Материалдар / Вместе весело шагать
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Вместе весело шагать

Материал туралы қысқаша түсінік
сабақ екі тілде өтілді .өте жақсы деңгейде өтті.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Общеобразовательная школа Каратобе















«Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе».























Танирбергенова Айгуль Кубентаевна

учитель русского языка и литературы.





Любить можно то,

чему уже отдал частицу своей души

В. Сухомлинский

Преподавание русского языка и литературы в современных условиях неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий. Во-первых, это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности. Следствием этого становится следующая проблема – непрочность практических навыков устной и письменной речи. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащихся сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми, что привело к снижению общего уровня речевой культуры. Традиционные педагогические приёмы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения позволяет преодолеть системно-деятельностный подход, превращающий ученика из объекта в субъект самостоятельной познавательной деятельности. Работа над данной темой становится особенно актуальной в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе содержания которых лежит системно-деятельностный подход.

Ведущая педагогическая идея опыта. Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.

В настоящее время заметно возросло значение изучения русского языка. Интенсивное развитие общества во всех областях – политике, культуре, науке и образовании, экономике, на уровне межличностных отношений — вот причина изучения русского языка и литературы на новом уровне. Любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, бесспорно нужны знания родного языка. Поэтому в настоящее время перед учителем стоит проблема формирования положительной мотивации в процессе изучения русского языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.

Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет введения поисковых компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и в конечном счете позволяющих достигать гарантированные результаты обучения.

Нуждается в изменении стиль обучения и общения. На уроках превалирует стиль напряженного ожидания (спросят - не спросят), дети пассивны, им не хватает элемента новизны, отсутствует ощущение «осознанной необходимости» в хорошем, разностороннем образовании.

Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего, в формировании у ребят устойчивой мотивации к изучению русского языка.

Актуальность опыта.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения.

Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам, повышая познавательный интерес к предмету.

Перспективы введения профильного обучения на старшей ступени школы особенно актуализировали проблему познавательного интереса при обучении русскому языку и литературе. «Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем».

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к Русскому языку как к предмету?

Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение активных форм обучения на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». (К.Д. Ушинский)

Условия формирования опыта.

Опыт возник в условиях массовой общеобразовательной школы и связан с формированием информационной культуры школьников, которым предстоит жить и работать в информационном обществе с развитой сетевой и коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение, использование, удовлетворение многих личностных и социальных запросов и потребностей. В условиях широкого развития СМИ , доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой мотивированной деятельности. Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.





1. Цель и задачи педагогического опыта.

Целью моей деятельности является «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе »

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

-способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;

-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;

Развивающие:

- развивать познавательную активность;

- содействовать творческому развитию каждого ученика;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию социально – активной личности.

Методы исследования:

Изучение проблемы в теории, методической литературе, разработка уроков по теме и апробация их, мониторинг результатов и их коррекция.

Основные направления работы, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся, я считаю, отбор содержания учебного материала:

- знакомить учащегося с новыми данными (современный уровень науки)

- раскрывать историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности);

- показывать различные противоречия при помощи проблемного обучения и учить дидактическому подходу в осмыслении научных фактов и идей

-показывать необходимость научных выводов, приобретенных в результате личного опыта, для объяснения явлений жизни;

- раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения в последующей трудовой деятельности.

Поэтому целью моей работы в школе является разработка системы обучения русскому языку, направленной на

-формирование положительного интереса к учению за счет реализации инновационного подхода (активных форм обучения) и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников.

-Развитие орфографической зоркости

-Развитие правильной устной и письменной речи.

-Воспитание бережного отношения к языку и речи

-Воспитание стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки

-Развитие творческих способностей

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку, обеспечивающий формирование положительной мотивации учения.

Для реализации поставленных целей и задач на своих уроках использую следующие формы работы:

- Создание игровых ситуаций

- Работа в группах и парах

- Взаимообучение и взаимоконтроль

- Создание презентаций по заданной теме

- Личностно – ориентированный подход

- Дифференцированное обучение

- Использование информационных технологий

- Исследовательская работа

Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения родного языка строится с учетом основных требований инновационного обучения:

- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся по русскому языку;

- обязательное (добровольное) включение учащихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

- опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизведение и функционирование в новых учебных ситуациях;

- опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

2. Теоретическая часть.

2 .1. Обоснование выбранной темы.

Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации, за счет введения поисковых компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и в конечном счете позволяющих достигать гарантированные результаты обучения.

Как показывает анализ, сложившуюся практику преподавания русского языка характеризуют традиционное изучение уровневых единиц языка, абстрактность языкового материала, который обычно запоминается механически, недостаточная коммуникативность обучения, отсутствие технологий, учитывающих важность и роль эмоционального компонента в учебной деятельности.

Нуждается в изменении стиль обучения и общения. На уроках превалирует стиль напряженного ожидания (спросят - не спросят), дети пассивны, им не хватает элемента новизны.

Анализ учебного процесса в современной школе обнаруживает недооценку того факта, что в ситуации обучения взаимодействуют два фактора - собственно деятельность учителя (процесс организации, предмет освоения, учитель с его методикой, опытом и др.) И личность ученика (запросы, интересы, потребности, цели),

Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме.

Сказанное определяет актуальность и важность коренного изменения учебного процесса.

Одна из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких.

Не все делаем для того, чтобы ученики дивились "драгоценности нашего языка".

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к Русскому языку и литературе как к предмету?

Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики. К.Д. Ушинский

Начало обучения в 5 классе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Трудности усвоения материала, трудности адаптации к новым условиям, а также многое другое снижают их интерес к учению. Учебник русского языка под редакцией Разумувской М.М. и Леканта П.А. охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Учебник обеспечивает единство учебного процесса, учитывая подготовку учеников начальных классов по русскому языку. Поэтому он строится как переходный от начальных классов к средней школе. Основные его особенности связаны с задачами:

- развитие теоретического мышления и креативных способностей учащихся;

- реализация в курсе русского языка воспитательного потенциала предмета.

Учебник ориентирован на развивающее обучение, что позволяет развивать интерес к предмету, а сочетание различных форм работы, урочной и внеурочной, состоит в том, что они усиливают интерес к предмету, позволяют раскрывать способности каждого ученика, содействуют развитию творческой личности. Именно на этом основывается и формируется познавательный интерес к предмету, который можно поддерживать только тогда, когда работа производится регулярно и систематически, а не от случая к случаю. Стремление к активной мыслительной деятельности и к новым знаниям особенно возрастает, когда формы и методы разнообразны. Вот поэтому я систематически использую нестандартные задания на уроках.

Основные направления работы, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся, я считаю, следующие:

Отбор содержания учебного материала:

- знакомить учащегося с новыми данными (современный уровень науки и перспективы ее движения);

- раскрывать историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности);

- показать различные противоречия при помощи проблемного обучения и учить дидактическому подходу в осмыслении научных фактов и идей

- показывать необходимость научных выводов, приобретенных в результате личного опыта, для объяснения явлений жизни;

- раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения в последующей трудовой деятельности.

Но это только начало. Дальше успех будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком - значит, действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить еще точнее и ярче. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых ребята и не подозревали.

Поэтому цель моей работы - разработка системы обучения русскому языку, направленной на формирование положительного интереса к учению за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!