяйство, а ей очень хотелось прибрать его к своим рукам(Мать кузнеца Вакулы «Ночь перед рождеством»)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Список использованной литературы
1.Жиренко О.Е., Савченко Е.В., Лобачёва С.И. Мир праздников, шоу и викторин: 5 – 11 класс. М.: ООО «5 за знания», 2008.
2.Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. М.: Вако, 2009.
3.Творческая работа на уроках русского языка. 5 – 11 классы. Авторы-составители: Сулицкая Н.М. и др. Волгоград: Учитель, 2011.