Внеклассное мероприятие
"Язык-богатство народа"
I Тема:"Язык богатство народа"
II Цели:а)совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении, слушании,
говорении; установление, взаимосвязи трёх языков: казахского, русского, английского;
б) развитие навыков связной речи, памяти;
в) воспитание чувства и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у
молодого поколения.
Наглядности: портреты поэтов, выставка книг, интерактивная доска.
Вид: театральный.
Методы: сообщения, чтение по ролям, песня, слово назидания.
Ход:
I Слово ведущим:
Мадина-Добрый день, уважаемые учителя и студенты.
Добро пожаловать на наш праздник- на праздник языков, посвящённый теме "Язык
богатство народа". Первый президент Н.А.Назарбаев уделял большое внимание
образованию и науке. В его послании сказано: Казакстан должен восприниматься во
всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно
пользоваться тремя языками. Это казахский язык - государственный язык нашего
народа, русский язык как язык межнационального общения, английский язык - язык
успешной интеграции в глобальной экономике развития нашей страны.
Назерке- Язык является важнейшим средством человеческого общения. В
современном мире насчитывается более двух тысяч языков и любой национальный
язык обладает определёнными,присущими ему достоинствами. Исторически
сложилось так, что на территории Казахстана действуют и развиваются языки многих
народов, населяющих нашу Республику, но государственным языком является
казахский язык. В Основном Законе государства - Конституции Республики Казахстана
записано:" В государственных организациях и органах местного самоуправления
наравне с казахским официально употребляются и русский язык".
Стихотворение "Родной язык" читает Азимханова Жанерке.
Мадина- Великие деятели своего народа, такие, как Пушкин, Абай, Байрон воспевали
могучую роль родного языка в образовании и воспитании человека. Слова выявляют
воспитание говорящего. Язык оружие сердца, он охраняет жизнь человека.
Песня:"Желсіз түнде жарық-ай!" в исполнении Амангелдикызы Риты и Несипбаевой
Динары.
Назерке- Абай рано проникся чувством глубокого уважения к великому наследию
русской культуры, жил сознанием общности идеалов и раскрепощения народов России
от многовекового гнёта и темноты. Позже в" Гаклиях" он писал:"Изучай культуру и
искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче..."
"Узнавай у русских доброе, узнавай, как работать и добывать честным трудом
средства к жизни. Если ты его достанешь, то научишь свой народ и защитишь его от
угнетения... "
Мадина:- Известный казахский литературовед Мухамеджан Каратаев так говорит о
влиянии Пушкина на великого казахского поэта Абая:"Поэзия Пушкина органически
питала ту почву, на которой пышно расцветал оригинальный талант казахского
национального поэта, создавшего блестящие стихи, не подражательные , а вполне
оригинальные, казахские, но естественно созвучные с пушкинскими. Жизнь, человек -
центральная любимая тема как у Пушкина, так и у Абая.
Назерке- Пушкин нашёл в Абае первый доступ казахскому читателю. Отдельные
отрывки из "Евгения Онегина "в вольном переводе Абая были поистине
потрясающими явлениями на казахской почве и вскоре стали самыми популярными и
любимыми песнями казахской степи. Абай, подобно Пушкину, придал казахской поэзии
новое звучание, предельно расширил его границы. Если до Абая в казахской поэзии
знали только две-три формы стиха, то Абай ввёл и навсегда утвердил в казахской
поэзии больше десяти новых стихотворных форм. Пушкин с восхищением изучал
русский народный фольклор, гениально использовав в своём творчестве его богатые
образы и живой колоритный язык. Точно так же и Абай - родоначальник новой
казахской литературы и создатель литературного языка - был редким знатоком
богатейшего устного творчества казахского народа.
Мадина-Абай призывал казахов изучить русский язык, русскую культуру и перенять
трудолюбие русского народа. "Наука, знание, достаток, искусство-всё это у русских,
писал Абай в" Книге Слов". - Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, на мир
откроются и твои глаза".
Инсценировка
Назерке- Абай любил своих детей, а их было трое, отдал учиться в русскую школу.
Абай высоко поднял светильник разума в темноте степи. Он сблизил молодёжь между
собой. За столом сидят Абай, Улжан, Айгерим, дети Абая-Абиш, Магаш, Гульбадан.
Назерке- Стремясь познакомить свой народ с образами романа А. С. Пушкина
"Евгений Онегин" Абай 1887-89 годах переводит несколько отрывков: "Портрет
Онегина", "Письмо Татьяны", "Слово Татьяны", "Монолог Ленского", "Слово Онегина",
"Письмо Онегина Татьяне".
"Письмо Татьяны к Онегину" в переводе Абая читает Азимханова Акерке.
Сообщение о Пушкине, об Абае, о Байроне.
1.Музапбаров
2.Алиев Р.
3.Сержанов Ж.
Мадина- В наш век, век технологии, современный человек должен владеть тремя
языками обязательно. Это жизненная необходимость. Как сказал Гёте:" Кто не знает
иностранного языка, тот не знает о своём языке". Так как тема посвящена триединству
языков.
Назерке- Стихи Абая "Без знаний нос не задирай"-читает Жетписбекова Ардак.
Стихи Абая "Осень"-читает Несипбаева Динара.
Слова назидания Абая -читает Холов.
Песня :"Көзімнің қарасы"
Назерке: Я приглашаю вас поучаствовать в викторине.
1.Что означает имя Абай? - Осторожный, предусмотрительный.
2.Каким именем Абая Кунанбаева нарекли при рождении? - Ибрагимом
3.Как звали маму Абая? - Улжан
4.Как звали отца Абая? - Кунанбай
5.Как звали бабушку Абая? - Зере
6.В какой области родился Абай Кунанбаев? - Семипалатинской обл
7. Какие стихотворения о временах года написал Абай?
8.Какой русский поэт написал стихотворения о временах года (А. С. П)
9 Кто занимался воспитанием А. С. Пушкина? - Арина Родионовна, Мария Алексеевна
10 Когда Пушкин был принят Царско сельский лицей? - 1811
12. Кто перевел замечательное произведение Пушкина"Евгений Онегин"? - Абай
Назерке-
Любой язык по своему велик,
Бесценное наследство вековое
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое
Мадина-
Шұғыла таңымыз,
Қазақ жері бағымыз
Қайнарынан мөп мөлдір
Сусындайды жанымыз.
Назерке- Ребята, обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание
языка поможет вам в овладении многими науками.
Мадина- На этом наш вечер, посвященный празднику языка, завершен.
●Вместе- Спасибо за внимание!.