Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства в 1-й четверти ΧVIII века
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Дата:
Предмет: История Казахстана
Класс: 7
Тема: Архитектура и ее особенности
Цель: учащиеся должны иметь представление об архитектуре VI-IX вв. и ее особенностях
Задачи:
- образовательная: сформировать представление об архитектуре и скульптуре как о неотъемлемых элементах культурного наследия тюрков. Дть определение таким понятиям, как «Архитектура», «Скульптура», «Мавзолеи», «Мазары», « Уыки», «Рабат», «Шахристан», «Цитадель», «Балбал», «Менгиры».
- Развивающая: выявить причинно- следственные связи между кочевым и оседлым видами хозяйства и особенностями строительного искусства, скульптуры.
Воспитательная: эстетическое воспитание учащихся, расширение кругозора знаний учащихся, продолжить развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Методы: репродуктивный, словесный, сравнительный анализ, объяснительно-иллюстративный
Наглядность: учебная карта, статья «Архитектура VI- IX вв. » Маргулан, слайды к уроку
План урока:
-
Вступительная часть.
-
Организационная часть – 2 мин.
- проверка по журналу;
- готовность к уроку;
- цели и задачи урока.
-
Основная часть.
-
Проверка знаний ранее изученного материала – 10 мин.
вопросы 1-6 стр. 34
карта - районы оседания древних тюрков, наиболее благоприятные для полукочевого скотоводства районы
(на доске)- заполнить
кочевая |
полукочевая |
оседлая |
круглогодичные пастбища-л, в, о, з |
зимой - постоянные зимовки |
оседание в городах - центры торговли и ремесла |
подножный корм |
кочевка лишь л, в, о |
вокруг городов занимались земледелием, садоводством, бахчеводством, виноградством |
удобство-юрта |
кенты у подножий, вблизи городов |
рост городов |
-
Изложение нового материала- 20 мин.
А) Введение в тему:
Введение новых понятий: «Архитектура», «Скульптура», «Мавзолеи», «Мазары», «Уыки», «Рабат», «Шахристан», «Цитадель», «Балбал», «Менгиры». ( демонстрация на экране)
Иллюстрации: мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, мавзолей Арыстан-Баба, мавзолей Кок-Кесене, мавзолей Алаш-хана, дыны,сардоба, балбалы-каменные изваяния, изображения храмов, мечетей.
Терминология:
1) Архитектура.
2) Мавзолеи, мазары,
3) Прикладное искусство.
Архитектура (лат. яз.- «искусство строить») - зодчество.
Мавзолеи
Мазары Произведения зодчества
Жилища
Работа со словарем
Акыртас – недостроенное жилище вблизи г. Тараз
Особенность архитектуры раннего средневековья – сардоба – надстройка над колодцем:
С ардоба
Однокупольная сардоба – для отдыха караванщиков в пути
Многокупольные сардоба – для скотоводов и купцов
Религиозное зодчество – строили буддийские храмы (возле городов Акмешит и Суяб)
Дын – сооружение для молитв доисламского периода
ИЗО - орнамент – по дереву, по керамике, на стенах дворцов, петроглифы
Скульптура – балбалы (Кемпиртас, Таскеменшик) – у захоронений знати, военноначальников
Прикладное искусство: терракота, керамика, пластика (словарь стр. 109)
Б) Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Сравнительный анализ - архитектурные сооружения степных и городских тюрков – совместная работа учителя и учащихся по заполнению таблицы- 3 минуты (воспроизведение на слайде).
Таблица 1
Вид населенного пункта |
Архитектурные сооружения |
Аул |
? |
Город |
? |
Ответы учащихся.
Вид населенного пункта |
Архитектурные сооружения |
Аул |
Юрты, жилища на зимовках из камыша, сырого глиняного кирпича, самана, дерева, камня |
Город |
Храмы, мечети, сардобы, дыны, бани, дворцы, глинобитные и каменные дома. |
Выводы учащихся: степная архитектура представлена переносным жилищем номадов - юртой, городская архитектура – постоянными сооружениями. Климат влиял на выбор жилищ. Если на юге и юго - западе кочевники жили в юртах круглый год, то из- за сурового климата в зимнее время кочевники сооружали глинобитные или деревянные зимовки.
Прикладное искусство – вид искусства связанный с архитектурой, украшение орнаментами, узорами.
К прикладному искусству 14-15 вв. относятся такие новшества:
Арки, своды, купола.
Разноцветные кирпичи
Использование глазурованной краски
Росписи, рельефы, орнамент.
Физминутка «Арки» (становятся все в ряд по двое и изображают арку).
С) Работа с теоретическим материалом. Первичное восприятие усвоенного материала
1) Беседа:
1. Что такое архитектура? Это искусство строения зданий, зодчества.
В Казахстане архитектура достигла своего расцвета 10-12вв. Но в 13 произошло монгольское нашествие и многие памятники и города были разрушены. Только в 14-15 вв. начинает возрождаться городская культура и вместе с ней и архитектурное строительство в Казахстане.
2) Дифференцированная работа с материалом учебника (Пашковская К., Дуйсенбай Б., Бозжигитова А. – мавзолеи Ходжи Арыстан – Баба, Алаш-хана, Серебрянская А., Токжуманова Л., Усеев С., Хайрденов С., Шаталов В., Герих П. – мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, Зейникенов Т., Советов А., Легкий Е. – мавзолей Кок-Кесене )
В 10-12вв. Появляются архитектурные сорружения связанные с распространением ислама в Казахстане:
Мечети-
Мавзолеи-
Балбалы-
Мавзолеи 10-12вв – Айша-Биби и Бабаджа-Хатун.
В 14-15 вв. Появляется множество новых архитектурных сооружений, особенно мавзолеев, т.к. монголы укрепили позиции ислама в Казахстане.
3) Работа в тетрадях: описание мавзолеев заносим в тетрадь
М авзолеи.
Мавзолеи Казахстана в 14-15вв.
Х . А. Йассауи Арыстан –Баба Кок-Кесене Алаша хана
Зачитать описание мавзолеев стр. 159-160.
Первичное воспроизведение новых знаний:
А) Диктант «4-лишний»
Инструкция учащимся: составить предложение, исключив неверное утверждение или слово, не относящееся к теме
1. Алматинская область 3. Сардобы
Карл Байпаков Мырзарабат
Сооружение Акыртас Якка
VII- VIII вв. Дыны
2.Балбал 4. к.VI-нач.VII вв.
Менгир Акбешим
Кемпиртас Остатки буддийских храмов
Таскелиншик Суяб
Самостоятельная проверка усвоенных знаний по слайду (выводится на экран)
D) Обобщение усвоенных знаний
А) Фронтальный опрос:
Особенности архитектуры и скульптуры в VI-IX вв.:
Изображались лица, фигуры человека, а также животные
Множество балбалов
Строились буддийские, зороастрийские, христианские церкви и храмы, так как эти религии распространялись по Шелковому пути
Б) Работа с опорной схемой.
Задание: Заверши опорную схему «Развитие торговли»
Развитие ремесел
внутри городов обмен товарами Торговля международная Великий Шелковый путь
между степняками и горожанами
Рефлексия:
Закончите предложение « Сегодня на уроке я узнал, что…»
VI. Инструктаж по домашнему заданию:
работа с текстом учебника – вопросы 1-7 , стр. 40 устно
дополнит. материал из хрестоматии – «Акыртас», «Тараз», стр. 30-40
Домашнее задание: параграф 8
Итоги урока (выставление отметок).