Научная статья на
тему:
«Особенности развития речевой
деятельности
школьников в рамках изучения учебной дисциплины «Русский
язык и культура речи»
Аннотация. В статье раскрывается основная проблематика
развития речевой деятельности школьников в рамках дисциплины
«Русский язык и культура речи», основные направления и методы в
формировании коммуникативной компетенции
школьников.
Ключевые
слова: коммуникативная компетентность, речевое развитие,
методы формирования коммуникативной
компетенции.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура
речи» в учебных заведениях направлена на формирование у школьников
следующих видов компетенций: лингвистическая компетенция – умение
проводить лингвистический анализ языковых умений; языковая
компетенция – соблюдение языковых норм, овладение практическими
навыками русского языка; коммуникативная компетенция –умение
обрабатывать услышанную информацию и создавать свою на ее основе,
владение разными видами речевой деятельности (письмо, чтение),
умение воспринимать чужую речь в устной, и в письменной
форме.
Литературный язык существует в двух формах
– письменной и устной. Между ними имеются существенные различия,
особенности в области синтаксиса. В практике обучения русскому
языку в нашей школе традиционно большое место занимают изложения с
элементами сочинений и сочинения.
Они являются формами контроля, который
определяет уровень владения языком. Абсолютно правильно, что в
практике используются в основном изложения и сочинения на
литературную тему, так как они стимулируют понимание классической
литературы и этим работают на развитие интеллекта. Изложений и
сочинений в школе пишется достаточное количество. Именно поэтому,
на уроках уделяется большое внимание анализу ошибок. Следует
отметить два крупных недостатка изложений и сочинений школьников:
орфографическая и пунктуационная неграмотность, неумение раскрыть
тему.
Причины несоответствия содержания сочинения
теме следующие: непонимание темы, неумение логически мыслить,
невнимание к формулировке. Задача педагога – проанализировать
ошибки, прежде всего, в способах выражения мысли, в содержании
сочинения или изложения и помочь школьникам разобраться с ними.
Ошибки, которые делают в сочинениях и изложениях, в основном, двух
типов:
1. Фактические и логические – это
неязыковые ошибки;
2. Лексические, грамматические,
стилистические – это языковые ошибки.
Неязыковые ошибки. Фактические ошибки в
письменных работах очень разнообразны — от искажения хронологии до
неверной трактовки образа и произведения в
целом.
Логические ошибки – логически неверно
выстроенное повествование.
Языковые ошибки.
1. Самыми частыми среди языковых ошибок
являются лексические.
Они возникают тогда, когда
школьник не знает значения употребляемого слова или не
вдумывается в содержание прочитанного произведения. Сопоставляя
сцены вечера у А.П.Шерер и именины у Ростовых в романе «Война и
мир» Л.Н.Толстого, ученик 11 класса пишет: «Эпизод именин следует
за сценами советского вечера в салоне
Шерер».
Основной причиной лексических ошибок служит
паронимия, т.е. смешение слов, похожих по звучанию, но разных по
значению. Например: «Нельзя же быть таким невежей! Надо учиться,
пополнять знания!» существительное невежа (грубый, невоспитанный
человек) употреблено вместо необходимого невежда (малообразованный,
малосведущий человек).
Грамматические ошибки – это нарушение
правил построения словосочетаний и предложений, образования и
употребления форм слова. Например: Автор статьи рассматривает
проблему взаимоотношений отцов и детей.
Школьник не знает, что существительное проблема управляет
словом в Р.п. (кого? чего?)
взаимоотношения.
Исправление стилистических ошибок всегда
сложно для учеников, так как требует знаний и развитого языкового
чутья. Например: «Впервые я услыхал шелест падающего листа –
неясный звук, похожий на шёпот дитёнка».
Слово « дитёнок» имеет просторечный
характер и не может применяться в этом
предложении.
Работа по предупреждению, исправлению и
даже обнаружению таких ошибок бывает для учеников достаточно
сложной. Главное в этой работе, чтобы ошибка была не просто
исправлена, а осмыслён её характер.
Практика реализации работы позволяет
говорить о создании устойчивой мотивации для совершенствования
своей устной и письменной речи. У учеников появляется желание
писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от
собственных удачных коммуникативных опытов. Потребуется еще немало
усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к
литературному языку. Только системный, творческий подход к работе
даст положительные результаты.
Список использованных
источников
1. Кларин
М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
исследования, игры и дискуссии. «Эксперимент», 1995 – 176 с.
2. Куницына В.Н. Коммуникативная компетентность и коммуникативный
интеллект: структура, функции, взаимоотношения.
.
.