Воспитательная работа в инновационных
школах
Воспитание является двусторонним действием; с
одной стороны - деятельность педагога, с другой - деятельность
воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние,
сотрудничество). Здесь уместно привести следующее высказывание:
«Процессы обучения и воспитания могут быть полноценными только в
том случае, если они являются взаимными: обучается и воспитывается
не только студент, но и преподаватель». Кроме того, определенные
коммуникативные отношения и связи предполагают и взаимодействия
между самими обучающимися
Воспитательная система школы охватывает весь
педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную
жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение
за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-
эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное
пространство.
Компоненты воспитательной системы
школы:
Цели - совокупность идей, для реализации которых
она создается.
Деятельность, обеспечивающая её
реализацию
Субъект деятельности, её организующий и в ней
участвующий.
Отношения, рождающиеся в деятельности и общении,
интересующие субъектов в некую
общность;
Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов
в целостную систему и развитие этой
системы.
Цель школьной воспитательной системы - создание
благоприятных условий в школе, способствующих социальной адаптации
учащихся.
Специфика образовательных учреждений разного типа
и реализация разных направлений воспитательной работы требует
конструирования разнохарактерных систем ее
организации.
Отличаясь по содержанию и направленности,
воспитательная работа инновационных школ должна подчиняться
модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в
формах, отвечающих требованиям разнообразия, целевой
направленности, адекватности тем целям и задачам, для решения
которых они выбираются.
Основными задачами воспитательной работы в
инновационном образовательном учреждении
являются:
-
устранение воспитательных
затруднений;
-
организация инновационной деятельности по
внедрению в практику достижений науки и
практики;
-
выработка новых подходов к осуществлению
воспитания;
-
поиск оптимальных направлений и способов
взаимодействия всех членов воспитательского
звена.
-
создание специфических систем воспитательной
работы;
-
выработка стратегий воздействия на
учащихся;
-
устранение собственных
недостатков;
-
экспериментально-исследовательская работа и
др
Основные принципы конструирования воспитательной
системы в инновационных школах отражаются в
следующем:
-
нацеленность на конечный
результат;
-
системный, целостный подход к выбору тематики
работы всех подразделений воспитательной
системы;
-
единство формы и содержания воспитательной
работы;
-
базирование воспитательной работы на результатах
всестороннего изучения деятельности педагогического коллектива и
учащихся;
-
разнообразие форм и методов; исследовательская
направленность; связь с научными и образовательными учреждениями;
непрерывность и управляемость воспитательной
работы;
-
гибкость и оперативность в координации ее
направлений;
-
связь с жизнью;
-
гибкое реагирование на поступающую
информацию;
-
творческий, активный
характер;
-
оптимальное сочетание индивидуального и
группового подходов в воспитании
школьников;
-
преемственность воспитательской
работы;
-
взаимосвязь субъектов воспитательной
системы;
-
согласованность и последовательность в
осуществлении инновационных
преобразований;
-
рациональность распределения времени на учебную,
воспитательную и методическую работу и
т.д
Реализация этих принципов требует пересмотра форм
воспитательной работы инновационной
школы.
Совокупным результатом успешно проведенной
воспитательной работы должны являться прогрессивные изменения в
качестве работы учителей, которые поведут к качественным и
количественным приращениям в качествах личности
школьников.
Положительные сдвиги в преподавании и воспитании
выразятся в расширении разнообразия и качества использования
педагогической техники, изменении направленности урока на
достижение более широких целей обучения, связанных с воспитанием и
развитием учащихся, успешным применением новых технологий и их
сочетаний в учебно-воспитательном
процессе.
Основными направлениями развития воспитания в
инновационной школе являются:
1. Ориентация детей на вечные абсолютные
ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье,
Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты
жизнедеятельности и развития личности и образуют основу
воспитания.
2. Формирование у учащихся чувства патриотизма,
сознания активного гражданина обладающего политической культурой
критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в
любой ситуации.
3. Эстетизация образовательного учреждения, его
окружения, всей жизни - это суть гумманизации воспитания. Создание
условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в
художественной деятельности- рисование, музыка, прикладное
творчество и др.
4. Развитие клубной и досуговой деятельности
особой сферы жизни учащихся.
5. Развитие игровых видов деятельности,
открывающих большие возможности для самопознания
детей.
6. Воспитание детей в духе свободы, личного
достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему
развитию школьного самоуправления, различных клубов по
интересам.
7. Приобщение детей к культуре предков,
возрождение народных традиций; формирование и укрепление лучших
школьных традиций.
8. Укрепление сотрудничество детей и взрослых.
Только в результате достижения духовной общности воспитателя и
воспитаника осуществляется воспитание - передача новым поколениям
ценностей, накопленных
человечеством.
9. Превращение воспитательной системы школы в
непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий
воспитания.
10. Создание условий для повышения квалификации
учителя и воспитателя, его профессионального роста, так как ведущая
роль в воспитан6ии принадлежит педагогу - образованному, гуманисту
- интеллигенту, настоящему
профессионалу
Результатом воспитательной деятельности
инновационной школы является воспитание человека, готового к
постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного
на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету
поколений
Особенности функционирования воспитательной
системы лицея.
Воспитательная система - это целостный социальный
организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных
компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы
деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками,
как «образ жизни», социально-психологический климат. Она охватывает
весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную
жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние
социальной и предметно-эстетической среды.
Воспитательная система гимназии - сложное
психолого-социопедагогическое образование, саморегулируемое и
управляемое. Это открытая, постоянно развивающаяся система.
Воспитательная система гимназии имеет сложную структуру и состоит
из компонентов, скрепленных системными связями и рассматривается
как система воспитательной работы со своими целями, методами,
подходами, принципами, а также как программа совершенствования
воспитания.
Воспитательный процесс выстраивается как
логическое восхождение от возраста к возрасту, где каждый новый шаг
- ступенька вверх в духовном и физическом становлении. Поэтому
воспитательные цели можно расположить в определенной
последовательности, как бы проецируя последовательное, в
соответствии с возрастным развитием, разворачивание осмысления
жизни как таковой.