Учащиеся знакомятся с информацией по теме
«Вирусы» и заполняют таблицу «Инсерт» в группе
Прием: «Фишбоун» (рыбный скелет)
Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки
- основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост –
ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой
ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Инсерт
Дескрипторы:
1. Заполняет предварительные
знание о вирусах в 1-ую колонку.
2. Внимательно читает текст
о вирусах.
3. Во время чтения текста
заполняет остальные колонки таблицы «ИНСЕРТ»
Работа в парах
«Неклеточные формы жизни - Вирусы.»-
взаимопроверка
Задание 1.
Выбери один правильный ответ:
1.
Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами
живой и неживой природы?
а)
вирусы; б) бактерии; в) лишайники; г) грибы. 2. Вирусы относятся к
доклеточным организмам потому, что они: а) не содержат ядра; в)
являются паразитами;
б) не
способны к самостоятельному обмену веществ; г) не имеют
органоидов. 3. Вирусы были открыты в:
а) 1828 году; б) 1865 году; в)
1892 году; г) 1900 году 4. Какое из
перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами
жизни?
а)
оспа; б) туберкулез; в) дизентерия; г) холера. 5. Вирусы, проникая в
клетку хозяина:
а) питаются рибосомами; в) воспроизводят свой
генетический материал; б) отравляют её своими
продуктами жизнедеятельности; г)
поселяются в митохондриях.
6.
Вирусы являются облигатными паразитами, так как
они
а)
могут функционировать только в эукариотической
клетке;
б)
способны размножаться вне клетки;
в) не
способны функционировать вне клетки;
г)
могут функционировать только в бактериальной
клетке.
7.
Вирусы похожи на живые организмы в том, что они
а)
имеют свой набор генов и эволюционируют путём естественного
отбора;
б)
способны размножаться, создавая собственные копии путём
самосборки;
в)
имеют собственный обмен веществ.
8.
Внутри каждого вириона находится
а)
гликоген; б) ДНК или РНК; в) молекулы АТФ; г)
ферменты.
9.
Капсид состоит из
а)
углеводов; б) целлюлозы; в) белков; г) минеральных
веществ.
10.
Функции капсида
а)
защитная;
б)
обеспечение прикрепления вируса к поверхности клеточной
мембраны;
в)
создание оптимального давления.
Задание 2. Выберите
два правильных ответа
-
.
Обязательными компонентами вируса являются: а) липиды; б)
нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д)
АТФ.
-
Признаки организмов, характерные для неклеточной формы
жизни: а) питание; б) выделение вредных продуктов
жизнедеятельности; в)
дыхание;
г)
высокая степень изменения приспособленности к среде; д)
наследственность.
3)
Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки
заключается в отсутствии у вируса: а) белков; б) ДНК; в)
генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
Задание 3. Выберите три верных ответа из
шести.
1) Вирусы, в отличие
от бактерий
1)
имеют неоформленное ядро
2)
размножаются только в других клетках
3) не
имеют мембранных органоидов
4)
осуществляют хемосинтез
5)
способны кристаллизоваться
6)
образованы белковой оболочкой и нуклеиновой
кислотой
Задание 4. Установите
соответствие между признаком организма и группой
организма:
-
Группа организмов
|
Признак
|
1)
Прокариоты
2) Вирусы
|
A) Клеточное
строение тела
Б) Наличие
собственного обмена веществ
B) Встраивание
собственной ДНК в ДНК клетки хозяина
Г) Состоит из
нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Д) Размножение
делением надвое
Е) Способность к обратной
транскрипции
|
Индивидуальные
задания
Задание 1
На рисунке изображены
различные виды вирусов.

Объясните, почему вирусы
относятся к неклеточной форме жизни.
Дескриптор
Обучающийся
- перечисляет особенности
вирусов, доказывающие, что вирус – неклеточная форма
жизни.
Задание 2
Из перечня выберите
свойства, характерные для вирусов.
A. Очень маленького
размера.
B. Во внешней среде не
проявляют свойств живого.
C. Имеют форму
кристаллов.
D. Не способны к
размножению.
E. Не потребляют
пищу.
F. Не вырабатывают
энергию.
G. Имеют ядро.
H. Не растут.
I. Рост зависит от
температуры.
J. Имеют неклеточное
строение.
Дескриптор
Обучающийся
- выбирает из списка
свойства вируса.
Задание 3.
Дополните предложения,
написав правильный ответ:
а) название вируса на
русский язык переводится как _________
б) открытие вирусов
принадлежит __________________________ в) вирусная частица состоит
из ___________________________
г) группа вирусов,
поражающих бактерии, называется___________
Дескриптор:
-дополняет пропуски в
соответствии со строением вируса
Задание 4.
Назовите вирусные
заболевания:
а) холера, оспа,
дизентерия;
б) оспа, бешенство,
грипп;
в) брюшной тиф, грипп,
оспа;
г) оспа, грипп, сибирская
язва
Дескриптор:
-указывает вирусные
заболевания
Задание 5. Жидкость, вчера
еще кишевшая бациллами, становилась после нашествия вирусов
совершенно прозрачной. Стоило капнуть ею в новое скопление бацилл —
микробы снова гибли. Почему это происходило? Как человек
использовал это открытие.
|