
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Внеклассное мероприятие "Конкурс веселых математиков"
КГУ «Пугачевский КШДС»
Бурлинского района Западно-Казахстанской области
Математическая викторина
(5, 9 классы)
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Емельянова Зарина Кайратовна
2017-2018 уч. год
Цели внеклассного мероприятия: повторить пройденный материал; развивать в детях дух коллективизма; развивать смекалку, логику и внимательность; воспитывать в детях уверенность в себе и умение быстро сосредотачиваться на главном; развивать в детях интерес к математике.
План проведения конкурса:
-
Приветствие команд (ученики делятся, вытягивая листочки с названиями команд):
-
Название команд «Луч», «Координата», «Секунда» ;
-
эмблема;
-
девиз.
-
Разминка для команд.
-
Задания и конкурсы командам:
-
на внимание;
-
«не собьюсь!»;
-
«спички»;
-
художников;
-
пантомима;
-
анаграмма;
-
«составь из слова новые слова»;
-
«судоку»;
-
логическая задача.
-
Конкурс капитанов:
-
кто больше знает песен с числами;
-
кто больше знает сказок с числами в названии;
-
кто больше знает пословиц с числами.
-
Марафон
-
Подведение итогов.
1. Приветствие команд
1. название команд;
2. эмблема;
3. девиз.
Слово жюри.
2. Разминка для команд
(на обдумывание одного вопроса – 1-2 секунды)
Вопрос 1.
Команды |
Вопрос |
Ответ |
1-ая |
Как называется кратчайшее расстояние от точки до прямой? |
Перпендикуляр |
2-ая |
Фигура, образованная двумя лучами с общим началом? |
Угол |
3-ья |
Сумма длин всех сторон многоугольника? |
Периметр |
1-ая |
Как называются стороны прямоугольного треугольника? |
Катеты и гипотенуза |
2-ая |
Числа, расположенные правее нуля? |
Положительные |
3-ья |
Выражение, находящееся над дробной чертой? |
Числитель |
1-ая |
Не положительное и неотрицательное число? |
Нуль |
2-ая |
Число, содержащее в записи запятую? |
Десятичная дробь |
3-ья |
Результат вычитания? |
Разность |
1-ая |
Результат деления? |
Частное |
2-ая |
Результат сложения? |
Сумма |
3-ья |
Результат умножения? |
Произведение |
1-ая |
График линейной функции? |
Прямая |
2-ая |
График квадратичной функции? |
Парабола |
3-ья |
Угол с вершиной в центре окружности? |
Центральный |
Слово жюри.
3.Конкурсы для команд
1) Конкурс на внимание (Командам на 3 секунды показывается карточка, на которой изображены разноцветные фигуры с написанными на них числами:
синий квадрат (19); зеленый круг (27); красный треугольник (45); желтый ромб (36).
Задание ложное (на самом деле будет другое): найти сумму чисел.
Задание настоящее:
Команда |
Вопрос |
Ответ |
1-ая |
Какое число записано в квадрате? |
19 |
2-ая |
Какого цвета круг? |
Зеленого |
3-ья |
Какая фигура последняя? |
Ромб |
1-ая |
В какой фигуре число 45? |
В треугольнике |
2-ая |
Какая фигура синего цвета? |
Квадрат |
3-ья |
Какое число в фигуре желтой фигуре? |
36 |
2) Конкурс «Не собьюсь!»
Ведущий: до скольких вы умеете считать? Ну, смелее. До 100? До 1000000000? Попросим посчитать одного представителя из команды вслух до 30. Сумеете? Начнем, но с одним условием. Вы не должны называть «три», числа, делящиеся на три, и в название которых входит «три», например, 13; 30 и т.п. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь!»
(1; 2; не собьюсь; 4; 5; не собьюсь; 7; 8; не собьюсь; 10; 11; не собьюсь; 14; не собьюсь; 16; 17; не собьюсь; 19; 20; не собьюсь; 22; не собьюсь; 25; 26; не собьюсь; 28; 29; не собьюсь)
3) Конкурс «Спички».
Ведущий: переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
Класс |
Вопрос |
Ответ |
1-ая |
V = II + VIII |
X = II + VIII |
2-ая |
VI = X + I |
VI = V+ I |
3-ья |
VII = IV + I |
VII = V + II |
4) Конкурс «Художников».
Изобразить робота, используя только математические фигуры, символы, знаки, числа (учитывается количество использованных символов).
5) Конкурс «Пантомима».
Изобразите:
1-ая |
Разозленного кота |
2-ая |
Голодного поросенка |
3-ья |
Испуганного пингвина |
Слово жюри.
6) Конкурс «Анаграмма»
Ведущий: буквы в строках квадрата А – это анаграммы слов, которые надо вписать в строки квадрата Б. Если вы сделаете все правильно, то в диагоналях квадрата Б соберутся еще два слова.
Квадрат А (для 1-ой команды) |
|
Квадрат Б |
|
Ответ |
||||||||||||
А |
В |
Е |
З |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
З |
А |
В |
Е |
Т |
А |
Е |
Л |
П |
Ц |
|
|
|
|
|
|
|
П |
А |
Л |
Е |
Ц |
А |
А |
К |
П |
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
Ш |
А |
П |
К |
А |
А |
А |
З |
Л |
М |
|
|
|
|
|
|
|
А |
Л |
М |
А |
З |
В |
Д |
О |
О |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
О |
Т |
В |
О |
Д |
7) Конкурс “Кто быстрее сосчитает”.
1. Две дюжины умножили на 3 дюжины. Сколько всего дюжин получилось?
Ответ: 72 дюжины. (2•12)• (3•12)=(2•12•3) •12=72•12
-
Сколько раз встречается цифра 7 при записи чисел от 1 до 100?
Ответ: 20 раз.
8) Конкурс «Составь из слова новые слова».
Ведущий: из слова «калькулятор» командам надо составить как можно больше новых слов, а болельщикам самое длинное слово.
9) Конкурс «Логическая задача».
Ведущий: Тетрадь, ручка, карандаш, книга стоят 37 рублей. Тетрадь, ручка, карандаш стоят 19 рублей. Книга, ручка, карандаш стоят 35 рублей. Тетрадь и карандаш вместе стоят 5 рублей. Сколько стоит каждая вещь?
Решение:
Т+Р+КР+КН=37 (1) |
(1)-(2): КН=37-19=18 |
Ответ: книга стоит 18 рублей, ручка-14 рублей, тетрадь-2 рубля, карандаш-3 рубля.
Слово жюри.
4. Конкурс капитанов
Задания |
Пояснения |
Кто больше назовет песен с числами? |
Ответы капитаны дают по очереди. Остановившийся выбывает. За каждый правильно данный ответ присуждается 1 балл. |
Кто больше знает сказок, в названии которых числа? |
|
Кто больше назовет пословиц с числами? |
Слово жюри.
5. Марафон
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Площадь прямоугольника со сторонами 11 и 5 см? |
55 см2 |
2. |
Наименьшее число, кратное 11? |
11 |
3. |
Число, которое составляет 1/9 от 63? |
7 |
4. |
Среднее арифметическое чисел 6, 14, 70? |
30 |
5. |
Площадь квадрата, периметр которого 36 см? |
81 см2 |
6. |
Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого цифры различны? |
1023 |
7. |
2/5 часа, выраженные в минутах? |
24 минут |
8. |
1/4 книги составляют 8 страниц. Сколько страниц в книге? |
32 стр. |
9. |
Участок, площадью 1 ар? |
Сотка |
10. |
Точка, равноудаленная от всех точек окружности? |
Центр |
11. |
Отрезок ломаной? |
Звено |
12. |
Математический знак, используемый для записи чисел? |
Запятая |
13. |
Совокупность делений на линейках различных форм? |
Шкала |
14. |
Расстояние, измеряемое между концами отрезка? |
Длина |
15. |
Запись, состоящая из одной или нескольких цифр? |
Число |
16. |
Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство? |
Корень |
17. |
Число, которое не может быть делителем? |
Ноль |
18. |
Угол, образованный двумя дополнительными лучами? |
Развернутый |
19. |
Выражение, показывающее соотношение между величинами? |
Пропорция |
20. |
Место, занимаемое цифрой в записи числа? |
Разряд |
21. |
Равенство, устанавливающее связь между независимой искомой величиной и известными величинами? |
Уравнение |
22. |
Замена числа его приближенным значением? |
Округление |
23. |
Величина, измеряемая в кубических единицах? |
Объем |
24. |
Выражение, представляющее произведение одинаковых множителей? |
Степень |
25. |
Часть окружности? |
Дуга |
26. |
Квадрат наименьшего простого числа |
22 = 4 |
27. |
Отношение длины окружности к длине ее диаметра? |
Число П |
28. |
Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть? |
Подобные |
29. |
Дробь, числитель которой меньше ее знаменателя? |
Правильная |
30. |
Прямоугольный параллелепипед, все измерения которого равны? |
Куб |
31. |
Квадрат и ромб имеют равные стороны. Площадь, какой фигуры больше? |
Квадрата |
32. |
Все целые и дробные числа? |
Рациональные |
33. |
Функция вида у = кх + в? |
Линейная |
34. |
Дробное выражение, числитель и знаменатель которого не имеют общих делителей, кроме 1? |
Несократимая дробь |
35. |
Треугольники, которые имеют по два равных угла? |
Подобные |
36. |
Вписанный угол, опирающийся на дугу в 1800? |
900 |
37. |
Радиус окружности, заданной уравнением (х+5)2+(у-2)2=121 |
11 |
38. |
1/180 часть развернутого угла? |
Градус |
39. |
Часть, которую составляет 20% от числа? |
1/5 |
41. |
Отрезок стягивающий дугу в 1800? |
Диаметр |
42. |
Число, показывающее, сколько квадратных единиц содержится в плоской фигуре? |
Площадь |
43. |
Автор теоремы, выраженной равенством а2 + в2 = с2 |
Пифагор |
44. |
Параллелограмм, у которого смежные стороны взаимно перпендикулярны? |
Прямоугольник |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Слово жюри.
Награждение команд.
1. Приветствие команд
1. название команд;
2. эмблема;
3. девиз.
Слово жюри.
2. Разминка для команд
(на обдумывание одного вопроса – 1-2 секунды)
Вопрос 1.
Команды |
Вопрос |
Ответ |
1-ая |
Как называется кратчайшее расстояние от точки до прямой? |
Перпендикуляр |
2-ая |
Фигура, образованная двумя лучами с общим началом? |
Угол |
3-ья |
Сумма длин всех сторон многоугольника? |
Периметр |
1-ая |
Как называются стороны прямоугольного треугольника? |
Катеты и гипотенуза |
2-ая |
Числа, расположенные правее нуля? |
Положительные |
3-ья |
Выражение, находящееся над дробной чертой? |
Числитель |
1-ая |
Не положительное и неотрицательное число? |
Нуль |
2-ая |
Число, содержащее в записи запятую? |
Десятичная дробь |
3-ья |
Результат вычитания? |
Разность |
1-ая |
Результат деления? |
Частное |
2-ая |
Результат сложения? |
Сумма |
3-ья |
Результат умножения? |
Произведение |
1-ая |
График линейной функции? |
Прямая |
2-ая |
График квадратичной функции? |
Парабола |
3-ья |
Угол с вершиной в центре окружности? |
Центральный |
Слово жюри.
3.Конкурсы для команд
1) Конкурс на внимание (Командам на 3 секунды показывается карточка, на которой изображены разноцветные фигуры с написанными на них числами:
синий квадрат (19); зеленый круг (27); красный треугольник (45); желтый ромб (36).
Задание ложное (на самом деле будет другое): найти сумму чисел.
Задание настоящее:
Команда |
Вопрос |
Ответ |
1-ая |
Какое число записано в квадрате? |
19 |
2-ая |
Какого цвета круг? |
Зеленого |
3-ья |
Какая фигура последняя? |
Ромб |
1-ая |
В какой фигуре число 45? |
В треугольнике |
2-ая |
Какая фигура синего цвета? |
Квадрат |
3-ья |
Какое число в фигуре желтой фигуре? |
36 |
2) Конкурс «Не собьюсь!»
Ведущий: до скольких вы умеете считать? Ну, смелее. До 100? До 1000000000? Попросим посчитать одного представителя из команды вслух до 30. Сумеете? Начнем, но с одним условием. Вы не должны называть «три», числа, делящиеся на три, и в название которых входит «три», например, 13; 30 и т.п. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь!»
(1; 2; не собьюсь; 4; 5; не собьюсь; 7; 8; не собьюсь; 10; 11; не собьюсь; 14; не собьюсь; 16; 17; не собьюсь; 19; 20; не собьюсь; 22; не собьюсь; 25; 26; не собьюсь; 28; 29; не собьюсь)
3) Конкурс «Спички».
Ведущий: переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
Класс |
Вопрос |
Ответ |
1-ая |
V = II + VIII |
X = II + VIII |
2-ая |
VI = X + I |
VI = V+ I |
3-ья |
VII = IV + I |
VII = V + II |
4) Конкурс «Художников».
Изобразить робота, используя только математические фигуры, символы, знаки, числа (учитывается количество использованных символов).
5) Конкурс «Пантомима».
Изобразите:
1-ая |
Разозленного кота |
2-ая |
Голодного поросенка |
3-ья |
Испуганного пингвина |
Слово жюри.
6) Конкурс «Анаграмма»
Ведущий: буквы в строках квадрата А – это анаграммы слов, которые надо вписать в строки квадрата Б. Если вы сделаете все правильно, то в диагоналях квадрата Б соберутся еще два слова.
Квадрат А |
|
Квадрат Б |
|
Ответ |
||||||||||||
А |
В |
Е |
З |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
З |
А |
В |
Е |
Т |
А |
Е |
Л |
П |
Ц |
|
|
|
|
|
|
|
П |
А |
Л |
Е |
Ц |
А |
А |
К |
П |
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
Ш |
А |
П |
К |
А |
А |
А |
З |
Л |
М |
|
|
|
|
|
|
|
А |
Л |
М |
А |
З |
В |
Д |
О |
О |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
О |
Т |
В |
О |
Д |
7) Конкурс “Кто быстрее сосчитает”.
1. Две дюжины умножили на 3 дюжины. Сколько всего дюжин получилось?
Ответ: 72 дюжины. (2•12)• (3•12)=(2•12•3) •12=72•12
-
Сколько раз встречается цифра 7 при записи чисел от 1 до 100?
Ответ: 20 раз.
8) Конкурс «Составь из слова новые слова».
Ведущий: из слова «калькулятор» командам надо составить как можно больше новых слов, а болельщикам самое длинное слово.
9) Конкурс «Логическая задача».
Ведущий: Тетрадь, ручка, карандаш, книга стоят 37 рублей. Тетрадь, ручка, карандаш стоят 19 рублей. Книга, ручка, карандаш стоят 35 рублей. Тетрадь и карандаш вместе стоят 5 рублей. Сколько стоит каждая вещь?
Решение:
Т+Р+КР+КН=37 (1) |
(1)-(2): КН=37-19=18 |
Ответ: книга стоит 18 рублей, ручка-14 рублей, тетрадь-2 рубля, карандаш-3 рубля.
Слово жюри.
4. Конкурс капитанов
Задания |
Пояснения |
Кто больше назовет песен с числами? |
Ответы капитаны дают по очереди. Остановившийся выбывает. За каждый правильно данный ответ присуждается 1 балл. |
Кто больше знает сказок, в названии которых числа? |
|
Кто больше назовет пословиц с числами? |
Слово жюри.
5. Марафон
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Площадь прямоугольника со сторонами 11 и 5 см? |
55 см2 |
2. |
Наименьшее число, кратное 11? |
11 |
3. |
Число, которое составляет 1/9 от 63? |
7 |
4. |
Среднее арифметическое чисел 6, 14, 70? |
30 |
5. |
Площадь квадрата, периметр которого 36 см? |
81 см2 |
6. |
Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого цифры различны? |
1023 |
7. |
2/5 часа, выраженные в минутах? |
24 минут |
8. |
1/4 книги составляют 8 страниц. Сколько страниц в книге? |
32 стр. |
9. |
Участок, площадью 1 ар? |
Сотка |
10. |
Точка, равноудаленная от всех точек окружности? |
Центр |
11. |
Отрезок ломаной? |
Звено |
12. |
Математический знак, используемый для записи чисел? |
Запятая |
13. |
Совокупность делений на линейках различных форм? |
Шкала |
14. |
Расстояние, измеряемое между концами отрезка? |
Длина |
15. |
Запись, состоящая из одной или нескольких цифр? |
Число |
16. |
Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство? |
Корень |
17. |
Число, которое не может быть делителем? |
Ноль |
18. |
Угол, образованный двумя дополнительными лучами? |
Развернутый |
19. |
Выражение, показывающее соотношение между величинами? |
Пропорция |
20. |
Место, занимаемое цифрой в записи числа? |
Разряд |
21. |
Равенство, устанавливающее связь между независимой искомой величиной и известными величинами? |
Уравнение |
22. |
Замена числа его приближенным значением? |
Округление |
23. |
Величина, измеряемая в кубических единицах? |
Объем |
24. |
Выражение, представляющее произведение одинаковых множителей? |
Степень |
25. |
Часть окружности? |
Дуга |
26. |
Квадрат наименьшего простого числа |
22 = 4 |
27. |
Отношение длины окружности к длине ее диаметра? |
Число П |
28. |
Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть? |
Подобные |
29. |
Дробь, числитель которой меньше ее знаменателя? |
Правильная |
30. |
Прямоугольный параллелепипед, все измерения которого равны? |
Куб |
31. |
Квадрат и ромб имеют равные стороны. Площадь, какой фигуры больше? |
Квадрата |
32. |
Все целые и дробные числа? |
Рациональные |
33. |
Функция вида у = кх + в? |
Линейная |
34. |
Дробное выражение, числитель и знаменатель которого не имеют общих делителей, кроме 1? |
Несократимая дробь |
35. |
Треугольники, которые имеют по два равных угла? |
Подобные |
36. |
Вписанный угол, опирающийся на дугу в 1800? |
900 |
37. |
Радиус окружности, заданной уравнением (х+5)2+(у-2)2=121 |
11 |
38. |
1/180 часть развернутого угла? |
Градус |
39. |
Часть, которую составляет 20% от числа? |
1/5 |
41. |
Отрезок стягивающий дугу в 1800? |
Диаметр |
42. |
Число, показывающее, сколько квадратных единиц содержится в плоской фигуре? |
Площадь |
43. |
Автор теоремы, выраженной равенством а2 + в2 = с2 |
Пифагор |
44. |
Параллелограмм, у которого смежные стороны взаимно перпендикулярны? |
Прямоугольник |

