Материалдар / Воспитательный потенциал урока: проблемы, находки и решения
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Воспитательный потенциал урока: проблемы, находки и решения

Материал туралы қысқаша түсінік
«Содержание образования должно обеспечивать…формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества» и кто, как не педагоги выполняют данную функцию. В ходе подготовки к педсовету, были проведены анкеты с учащимися. Слово предоставляется психологу школы.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
18 Қараша 2021
398
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Доклад на педсовет

Тема: Воспитательный потенциал урока: проблемы, находки и решения

«Содержание образования должно обеспечивать…формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества»  и кто, как не педагоги выполняют данную функцию. В ходе подготовки к педсовету, были проведены анкеты с учащимися.

Слово предоставляется психологу школы.

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое проявляет активную заинтересованность в будущем образовании. Вопрос о содержании обучения и воспитания всегда волновал, и будет волновать педагогическую теорию и практику. До недавнего времени ни у кого не вызывало сомнения то, что школа должна ориентироваться «на человека просвещенного», и поэтому «главным героем» школьного урока был учебный предмет. Сейчас, когда общество переживает духовный кризис, говорят о необходимости модернизации образовательной школы, которая предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Глубокие и прочные конкретные знания учащихся и духовно-смысловое наполнение современного образовательного процесса должны не противоречить друг другу, а являться надежной основой друг для друга. Знания, умения, формируемые или передаваемые в процессе обучения, должны проходить сквозь ценностный фильтр, окрашиваться человеческими смыслами и оценками. Обучение – информационная составляющая образования, а воспитание – гарант того, что полученная информация будет использована во благо. Воспитание – это обретение человеком качеств и ценностных ориентиров, делающих его предсказуемым, последовательно моральным в социально значимых ситуациях. В традиционной педагогике существовало и существует условное разделение учебного и воспитательного процесса: информационная составляющая образования связана с предметным обучением (уроком), а воспитание встраивается в разнообразные внеурочные формы. И жизнь ребенка в школе делится на уроки и самоподготовку, первую и вторую половину дня, разные не только по формам, но и по задачам, ценностному и смысловому наполнению. Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Главная задача педагога, осуществляющего педагогический процесс – обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо вырабатывать стремление у обучающихся к практическому использованию знаний на благо человека и общества. По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим.

«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке.» 

Сегодня бесспорна актуальность осмысления существующих проблем, подходов, путей и возможностей в реализации воспитательной функции урока, а также существующий опыт обучения, «приводящий к формированию у учащихся определенных отношений к обществу, природе, собственной личности и деятельности».

Проблема воспитательного потенциала урока и самоподготовки затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас модернизации казахстанского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечивается роль урока и самоподготовки, как элемента воспитательной системы. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Более того, отметив назначение урока и самоподготовки в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок и самоподготовку, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Урок и самоподготовка обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника.

Урок и самоподготовка – ключевой элемент воспитания.

Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее такими новообразованиям в структуре личности, как:

знания о мире; умение взаимодействовать с миром , ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается поднятья на уровень культуры, и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.

А педагогический профессионализм, педагога входящего вместе с детьми на вершину культуры – это: знание, психологических биологических закономерностей развития ребенка; система профессиональных умений взаимодействия с детьми, обеспечивающих организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим миром.

Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая воспитательная работа с детьми обеспечена профессиональной подготовкой педагогов, работающих с детьми.

Совершенствование урока и самоподготовки не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личностной структуры ученика. Повседневные уроки и самоподготовки – это широкий воспитательный процесс, а урок – самоподготовка,это: отдельный момент этого широкого воспитательного процесса. Следовательно, нельзя «не хотеть заниматься воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания. Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика. Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно. Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я». Благоприятные условия создаются благодаря гуманистической позицией педагога, которая предполагает всю совокупность отношений между всеми участниками урока «человек – человек»; вводят на урок безусловную ценность вовлекать каждого ребенка в процессе обучения.

Неотъемлемым компонентом урока становится любое случайное событие, происшедшее по воле неожиданно возникших обстоятельств, то, что мы назвали инцидентом.

Ни для кого не секрет, педагогам приходится иметь дело не только с умными и способными детьми, но и с отстающими, а порой и трудными. А ведь долг учителя , воспитателя - научить сформировывать навыки, знания и умения даже у тех детей, которые не хотят или не могут хорошо усвоить материал вследствие ряда причин. Чтобы такие учащиеся воспринимали материал, важно не только уметь правильно организовать его подачу на уроке, но и устанавливать личный контакт с ними.

Организатором деятельности учащихся в начальных классах и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель и классный воспитатель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями.

В работе каждого педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем, классным воспитателем. Основной формой работы классного руководителя, классного воспитателя с учителями-предметниками яв­ляются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить воз­можные трудности и конфликты.

В настоящее время часто обсуждаются вопросы, о том, как надо воспитывать: об этом говорят все и везде. Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов. Без педагогов ребенок трудно идет к достижению главной внутренней цели детства – взрослению. Причем зачастую ученик не может самостоятельно разрешить проблемы из-за множества «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.

Сейчас я вам предлагаю поработать в своих творческих группах, у каждого из вас есть свой руководитель, который раскроет вам свою тему, вы должны внимательно его выслушать, затем составить постер, и защитить.

1 группа - Проблемы, поиски, находки в деятельности классного воспитателя с учащимися.

2 группа - Проблемы, поиски, находки в деятельности классного руководителя с трудными подростками.

3 группа - Проблемы, поиски, находки в деятельности учителей- предметников при организации учебного процесса.

4 группа - Проблемы, поиски, находки в деятельности классного воспитателя с учителями – предметниками.

Что такое современный урок? Хочется привести несколько высказываний учащихся

Совр.урок- это понятный для нас урок.

Совр.урок- это веселый, познавательный , интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются.

«Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов».

Каким должен быть современный урок? Готовы ли мы уважаемые коллеги к внедрению новых подходов в своей деятельности.

Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!