Материалдар / В.С. Высоцкий « Гимн морю и горам».

В.С. Высоцкий « Гимн морю и горам».

Материал туралы қысқаша түсінік
Краткосрочный план на тему ; В.С. Высоцкий « Гимн морю и горам».
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Ақпан 2023
992
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Краткосрочный план урока на тему В.С. Высоцкий « Гимн морю и горам».

Раздел: Туризм. Экотуризм

Тема: Стихи В. Высоцкого о природе

Дата:

Мактааральский аграрный колледж

ФИО учителя:

Сапарбаева А.К

Группа:


Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.1.3 определять основную мысль текста, выявляя детали, подтверждающие её;

10.1.5оценивать высказывание с точки зрения правильности и уместности использованных языковых единиц;

10.2.3соблюдать речевыенормы,избегая нарушений лексической сочетаемости,использования слов в несвойственном значении;

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей,в раскрытии основной мысли;

10.4.2 излагать сжато информацию прослушанного, прочитанного и/илиаудиовизуального текста, сохраняя основную мысль и выражаяличную оценку;

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

определять основную мысль текста, выявляя детали, цитаты;

соблюдать речевые нормы при чтении стихотворения;

Большинство учащихся смогут:

оценивать высказывание с точки зрения правильности и уместности использованных языковых единиц;

анализировать содержание стихотворения-песни, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств;

Некоторые учащиеся смогут:

излагатьсжато информацию прослушанного аудиовизуального текста, сохраняя основную мысль;

выражатьличную оценку в форме литературно-музыкальной композиции по творчеству поэта.

Языковая цель

Полиязычие: понимание языковых особенностей художественных тропов: эпитет, сравнение, метафора.

Основные термины и словосочетания: туризм, экотуризм, пейзаж.

Привитие ценностей

Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»,«Рухани жанғыру»; любви и бережного отношения к родному языку, литературе и культуре.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык, география, информатика.

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски, аудиоприложения, видеопрезентаций, литературно-музыкальной композиции.

Этапы урока


Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока


Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Мне нравится, что ты ... ».

Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.

Стратегия «Собрать пазлы». 

Творческая лаборатория. Обсуждение статей, написанных учениками для СМИ о проблемах экотуризма в Казахстане на основе тезисного плана.

Учебник.

Часть 1.




Хрестоматия.

Середина урока





Стратегия «РАФТ».

Литературный хронограф. Учителю необходимо рассказать о судьбе и творчестве поэта-песенника В. Высоцкого с использованием презентации.

Линия эмоций персонажа. Под руководством учителяпроанализируйте эмоциональную тональность стихотворения В. Высоцкого «Гимн морю и горам»по диаграмме.Дополните диаграмму цитатами из текста, отражающими чувства персонажа.

Стратегия «Собрать пазлы». Работа в группах.

Группа 1: Представьте себя в роли чтеца. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Высоцкого для сценического выступления.

Группа 1: Представьте себя в роли актера. Выделите интонационно смысловые центры произведения, продумайте жестикуляцию.

Группа 1: Представьте себя в роли певца. Используйте возможности вашего голоса, варьируя темп, тембр, высоту, звучность голоса.

Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.

Презентация










Диаграмма


Конец урока





Стратегия «РАФТ».

Содружество искусств. Прослушайте песню В. Высоцкого на стихи «Гимн морю и горам» в авторском исполнении. Какой вариант произведения – стихотворный или песенный вам понравился? Аргументируйте свой ответ. Подготовьтелитературно-музыкальную композицию на тему «Стихи и песни Владимира Высоцкого».

Аудиоприложение

Рефлексия.


Стратегия «Собрать пазлы».

 На этом этапе уроке предлагается использовать метод «Дневник вдумчивого читателя», дающий возможность соотнести содер­жание текста с личным опытом автора произведения и читателя.

Дневник вдумчивого читателя








В. С. Высоцкий « Гимн морю и горам».

Заказана погода нам Удачею самой,
Довольно футов нам под киль обещано,
И небо поделилось с океаном синевой —
Две синевы у горизонта скрещены.

Не правда ли, морской хмельной невиданный простор
Сродни горам в безумье, буйстве, кротости:
Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,
И впадины меж ними — словно пропасти!

Служение стихиям не терпит суеты.
К двум полюсам ведёт меридиан.
Благословенны вечные хребты!
Благословен Великий океан!

Нам сам Великий Случай — брат, Везение — сестра,
Хотя — на всякий случай — мы встревожены.
На суше пожелали нам ни пуха ни пера,
Созвездья к нам прекрасно расположены.

Мы все вперёдсмотрящие, все начали с азов,
И если у кого-то невезение —
Меняем курс, идём на SOS, как там, в горах, на зов,
На помощь, прерывая восхождение.

Служение стихиям не терпит суеты.
К двум полюсам ведёт меридиан.
Благословенны вечные хребты!
Благословен Великий океан!

Потери посчитаем мы, когда пройдёт гроза,
Не сединой, а солью убелённые,
Скупая океанская огромная слеза
Умоет наши лица просветлённые…

Взята вершина — клотики вонзились в небеса!
С небес на землю — только на мгновение:
Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса —
И снова начинаем восхождение.

Служение стихиям не терпит суеты.
К двум полюсам ведёт меридиан.
Благословенны вечные хребты!
Благословен Великий океан!

В период шестидесятых годов 20 века русская литература переживает необыкновенный расцвет культуры, поэтического творчества.  Наступает эпоха «оттепели», эпоха романтических надежд, эпоха перемен, переоценки ценностей. В этот период возникает «авторская», «бардовская» песня, подарившая миру десятки талантливейших поэтов. Короткая романтическая эпоха «оттепели» завершается переходом в эпоху «застоя». Этот период характеризуется крушением надежд. Эпоха «застоя» выдвигала свои требования к человеку: быть как все, «не высовываться», угождать и молчать. Складывалась определенная философия: говорить одно, а думать другое,  жить по принципам двойной морали. Такая философия была неприемлема для людей, живущих по законам благородства и чести. «Авторская» песня для многих становится своеобразной отдушиной, возможностью сохранить  «глоток свободы».

Среди многих известных имен по праву звучит имя Владимира Семеновича Высоцкого, чье творчество и сегодня привлекает внимание читателей, вызывает глубокий интерес, потрясает своей глубиной, пониманием эпохи и умением дать читателю ответы на многие вопросы. «Громкий и хриплый голос Высоцкого примерно с середины шестидесятых бурно ворвался в «интеллигентскую» авторскую песню, сразу же переместив ее с московских кухонь на улицы и дворы» ( А.Городницкий). По прошествии времени стало ясно, что В.С.Высоцкий был не только талантливым певцом, актером, яркой личностью, но и крупнейшим поэтом  второй половины 20 века. Интерес к его творчеству не угасает. Появляются работы, в которых не просто рассказывается о его личности, но дается и исследование творчества. Поэтическое богатство его лирики заставляет снова и снова перечитывать строки его стихов, находя в них глубинный смысл.

 В нашей работе исследуются категории высокого и низкого с точки зрения их роли в лирике Высоцкого, так как, на наш взгляд, эти категории отражают характер творчества поэта, помогают найти духовный центр лирики. При всем многообразии лирики, Высоцкий во многом тяготеет к романтизму, который в его стихах становится вызовом эпохе.

Тема работы, на наш взгляд, достаточно актуальна, так как сегодня необходимо еще раз вернуться к пониманию того, что существует  четкая граница между добром и злом, высоким и низким, благородным и подлым. И чем чаще мы будем об этом вспоминать и говорить, тем чище будет наша жизнь.

Целью работы было определение роли категорий верха и низа в лирике В.С.Высоцкого.

В работе использованы материалы биографии В.С.Высоцкого и  лирические произведения поэта. В центре исследования – категории высокого и низкого в лирике В.С.Высоцкого.

 

 Эпоха требовала появления яркой личности. На фоне «застоя», серости будней, лицемерия, обмана и ставших пустыми призывов лирический герой Высоцкого не вписывается в рамки советской действительности. «Я в обычные рамки не лезу»,- скажет  поэт от имени своего лирического героя.

В лирике Высоцкого романтичен герой, обстоятельства, в которые он попадает, романтичен страстный поиск идеала, неприятие «застойной» жизни и ее правил. Драма личности в борьбе с судьбой – один из основных мотивов творчества Высоцкого. Именно поэтому категории верха и низа становятся определяющими в его лирике. «Небо – моя обитель»,- говорит поэт в одном из стихотворений, где герой – ЯК – истребитель, жить может  только наверху, в небе.

Высоцкий изображает людей романтических профессий в экстремальных ситуациях, когда проявляется характер, испытывается мужская дружба, когда жизнь граничит со смертью:

Ты идешь по кромке ледника…

Если друг оказался вдруг…

Это там, на вершине, имеет свой смысл…

Вершина у Высоцкого так же, как и горы, противопоставлена равнине. Это противопоставление верха и низа отражает характер эпохи: внизу – «застой», мелочный быт, жизнь заканчивается смертью «от водки и от простуд», «суета городов», куда возвращаются только потому, что больше некуда деться:

Внизу не встретишь – как ни тянись

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

Наверху совершенно другая жизнь. «За камнепадом камнепад», «трудный путь, опасный, как военная тропа», «отвесные стены» и надежда только «на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк». Вверху царит настоящая мужская дружба, любовь, счастье. К сожалению, в реальной жизни не всегда было так, и поэт создает в лирике «свой остров», мир, в котором все так, как должно быть. Здесь Удача, Случай, Надежда становятся именами собственными, море и горы сливаются в одно целое, так как несмотря на географическое положение, море и горы у Высоцкого отражают пребывание вверху – это стихии, не дающие солгать, притвориться, здесь надо быть самим собой:

Меняем курс, идем на SOS

Как там, в горах, на зов,

На помощь, прерывая восхожденье.

Поэтому вполне естественно, что в стихах о море: «Благословен Великий океан» звучит строка, по смыслу близкая циклу о горах:

Скупая океанская огромная слеза

Умоет наши лица просветленные,

Взята вершина, клотики вонзились в небеса.

С небес на землю – только на мгновение.

Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса

И снова начинаем восхождение.

«Гимн морю и горам»,- так назовет он одно из своих стихотворений, объединяя их в одно целое. Мир матросов, альпинистов родственен миру воинов, летчиков, всех тех, кто готов жертвовать собой ради другого, кто готов делиться последним, кто никогда не пытается казаться, а всегда такой, как есть. Это мир «наверху»:

Не жажда славы, гонок и призов

Бросает нас на гребни и на скалы.

Изведать то, чего не ведал сроду,

Глазами, ртом и кожей пить простор…

Кто в океане видит только воду,

Тот на земле не замечает гор…

«Наверху» - романтический герой, он противопоставлен тусклому тленью «тихой жизни» застойных лет. Это гордый бунтарь, благородный разбойник, спасатель, настоящий мужчина:

Зачем иду на глубину?

Чем плохо было мне на суше?

Земные страсти под луной

В обыденной линяют жиже,

А я всплываю в мир иной…

В этом «ином мире» «нет врагов, там все мы люди». На вершинах гор, в бою, в океанских глубинах «спаслось и скрылось в глубине, все, что гналось и запрещалось». Так и глубина входит в категорию верха, поскольку главным признаком верха стали для поэта высокие помыслы человека, величие его духа. Глубина и высота – родственны, это уровень жизни лирического героя Высоцкого. Это та планка, по которой поэт измеряет своих героев. Тот, кто «не дотянул», живет внизу, как все, «пасется на лугу» - эти поэта не интересуют, он певец «сошедших с круга», вырвавшихся «за флажки», тех, кто «скачет иначе». Поэт считал, что в особенных, экстремальных ситуациях «есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека. Я вообще стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска. Короче говоря, людей, которые «вдоль обрыва, по-над пропастью».

Образ дороги связан в лирике с категориями верха и низа. В стихах о шоферах появляются мотивы, связывающие эти стихи с циклами о горах, о море. Шоферский кодекс чести соответствует тем, кто привык к трудностям, кто «не стонал, не ныл» в минуты опасности, на кого можно положиться, как «на себя самого»:

Но я скатом клянусь-

Тех, кого мы возьмем

На два рейса на нашу галеру-

Живо в божеский вид приведем,

И, конечно, в шоферскую веру.

Законы чести, кодекс шоферской веры прост и понятен:

В дальнем рейсе сиденье-

То стол, то лежак,

А напарник считается братом.

Просыпаемся на виражах

На том свете почти правым скатом.

Шоферская лихая свобода так же, как горы, море – другой уровень жизни. Высота в лирике В.С.Высоцкого – понятие не столько географическое, сколько духовное – это высота духа. Испытания всегда связаны с проблемой выбора. Эпоха требовала стать маленьким человеком – Высоцкий в стихах говорит: «Только ты ради Бога не верь, что ты маленький человек!»

Почти в каждом стихотворении Высоцкого ощущается связь с эпохой, тот подтекст, который помогал оставаться человеком в любой ситуации. Стихи Высоцкого давали силы, учили жить по-человечески, отвергали сытую и бездуховную жизнь:

Я пробьюсь сквозь воздушную ватную тьму,

Хоть условья паденья не те.

Даже падать свободно нельзя, потому

Что мы падаем в пустоте.

Даже тема любви у Высоцкого связана с  категориями верха и низа. Высота чувства отличает лирику любви. Высота – мир, в котором только и может существовать великое чувство.

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал,

Потому что, если не любил,

Значит, ты не жил и не дышал.

В.Гаевский в статье «Последняя роль» (сборник «Высоцкий на Таганке» - Алма – Ата, В/О «Союзтеатр», 1989) пишет, что «его балладная этика…связана с понятием мужской чести»: «Он был принц, современный принц Гамлет. Гордый юноша, отвергший предательство, роскошную царскую грязь,- это он в своих песнях». Это и есть та высота, которая придает необыкновенную энергию стихам В.С.Высоцкого и питает читателя:

И вовеки  веков, и во все времена

Трус, предатель – всегда презираем…

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надежно прикрыта спина.

В стихах звучит поэтическая позиция поэта – неприятие «равнинной» жизни, низменных интересов. Категория верха и низа, высота и глубина, небо, горы и море, равнина – нравственно – психологические категории, духовный ориентир лирического героя Высоцкого. Высотой измеряется сила духа, характер, мужество человека. Категория  низа для Высоцкого, «равнинность» - неприемлемые принципы жизни, которые поэт отверг раз и навсегда и эти взгляды пересмотру не подлежат.

 

Заключение

Таким образом, исследование лирики В.С.Высоцкого позволяет сделать вывод о том, что категория верха и низа связана с понятиями высоты, глубины, воплощающимися в поэтические образы гор, неба, моря, равнин. Эти образы можно встретить во всех циклах стихотворений В.С.Высоцкого. Это стихи о войне, о друзьях, о детстве, о любви, сатирический цикл, ранняя лирика. Категория верха и низа связана  с духовным миром поэта, более того, для Высоцкого высота духа – та самая планка, которую он никогда не опускал. Этой нотой высоты отмечена вся его лирика, это ее смысловой центр. Категория верха и низа, ее поэтическое

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ