Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Материал туралы қысқаша түсінік
Помощь для учителей
Материалдың қысқаша нұсқасы

Урок № 19 Класс 11 «Б» Дата проведения: 13. 11. 2017 год


ТЕМА: Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Цель: Познакомить учащихся с причинами возникновения борьбы за существование у живых организмов, которое осуществляется в природе как движущей силы естественного отбора.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать у учащихся правильное отношение к проблеме реализации идеи «борьбы за существование» в природе и человеческом обществе.

Развивающие: Научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом.

Воспитание научного подхода к познанию явлений окружающего мира.

Ресурсы: задания, картинки.

Методы урока: Работа в парах.

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

I Орг. момент, вводный

2мин.

Приветствие, определение хода и целей урока.


Беседа

II Повторение изученного, работа над ошибками

10мин.

Тестовые задания открытого типа:

  1. Процесс исторического развития органического мира. Изменение и усложнение растений и животных в течение многих миллионов лет. Вымирание одних видов, выживание других, давших начало новым видам – это…

  2. Создание новых пород животных и культурных сортов растений путем систематического отбора и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами называется…

  3. Основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью – это…

  4.  Форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака называется…

  5. Единица вида и эволюции – это…

  6. Внезапное изменение наследственных свойств организма, приводящее к изменению тех или иных признаков называется….

  7. Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды – это…

1. Эволюция.

2. искусственный отбор

3. естественный отбор

4. стабилизирующий отбор

5. популяция

6. мутация

7. борьба за существование

Работают с заданиями

III Усвоение новых знаний

15мин.

Ч. Дарвин впервые пришел к мысли о том, что движущая сила всего эволюционного процесса есть результат взаимодействия организмов между собой и с внешней средой.

Ч. Дарвин обратил внимание на то, что всем живым организмам присуща способность практически «безграничного» размножения. В качестве иллюстрации он рассматривал пример с размножением слона - одного из наиболее медленно размножающихся животных. Даже в этом случае от одной пары слонов при обычном темпе размножения через 740-750 лет должно появиться около 19 млн животных.

В подавляющем большинстве случаев темп размножения организмов много выше. Например, потомство, которое потенциально способна произвести за лето одна дафния, достигает астрономической величины - более 10 млн особей, что превосходит массу Земли.

Вместе с тем неограниченного роста численности организмов в природе не наблюдается. В чем причина такого явления? Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков. Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.

Белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть из них проходит полный цикл развития и достигает зрелого возраста. То же относится и к растениям.

По Дарвину, несоответствие между возможностью беспредельного размножения видов и ограниченностью ресурсов - главная причина борьбы за существование. Гибель потомков происходит по разным причинам. Иногда она может носить случайный.

Работа с учебником

































IV Закрепление знаний.

10мин.

Тестовые задания на установление последовательности:

  1. Последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования, следующая:

а) борьба за существование;

б) естественный отбор;

в) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами;

г) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды;

д) образование новых видов.

Ответы: в, а, г, б, д

  1. Последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса, следующая:

а) борьба за существование;

б) размножение особей с полезными изменениями;

в) появление в популяции разнообразных наследственных изменений;

г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями;

д) закрепление приспособленности к среде обитания.

Ответы: в, а, г, б, д

Работа заданиями

V Заключительный

3мин

1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Всем спасибо за урок. Работали все хорошо. А теперь нарисуйте смайлик, с каким настроением вы уходите с урока

2. Д/з: п. 17

Запись домашнего задания в дневник






Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
30.00.2018
1131
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі