Дата:
Предмет: История
Казахстана
Класс:
7
Тема: Архитектура и ее
особенности
Цель: учащиеся должны иметь
представление об архитектуре VI-IX
вв. и ее
особенностях
Задачи:
- образовательная:
сформировать представление об архитектуре и
скульптуре как о неотъемлемых элементах культурного наследия
тюрков. Дть определение таким понятиям, как «Архитектура»,
«Скульптура», «Мавзолеи», «Мазары», « Уыки», «Рабат», «Шахристан»,
«Цитадель», «Балбал», «Менгиры».
- Развивающая:
выявить причинно- следственные связи между
кочевым и оседлым видами хозяйства и особенностями строительного
искусства, скульптуры.
Воспитательная:
эстетическое воспитание учащихся,
расширение кругозора знаний учащихся, продолжить
развитие познавательного интереса, творческих способностей
учащихся
Тип урока: Урок формирования новых
знаний.
Методы: репродуктивный, словесный,
сравнительный анализ,
объяснительно-иллюстративный
Наглядность: учебная карта, статья
«Архитектура VI- IX
вв. » Маргулан, слайды к
уроку
План урока:
-
Вступительная часть.
-
Организационная часть – 2
мин.
- проверка по журналу;
- готовность к уроку;
- цели и задачи урока.
-
Основная часть.
-
Проверка знаний ранее изученного
материала – 10 мин.
вопросы 1-6 стр. 34
карта - районы оседания древних тюрков, наиболее
благоприятные для полукочевого скотоводства
районы
(на
доске)- заполнить
кочевая
|
полукочевая
|
оседлая
|
круглогодичные пастбища-л, в, о,
з
|
зимой - постоянные зимовки
|
оседание в городах - центры торговли и
ремесла
|
подножный корм
|
кочевка лишь л, в, о
|
вокруг городов занимались земледелием,
садоводством, бахчеводством, виноградством
|
удобство-юрта
|
кенты у подножий, вблизи
городов
|
рост городов
|
-
Изложение нового материала- 20
мин.
А)
Введение в тему:
Введение новых
понятий: «Архитектура», «Скульптура», «Мавзолеи»,
«Мазары», «Уыки», «Рабат», «Шахристан», «Цитадель», «Балбал»,
«Менгиры». ( демонстрация на
экране)
Иллюстрации:
мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, мавзолей Арыстан-Баба, мавзолей
Кок-Кесене, мавзолей Алаш-хана, дыны,сардоба, балбалы-каменные
изваяния, изображения храмов,
мечетей.
Терминология:
1)
Архитектура.
2) Мавзолеи,
мазары,
3)
Прикладное искусство.
Архитектура (лат. яз.- «искусство
строить») - зодчество.

Мавзолеи
Мазары Произведения
зодчества
Жилища
Работа со словарем
Акыртас – недостроенное жилище вблизи г.
Тараз
Особенность архитектуры раннего
средневековья – сардоба – надстройка над
колодцем:

С
ардоба
Однокупольная сардоба – для отдыха
караванщиков в пути
Многокупольные сардоба – для скотоводов
и купцов
Религиозное зодчество – строили
буддийские храмы (возле городов Акмешит и
Суяб)
Дын
– сооружение для молитв доисламского периода
ИЗО - орнамент – по дереву, по
керамике, на стенах дворцов,
петроглифы
Скульптура – балбалы (Кемпиртас,
Таскеменшик) – у захоронений знати,
военноначальников
Прикладное искусство: терракота, керамика,
пластика (словарь стр. 109)
Б) Воспроизведение учащимися знаний, связанных с
содержанием предстоящей работы.
Сравнительный анализ
- архитектурные сооружения степных и городских
тюрков – совместная работа учителя и учащихся по заполнению
таблицы- 3 минуты (воспроизведение на
слайде).
Таблица 1
Вид
населенного пункта
|
Архитектурные сооружения
|
Аул
|
?
|
Город
|
?
|
Ответы
учащихся.
Вид
населенного пункта
|
Архитектурные сооружения
|
Аул
|
Юрты, жилища на зимовках из камыша,
сырого глиняного кирпича, самана, дерева,
камня
|
Город
|
Храмы, мечети, сардобы, дыны, бани, дворцы,
глинобитные и каменные дома.
|
Выводы
учащихся: степная архитектура представлена
переносным
жилищем номадов - юртой, городская
архитектура – постоянными
сооружениями. Климат влиял на выбор жилищ. Если
на юге и юго - западе кочевники жили в юртах круглый год, то из- за
сурового климата в зимнее время кочевники сооружали глинобитные или
деревянные зимовки.
Прикладное
искусство – вид искусства связанный с
архитектурой, украшение орнаментами,
узорами.
К прикладному
искусству 14-15 вв. относятся такие
новшества:
Арки, своды, купола.
Разноцветные кирпичи
Использование глазурованной
краски
Росписи, рельефы, орнамент.
Физминутка «Арки»
(становятся все в ряд по двое
и изображают арку).
С) Работа с
теоретическим материалом. Первичное восприятие усвоенного
материала
1)
Беседа:
1. Что такое
архитектура? Это искусство строения зданий,
зодчества.
В Казахстане
архитектура достигла своего расцвета 10-12вв. Но в 13 произошло
монгольское нашествие и многие памятники и города были разрушены.
Только в 14-15 вв. начинает возрождаться городская культура и
вместе с ней и архитектурное строительство в
Казахстане.
2)
Дифференцированная работа с материалом учебника (Пашковская К.,
Дуйсенбай Б., Бозжигитова А. – мавзолеи Ходжи Арыстан – Баба,
Алаш-хана, Серебрянская А., Токжуманова Л., Усеев С., Хайрденов С.,
Шаталов В., Герих П. – мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, Зейникенов Т.,
Советов А., Легкий Е. – мавзолей Кок-Кесене
)
В
10-12вв. Появляются архитектурные сорружения связанные с
распространением ислама в Казахстане:
Мечети-
Мавзолеи-
Балбалы-
Мавзолеи 10-12вв – Айша-Биби и
Бабаджа-Хатун.
В 14-15
вв. Появляется множество новых
архитектурных сооружений, особенно мавзолеев, т.к. монголы укрепили
позиции ислама в Казахстане.
3) Работа в тетрадях: описание
мавзолеев заносим в тетрадь
М
авзолеи.
Мавзолеи
Казахстана в 14-15вв.

Х
. А. Йассауи Арыстан –Баба Кок-Кесене Алаша
хана

Зачитать описание
мавзолеев стр.
159-160.
Первичное воспроизведение новых
знаний:
А) Диктант «4-лишний»
Инструкция учащимся: составить
предложение, исключив неверное утверждение или слово, не
относящееся к теме
1. Алматинская область
3. Сардобы
Карл Байпаков Мырзарабат
Сооружение Акыртас Якка
VII- VIII
вв. Дыны
2.Балбал 4. к.VI-нач.VII вв.
Менгир Акбешим
Кемпиртас Остатки буддийских
храмов
Таскелиншик Суяб
Самостоятельная проверка усвоенных знаний по
слайду (выводится на экран)
D) Обобщение усвоенных
знаний
А)
Фронтальный опрос:
Особенности архитектуры и скульптуры
в VI-IX
вв.:
Изображались лица, фигуры человека, а также
животные
Множество балбалов
Строились буддийские, зороастрийские,
христианские церкви и храмы, так как эти религии распространялись
по Шелковому пути
Б)
Работа с опорной схемой.
Задание: Заверши опорную схему
«Развитие торговли»
Развитие ремесел
внутри городов обмен товарами Торговля
международная Великий Шелковый путь
между степняками и горожанами
Рефлексия:
Закончите предложение « Сегодня на
уроке я узнал, что…»
VI. Инструктаж по домашнему
заданию:
работа с текстом учебника – вопросы 1-7 , стр. 40
устно
дополнит. материал из хрестоматии –
«Акыртас», «Тараз», стр. 30-40
Домашнее задание: параграф
8
Итоги урока (выставление
отметок).