ГУ «Береговая средняя общеобразовательная
школа»
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
«Язык мой – друг мой»
Учитель русского языка и
литературы: Тюлекова Г.Р.
2016 год
Пояснительная
записка
Школьный курс русского
языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике,
фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и
практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка
(его грамматического строя, основного словарного фонда), истории
развития литературного языка школьная программа не даёт. Все эти
вопросы можно подробно рассмотреть на занятиях факультатива по
русскому языку «Язык мой – друг мой». Раскрытие закономерностей
развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа
– его создателя, практическое знакомство с богатейшими
возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и
мыслей – всё это пробуждает интерес к родному языку, желание
познать его богатства, способствует повышению успеваемости и
воспитанию чувства патриотизма у обучающихся.
Цели:
-
Привить любовь к великому
русскому языку.
-
Повысить общую языковую
культуру.
-
Развить интерес к языку как
учебному предмету.
-
Тренировать внимание
обучающихся и умение логически мыслить.
-
Развить речь
обучающихся.
Задачи:
-
Расширить, дополнить и
углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые обучающимися
на уроках.
-
Научить обучающихся
самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться
того, чтобы они полюбили язык и книгу как источник знания.
-
Развить творческие
способности обучающихся.
Программа факультативных
занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса
обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа
факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических
принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального
подхода, занимательности, развивающего обучения, развития
активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи
обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии
с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким
образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми
знаниями.
В результате изучения
факультатива обучающиеся должны:
- углубить и расширить
знания о языке;
- развить смекалку и
сообразительность;
- обогатить свою речь
фразеологизмами;
- получить дополнительные
сведения по лексике и этимологии;
- повысить грамотность.
Программа рассчитана на 34
учебные недели: 1 час в неделю.
Содержание программы
Культура речи
Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли
сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно
употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык
богат и могуч. Великие люди о языке.
Фонетика
В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные,
потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками.
Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо.
Секреты одной буквы, логогриф.
Этимология слова
К истокам слова. Почему мы так говорим?
«Биография слов».
Занимательная
грамматика
Игры со словами: «Слово – образ, слово –
ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами
(королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и
словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в
слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения
слов.
Лексика
Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да
не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных.
Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы (
буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы).
Фразеология
Фразеологические обороты. Крылатые слова.
Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз.
Богатство русского языка (фразеологизмы).
Календарно – тематическое
планирование
№п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Сроки
|
1
|
Введение. Роль языка в жизни человека.
|
1
|
|
2
|
В мире звуков. Звук и буква.
|
1
|
|
3
|
Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то
страшные.
|
1
|
|
4
|
Игры с буквами, звуками.
|
1
|
|
5
|
Игры с буквами и словами.
|
1
|
|
6
|
«Слово – образ, слово – ассоциация». Игры со
словами.
|
1
|
|
7
|
Бывают ли у слов родственники?
|
1
|
|
8
|
К истокам слова.
|
1
|
|
9
|
Можно ли сломать язык?
|
1
|
|
10
|
Сказал то же, да не одно и то же.
|
1
|
|
11
|
Тёзки наоборот.
|
1
|
|
12
|
Игры со словами. «Слово – понятие, слово –
творчество».
|
1
|
|
13
|
О словах одинаковых, но разных.
|
1
|
|
14
|
Азбука важных и вежливых слов.
|
1
|
|
15
|
Фразеологические обороты.
|
1
|
|
16
|
Почему мы так говорим?
|
1
|
|
17
|
Крылатые слова.
|
1
|
|
18
|
Игры с буквами (королевский квадрат, огородные
растения).
|
1
|
|
19
|
«Биография слов».
|
1
|
|
20
|
Использование фразеологических оборотов не в
бровь, а в глаз.
|
1
|
|
21
|
Как правильно употреблять слова.
|
1
|
|
22
|
Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные
столбики.
|
1
|
|
23
|
Игры с буквами и словами: распавшиеся слова,
слово в слове.
|
1
|
|
24
|
В руках умелых слово творит чудеса.
|
1
|
|
25
|
Откроем за буквами русского языка
чудо.
|
1
|
|
26
|
Игры с буквами и словами: верно – не
верно.
|
1
|
|
27
|
Игры с буквами и словами: угадай синонимы,
омофоны, омонимы, буриме.
|
1
|
|
28
|
Почему мы так говорим?
|
1
|
|
29
|
Богатство русского языка
(фразеологизмы).
|
1
|
|
30
|
Богатство русского языка (синонимы,
антонимы).
|
1
|
|
31
|
Что бы это значило? Секреты одной буквы,
логогриф.
|
1
|
|
32
|
Превращения слов.
|
1
|
|
33
|
Наш язык богат и могуч. Великие люди о
языке.
|
1
|
|
34
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|