Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Воспитание личности через непрерывность образования
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Современные подходы экологического воспитания
Автор: Дубинец Ирина Анатольевна
Взаимодействие общества с окружающей средой, сохранение биосферы для блага людей – глобальная проблема исторического развития. В наши дни острота и масштабы этой проблемы необычайно возросли: под влиянием производственной деятельности человека на нашей планете развиваются процессы, ухудшающие среду обитания живых организмов, пагубно влияющие на здоровье людей, таящие угрозу самой жизни будущих поколений. Более того, из-за накопления негативных последствий научно-технического прогресса некоторые такие процессы становятся необратимыми и перерастают в экологические бедствия. От решения этой проблемы, в конечном счете, зависит будущее человечества, так как оно неразрывно связано с борьбой за мир, предотвращение ядерной войны и разоружение. Историческое решение Президента сыграло огромное значение в закрытии ядерного полигона. Начало процесса глобального ядерного разоружения было положено 29 лет назад, когда Указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Семипалатинский испытательный ядерный полигон был ликвидирован. Этот шаг имел исключительное значение не только для нашего молодого государства, но и для всего мирового сообщества. За время существования Семипалатинского испытательного полигона на его территории было произведено свыше шестисот подземных , наземных и надземных взрывов, каждый из которых нанес колоссальный урон экологии и жителям региона. А ядерный «гриб» по сей день является самой узнаваемой визиткой тех страшных событий. Закономерно, что она оказалась в фокусе идеологической борьбы, стала составной частью международных отношений: никто и нигде не может считать себя в безопасности, если где-то нарушается природное равновесие, наносится ущерб биосфере, загрязняется и истощается окружающая среда. Охрана природы Земли и разумное использование ее ресурсов на основе познания законов природы – дело всего человечества и вместе с тем каждого человека.
В неоднократных Посланиях Первого Президента
страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана одной из приоритетных
проблем выступает предотвращение заболеваний и стимулирование
здорового образа жизни, улучшение питания, чистоты окружающей среды
и экологии. В 2019 году ведущими экспертами и бизнес-сообществом
была проделана большая работа по разработке нового Экологического
кодекса РК, который основан на наилучшем международном опыте. В
декабре на очередном заседании Правительством Казахстана был
одобрен проект новой редакции Экологического кодекса РК. Кодекс
состоит из 7 основных принципов, главный из которых — «загрязнитель
платит и исправляет». Изменения предусматривают применение
процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) лишь в
отношении крупных предприятий «первой категории», а не всех
природопользователей. При этом общественность будет участвовать во
всех стадиях ОВОСа, а не единожды на этапе экологической
экспертизы. С 2025 года будут применяться комплексные экологические
разрешения (КЭР) для крупных объектов «первой категории» и внедрен
механизм наилучших доступных технологий (НДТ), направленный на
снижение выбросов в окружающую среду. Перешедшие на НДТ компании
освобождаются от платы за эмиссии, для остальных ставки платы за
выбросы будут постепенно повышаться в 2, 4, 8 раз каждые три года,
начиная с 2028 года (с 2025 г. для топ-50 крупных предприятий).
Получение комплексных экологических разрешений станет обязательным
для вновь вводимых предприятий. В проекте Кодекса предусмотрено
создание автоматизированной системы мониторинга объемов выбросов
вредных веществ в окружающую среду крупнейшими
предприятиями-загрязнителями. При этом административные штрафы за
экологические правонарушения будут увеличены в 10
раз.
В
системе необходимых мер по охране природы, принимаемых в
Республике, важная роль принадлежит образованию в области
окружающей среды, как направленному воспитательно - педагогическому
процессу формирования у людей понимания научных основ рационального
использования природных ресурсов, необходимых умений и навыков в
организации взаимоотношений между обществом и природой. В условиях
нашего общества имеются большие возможности для развития
образования в области окружающей среды. Правовой и основой для
этого, помимо Конституции РК, служат Закон Республики Казахстан «Об
охране окружающей среды» (статьи 73-74), Закон Республики Казахстан
« Об образовании» (статья 3), определяющие «экологическую
направленность» образования как принцип государственной политики в
области образования.
Становление и теоретическое осмысление экологических проблем в науке, их актуальность и значимость для народного хозяйства определили развитее педагогических аспектов охраны природы: важнейшее значение приобрели экологическое образование и природоохранительное воспитание всех слоев населения, прежде всего, студенческой молодежи.
У каждого выпускника учебного заведения любого типа должно быть сформировано экологическое мышление – воспитанная привычка оценивать свои действия с точки зрения последствий, которые могут произойти в окружающей среде.
Решение проблемы непрерывного эколого – природоохранительного образования и воспитания, начиная от дошкольных учреждений и кончая взрослым населением, во многом предопределяется новыми формами и методами экологического воспитания. Ибо именно от того, с какой экологической подготовкой, с какими профессионально – педагогическими умениями по организации природоохранительной работы придут сегодняшние педагоги в школу, зависит в целом формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экология глубоко проникла в педагогическую науку, так как гуманизм экологии особо близок педагогике. Педагогические аспекты и проблемы экологической культуры, охраны природы и рационального природопользования получили глубокое раскрытие в трудах Иванова В.Д., Амонашвили Ш.А., Гирусова Э.В., Гусейнова А.А., Дерябко С.Д., Ясвина В.А., Захлебного А.Н., Зверева И.Д., Степановой И.Н., Суравегиной И.Т., Сидельского А.П., Тардыкулова Э.А., Жанканбаева Ж.Ж., Сарманова К.А., Сарыбекова М.Н., Танабаева О.Т., Сарыбекова Н.С. и др.
Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, знание законов ее развития было заботой многих видных отечественных и зарубежных, прогрессивных педагогов прошлого.
Еще в 17-ом веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, то есть на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз « Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчинятся тем же общим закономерностям природы.
Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое.
Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как « природа не делает скачков, а идет вперед постепенно». В юном возрасте дается общее образование и воспитание, затем оно углубляется с годами, так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным» То есть Коменский дидактические принципы постепенности и обучение от общего к частному.
А так же, Ян Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1962 год), Г. Песталлоцци (1781-1787 г.г.). Французский педагог и философ Ж. – Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Ж.-Ж. Руссо в книге « Эмиль, или о воспитании» предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на «лоне природы». Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал, природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г.Песталоцци считал главной целью воспитания – развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил. В.А Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «Книга природы»- своего рода программа развития школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. «Свою воспитательную задачу я видел в том, чтобы эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессе общения с природой в годы детства, в подростковом возрасте входили в духовную жизнь как одна из глубочайших человеческих потребностей, чтобы познание красоты природы глубже, чем в детстве, способствовало познанию красивого, высокого в самом себе, утверждению человеческого достоинства». Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к экологии выступали русские просветители: В.Г.Белинский (1842год), А.И. Герцен (1844год), Н.А. Добролюбов, Н.Г.Чернышевский (1863год). Они работали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности.
Идея «воспитательного влияния природы» ярко выражается в трудах выдающегося педагога К.Д.Ушинского.
Роль природы в формировании личности высоко оценивалась и в народной педагогике. Исторические корни любви и бережного отношения к родному краю заложены в традициях каждого народа. Вопросы взаимодействия общества и природы, роль древних этносов – гуннов, тюрков, хазаров и монголов – в этом взаимодействии описаны Л.Н. Гумилевым в его капитальном сочинении «Этногенез и биосфера Земли» экологическому воспитанию. Если вести поэтапную работу экологического воспитания по системе: детский сад–школа-колледж-ВУЗ, в единстве учебной и вне учебной работы, то можно значительно повысить уровень экологического воспитания и образования, и это позволит добиться единства целенаправленной работы педагогического состава, учащихся и студентов по повышению экологической культуры и знаний.
Системный подход и решение теоретико-методологических задач будут играть важный фактор в развитии непрерывного экологического образования и воспитания, обеспечивать способность повышать экологическую культуру обучающихся в учебных заведениях Республики Казахстан.
Список литературы:
Коменский Я.А. Великая дидактика – Избранные педагогические сочинения – М.: Учпедгиз 1955.-С164-446.
Песталоции И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.2.-М.Д981.с.187-250.
(Сухомлинский В.А. Бавлышская средняя школа - М; Просвещение, 1979.-500с.)