2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Влажность воздуха, точка росы

Влажность воздуха, точка росы

Материал туралы қысқаша түсінік
План урока на тему "Влажность воздуха, точка росы", соответствует целям обучения: 10.2.4.1 определять относительную влажность воздуха. Урок содержит разные виды работ как: тестовое задание с выбором одного правильного решения для актуализации знаний, групповую работу, демонстрацию работы приборов и практическое решение расчетных задач по данной теме.
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

ФИО преподавателя


Дата:

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Класс: 10 класс

Школа:

Тема урока:

Влажность воздуха, точка росы

Цель обучения

10.2.4.1 определять относительную влажность воздуха

Цели урока

Познакомить с понятием точки росы. Развить навыки работы с измерительными приборами. Познакомить с расчетом относительной влажности.

Критерии успеха

Учащиеся четко объясняют, что такое влажность воздуха, относительная влажность и точка росы, приводят примеры их проявлений в природе.



Ход урока.

Этапы урока

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствия.

"В ходе урока мы научимся вычислять влажность воздуха, разберемся, что такое точка росы и почему она так важна в нашей жизни. Также вас ждут практические задания, которые помогут закрепить новые знания."

Слушают, отвечают на вопросы, готовятся к уроку.

Внимание, подготовленность.


Актуализация знаний

Тест на повторение понятий температуры и давления воздуха

Вопрос 1:

Что такое температура воздуха?
a) Это мера средней скорости движения молекул воздуха.
b) Это мера среднего расстояния между молекулами воздуха.
c) Это мера объема воздуха.
d) Это мера массы молекул воздуха.

Ответ: a) Это мера средней скорости движения молекул воздуха.


Вопрос 2:

Какая единица измерения температуры в международной системе единиц (СИ)?
a) Кельвин (К)
b) Градус Цельсия (°C)
c) Градус Фаренгейта (°F)
d) Милиграмм (мг)

Ответ: a) Кельвин (К)


Вопрос 3:

Что такое давление воздуха?
a) Это сила, с которой воздух воздействует на любые поверхности.
b) Это количество молекул воздуха в заданном объеме.
c) Это температура воздуха в определенной точке.
d) Это скорость молекул воздуха.

Ответ: a) Это сила, с которой воздух воздействует на любые поверхности.


Вопрос 4:

Какое давление принято считать нормальным атмосферным давлением на уровне моря?
a) 1013 гПа
b) 980 гПа
c) 1200 гПа
d) 900 гПа

Ответ: a) 1013 гПа


Вопрос 5:

Что происходит с давлением воздуха, если температура увеличивается, при постоянном объеме?
a) Давление уменьшается.
b) Давление остается постоянным.
c) Давление увеличивается.
d) Давление сначала уменьшается, а затем увеличивается.

Ответ: c) Давление увеличивается.


Вопрос 6:

Какая связь существует между температурой и объемом воздуха при постоянном давлении?
a) Температура и объем воздуха пропорциональны.
b) Температура и объем воздуха обратно пропорциональны.
c) Температура и объем не связаны.
d) Температура и объем уменьшаются одновременно.

Ответ: a) Температура и объем воздуха пропорциональны.


Вопрос 7:

Что происходит с давлением воздуха, если высота над уровнем моря увеличивается?
a) Давление увеличивается.
b) Давление остается одинаковым.
c) Давление уменьшается.
d) Давление сначала увеличивается, а потом уменьшается.

Ответ: c) Давление уменьшается.


Вопрос 8:

Какая из следующих характеристик влияет на атмосферное давление?
a) Температура воздуха.
b) Молекулярная масса воздуха.
c) Высота над уровнем моря.
d) Все перечисленные.

Ответ: d) Все перечисленные.


Вопрос 9:

Какая из формул описывает закон Бойля для газа, где давление и объем находятся в обратной пропорциональности при постоянной температуре?
a) P
V=const
b) P=

c) P=

d) V=

Ответ: a) PV=const


Вопрос 10:

Как называется процесс, при котором молекулы воды конденсируются на охлажденных поверхностях, при достижении точки росы?
a) Испарение.
b) Конденсация.
c) Сублимация.
d) Замерзание.

Ответ: b) Конденсация.


Ответы на вопросы, вспомнить основные определения

Оценка знаний, активность.


Изучение нового материала

Учащиеся делятся на две группы. Задание: заполнить таблицу.

Пример таблицы.

Таблица: Объяснение понятий влажности и точки росы

Понятийное понятие

Определение

Формула

Пример из жизни

Влажность воздуха

Влажность воздуха — это содержание водяного пара в воздухе. Мера количества водяного пара в 1 м³ воздуха.

-

Например, в жаркий летний день воздух может содержать больше водяного пара, чем в холодную зиму.

Относительная влажность

Относительная влажность — это отношение текущего содержания водяного пара в воздухе к максимально возможному при данной температуре (в %)

Φ= ×100%

где — масса водяного пара в воздухе, — максимальная масса водяного пара при данной температуре.

Если в воздухе содержится 10 г водяного пара, а максимально возможное количество пара при текущей температуре равно 20 г/м³, то относительная влажность составит 50%.

Точка росы

Точка росы — это температура, при которой водяной пар в воздухе начинает конденсироваться, образуя капли воды.

Не имеет одной формулы, но зависит от влажности и температуры: Tросы=T- − (приближенно).

Например, утром на траве появляется роса, потому что температура воздуха опускается до точки росы.

Максимальная влажность

Это наибольшее количество водяного пара, которое может находиться в воздухе при данной температуре, прежде чем он начнет конденсироваться.

Зависит от температуры. При увеличении температуры воздух может удерживать больше водяного пара.

Например, при температуре 30°C воздух может удерживать больше пара, чем при 10°C.


Эта таблица систематизирует ключевые понятия, помогает учащимся четко различать такие явления, как влажность воздуха, точка росы, и относительная влажность, а также способствует лучшему усвоению материала через примеры и формулы.

Слушают, записывают, задают вопросы.

Оценка усвоения материала

Презентация, доска, формулы

Практическая работа

Демонстрация работы с гигрометром, психрометром. Объяснение работы с приборами.

  • "Сегодня мы познакомимся с двумя приборами, которые помогают измерять влажность воздуха: гигрометром и психрометром. Гигрометр дает показания влажности, а психрометр позволяет узнать влажность через измерение температуры."

Демонстрация гигрометра: Учитель показывает, как выглядит гигрометр и объясняет его принцип работы.

  • Гигрометр — это прибор, который измеряет влажность воздуха с помощью чувствительного элемента (чаще всего это материалы, которые изменяют свои свойства при изменении влажности).

Принцип работы гигрометра:

  • В зависимости от конструкции, гигрометр может иметь разные типы датчиков (например, металлическую спираль, которая меняет свою длину в зависимости от влажности).

  • Педагог может продемонстрировать, как стрелка на циферблате или цифровой индикатор показывает уровень влажности воздуха.

Педагог объясняет, как читать показания гигрометра.

  • "Вот так на гигрометре отображается влажность. Он показывает относительную влажность воздуха в процентах, например, 50%."

  • Демонстрация психрометра: Педагог объясняет, что такое психрометр и как с его помощью можно измерять влажность воздуха.

    • Психрометр состоит из двух термометров — сухого и влажного. Разница в показаниях этих термометров позволяет вычислить влажность воздуха.

Принцип работы психрометра:

    • Сухой термометр измеряет обычную температуру воздуха.

    • Влажный термометр помещен в мокрую вату или ткань и показывает температуру, которая ниже, так как влага на нем испаряется, охлаждая его.

    • Разница между показаниями двух термометров дает возможность вычислить влажность с помощью специальной таблицы или формулы.

Педагог демонстрирует использование психрометра, показывая, как проводится измерение:

"Чтобы измерить влажность, мы смотрим на разницу между показаниями двух термометров. Разница в температуре позволяет нам вычислить влажность воздуха, используя таблицу или формулу."

  • Практическая работа с приборами:

Педагог предлагает учащимся провести простое измерение влажности воздуха в классе с использованием гигрометра и психрометра:

    • Учащиеся используют психрометр для измерения температуры, а затем вычисляют влажность, сравнивая температуру сухого и влажного термометров.

    • Учащиеся также проверяют результаты на гигрометре.


Выполнение измерений, расчеты относительной влажности.
































Учащиеся поочередно измеряют температуру с сухого и влажного термометров, записывают данные. Затем они вычисляют относительную влажность, используя разницу температур и таблицы или формулы.

Оценка выполнения практического задания.

Гигрометр, психрометр, калькулятор.

Решение задач

Решение задач на доске, объяснение всех шагов.

Задача 1.

Задача 2.

Решают задачи, делают расчеты, обсуждают решения

Оценка решений задач.

Примеры задач, доска, калькулятор.

Закрепление материала

Подведение итогов, повторение ключевых понятий.

Интерактивная задача: "Влажность и точка росы в природе":
Педагог разделяет класс на три групп.

Каждая группа получает задание — представить и визуализировать одну из ситуаций, где происходит изменение влажности или образования точки росы в природе (или в повседневной жизни). Для этого они могут использовать рисунки, схемы, диаграммы или другие формы визуализации.

Ситуаций:

  • Утро на природе — образуется роса.

  • Летний день в городе — высокая влажность, духота.

  • Появление тумана — точка росы на улице.

Каждая группа должна подготовить краткую презентацию, объяснив, что происходит в данной ситуации с точки зрения физики (влажность, точка росы, конденсация).

Каждая группа представляет свою работу (рисунок или схему) и объясняет, как связаны явления влажности и точки росы в их ситуации.

Педагог направляет обсуждение, уточняя детали и поправляя ошибки, если они возникнут.

Ресурсы:

Бумага, маркеры, цветные карандаши для рисования.

Презентация или доска для представления работ.


Рефлексия

"Сегодня мы изучили такие важные понятия, как влажность воздуха и точка росы. Мы рассмотрели, как измерять влажность с помощью гигрометра и психрометра, а также как определяются различные значения влажности и температуры. Эти знания полезны не только в теории, но и в реальной жизни — например, при прогнозировании погоды или для правильной работы кондиционеров."

Несколько контрольных вопросов, чтобы удостовериться, что ученики усвоили материал. Вопросы:

  • "Что такое относительная влажность? Как ее можно рассчитать?"

  • "Какая связь между точкой росы и конденсацией водяного пара?"

  • "Как использовать психрометр для измерения влажности?"

Отвечают на вопросы, делают выводы

Оценка участия в обсуждении


Домашнее задание

Утверждение домашнего задания.


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Оценка выполнения

Учебник, дополнительные материалы для решения задач








01 Желтоқсан 2024
104
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі