Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Советова К.А.
КГУ «Гимназия №17» г.Актобе
В Казахстане разработали единую программу воспитания школьников.
Целью программы является воспитание добросовестного гражданина на основе
общечеловеческих и национальных ценностей. Такие ценности, как
национальные интересы, совесть, благодарность, отзывчивость,
целеустремлённость, будут отражаться в содержании всей воспитательной
работы организаций образования.
Воспитывать ценности— способствовать формированию активного
отношения современных детей к тому, что окружает и воздействует на них.
⎯ В отношении к людям — это забота, чуткость.
⎯ В отношении к обществу: бережное отношение ко всем
элементам общественной среды, чувство ответственности.
⎯ В отношении к труду: трудолюбие, дисциплинированность.
⎯ В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность,
простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.
⎯ В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе.
Уроки русского языка способствуют воспитанию ценностей у учащихся.
Каждый урок русского языка начинаю с минуток чистописанию. Они, кроме
тренировки навыков каллиграфического письма, учат детей как нужно вести
себя. Учат любви к Родине, семье, труду. Например: «Один за всех, все за
одного», «Человек без Родины, что соловей без песни», «Вся семья вместе, так и
душа на месте», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». При изучении
однородных членов предложения так же можно использовать пословицы:
«Биться, драться – не ума набраться», «Счастье в воздухе вьётся, а в руки не
даётся».
При изучении синонимов обращаю внимание на лексическое значение слов,
несущих нравственную составляющую. Например: Родина -Отчизна- Отечество;
надёжный-верный, заботливый-внимательный, толерантный-терпимый.
Огромный воспитательный потенциал несёт работа с фразеологизмами.
Такие фразеологизмы, как «Не покладая рук», «Мастер на все руки» учат
трудолюбию, а фразеологизм «Бить баклуши» порицает лень.
При написании сочинений использую темы, затрагивающие различные
нравственные ситуации «Мой лучший друг», «Поговорим о доброте», «С чего
начинается Родина», «Я люблю свою семью», «О братьях наших меньших»,
«Защитим природу!», «Какие качества я больше всего ценю в человеке».
Урок литературного чтения включает в себя большое количество
произведений, объясняющих детям, что такое хорошо, и что такое плохо.
Показывают, что нужно стремиться к добру, справедливости, лучшим
нравственным качествам. После изучений рассказа В.Осеевой «Хорошее» дети
получают представление о том, что хорошие поступки нужно совершать, а не
просто думать о них. Сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик» учит детей
трудолюбию. Рассказ М.Зощенко «Бабушкин подарок» даёт представление о том
как не надо себя вести. Сказка С.Михалкова «Как друзья познаются», В.
Голявкина «Настоящая дружба», К.Тангрыкулиева «Верблюд и мальчик»
М.Кабанбаева «Сам пропадай, а друга выручай», И. Пивоварова «Один за всех,
а все за одного» учат настоящей дружбе. Любовь к Родине у ребят воспитывают
такие произведения, как: рассказ М.Абылкасымова «Родная земля», М.
Алимбаева «Родник земли родной», Д. Досжанова «Родник». Любви к братьям
нашим меньшим, бережному отношению к природе, учит рассказ М. Пришвина
«Ребята и утята», стихотворения Л.Чарской «Не рви цветов», Я.Акима «Наша
планета». Любви к природе учат произведения В.Чаплиной, В.Бианки,
В.Берестова. Формированию правильного поведения в той или иной ситуации
учат сказки. Они учат почитать старших, помогать тем, кто нуждается в помощи,
быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми. В сказках добро побеждает зло.
Воздаётся тем, кто живёт, следуя нравственным законам, а для тех, кто их
нарушает приходит возмездие. Большую воспитательную нагрузку имеют такие
сказки, как: казахская народная сказка «Добрый и Злой», русская народная
сказка «Гуси – лебеди», нанайская народная сказка «Айога», ненецкая народная
сказка «Кукушка», татарская народная сказка «Три сестры», русская народная
сказка «Морозко», корейская народная сказка «Глупый мальчик».
Героический эпос казахского и русского народов даёт детям образец
истинного патриотизма. Инсценирование сказок способствует формированию
нравственной сферы ребенка.
В уроки «Познания мира» включены темы, которые напрямую воспитывают
у учащихся нравственные ценности. Мы учимся дружить, определяем, какие у
нас есть обязанности, учимся любить Родину, традиции и праздники казахского
народа, любви к семье и родным людям.
Огромную роль в воспитании ценностей у учащихся и грают классные часы.
В первом классе тематика классных часов направлена на осознании ребёнка,
что школа является его домом. Я использую следующие классные часы: «Твой
школьный вид», «Первый раз в первый класс», «Велив лия?», «Что такое хорошо
и что такое плохо?», «Я люблю свою школу».
Во втором классе начинаю воспитание у детей любви к братьям нашим
меньшим, к природе. Я использую следующие классные часы: «Мы в ответе за
тех, кого приручили», «Лес – наш друг», «Мой пушистый любимец», «Сбережём
планету», «Красная Книга Казахстана».
В третьем классе провожу классные часы на правленные на формирование
у учащихся правильной модели поведения и любви к семье: «Уважай старших,
помогай малышам», «Будь вежливым и добрым», «Все люди труда – друзья и
братья», «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня», «Праздник
бабушек и мам».
В четвёртом классе на классных часах уделяю огромное значение
воспитанию патриотизма. На классных часах я знакомлю учащихся с символами
нашей страны, с традициями и обычаями казахского народа, с историей нашего
государства, с людьми, прославившими Казахстан, о родном городе Караганде.
Дети моего класса пишут стихотворения, посвящённые профессиям,
которые они выберут, когда станут взрослыми, родной школе, Родине. Ученикам
своего класса я предложила пофантазировать, какое будущее ждёт наш
Казахстан. Вот какое стихотворение получилось у ученика моего класса.
Я верю в будущее Казахстана
Я русский, но живу в Казахстане
И ничего не хочу менять.
Родина – это, где ты родился,
Где родились твои отец и мать.
Когда я стану гораздо старше,
Поймут и все, наконец,
Что если природу мучить,
То будет и нам конец.
Бензин, машины – будут в прошлом,
А над землей под облака
Поднимутся дороги-рельсы
И высоченные дома.
Дома не будут похожи,
Как братья близнецы:
Каждый дом будет прекрасно сложен
И будем в нём жить я и ты.
Исчезнет наземный транспорт,
Лишь в воздухе тьма авто,
И это не просто фантастика,
Так будет, уверен я в том.
Синтез, генетика, клоны,
Роботы – каждому в дом
Космос изучен будет.
Так будет, уверен я в том.
Бомбы страшные нейтрализованы,
106
Никто ничего ни с кем не делит.
Все люди станут братьями,
И денег не станет, я уверен.
Я верю в будущее Казахстана,
Но чтобы было оно не фантазией
Надо всем постараться,
Чтоб государство в Евразии
Стало оплотом мира,
Истинной демократией,
Чтобы на нас равнялись страны Европы и Азии.
За годы педагогической деятельности я пришла к убеждению, что ребёнок
приобретает нравственные установки в процессе приобретения собственного
нравственного опыта. Следовательно, этому его нужно учить, как учим всему
остальному. Именно в начальной школе начинает формироваться внутренняя
потребность в личной морали, в самооценке своих поступков, своего поведения.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные
средства. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает
группа средств, направленных на формирование нравственных суждений,
оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе
относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам
Мои ученики взрослеют, их взгляды на те или иные поступки меняются.
Ребята активно участвуют в беседах, темы для обсуждения становятся более
серьёзными и глубокими. Вот те темы, которые мы с ребятами обсуждаем:
• О лени и лентяях.
• Об обидах и причинах обид.
• Эгоисты. Кто они?
• День рождение нашей семьи.
• Правда и ложь – какие они?
• Поступки твои и других.
• Можно ли обидеть словом?
• Можно ли обидеть старших?
• Правдивость и честность.
• Свет не без добрых людей.
• Бережливость дороже богатства.
• Моя работа.
• Дал слово – держи его.
• Мои мечты и желания.
• Душевность и бездушность.
• Что значит быть счастливым.
• Я могу быть волшебником.
• Люблю тебя, мой Казахстан.
• Люди, которыми мы гордимся.
• Признание в любви милой мамочке.
• Любовь к братьям нашим меньшим.
• Мой класс.
Иногда темы возникают спонтанно, в процессе общения.
Нравственно воспитанный человек должен знать и уважать культурноисторические традиции своего народа.
В этом году на Наурыз наш класс показывал игру «Ақшамшық», традицию
«Тұсау кесу», дети рассказывали стихотворения о Наурызе, пели песни,
рассказывали о казахских национальных блюдах. В этом учебном году мы
инсценировали казахскую народную сказку «Чудесная шуба».
В настоящее время, когда с экранов телевизоров и кино на сознание
подрастающего поколения обрушиваются образцы поведения и культуры,
идущие вразрез с вековыми нравственно-эстетическими нормами нации, задача
учителей – ориентировать детей на общечеловеческие и национальные ценности.
Я считаю, что уроки и классные часы, затрагивающие эмоциональную
сферу учеников, остаются в памяти надолго, повышают степень
заинтересованности к истории своего народа, его традициям, культуре, рождают
желание еще больше узнать обо всем этом.
Дети чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценивать себя,
определять своё отношение к различным явлениям. Именно нравственный
аспект человеческих отношений в первую очередь привлекает младших
школьников. У них возникает внутренняя позиция, новое отношение к себе и
другим. Благодаря осознанию своего места в системе социальных отношений, у
ребенка формируются социально обусловленные ценностные приоритеты.