Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
“Волшебная аппликация. Создаем сказку своими руками!”
Методическое пособие по аппликации
Введение
-
Актуальность и значимость аппликации в развитии детей.
-
Цели и задачи методического пособия.
-
Возрастные особенности детей при освоении аппликации.
Глава 1. Теоретические основы аппликации
-
Определение и виды аппликации (плоская, объемная, мозаичная и др.).
-
Материалы и инструменты для работы (бумага, ткань, природные материалы и др.).
-
Основные принципы создания аппликации.
Глава 2. Методика проведения занятий по аппликации
-
Подготовка к занятию (выбор темы, материалов, демонстрационных образцов).
-
Этапы выполнения аппликации (планирование, вырезание, компоновка, наклеивание, оформление).
-
Индивидуальный и групповой подходы в обучении аппликации.
-
Организация творческой деятельности детей.
Глава 3. Тематические занятия по аппликации
-
Простейшие формы аппликации для младшего возраста,среднего и старшего (геометрические фигуры, простые силуэты).
-
Аппликация на тему природы (деревья, цветы, животные, времена года).
-
Тематическая аппликация (праздничная, сюжетная, сказочная).
-
Экспериментирование с разными техниками (объемная аппликация, коллаж, комбинированные техники).
Глава 4. Развитие творческих способностей через аппликацию
-
Роль аппликации в развитии мелкой моторики, воображения, художественного вкуса.
-
Использование нетрадиционных техник (рваная аппликация, аппликация из ткани, пластилиновая аппликация).
-
Связь аппликации с другими видами изобразительной деятельности.
Глава 5. Оценивание и анализ работ
-
Критерии оценки аппликационных работ.
-
Поощрение и стимулирование детского творчества.
-
Выставки, конкурсы и другие формы представления детских работ.
-
Дидактические материалы
Заключение
-
Итоги применения методики.
-
Рекомендации для педагогов и родителей.
Список литературы
Источники, использованные при составлении пособия.
Введение
Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) — это вырезание изображений животных, человека, узоров и приклеивание их на другом материале, фоне.
Аппликация из бумаги является одним из видов изобразительной деятельности в детском саду.
Дети вырезают различные изображения на глаз, без прорисовки карандашом, и наклеивают их на более плотную бумагу.
Занимаясь аппликацией, они приобретают ряд знаний, ориентировок и практических умений, полезных для их общего развития. Выполняя декоративные аппликационные работы, дети знакомятся с геометрическими фигурами, цветом, числом, величиной; осваивают понятия о ритме и симметрии; приобретают ориентировку в использовании ограниченного пространства листа бумаги. Правильность и четкость форм, а также разнообразие цветов и оттенков в материале для аппликации доставляет детям эстетическое удовольствие и способствует развитию их художественного вкуса.
Овладение приемами вырезания разнообразных форм для декоративной и предметно-сюжетной аппликации содействует развитию мелких и тонких движений кисти руки, подчиненных контролю глаза и сознания. Изображая в аппликации тот или иной предмет, ребенок должен ясно представить контурные очертания его частей и осмыслить наиболее рациональные приемы вырезывания их, а это связано с развитием наблюдательности, воображения и зрительного контроля.
Весь процесс аппликации, включая вырезание и наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточенного внимания, аккуратности, выдержки и настойчивости в достижении поставленной цели. Воспитание этих качеств у детей дошкольного возраста осуществляется в детском саду на разнообразных занятиях, в том числе и на занятиях аппликацией. Занятия по аппликации способствуют развитию творческих изобразительных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности.
“Программой воспитания и обучения в детском саду” предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи:
-
составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
-
составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
-
овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;
-
формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
-
формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. В возрасте 2-3 лет у детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность.
Задачи решаемые в этом возрасте элементарны:
-
учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;
-
развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;
-
дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
-
развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
-
развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться “вслед” за взрослыми.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются. На четвертом году жизни ребенка задачи поставлены более сложные:
-
учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике;
-
учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик ...), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиками ...);
-
учить правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу, а затем более широкие; учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру, обрисовывания кисточкой с клеем ее края;
-
формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: с начало выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь;
-
воспитывать художественный вкус.
В средней группе решаются более сложные задачи:
-
учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру;
-
приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу;
-
обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (геометрических и растительных форм);
-
учить располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Могут комбинировать технику. Дети осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивания их к ткани. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.
Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности
Возрастные особенности детей при освоении аппликации
Младший дошкольный возраст (2–3 года)
-
Дети только начинают осваивать аппликацию, поэтому важно использовать простые формы и крупные детали.
-
Работа должна быть максимально доступной: наклеивание готовых элементов (круги, квадраты, овалы).
-
Важен сенсорный опыт: рваная аппликация, наклеивание ладошек, пальчиковая аппликация.
-
Основная цель — развитие координации движений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
-
Используются безопасные материалы: мягкая бумага, клей-карандаш, готовые наклейки.
Средний дошкольный возраст (3–4 лет)
-
Дети начинают самостоятельно вырезать простые формы по шаблону и составлять композиции.
-
Появляется умение комбинировать несколько элементов в одной работе.
-
Осваиваются основные приемы работы с клеем и ножницами.
-
Развивается понимание цветовой гармонии, симметрии и пропорций.
-
Включаются простые творческие задания: «дорисуй и дополни аппликацию», «создай узор».
Старший дошкольный возраст (4–5 лет)
-
Дети могут вырезать сложные формы, комбинировать детали и создавать сюжетные композиции.
-
Развивается самостоятельность в выборе тематики и материалов.
-
Используются различные техники (мозаичная, объемная аппликация, комбинированные материалы).
-
Появляется желание украшать и дополнять аппликацию (дорисовка, использование текстурных элементов).
-
Развиваются творческие способности и индивидуальный художественный стиль.
Глава 1 Теоретические основы аппликации
Виды аппликации:
-
По характеру исполнения:
-
Плоская аппликация – классическая техника, при которой все элементы наклеиваются на основу без дополнительного объема. Используется в работе с детьми младшего возраста.
-
Объемная аппликация – включает элементы, создающие 3D-эффект (подгибание, складки, использование гофрированной бумаги, текстиля).
-
Мозаичная аппликация – изображение составляется из мелких деталей (бумажные кусочки, крупа, бисер и т. д.). Развивает усидчивость и точность движений.
-
Контурная аппликация – детали наклеиваются только по контуру, оставляя фон видимым. Подходит для создания силуэтных изображений.
-
По используемым материалам:
-
Бумажная аппликация – наиболее распространенный вид, использующий цветную бумагу и картон.
-
Тканевая аппликация – выполняется из кусочков ткани, используется в рукоделии и дизайне одежды.
-
Природная аппликация – создается из листьев, цветов, семян, засушенных растений. Развивает экологическое восприятие.
-
Комбинированная аппликация – сочетает разные материалы (бумагу, пластилин, ткань, фетр, фольгу).
-
-
По способу выполнения:
-
Силуэтная аппликация – изображение создается из цельных силуэтов, вырезанных из бумаги.
-
Предметная аппликация – отдельные элементы формируют узнаваемые образы (домик, дерево, человек).
-
Сюжетная аппликация – включает несколько объектов, объединенных общей темой (сказочные сцены, праздники).
-
Декоративная аппликация – используется для украшения предметов интерьера, одежды, открыток.
-
-
Каждый вид аппликации имеет свои особенности и может быть адаптирован под возраст и уровень подготовки детей.
Основные принципы создания аппликации
Создание аппликации требует соблюдения определенных принципов, которые помогают добиться гармоничного и эстетически привлекательного результата.
1. Выбор идеи и композиции
-
Аппликация должна соответствовать возрастным и творческим возможностям ребенка.
-
Важно заранее продумать сюжет, расположение элементов и цветовую гамму.
-
Композиция должна быть уравновешенной: гармоничное сочетание крупных и мелких деталей, симметрия или динамика в расположении элементов.
2. Подбор материалов и инструментов
-
В зависимости от техники аппликации используются бумага, картон, ткань, природные материалы, пластилин и другие элементы.
-
Материалы должны быть безопасными, удобными для работы и подходящими по текстуре и плотности.
-
Важную роль играют клеевые составы: клей-карандаш, ПВА, двусторонний скотч, клеевые пистолеты и т. д.
3. Подготовка деталей и фона
-
Детали вырезаются с учетом формы, пропорций и размеров.
-
Использование шаблонов помогает создать аккуратные и ровные формы.
-
Фон подбирается с учетом контраста, чтобы основные элементы выделялись.
4. Сочетание цветов и форм
-
Аппликация должна быть яркой, но не перегруженной большим количеством оттенков.
-
Рекомендуется использовать 2–4 основных цвета и их оттенки.
-
Контрастные цвета делают элементы выразительными, а гармоничные сочетания создают целостность композиции.
5. Размещение и закрепление элементов
-
Наклеивание начинается с крупных элементов, затем добавляются мелкие детали.
-
Важно соблюдать порядок наложения (например, сначала фон, затем передний план).
-
Детали можно закреплять не полностью, создавая объемный эффект.
6. Аккуратность и эстетичность
-
Клей наносится равномерно, без излишков, чтобы избежать пятен и пузырей.
-
Края деталей должны быть ровными и четкими.
-
Готовая работа может быть дополнительно украшена (дорисовка, обводка, блестки, текстильные элементы).
7. Развитие творческого подхода
-
Аппликация не должна быть строго шаблонной – важно поощрять фантазию ребенка.
-
Можно использовать нестандартные материалы и техники (рваная бумага, объёмные элементы, комбинирование с рисованием).
-
Детям можно предлагать придумать сюжет самостоятельно или дополнить работу новыми деталями.
Соблюдение этих принципов помогает не только создавать красивые аппликации, но и развивать у детей художественное мышление, аккуратность и любовь к творчеству.
Глава 2 Методика проведения занятий по аппликации
1. Подготовка к занятию
Выбор темы:
-
Тема занятия должна быть интересной и соответствовать возрасту детей (например, «Осенний лес», «Сказочные персонажи», «День Победы»).
-
Тема может быть связана с временами года, праздниками, животным миром, профессиями и т. д.
Подбор материалов:
-
Основа – картон, цветная бумага, ткань, пластилин, фетр.
-
Клеящие материалы – клей-карандаш, ПВА, двусторонний скотч.
-
Инструменты – ножницы, кисти для клея, карандаши, фломастеры.
-
Дополнительные элементы – пуговицы, нитки, блестки, природные материалы.
Демонстрационные образцы:
-
Готовые примеры аппликации, которые помогут детям представить конечный результат.
-
Иллюстрации или схемы выполнения работы поэтапно.
-
Видео или фото процесса для наглядности.
2. Этапы выполнения аппликации
-
Планирование
-
Рассмотрение темы и обсуждение, какие элементы понадобятся.
-
Разделение аппликации на основные части (фон, крупные и мелкие детали).
-
Определение порядка наклеивания.
-
-
Вырезание
-
Подготовка необходимых деталей (по шаблону или свободное вырезание).
-
Использование различных техник (прямое вырезание, рваная аппликация, силуэтная техника).
-
Развитие навыков работы с ножницами и аккуратности.
-
-
Компоновка
-
Распределение элементов на основе без приклеивания.
-
Поиск оптимального расположения деталей, создание гармоничной композиции.
-
-
Наклеивание
-
Начинается с фона и крупных деталей, затем добавляются мелкие элементы.
-
Использование разных способов крепления (полностью приклеенные детали, объемные элементы).
-
Контроль за аккуратностью (избегать излишков клея, ровно наклеивать детали).
-
-
Оформление
-
Добавление деталей: дорисовка, использование блесток, декоративных элементов.
-
Завершающая проверка работы: оценка композиции, исправление возможных недостатков.
-
Подведение итогов, обсуждение работ, похвала и поощрение детей.
-
Индивидуальный и групповой подходы в обучении аппликации
В процессе обучения аппликации важно учитывать разные формы работы, адаптируя их под способности и уровень подготовки детей.
Индивидуальный подход:
-
Используется при работе с детьми разного уровня подготовки, позволяя каждому развиваться в своем темпе.
-
Позволяет учитывать личные интересы и предпочтения ребенка при выборе темы и материалов.
-
Подходит для коррекционной работы, развития мелкой моторики и творческих способностей.
-
Педагог дает индивидуальные рекомендации, помогает справляться с трудностями.
-
Может применяться в самостоятельной или проектной деятельности.
Групповой подход:
-
Включает работу малыми группами (2–4 человека) или всем коллективом.
-
Развивает коммуникативные навыки, учит сотрудничеству и взаимопомощи.
-
Дети учатся делиться материалами, договариваться о распределении ролей.
-
Групповая работа может включать создание коллективных панно, тематических композиций.
-
Позволяет быстрее освоить новые техники через обсуждение и наблюдение за работой других.
Комбинированный подход:
-
На начальном этапе педагог может объяснять задание всему классу (групповая работа), а затем индивидуально помогать каждому ребенку.
-
Применяется в конкурсах и выставках, когда каждый создает индивидуальную работу, но в едином тематическом стиле.
Организация творческой деятельности детей
Эффективная организация занятий по аппликации способствует не только развитию художественных навыков, но и формированию самостоятельности и воображения у детей.
Основные принципы организации:
-
Создание комфортной творческой атмосферы
-
Поддержка инициативы и свободы самовыражения.
-
Поощрение нестандартного мышления и новых идей.
-
Обеспечение эмоционально благоприятной обстановки (музыка, доброжелательное общение).
-
-
Организация рабочего пространства
-
Разделение материалов по доступности для детей (например, общий стол с клеем, ножницами).
-
Обеспечение личного пространства для каждого ребенка.
-
Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.
-
-
Использование различных видов деятельности
-
Индивидуальная работа (создание персональной аппликации).
-
Парная или групповая работа (совместные панно, декорации).
-
Интерактивные занятия (сказкотерапия, театрализованные постановки с использованием аппликаций).
-
-
Мотивация и поощрение
-
Размещение работ детей на выставках, стендах, подарки родителям.
-
Конкурсы и тематические проекты.
-
Вербальное поощрение, сертификаты, небольшие призы.
-
-
Развитие самостоятельности
-
Поощрение самостоятельного выбора материалов и идей.
-
Обучение детей планированию своей работы.
-
Развитие навыков самоконтроля и оценки результата.
-
Глава 3 Тематические занятия по аппликации
Фигуры, приготовленные для выкладывания, удобнее раздавать детям в индивидуальных коробочках небольшого размера или на подносах. Это облегчает организацию занятий, . особенно в младших группах, когда дети еще не могут осмысленно отбирать нужное им количество фигур, а стараются взять их как можно больше. Однако уже в этом возрасте следует приучать детей к иному порядку — к умению сообща пользоваться материалом для игр и занятий. Осуществляется это постепенно в организации и руководстве различными видами детской деятельности, в частности на занятиях аппликацией. Порядок подготовки и раздачи детям материала для занятий аппликацией зависит от его содержания и воспитательных задач.
Фигуры для наклеивания заготовляют из глянцевой или матовой бумаги основных цветов того же размера, что и для выкладывания. По мере овладения детьми техникой наклеивания размер фигур можно уменьшать или увеличивать в зависимости от содержания выполняемой работы.
На занятиях аппликацией вмладшей группе дети вначале выкладывают, а затем и наклеивают из готовых геометрических фигур несложные узоры и предметы, составляя их из частей, вырезанных воспитателем. На этом несложном содержании занятий осуществляются следующие программные задачи: научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник, располагать их на полосе, квадрате, круге, соблюдая ритм и симметрию, чередуя по цвету, форме, размеру; различать и называть цвета — красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный и их оттенки (голубой, розовый, серый и др.); учить детей располагать и наклеивать фигуры в определенной последовательности; приучать их правильно сидеть за столом во время занятий, аккуратно пользоваться клеем и всеми принадлежностями для наклеивания.
Занятиям аппликацией в младшей группе должны предшествовать игры с плоской мозаикой из цветных геометрических фигур.
В I квартале дети, знакомятся с построением узора на полосе, учатся раскладывать одинаковые фигуры (круги, квадраты), чередуя их сначала только по цвету, потом по форме и цвету, располагая их на равном расстоянии друг от друга на середине полоски. При наклеивании кружков одного цвета можно для разнообразия в детских работах дать на каждый стол фигуры разного цвета (на один все красные кружочки, на другой — синие и т. д.). При чередовании кружков по цвету воспитатель на каждый стол кладет разные наборы. Например, один цвет в наборе дается одинаковый на все столы, а второй иной: красный — синий, красный — зеленый, красный — желтый и т. д. Или на каждом столе подбирают наборы двух цветов, но в разных сочетаниях: красный и зеленый, синий и желтый, красный и синий и др. Позднее вводятся и оттенки цветов. Чем разнообразнее по цвету будут наборы, тем красочнее получатся детские работы. Это дает возможность детям увидеть цветовые варианты построения узора и способствует развитию художественного вкуса.
Во II квартале дети составляют узоры на квадрате, а затем — круге
На квадрате они учатся выделять углы одинаковыми по величине, цвету фигурами. Затем они украшают стороны его и середину. На круге дети украшают края, располагая фигуры узора в определенной последовательности — наверху, внизу, слева и справа, и только затем наклеивают кружки в промежутках между ними, украшают середину.
В I и II квартале дети составляют узоры из кругов и квадратов, а в III квартале им дают новую фигуру — треугольник. Фигуры они чередуют по цвету и по величине.
Задача обучения детей композиции узора не решается одним показом готового образца, особенно когда они только начинают осваивать симметричное расположение фигур.
За год пребывания в младшей группе, т. е. к 4 годам, дети приобрели некоторые навыки и умения в аппликации. Они уже научились составлять и наклеивать простейшие узоры и изображать предметы из готовых частей, познакомились с геометрическими фигурами (круг, квадрат), научились различать и правильно называть основные цвета и некоторые оттенки, а также освоились со всеми приспособлениями для работы с клеем.
В средней группе закрепляется и несколько расширяется опыт детей в аппликации за счет усложнения композиции и тематики детских работ, а также большего разнообразия в материалах для занятий.
В свободное от занятий время, как и во второй младшей группе, детям предоставляется возможность заниматься выкладыванием предметов и узоров, для чего можно использовать плоскую мозаику, имеющуюся в продаже.
На занятиях аппликацией в числе фигур для наклеивания детям следует давать круги и квадраты разных размеров, фигуры овальной формы, треугольники, прямоугольники, полоски узкие и широкие, а также несложные декоративные формы в виде цветов и листьев (лист 25).
В начале года закрепляются навыки и умения, полученные вмладшей группе. Дети составляют узоры из готовых геометрических фигур (кругов, квадратов, треугольников) на полосе, квадрате, круге, выделяя середину, стороны, углы, чередуя фигуры по величине, цвету .
Вначале дети смогут разрезать только узкие полоски бумаги, но этот чисто технический прием работы они охотно осваивают на интересном для них содержании занятий.
Во II квартале дети продолжают осваивать прием разрезания полосок бумаги по прямой, получать квадраты и прямоугольники, делать косые срезы, резать квадраты, прямоугольники по диагонали. Получая треугольники, трапеции, дети изображают такие предметы, как флажок с вырезом, молоток, лодка, дом и пр.
Дети составляют узоры на полосе, квадрате из знакомых геометрических фигур — квадратов, треугольников, которые теперь они сами вырезывают. Для этих занятий воспитатель подбирает бумагу разных цветов и оттенков — голубой фон и синие полоски для элементов узора или наоборот. Набор цветов и опенков постепенно увеличивают. Иногда лучше взять контрастные цвета — желтый и синий, красный и зеленый и др. На каждом занятии может быть использовано несколько вариантов различных цветосочетаний.
Кроме узоров из прямоугольных и квадратных форм, дети могут выполнять изображения несложных предметов, например постройки .
Количество занятий по аппликации в старшей группе по сравнению со средней увеличивается вдвое. Расширяются и задачи обучения детей как по изображению предметов реального мира, так и в декоративной аппликации. Эти задачи определены «Программой воспитания в детском саду»: уточнять на основе наблюдения представления детей о форме предметов, величине, цвете, о положении частей, их относительной величине, о сходстве и различии предметов; учить составлять орнамент, красиво подбирать цвета, симметрично располагать элементы в узоре; развивать у детей инициативу — придумывать содержание своей работы и самостоятельно подбирать материал для выполнения ее.
С первых занятий аппликацией в старшей группе дети получают ножницы и продолжают осваивать приемы вырезывания примерно на том же содержании, что и в средней группе.
Сложность цередачи формы в аппликации состоит в том, что при вырезывании ребенок одновременно выполняет технически сложную для него работу и следит взглядом за получающейся формой. Овладение этим процессом связано с умением анализировать форму предмета при наблюдений и с тем, насколько правильно дети будут пользоваться ножницами.
В I квартале дети закрепляют навыки и умения, полученные в средней группе. В возрасте пяти лет движения рук еще недостаточно координированы, поэтому часть занятий предшествующей группы должна быть повторена. Дети могут поупражняться в разрезании полосок, подготовить билеты для игр, фигуры для изображения постройки (прямоугольники, квадраты, треугольники и пр.), флажков (листы 10, 11, 15).
Для вырезывания флажков каждый ребенок выбирает 2—3 полоски двух цветов (10X12 см). Разрезая полоски по сгибам, дети смогут в течение одного занятия заготовить довольно большое количество флажков, часть которых потом можно будет приклеить к тонким палочкам для использования в игре с мелким строительным материалом и на занятиях по математике, а остальные подарить младшей группе для оформления построек на участке. Об использовании флажков следует поговорить с детьми до занятия, тогда они с большим интересом и старанием будут вырезывать их .
Таким образом, на простых, но интересных по своему назначению работах дети закрепляют навыки и умения, полученные в средней группе по вырезыванию ножницами, приучаются их правильно держать и резать бумагу по прямой линии. Это уже дает возможность внести . в содержание занятий по аппликации большее разнообразие.
Аппликация на тему природы
Аппликации, посвященные природе, помогают детям изучать окружающий мир, развивать наблюдательность и художественный вкус.
Варианты природных аппликаций:
-
Деревья:
-
«Осеннее дерево» с разноцветными листьями.
-
«Зимний лес» с заснеженными ветками из ваты.
-
«Весеннее цветущее дерево» с бутонами из салфеток.
-
«Летний сад» с яркими фруктами и листьями.
-
-
Цветы:
-
«Луг с цветами» (ромашки, васильки, маки).
-
«Весенний букет» (подснежники, тюльпаны, нарциссы).
-
«Кактусы в горшках» – аппликация из ткани или бумаги.
-
-
Животные:
-
«Лесные жители» (белки, зайцы, ежи).
-
«Обитатели водоема» (лягушки, рыбы, утки).
-
«Птицы в гнезде» с элементами объемной аппликации.
-
-
Времена года:
-
«Весеннее пробуждение» – деревья с почками, капельки дождя.
-
«Лето в деревне» – цветущие поля, солнце, бабочки.
-
«Осень в парке» – листья из бумаги разного цвета.
-
«Зимняя сказка» – снежинки, снеговики, елки.
-
Материалы:
-
Бумага, картон, ткань, природные элементы (листья, веточки).
-
Вата, салфетки, блестки для создания фактур.
3. Тематическая аппликация
1. Праздничная аппликация
-
Новый год: елка, снеговик, праздничные гирлянды.
-
8 марта: цветочные композиции, сердечки.
-
День Победы: георгиевская ленточка, голуби мира, ордена.
-
День Матери: открытки с объемными цветами.
-
День Защитника Отечества: военная техника, звезды, флаги.
2. Сюжетная аппликация
-
Развивает воображение и умение рассказывать историю с помощью изображений.
-
Примеры:
-
«Как я провел лето» (путешествие, море, палатка).
-
«Поездка в зоопарк» (разные животные, вольеры).
-
«Мой день» (распорядок дня в картинках).
-
3. Сказочная аппликация
-
Создание героев и сцен из сказок:
-
«Колобок» – сюжет с персонажами.
-
«Репка» – коллективная работа с героями.
-
«Три медведя» – домик и персонажи.
-
«Алиса в стране чудес» – фантазийные элементы.
-
Материалы:
-
Цветная бумага, фольга, ленты, декоративные наклейки.
-
Элементы для объемного эффекта (вата, картон, пуговицы).
Экспериментирование с разными техниками аппликации
Использование различных техник аппликации помогает детям развивать творческое мышление, моторику и эстетическое восприятие. Экспериментирование позволяет сочетать традиционные методы с новыми, создавая оригинальные и выразительные работы.
1. Объемная аппликация
Особенность: элементы создают 3D-эффект за счет подгибания, скручивания, многослойности.
Приемы объемной аппликации:
-
Сгибание и подъем деталей – отдельные части не приклеиваются полностью, а загибаются, создавая объем (лепестки цветов, крылья бабочки).
-
Использование гармошки и скручивания – бумажные полоски складываются или скручиваются в спирали (техника квиллинга).
-
Комбинирование с пластилином – бумажные элементы соединяются с лепными деталями.
-
Многослойность – наклеивание деталей друг на друга (например, листья в осенней композиции).
Примеры работ:
-
«Цветущая поляна» – цветы с загнутыми лепестками.
-
«Птица в гнезде» – использование пушистых элементов (вата, шерстяные нитки).
-
«Зимний лес» – елки из объемных деталей.
2. Коллаж
Особенность: сочетание разных материалов и фактур, создание многослойных композиций.
Материалы:
-
Бумага, картон, газеты, журналы.
-
Ткань, кожа, фольга, мешковина.
-
Пуговицы, бусины, природные элементы (листья, сухие цветы).
Приемы работы:
-
Смешивание текстур – сочетание мягких и твердых материалов.
-
Вырванная аппликация – использование рваных кусочков вместо аккуратных деталей.
-
Добавление объемных элементов – пуговицы, ленты, ткань.
Примеры работ:
-
«Модный наряд» – одежда из ткани и бумаги.
-
«Город будущего» – сочетание цветной бумаги, газетных вырезок, фольги.
-
«Летний день» – песок, крупа, сухие цветы в композиции.
3. Комбинированные техники
Особенность: сочетание аппликации с рисованием, пластилином, вышивкой и другими методами.
Примеры:
-
Аппликация + рисование: дорисовка деталей (небо, трава, глаза у животных).
-
Аппликация + пластилин: создание объемных элементов (фрукты на тарелке, лепные детали лица).
-
Аппликация + вышивка: элементы из нитей (волосы, стебли цветов).
-
Аппликация + природные материалы: использование круп, листьев, песка.
Примеры работ:
-
«Волшебная осень» – листья с дорисованными ветками.
-
«Сказочный дом» – стены из бумаги, крыша из ниток.
-
«Морское приключение» – фон из краски, волны из ткани, кораблик из бумаги.
Экспериментирование с техниками делает занятия по аппликации интересными и развивающими. Дети учатся работать с разными материалами, придумывать новые образы и выражать свою индивидуальность.
Глава 4. Развитие творческих способностей через аппликацию
Роль аппликации в развитии мелкой моторики, воображения, художественного вкуса
-
Мелкая моторика развивается благодаря работе с мелкими деталями, вырезанию, наклеиванию, что способствует подготовке руки к письму.
-
Воображение активизируется при создании сюжетных композиций, комбинировании различных элементов и техник.
-
Художественный вкус формируется через освоение основ композиции, подбор цветовых сочетаний, работу с фактурой материалов.
Использование нетрадиционных техник
Использование нетрадиционных техник включает:
-
Рваная аппликация – создание изображений путем разрывания бумаги на кусочки вместо традиционного вырезания.
-
Аппликация из ткани – применение текстильных материалов для создания более фактурных композиций.
-
Пластилиновая аппликация – использование пластилина для лепки объемных деталей или прорисовки элементов.
-
Аппликация с природными материалами – использование листьев, семян, цветов, сухих трав и других элементов природы.
-
Комбинированные техники – сочетание аппликации с рисованием, лепкой, декоративными элементами (пуговицы, бусины, фольга, шерсть и т. д.).
Эти методы позволяют детям экспериментировать с текстурами, объемами и сочетаниями различных материалов, что способствует развитию тактильного восприятия и художественного вкуса.
Связь аппликации с другими видами изобразительной деятельности
Аппликация тесно связана с различными направлениями художественного творчества:
-
Рисование – аппликация может дополнять рисунки, создавать фон или детали композиции.
-
Лепка – сочетание с объемными элементами из пластилина или соленого теста делает изображения более выразительными.
-
Графика – использование штриховки, граттажа, комбинированных техник помогает детям создавать сложные художественные образы.
-
Декоративно-прикладное искусство – аппликация может служить основой для оформления открыток, панно, украшений и других изделий.
Такой междисциплинарный подход расширяет художественные возможности детей, стимулирует их к экспериментам и творческому самовыражению. в интеграции с рисованием, лепкой, графикой и декоративно-прикладным искусством. Например, аппликация может дополнять рисунки, служить основой для объемных композиций, использоваться в сочетании с тканью, нитками, природными материалами. Такой междисциплинарный подход не только расширяет художественные возможности детей, но и способствует развитию их креативного мышления, умения комбинировать различные техники и материалы. в интеграции с рисованием, лепкой, графикой и декоративно-прикладным искусством. Аппликация может дополнять рисунки, служить основой для объемных композиций, использоваться в сочетании с тканью, нитками и природными материалами. Такой междисциплинарный подход расширяет художественные возможности детей, стимулирует их к экспериментам и творческому самовыражению. проявляется в интеграции с рисованием, лепкой, графикой и декоративно-прикладным искусством. Аппликация может дополнять рисунки, служить основой для объемных композиций, использоваться в сочетании с тканью, нитками и природными материалами. Такой междисциплинарный подход расширяет художественные возможности детей, стимулирует их к экспериментам и творческому самовыражению.
Глава 5. Оценивание и анализ работ
Оценивание и анализ работ
Оценивание работ в аппликации направлено на поддержание творческой активности ребенка и формирование у него уверенности в своих силах. Анализ работ позволяет выявить индивидуальный подход, уровень владения техникой и художественный вкус.
Критерии оценивания:
-
Оригинальность замысла и креативность;
-
Аккуратность выполнения (точность вырезания, наклеивания, гармоничность композиции);
-
Выбор цветовой гаммы и композиционное решение;
-
Использование различных техник и материалов;
-
Эмоциональная выразительность работы.
Методы анализа:
-
Самооценка: ребенок рассказывает о своей работе, что ему понравилось, что удалось особенно хорошо.
-
Групповое обсуждение: дети делятся впечатлениями о работах друг друга.
-
Педагогический анализ: воспитатель или педагог отмечает сильные стороны работы и дает рекомендации по дальнейшему развитию навыков.
Важно создать атмосферу поддержки, где каждое творческое выражение будет цениться, а ошибки рассматриваться как шаг на пути к совершенствованию мастерства.
Поощрение и стимулирование детского творчества
Поощрение детского творчества играет важную роль в развитии уверенности, мотивации и интереса к художественной деятельности. Поддержка помогает ребенку верить в свои силы и продолжать экспериментировать.
Методы поощрения:
-
Вербальная поддержка – похвала за старания, оригинальность идеи, аккуратность работы.
-
Выставки работ – организация мини-галерей в группе, школе или детском центре.
-
Дипломы и грамоты – поощрение за участие в конкурсах, творческих проектах.
-
Публикация работ – размещение аппликаций в семейном альбоме, на сайте учреждения.
-
Коллективные проекты – создание групповых панно, оформление стендов и книг с детскими аппликациями.
Создание атмосферы, где ребенок чувствует себя успешным, стимулирует его к дальнейшему развитию и поиску новых творческих решений.
Выставки, конкурсы и другие формы представления детских работ
Организация выставок и конкурсов способствует развитию у детей стремления к самовыражению и гордости за свои достижения. Различные формы представления работ помогают создать мотивацию и стимулируют художественное развитие.
Формы представления работ:
-
Выставки в детских садах и школах – оформление тематических экспозиций, сезонных выставок («Осенний лес», «Весеннее настроение»).
-
Онлайн-галереи – размещение детских работ на сайтах образовательных учреждений, социальных сетях.
-
Конкурсы творчества – участие в местных, региональных и международных конкурсах, получение дипломов и грамот.
-
Выставки для родителей – создание уютных уголков, где родители могут увидеть и оценить работы своих детей.
-
Коллективные проекты – создание совместных панно, аппликационных мозаик, оформление стендов и альбомов.
Визуальное представление работ в виде фотографий, коллажей или цифровых изображений позволяет сохранить и показать достижения детей широкой аудитории, повышая их уверенность в себе и интерес к творчеству.
Дидактические материалы по теме аппликации
1. Раздаточные материалы
-
Шаблоны для вырезания – контуры животных, деревьев, цветов, геометрических фигур.
-
Наборы цветной бумаги и картона – стандартные и нетрадиционные (глянцевая, бархатная, металлизированная).
-
Природные материалы – засушенные листья, семена, соломка, скорлупа от орехов.
-
Тканевые элементы – кусочки фетра, атласа, хлопка для аппликации из ткани.
-
Картинки для сравнения – примеры работ для вдохновения.
2. Карточки для занятий
-
«Что получится?»
-
Цель: развитие воображения, творческого мышления и навыков работы с аппликацией.
-
Возраст: 4–5 лет.
-
Правила игры:
-
Ведущий (педагог или родитель) предлагает детям набор разноцветных фигур.
-
Задача детей — составить из них картинку (например, животное, дом, машину, цветок и т. д.).
-
Можно работать индивидуально или в парах/группах.
-
После создания изображения дети приклеивают фигуры на основу и рассказывают, что у них получилось.
-
Дополнительно можно предложить детям придумать историю о созданном персонаже.
-
«Подбери детали» –
-
Цель: развитие у детей навыков анализа формы, цвета и умения правильно подбирать элементы для создания целостного образа.
-
Возраст: 4–5лет
-
Правила игры:
-
Ведущий раздает детям карточки с незавершенными аппликациями.
-
Дети выбирают недостающие элементы из предложенных деталей.
-
Приклеивают их к основе, создавая завершенное изображение.
-
После завершения работы каждый ребенок рассказывает о своем созданном образе.
-
карточки с фрагментами, к которым нужно подобрать недостающие элементы.
-
«Создай свою историю» –
-
Цель игры: развитие воображения, творческого мышления и навыков сюжетного конструирования через аппликацию.
-
Возраст:4–5 лет.
-
Правила игры:
-
Цель: развитие тактильного восприятия, моторики и внимания.
Ход игры: -
Дети по очереди достают из мешочка фигуру, не глядя.
-
Называют ее цвет и форму.
-
Воспитатель предлагает придумать, куда можно приклеить эту деталь (например, овал – это тело зайчика, круг – солнце).
-
Когда все детали приклеены, рассматривают готовую работу
-
Выбор фона. Ребенок выбирает лист-основу, который станет местом действия его истории.
-
Выбор персонажей и деталей. Дети подбирают из предложенных элементов героев и объекты. Они могут также вырезать детали самостоятельно.
-
Создание композиции. Ребенок размещает элементы на фоне, придумывая, что происходит на картинке.
-
Рассказывание истории. Когда аппликация готова, ребенок описывает свою картину: кто здесь изображен, что происходит, какие эмоции испытывают герои.
-
карточки с фоновыми изображениями, на которых ребенок может составить аппликационный сюжет.
Плакаты и наглядные пособия
-
Плакат «Этапы выполнения аппликации» (планирование, вырезание, компоновка, наклеивание, оформление).
-
Плакат «Виды аппликации» (плоская, объемная, рваная, комбинированная).
-
Примеры работ известных художников и народных мастеров – для развития художественного вкуса.
-
Игра «Кто быстрее?» –
-
Цель игры: развитие быстроты реакции, координации движений, навыков вырезания и составления аппликации.
-
Возраст: 4–5 лет
-
Правила игры:
-
Ведущий раздает каждому ребенку или команде набор деталей (или предлагает вырезать их самостоятельно).
-
Объявляется задание (например, «Сделать дом с деревьями»).
-
По сигналу дети начинают собирать аппликацию, стараясь сделать это быстрее других.
-
Кто первым завершит аппликацию, поднимает руку или говорит «Готово!».
-
В конце все работы рассматриваются и оцениваются на аккуратность, оригинальность и скорость выполнения.
-
Игра «Украсим ёлочку»
-
Возраст; 3-4лет
-
Цель: развитие координации движений, умения работать с клеем.
Ход игры: -
Воспитатель предлагает детям украсить елочку, наклеивая игрушки (можно предложить использовать определенные цвета).
-
По завершении обсуждают, у кого какая елочка получилась.
-
Игра «Создай свою историю»
-
Цель: развитие речи, воображения и творческого мышления.
Ход игры: -
Воспитатель предлагает детям придумать сюжет и составить композицию из предложенных деталей.
-
После завершения дети рассказывают историю, связанную с их аппликацией.
. Интерактивные материалы
-
Презентации по аппликации – с изображениями различных техник и этапов выполнения.
-
Видео-мастер-классы – по изготовлению аппликаций разной сложности.
-
Интерактивные игры – программы, где ребенок может виртуально «создавать» аппликацию перед тем, как повторить ее в реальности.
Эти материалы помогут сделать процесс обучения аппликации интересным, наглядным и доступным для детей разных возрастов.
Заключение
Итоги применения методики
Применение методики аппликации показало положительное влияние на развитие детей:
-
Улучшение мелкой моторики и координации движений;
-
Развитие воображения, творческого мышления и художественного вкуса;
-
Формирование самостоятельности, уверенности в своих силах и эстетического восприятия;
-
Усиление эмоциональной выразительности и способности самовыражения через творчество.
Методика показала эффективность в педагогической практике, способствуя всестороннему развитию детей и их художественным способностям.
итогах рассмотренной темы можно отметить следующее:
-
Аппликация является важным видом художественной деятельности, способствующим всестороннему развитию ребенка.
-
Развитие мелкой моторики, координации движений и сенсорного восприятия происходит за счет работы с различными материалами и техниками.
-
Творческое мышление и воображение активно формируются через создание сюжетов, подбор цветовой гаммы и композиционные решения.
-
Эмоциональное самовыражение и развитие художественного вкуса помогают детям передавать свои чувства и впечатления через творчество.
-
Использование традиционных и нетрадиционных техник расширяет возможности детей и делает занятия более увлекательными.
-
Поощрение и оценивание детских работ играет важную роль в поддержании интереса к творчеству и уверенности в своих силах.
-
Организация выставок и конкурсов способствует мотивации и формирует у детей гордость за свои достижения.
-
Роль педагогов и родителей заключается в создании условий для свободного творчества, стимулирования самостоятельности и поддержки детских инициатив.
их результатов в обучении аппликации рекомендуется:
-
Создавать условия для свободного творчества – не ограничивать ребенка жесткими рамками, поощрять его идеи и инициативу.
-
Использовать разнообразные материалы – применять не только бумагу, но и ткань, природные элементы, пластилин и другие.
-
Стимулировать интерес к искусству – знакомить детей с работами художников, народным творчеством, показывать примеры эстетически гармоничных аппликаций.
-
Развивать самостоятельность – позволять детям самим выбирать сюжеты, сочетать техники, подбирать цвета и композицию.
-
Проводить совместные творческие проекты – вовлекать родителей в процесс, создавая семейные аппликации, коллективные работы.
-
Поддерживать детскую инициативу – организовывать выставки, конкурсы, публичные презентации работ.
Следование этим рекомендациям поможет сделать процесс обучения аппликации увлекательным, полезным и максимально эффективным для развития ребенка.
Итоги рассмотренной темы
Рассмотрение темы аппликации позволило выявить ее значимость в развитии детей. Основные выводы:
-
Аппликация как средство развития
Аппликация способствует развитию мелкой моторики, координации движений, пространственного мышления и эстетического восприятия. -
Формирование творческих способностей
Дети учатся комбинировать формы и цвета, проявлять фантазию, развивать воображение и нестандартное мышление. -
Разнообразие техник
Применение как традиционных, так и нетрадиционных техник (рваная аппликация, аппликация из ткани, пластилиновая, комбинированная) делает процесс интересным и увлекательным. -
Эмоциональное самовыражение
Через аппликацию дети могут передавать настроение, чувства и впечатления от окружающего мира. -
Организация творческой деятельности
Важно создавать условия для свободного творчества, организовывать выставки, конкурсы, коллективные проекты, что мотивирует детей и формирует уверенность в себе. -
Роль педагогов и родителей
Поддержка взрослых играет важную роль: важно поощрять инициативу, помогать осваивать новые техники, развивать интерес к искусству.
Таким образом, аппликация является не просто видом творчества, а мощным инструментом развития ребенка, способствующим формированию его художественных и когнитивных навыков.
Список литературы
-
Аванесова, Г. А. "Аппликация в детском саду: Методическое пособие". – М.: Просвещение, 2019.
-
Виноградова, Н. Ф. "Развитие творческих способностей детей через аппликацию". – СПб.: Детство-Пресс, 2020.
-
Комарова, Т. С. "Методика обучения изобразительной деятельности в детском саду". – М.: ВЛАДОС, 2018.
-
Кочемасова, Е. Е. "Аппликация и конструирование в детском саду". – М.: Академия, 2017.
-
Лыкова, И. А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Аппликация". – М.: Мозаика-Синтез, 2021.
-
Савенкова, Л. Г. "Изобразительное искусство и художественный труд в ДОУ". – Екатеринбург: Литера, 2016.
-
Сорокина, Н. П. "Творчество детей: аппликация и поделки". – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.
-
Тарабарина, Е. Ю. "Аппликация и развитие моторики у детей". – СПб.: Питер, 2022.
-
Федорова, Л. А. "Методика организации занятий по аппликации в ДОУ". – Казань: Академкнига, 2020.
-
Шорыгина, Т. "Конструирование и аппликация в детском саду". – М.: Детство-Пресс, 2018.
Жамбыл обласы әкімдігінің білім басқармасы Шу ауданының
білім бөлімінің "Айналайын" бөбекжай - бақшасы
коммуналдық мемлекеттік қазыналық - қәсіпорны
Утверждаю
Заведующая
Ясли садом «Айналайын»
Таналиева Д. Р.
«____»_______________202___ г.
___________________________
“Волшебная аппликация.
Создаем сказку своими руками!”
Методическое пособие по аппликации
Подготовила: Каримова Юлия Акбаровна
2025 г.

