Алматинская область Илийский район ГКУ №14 с . Косозен Учитель русского языка и литературы Класс : 6 . Внеклассное мероприятие по русскому языкуТема: Мы любим русский языкЦель: воспитание чувств и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у молодого поколения;Совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении, слушании, говорении;Установлении взаимосвязи трёх языков: казахского, русского, английского;Стимулировать интерес учащихся к изучению языков.
Ход игры:1. Вступительное слово учителя.Здравствуйте, дорогие учителя и учащиеся! В нашей школе проходит неделя языка Язык – великое творение человека. Язык – основное средство общения. В языке одухотворяется весь народ и его родина. Наш президент Н. А. Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его послании, а именно в проекте «Триединство языков» сказано: «Казахстан должен восприниматься во всём мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык – государственный язык нашего народа, русский язык – язык межнационального общения, английский язык – язык успешной интеграции в глобальной экономике развития нашей страны».
. Девиз игры: Мир освещается солнцем, а человек знанием. Познакомимся с турами игры.1тур. Интеллектуальный марафон2тур. Занимательный конкурс3тур. Полиглот4тур. Собери слова
1 тур. Интеллектуальный марафон.(команды вытягивают карточки с заданиями)1 - Какие буквы в русском алфавите не обозначают звуков?(ь, ъ)2.- На какой вопрос отвечает дополнение и как подчёркивается в предложении?(Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей )3.- Назовите времена глагола.(настоящее, прошедшее, будущее)4 - Какие буквы могут давать два звука?(е, ё, ю, я)5.- На какой вопрос отвечает сказуемое?(Что делать? Что сделать)6- Что такое антонимы?(Слова противоположные по лексическому значению)7 - Какие бывают гласные?(ударные и безударные)8- Что такое синонимы?(Слова с одинаковым лексическим значением)9- Сколько родов в русском языке?(3рода)10- Как называются слова с одним и тем корнем?(однокоренные)
1 - Сколько букв в русском алфавите?(33букв)2.- Что такое существительное?(Часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?)3. - Сколько согласных в русском алфавите?(21)4.- Что изучает фонетика?(Звуки и буквы)5- На какой вопрос отвечает обстоятельство?(как? где? когда? куда?)6.- Что такое прилагательное?(Часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?)7 - Сколько гласных букв в русском алфавите?(10)8- Что относится к главным членам предложения?(подлежащее, сказуемое)9- Что такое глагол?(Часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делать? что сделать?)10. Как называются предложения, в котором содержится вопрос….(вопросительные –Итог : Было задано по 10 вопросов .
2тур. Занимательный конкурс(задаются занимательные вопросы, на которые надо быстро ответить).- Отец твоего отца(дедушка). - Подземная железная дорога.(метро) – Домашний Дед Мороз.(холодильник) – Знаменитый русский писатель.(А. С. Пушкин) – Какие бывают сказки?(литературные и народные) - Участок земли для овощей.(огород) – Говорящая птица.(попугай) – Чем заканчиваются день и ночь?(Ь) – Автор стихотворения «Вот какой рассеянный…».(С. Я. Маршак) – Кто совершил 12 подвигов в Древней Греции?(Геракл) – Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья) -- Дом автомобиля.(гараж)— Автор стихотворения «А что у вас?».(С. Михалков)— Детёныш коровы.(телёнок) – Что у зайца позади, а у цапли спереди.(Ц) – Что находится между городом и селом? (И)– Я в озёрах и реках, но в воде меня нет.(Р) – Комната для занятий в школе.(класс) – Что делает соловей?(поёт, заливается)
3тур. Полиглот(загадываются загадки, отгадки должны быть на трёх языках)1.В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу(дневник - кунделік - diary)2. Белый, а не снег, сладкий, а не мёд(сахар – секер - sugar)3.То в клетку, то в линейку, написать по ней сумей - ка, можешь и нарисовать называюсь я…..(тетрадь - дәптер - copy book)4.Белый камешек растаял на доске следы оставил(мел – бор - chalk)5 Круглое, румяное, оно растёт на ветке, любят его взрослые и маленькие дети(яблоко – алма - apple)6.Я люблю прямоту, я сама прямая, сделать ровную черту всем я помогаю(линейка - сызгыш - ruler)7.Четыре ноги, а ходить не может(стол - үстел - table)8.Кто молча учит?(книга – кітап - book)9. Февраль богат снегом, а апрель….(вода - су - water)10.Если б не было его, не сказал бы ничего(язык – тіл - language)11. Один костёр весь мир согревает(солнце – кун - sun)12 12братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят(месяц - ай - months)
4 тур. Собери слова(из букв слова ГОСУДАРСТВО учащиеся должны собрать как можно больше слов).(товар, год, суд, дар, сосуд, город,)5.отгадайте загадки 1. Конец - на дне пруда,А целое в музееНайдете без труда.(Ответ: «Кар-тина».)
2.Первый слог найдешь средь нот,А второе - бык несет.Хочешь целое найти,Так ищи его в пути.(Ответ: «До-рога».)
3.Мой первый слог найдешь тогда,Когда в котле кипит вода,Местоимение — слог второй,А в целом - школьный столик твой.(Ответ: «Пар-та».)4.Через поле и лесок подается голосок.Он бежит по проводам — Скажешь здесь, а слышно там.Ответ: Телефон5 тур перевод на казахский язык
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи. Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце. Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. 1 Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)
II
Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей. Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку. В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки..
Учитель: Завершая нашу игру, я хочу сказать что язык – самый гибкий инструмент с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык сплачивает, объединяет людей разных наций. Русский язык является одним из мировых языков, язык межнационального общения.Подведение итогов игры.Награждение победителей