Взаимодействия с детьми в условиях
повседневной жизни в центре поддержки
детей.
Особую значимость в условиях центра имеет
характер взаимодействия сотрудников с детьми, овладение ими
специальных педагогических приёмов, необходимых в повседневном
общении с ними и способствующими социальной адаптации и личностному
развитию ребёнка.
В практике воспитательной работы давно известна
значимость единого подхода к ребёнку всех, кто с ним
взаимодействует. Для условий центра это особенно важно, т.к.
облегчает адаптацию ребёнка в новых социальных условиях, исключает
раздражители, исходящие от противоречивых форм взаимодействия с
разными людьми, обеспечивает ребёнку возможность снять
эмоциональное напряжение.
Существуют проверенные практикой педагогические
приёмы, которые помогают социально-педагогическому восстановлению
детей в центре
Некоторые из этих
приёмов.
Уделять постоянное, регулярное, целенаправленное
внимание каждому ребёнку. Общаясь с ним, стараться находиться на
его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на нас снизу вверх.
Мы не всегда понимаем, что разговаривая с ребёнком с "высоты своего
положения",вынуждаем его постоянно чувствовать свою зависимость и
неравенство. Поэтому, разговаривая с маленьким ребёнком, нужно чаще
приседать перед ним, чтобы общение проходило "глаза в
глаза".
Нужно запомнить, как зовут каждого ребёнка, и
чаще использовать его имя в общении с ним. Это помогает воспитывать
в нём чувство собственного достоинства, ведь имя выделяет его из
общей среды.
Показать, что мы признаём и уважаем личное
физическое и эмоциональное пространство каждого ребёнка ,его права
и чувства. Мы часто позволяем себе, не считаясь с чувствами
ребёнка, обнимать его, прижимать к себе, тискать, целовать,
полагая, что доставляет ему удовольствие. Далеко не каждому это
нравится. Неумелое выражение его недовольства зачастую приводит к
конфликту со взрослыми.
Стараться различать личность ребёнка и его
поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть
неприемлемое поведение. Общаясь с ребёнком, надо оценивать не его
личность, а его поступки. Избегать общих оценочных категорий "Ты
такой хороший мальчик",фиксировать внимание ребёнка на конкретных
результатах его действий и поступков: "Мне понравилось, как
аккуратно ты сегодня сложил свои игрушки".Поскольку
дети в
центре, вообще, имеют заниженную самооценку,
очень важно в общении с ними фиксировать их малейшие достижения,
успехи, хорошие слова и поступки, чтобы они перестали относиться к
себе, как к плохим, научились принимать себя и поверили в доброе
отношение к ним взрослых.
В общении с ребёнком избегать каких-либо
сравнений его со сверстниками, т.к. дети, испытывая неуверенность в
себе, очень ревниво и болезненно реагируют, если при них похвалят
других, воспринимают похвалу другому как проявление нелюбви к нему
самому.
Помогать детям сформировать самооценку, чтобы они
не попадали в этом смысле в зависимость от взрослых или других
детей.
Не делать за детей то, что они могут сделать
сами. Нужно создавать для них благоприятные условия, позволяющие им
добиться успеха.
Стараться предвидеть возможные сложности и
помогать детям избежать их.В процессе деятельности подбадривать
ребёнка и подкреплять его действия похвалой, чтобы он достиг
цели.
Стараться почаще ставить ребёнка в ситуацию
выбора. Он должен иметь право самостоятельно делать выбор и
принимать решение.
Не давать обещаний, которых не можем выполнить.
Каждый раз нужно держать слово.
Очень важно, чтобы воспитатели, работающие с
детьми, использовали приведённые приёмы. Опыт работы
в центре
показал, что не смотря на простоту этих приёмов,
их нелегко применять, каждодневно общаясь с
детьми.
Методист
Центра поддержки
детей
Аулиекольского
района
Бижакова Ж.А.