жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Язык программирование Python"
КГУ «Средняя школа имени Панфилова»
Жұмаділова Назгүл Саматқызы
Учитель информатики
Язык программирования Python
Қоғалы ауылы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................................................2
Пояснительная записка.....................................................................2
Перспективный план........................................................................5
Информационный раздел. Критерии оценивания решений задач на Python………………………………………………………………………9
Научно-методический раздел……………………………………………10
Тестирование и отладка проектов………………………………………43
Использование литературы для учителей………………………………44
Использование литературы для учеников………………………………45
Введение
В современном мире программирование стало не просто востребованным навыком, а ключевым элементом образования и профессионального роста. С развитием цифровых технологий и автоматизации процессов владение языком программирования открывает перед школьниками широкие возможности, включая участие в олимпиадах, подготовку к будущей профессии и решение реальных прикладных задач.
Одним из наиболее популярных языков программирования, рекомендованных для изучения в школах, является Python. Его синтаксис интуитивно понятен, он поддерживается ведущими технологическими компаниями, широко применяется в области искусственного интеллекта, анализа данных, веб-разработки и научных исследований. Именно поэтому Python стал основным языком обучения программированию в школьной программе. Однако его освоение требует не только знания синтаксиса, но и умения применять его для решения алгоритмических и логических задач.
Пояснительная записка
Современный мир невозможно представить без информационных технологий, и программирование стало одним из ключевых навыков XXI века. В условиях стремительного развития цифровых технологий школьное образование должно адаптироваться, предлагая учащимся не только базовые знания, но и прикладные инструменты, которые помогут им решать реальные задачи. Одним из наиболее популярных и доступных языков программирования для изучения в школе является Python. Его простота, читаемость и мощные возможности делают его идеальным для обучения школьников основам алгоритмизации и программирования.
Разработка методического пособия «Решения задач по ЯП Python (школьная программа)» обусловлена необходимостью систематизации и структурирования подходов к решению задач различного уровня сложности. Данное пособие направлено на помощь учащимся и преподавателям в освоении языка Python, а также в развитии логического мышления, алгоритмических навыков и умения применять программирование для решения практических задач.
Цель и задачи
Цель данной методической работы — предоставить структурированное руководство по решению задач на языке программирования Python в рамках школьной программы, опираясь на современные методики преподавания и инновационные подходы.
Основные задачи методического пособия:
-
Систематизировать знания по основам Python, обеспечивая доступность материала для учащихся с разным уровнем подготовки.
-
Развивать алгоритмическое мышление, логический подход и способность к декомпозиции задач.
-
Обучить школьников методам решения задач, используя различные структуры данных и алгоритмы.
-
Применять программирование как инструмент для решения реальных задач из различных предметных областей.
-
Повысить мотивацию учащихся к изучению информатики через практико-ориентированные задания и проекты.
2. Актуальность
В современном мире программирование стало важной составляющей образовательного процесса. Язык Python активно используется в науке, бизнесе, искусственном интеллекте, анализе данных и многих других областях. Его изучение в школьной программе позволяет учащимся:
-
Получить востребованные навыки, которые пригодятся в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.
-
Развить аналитическое и критическое мышление.
-
Приобрести уверенность в работе с алгоритмами и структурированием данных.
-
Подготовиться к олимпиадам по программированию и экзаменам по информатике.
Методическое пособие необходимо, потому что оно:
-
Упрощает процесс обучения, предоставляя пошаговые решения задач.
-
Ориентировано как на самостоятельное изучение, так и на работу в классе.
-
Содержит примеры, адаптированные для реальных проблем и практического применения.
С учетом возрастающей роли цифровых технологий и программирования, такая методика становится не только полезной, но и необходимой для школьников.
3. Научно-методический уровень работы
Методическое пособие разработано на основе передовых педагогических и методологических подходов, учитывая современные образовательные тренды:
-
Интерактивное обучение: применение креативных задач и проектов.
-
Проектный подход: выполнение реальных задач, помогающих связать программирование с повседневной жизнью.
-
Геймификация: внедрение элементов игры для повышения мотивации учащихся.
-
Применение алгоритмических паттернов: изучение базовых алгоритмов через примеры и визуализацию.
По сравнению с традиционными методиками преподавания информатики, данное пособие делает акцент на:
-
Более глубоком разборе алгоритмов с применением Python.
-
Подходах, основанных на практическом применении кода.
-
Включении современных задач, таких как работа с данными, автоматизация процессов и написание скриптов.
4. Научность работы
Данная методическая работа соответствует современной образовательной парадигме, основанной на:
-
Философии образования, ориентированной на развитие навыков XXI века (креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация).
-
Методологии, включающей активные методы обучения (решение задач, работа в командах, проектное обучение).
-
Психологии обучения, учитывающей возрастные особенности школьников и их восприятие информации.
-
Последних достижениях педагогической науки, связанных с цифровыми технологиями в образовании.
Методика способствует формированию самостоятельности, способности анализировать и применять знания в новых ситуациях.
5. Направленность
Методическое пособие ориентировано не только на обучение программированию, но и на всестороннее развитие личности школьников. Оно способствует:
-
Формированию навыков программирования и алгоритмического мышления.
-
Развитию логики, креативности и способности к решению нестандартных задач.
-
Сохранению психофизиологического и социального здоровья через баланс теории, практики и перерывов в обучении.
-
Соответствию экономическим, экологическим и этнопедагогическим аспектам, путем анализа данных, моделирования задач и работы с проектами.
-
Гуманистическому, интеграционному и инновационному подходу к образованию.
Методика учитывает научные требования: постановку проблемы, формулирование гипотезы, проведение исследований, анализ и интерпретацию результатов.
6. Оценка методологической основы
Методическая работа построена на системном подходе, где:
-
Все темы логически связаны между собой.
-
Материал представлен от простого к сложному.
-
Результаты каждого этапа обучения связаны с методологическими основами.
Методика обеспечивает последовательное формирование знаний, позволяя учащимся двигаться от базового уровня к продвинутому.
7. Достоверность и надежность результатов
Каждый результат работы основан на:
-
Проверенных методах обучения.
-
Практическом опыте преподавания программирования.
-
Анализе современных образовательных тенденций.
Методика апробирована в учебном процессе и показывает свою эффективность.
8. Ожидаемые результаты
Внедрение данного методического пособия приведет к следующим результатам:
-
Учащиеся освоят базовые и продвинутые концепции программирования на Python.
-
Повысится уровень алгоритмического мышления и умения решать задачи.
-
Улучшится подготовка школьников к олимпиадам и экзаменам по информатике.
-
Разовьются навыки самостоятельной работы и поиска решений.
-
Повысится интерес к программированию через практико-ориентированный подход.
В целом, методическое пособие «Решения задач по ЯП Python» способствует не только изучению программирования, но и всестороннему развитию учащихся, что делает его важным инструментом в образовательном процессе.
Перспективный план
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Кол-во часов |
Ожидаемый результат |
1 |
Знакомство с Python. Что это такое? |
Познакомить с языком Python, его простым применением в жизни. |
1 |
Понимание, что такое Python и где он используется. |
2 |
Установка Python. Первая программа |
Научить устанавливать Python и запустить простую программу "Привет, мир!". |
1 |
Умение устанавливать Python и запускать простые программы. |
3 |
Переменные: храним информацию |
Познакомить с переменными и их использованием для хранения данных. |
1 |
Умение создавать переменные и присваивать им значения. |
4 |
Типы данных: числа и строки |
Познакомить с основными типами данных: числами (целые и дробные) и строками. |
1 |
Умение различать типы данных и выполнять простые операции с ними. |
5 |
Простые математические операции |
Научить выполнять основные математические операции: сложение, вычитание, умножение, деление. |
1 |
Умение использовать Python как калькулятор. |
6 |
Условные операторы: если... то... |
Познакомить с условными операторами для принятия простых решений в программе. |
1 |
Умение писать программы с использованием условных операторов для простых задач. |
7 |
Циклы: повторяем действия |
Научить использовать циклы для повторения действий, например, вывод чисел от 1 до 10. |
1 |
Умение писать программы с использованием циклов для простых задач. |
8 |
Списки: храним много данных |
Познакомить со списками как способом хранения нескольких элементов. |
1 |
Умение создавать списки и добавлять в них элементы. |
9 |
Работа со списками: доступ и изменение |
Научить получать доступ к элементам списка и изменять их. |
1 |
Умение работать с элементами списка: получать и изменять значения. |
10 |
Функции: делаем код удобным |
Научить создавать простые функции для выполнения повторяющихся действий. |
1 |
Умение писать и использовать простые функции. |
11 |
Игры с числами: угадай число |
Практическое применение условных операторов и циклов в простой игре. |
1 |
Умение создавать простую игру "Угадай число". |
12 |
Рисуем простые фигуры: Turtle |
Знакомство с модулем Turtle для рисования простых фигур. |
1 |
Умение рисовать простые фигуры с помощью Turtle. |
13 |
Создаем простые рисунки |
Практика рисования с использованием Turtle. |
1 |
Умение создавать простые рисунки с помощью Turtle. |
14 |
Знакомство с библиотеками: случайные числа |
Познакомить с использованием библиотек, например, random для генерации случайных чисел. |
1 |
Умение использовать библиотеку random для генерации случайных чисел. |
15 |
Создаем простую викторину |
Практическое применение условных операторов и списков в создании викторины. |
1 |
Умение создавать простую викторину. |
16 |
Работа с текстом: строки |
Познакомить с операциями над строками: соединение, поиск, замена. |
1 |
Умение выполнять базовые операции над строками. |
17 |
Создаем текстовые игры |
Практическое применение операций над строками в создании простой текстовой игры. |
1 |
Умение создавать простую текстовую игру. |
18 |
Знакомство с файлами: чтение |
Научить читать данные из текстовых файлов. |
1 |
Умение читать данные из простых текстовых файлов. |
19 |
Знакомство с файлами: запись |
Научить записывать данные в текстовые файлы. |
1 |
Умение записывать данные в простые текстовые файлы. |
20 |
Создаем записную книжку |
Практическое применение работы с файлами в создании простой записной книжки. |
1 |
Умение создавать простую записную книжку. |
21 |
Графика: простые рисунки |
Использование библиотеки Pillow для работы с изображениями. |
1 |
Умение создавать и изменять простые изображения. |
22 |
Создаем простые анимации |
Практика создания простых анимаций с использованием Python. |
1 |
Умение создавать простые анимации. |
23 |
Создаем игру "Камень, ножницы, бумага" |
Практическое применение изученных концепций в создании игры. |
1 |
Умение создавать игру "Камень, ножницы, бумага". |
24 |
Знакомство с веб-скрапингом: простые примеры |
Знакомство с основами веб-скрапинга для получения данных из интернета. |
1 |
Понимание основ веб-скрапинга. |
25 |
Создаем интерактивные истории |
Практическое применение изученных концепций в создании интерактивных историй. |
1 |
Умение создавать интерактивные истории. |
26 |
Знакомство с базами данных: простые примеры |
Знакомство с основами работы с базами данных. |
1 |
Понимание основ работы с базами данных. |
27 |
Создаем простую программу для работы с данными |
Практическое применение работы с данными в простой программе. |
1 |
Умение создавать простую программу для работы с данными. |
28 |
Автоматизация простых задач |
Научить автоматизировать простые задачи с помощью Python. |
1 |
Умение писать простые скрипты для автоматизации задач. |
29 |
Проектная работа (1): выбор темы |
Начало работы над индивидуальным проектом: выбор темы и планирование. |
1 |
Определение темы проекта и планирование работы. |
30 |
Проектная работа (2): реализация |
Работа над реализацией проекта. |
1 |
Реализация основных функций проекта. |
31 |
Проектная работа (3): доработка |
Работа над доработкой и улучшением проекта. |
1 |
Доработка кода и добавление дополнительных функций. |
32 |
Тестирование и отладка проектов |
Тестирование проекта и отладка кода. |
1 |
Умение тестировать и отлаживать код для повышения надежности проекта. |
33 |
Защита проектов |
Презентация и защита выполненных проектов. |
1 |
Умение презентовать и защищать свои проекты, отвечая на вопросы и демонстрируя результаты работы. |
34 |
Итоговое занятие: повторение и закрепление |
Повторение ключевых тем курса и закрепление полученных знаний. |
1 |
Умение применять полученные знания для решения практических задач, подготовка к дальнейшему изучению Python. |
Информационный раздел
Критерии оценивания решений задач на Python
Критерий |
Максимальный балл |
Дескриптор (уровень выполнения) |
Правильность решения |
5 |
5 – Код полностью соответствует
заданию, работает корректно во всех
тестах. |
Эффективность кода |
3 |
3 – Код оптимизирован,
использует эффективные алгоритмы. |
Читаемость и стиль |
2 |
2 – Код хорошо структурирован,
используются комментарии, имена переменных
понятны. |
Использование правильных конструкций |
3 |
3 – Используются подходящие
структуры данных и операторы
Python. |
Обработка ошибок и крайних случаев |
2 |
2 – Все возможные входные данные
учтены, код не падает на краевых
значениях. |
Оригинальность решения |
2 |
2 – Используется нестандартный,
но эффективный подход. |
Общий балл: 17
-
15-17 баллов – Отличное решение (уровень продвинутого пользователя).
-
12-14 баллов – Хорошее решение, но есть моменты для улучшения.
-
9-11 баллов – Средний уровень, нуждается в оптимизации.
-
6-8 баллов – Базовый уровень, есть ошибки.
-
Менее 6 баллов – Недостаточный уровень, требуется доработка.
Этот критерий поможет объективно оценивать решения учащихся и направлять их к более эффективному программированию. ?
Научно-методический раздел
1. Знакомство с Python. Что это такое?
-
Теоретические вопросы:
-
Что такое Python и где он используется? (Ответ: Python - это высокоуровневый язык программирования, используемый в веб-разработке, анализе данных, искусственном интеллекте и др.)
-
Какие основные преимущества Python? (Ответ: Простота синтаксиса, большая стандартная библиотека, кроссплатформенность.)
-
Кто создал Python? (Ответ: Гвидо ван Россум.)
-
В чем разница между Python 2 и Python 3? (Ответ: Python 3 - более современная версия с улучшениями, Python 2 устарел.)
-
Какие компании используют Python? (Ответ: Google, Instagram, Spotify, Netflix.)
-
Что такое интерпретатор Python? (Ответ: Программа, выполняющая код Python построчно.)
-
Что такое IDE и какие IDE подходят для Python? (Ответ: Среда разработки, например, VS Code, PyCharm, IDLE.)
-
Какие типы приложений можно создавать на Python? (Ответ: Веб-приложения, десктопные приложения, игры, скрипты.)
-
Что такое библиотеки и модули в Python? (Ответ: Наборы готового кода для расширения функциональности.)
-
Что такое синтаксис языка программирования? (Ответ: Правила написания кода.)
-
2. Установка Python. Первая программа
-
Практические задачи:
-
Установите Python 3 на свой компьютер.
-
(Инструкция: Загрузите установщик с python.org, запустите и следуйте инструкциям.)
-
-
Проверьте версию установленного Python.
-
Python
import sys
print(sys.version)
-
Установите любую IDE для Python (например, VS Code, PyCharm).
(Инструкция: Загрузите и установите IDE по инструкции с сайта разработчика.)
-
Создайте файл hello.py.
(Инструкция: В IDE создайте новый файл с именем hello.py.)
-
Напишите код print("Привет, мир!") в файле hello.py.
Python
print("Привет, мир!")
-
Запустите программу hello.py из IDE.
-
(Инструкция: В IDE нажмите кнопку запуска или используйте сочетание клавиш.)
-
-
Запустите программу hello.py из командной строки.
-
(Инструкция: Откройте командную строку, перейдите в папку с файлом и выполните python hello.py.)
-
-
Измените текст в print() и запустите программу.
Python
print("Привет, Python!")
-
Попробуйте запустить программу с ошибкой в синтаксисе.
Python
print "Привет, мир!" # Ошибка: скобки обязательны
-
Устраните ошибку и снова запустите программу.
Python
print("Привет, мир!")
3. Переменные: храним информацию
Практические задачи:
-
Создайте переменную name и присвойте ей своё имя.
Python
name = "Иван"
-
Создайте переменную age и присвойте ей свой возраст.
Python
age = 15
-
Создайте переменную pi и присвойте ей значение 3.14159.
Python
pi = 3.14159
-
Выведите значения переменных name, age и pi на экран.
Python
print(name)
print(age)
print(pi)
-
Измените значение переменной age на следующий год.
Python
age = age + 1
print(age)
-
Создайте переменную is_student и присвойте ей значение True или False.
Python
is_student = True
-
Выведите тип каждой из созданных переменных.
Python
print(type(name))
print(type(age))
print(type(pi))
print(type(is_student))
-
Создайте две переменные и обменяйте их значения между собой.
Python
a = 10
b = 20
a, b = b, a
print(a, b)
-
Создайте переменную для хранения списка ваших любимых фильмов.
Python
films = ["Матрица", "Интерстеллар", "Начало"]
-
Выведите длину списка любимых фильмов на экран.
Python
print(len(films))
4. Типы данных: числа и строки
Практические задачи:
-
Создайте переменную integer и присвойте ей целое число.
Python
integer = 100
-
Создайте переменную floating_point и присвойте ей дробное число.
Python
floating_point = 3.14
-
Создайте переменную string и присвойте ей строку.
Python
string = "Привет, мир!"
-
Выведите типы переменных integer, floating_point и string.
Python
print(type(integer))
print(type(floating_point))
print(type(string))
-
Сложите два целых числа и выведите результат.
Python
a = 10
b = 20
print(a + b)
-
Разделите дробное число на целое и выведите результат.
Python
a = 10.5
b = 2
print(a / b)
-
Соедините две строки и выведите результат.
Python
a = "Привет"
b = "мир"
print(a + " " + b)
-
Повторите строку несколько раз и выведите результат.
Python
a = "Python"
print(a * 3)
-
Преобразуйте число в строку и выведите результат.
Python
a = 100
print(str(a))
-
Преобразуйте строку в число (если это возможно) и выведите результат.
Python
a = "50"
print(int(a))
5. Простые математические операции
Практические задачи:
-
Вычислите сумму 15 и 27.
Python
print(15 + 27)
-
Вычислите разность 100 и 33.
Python
print(100 - 33)
-
Вычислите произведение 8 и 9.
Python
print(8 * 9)
-
Вычислите частное 45 и 5.
Python
print(45 / 5)
-
Вычислите остаток от деления 17 на 3.
Python
print(17 % 3)
-
Вычислите 2 в степени 10.
Python
print(2 ** 10)
-
Вычислите квадратный корень из 625.
Python
import math
print(math.sqrt(625))
-
Вычислите среднее арифметическое трёх чисел.
Python
a = 10
b = 20
c = 30
print((a + b + c) / 3)
-
Вычислите площадь круга радиусом 7.
Python
import math
radius = 7
print(math.pi * radius **
6. Условные операторы: если... то...
Практические задачи:
-
Проверьте, является ли число положительным, отрицательным или нулём.
Python
num = int(input("Введите число: "))
if num > 0:
print("Число положительное")
elif num < 0:
print("Число отрицательное")
else:
print("Число равно нулю")
-
Проверьте, является ли число чётным или нечётным.
Python
num = int(input("Введите число: "))
if num % 2 == 0:
print("Число чётное")
else:
print("Число нечётное")
-
Сравните два числа и выведите, какое из них больше.
Python
a = int(input("Введите первое число: "))
b = int(input("Введите второе число: "))
if a > b:
print("Первое число больше")
elif b > a:
print("Второе число больше")
else:
print("Числа равны")
-
Проверьте, является ли год високосным.
year = int(input("Введите год: "))
if (year % 4 == 0 and year % 100 != 0) or year % 400 == 0:
print("Год високосный")
else:
print("Год не високосный")
5. Проверьте, входит ли число в заданный диапазон.python
num = int(input("Введите число: "))
if 10 <= num <= 20:
print("Число входит в диапазон")
else:
print("Число не входит в диапазон")
6. Проверьте, является ли строка пустой.python
string = input("Введите строку: ")
if string:
print("Строка не пустая")
else:
print("Строка пустая")
7. Проверьте, содержит ли строка заданную подстроку.python
string = input("Введите строку: ")
substring = input("Введите подстроку: ")
if substring in string:
print("Подстрока найдена")
else:
print("Подстрока не найдена")
8. Определите, является ли треугольник равносторонним, равнобедренным или разносторонним.python
a = int(input("Введите сторону a: "))
b = int(input("Введите сторону b: "))
c = int(input("Введите сторону c: "))
if a == b == c:
print("Треугольник равносторонний")
elif a == b or b == c or a == c:
print("Треугольник равнобедренный")
else:
print("Треугольник1 разносторонний")
9. Определите, является ли буква гласной или согласной.python
letter = input("Введите букву: ").lower()
if letter in "aeiou":
print("Буква гласная")
else:
print("Буква согласная")
10. Проверьте, является ли число простым.python
num = int(input("Введите число: "))
if num > 1:
for i in range(2, int(num**0.5) + 1):
if num % i == 0:
print("Число не простое")
break
else:
print("Число простое")
else:
print("Число не простое")
```
7. Циклы: повторяем действия
Практические задачи:
-
Выведите числа от 1 до 10 с помощью цикла for.
Python
for i in range(1, 11):
print(i)
-
Выведите числа от 10 до 1 с помощью цикла while.
Python
i = 10
while i >= 1:
print(i)
i -= 1
-
Вычислите сумму чисел от 1 до 100.
Python
sum = 0
for i in range(1, 101):
sum += i
print(sum)
-
Вычислите факториал числа 5.
Python
factorial = 1
for i in range(1, 6):
factorial *= i
print(factorial)
-
Выведите таблицу умножения на 7.
Python
for i in range(1, 11):
print(f"7 x {i} = {7*i}")
-
Выведите все чётные числа от 1 до 20.
Python
for i in range(2, 21, 2):
print(i)
-
Выведите все простые числа от 1 до 50.
Python
for num in range(2, 51):
for i in range(2, int(num**0.5) + 1):
if num % i == 0:
break
else:
print(num)
-
Выведите последовательность Фибоначчи до 10-го числа.
Python
a, b = 0, 1
for i in range(10):
print(a)
a, b = b, a + b
-
Выведите пирамиду из звёздочек.
Python
for i in range(1, 6):
print("*" * i)
-
Выведите ромб из звёздочек.
Python
for i in range(1, 6):
print(" " * (5 - i) + "*" * (2 * i - 1))
for i in range(4, 0, -1):
print(" " * (5 - i) + "*" * (2 * i - 1))
8. Списки: храним много данных
Практические задачи:
-
Создайте список из 5 элементов.
Python
my_list = [1, 2, 3, 4, 5]
-
Выведите каждый элемент списка на экран.
Python
for item in my_list:
print(item)
-
Добавьте элемент в конец списка.
Python
my_list.append(6)
print(my_list)
-
Удалите элемент из списка.
Python
my_list.remove(3)
print(my_list)
-
Измените элемент списка по индексу.
Python
my_list[0] = 10
print(my_list)
-
Выведите длину списка.
Python
print(len(my_list))
-
Проверьте, есть ли элемент в списке.
Python
if 4 in my_list:
print("Элемент найден")
else:
print("Элемент не найден")
-
Найдите индекс первого вхождения элемента в список.
Python
print(my_list.index(4))
-
Отсортируйте список.
Python
my_list.sort()
print(my_list)
-
Разверните список.
Python
my_list.reverse()
print(my_list)
9. Работа со списками: доступ и изменение
Практические задачи:
-
Создайте список и выведите его первый элемент.
Python
my_list = [10, 20, 30, 40, 50]
print(my_list[0])
-
Создайте список и выведите его последний элемент.
Python
print(my_list[-1])
-
Создайте список и выведите его
10. Функции: делаем код удобным
Практические задачи:
1. Напишите функцию, которая выводит "Привет, мир!".
```python
def hello_world():
print("Привет, мир!")
hello_world()
```
2. Напишите функцию, которая принимает два числа и возвращает их сумму.
```python
def add(a, b):
return a + b
result = add(5, 3)
print(result)
```
3. Напишите функцию, которая принимает число и возвращает его факториал.
```python
def factorial(n):
if n == 0:
return 1
else:
return n * factorial(n - 1)
result = factorial(5)
print(result)
```
4. Напишите функцию, которая принимает строку и возвращает её длину.
```python
def string_length(s):
return len(s)
result = string_length("Python")
print(result)
```
5. Напишите функцию, которая принимает список и возвращает его среднее арифметическое.
```python
def average(numbers):
return sum(numbers) / len(numbers)
result = average([1, 2, 3, 4, 5])
print(result)
```
6. Напишите функцию, которая проверяет, является ли число простым.
```python
def is_prime(n):
if n > 1:
for i in range(2, int(n**0.5) + 1):
if n % i == 0:
return False
return True
else:
return False
print(is_prime(17))
```
7. Напишите функцию, которая вычисляет площадь круга по радиусу.
```python
import math
def circle_area(radius):
return math.pi * radius**2
result = circle_area(7)
print(result)
```
8. Напишите функцию, которая переводит градусы Цельсия в градусы Фаренгейта.
```python
def celsius_to_fahrenheit(celsius):
return (celsius * 9/5) + 32
result = celsius_to_fahrenheit(25)
print(result)
```
9. Напишите функцию, которая выводит таблицу умножения на заданное число.
```python
def multiplication_table(n):
for i in range(1, 11):
print(f"{n} x {i} = {n*i}")
multiplication_table(7)
```
10. Напишите функцию, которая выводит пирамиду из звёздочек заданной высоты.
```python
def star_pyramid(height):
for i in range(1, height + 1):
print("*" * i)
star_pyramid(5)
```
11. Игры с числами: угадай число
Практические задачи:
1. Сгенерируйте случайное число от 1 до 100.
```python
import random
secret_number = random.randint(1, 100)
```
2. Предложите пользователю угадать число.
```python
guess = int(input("Угадайте число от 1 до 100: "))
```
3. Если пользователь угадал, выведите сообщение "Вы угадали!".
```python
if guess == secret_number:
print("Вы угадали!")
```
4. Если пользователь не угадал, выведите сообщение "Попробуйте ещё раз!".
```python
else:
print("Попробуйте ещё раз!")
```
5. Если пользователь не угадал, подскажите, больше или меньше загаданное число.
```python
if guess < secret_number:
print("Загаданное число больше")
else:
print("Загаданное число меньше")
```
6. Организуйте цикл, чтобы пользователь мог угадывать число несколько раз.
```python
while guess != secret_number:
guess = int(input("Угадайте число от 1 до 100: "))
# ... (подсказки)
```
7. Ограничьте количество попыток пользователя.
```python
attempts = 5
while guess != secret_number and attempts > 0:
# ... (подсказки)
attempts -= 1
```
8. Выведите сообщение о проигрыше, если попытки закончились.
```python
if attempts == 0:
print(f"Вы проиграли. Загаданное число было {secret_number}")
```
9. Добавьте возможность выбора диапазона чисел для угадывания.
```python
min_num = int(input("Введите минимальное число: "))
max_num = int(input("Введите максимальное число: "))
secret_number = random.randint(min_num, max_num)
```
10. Добавьте возможность выбора уровня сложности (количество попыток).
```python
difficulty = input("Выберите уровень сложности (легкий/средний/сложный): ")
if difficulty == "легкий":
attempts = 10
# ... (другие уровни сложности)
```
12. Рисуем простые фигуры: Turtle
Практические задачи:
1. Нарисуйте квадрат с помощью Turtle.
```python
import turtle
t = turtle.Turtle()
for i in range(4):
t.forward(100)
t.left(90)
turtle.done()
```
2. Нарисуйте треугольник с помощью Turtle.
```python
t = turtle.Turtle()
for i in range(3):
t.forward(100)
t.left(120)
turtle.done()
```
3. Нарисуйте круг с помощью Turtle.
```python
t = turtle.Turtle()
t.circle(50)
turtle.done()
```
4. Нарисуйте пятиугольник с помощью Turtle.
```python
t = turtle.Turtle()
for i in range(5):
t.forward(100)
t.left(72)
turtle.done()
```
5. Нарисуйте спираль из квадратов с помощью Turtle.
```python
t = turtle.Turtle()
for i in range(50):
t.forward(i * 2)
t.left(90)
turtle.done()
```
6. Нарисуйте спираль из кругов с помощью Turtle.
```python
t = turtle.Turtle()
for i in range(50):
t.circle(i)
t.left(10)
turtle.done()
```
7. Нарисуйте дерево с помощью Turtle.
```python
def tree(branch_len, t):
if branch_len > 5:
t.forward(branch_len)
t.right(20)
tree(branch_len - 15, t)
t.left(40)
tree(branch_len - 15, t)
t.right(20)
t.backward(branch_len)
t = turtle.Turtle()
t.left(90)
t.penup()
t.backward(100)
t.pendown()
t.color("green")
tree(100, t)
turtle.done()
```
8. Нарисуйте снежинку с помощью Turtle.
```python
import random
def snowflake(size, t):
for i in range(6):
branch(size, t)
t.left(60)
def branch(size, t):
for i in range(3):
for
13. Создаем простые рисунки
Практические задачи:
1. Нарисуйте дом с помощью Turtle.
```python
import turtle
t = turtle.Turtle()
# Стены
for _ in range(4):
t.forward(100)
t.left(90)
# Крыша
t.left(60)
t.forward(100)
t.left(120)
t.forward(100)
turtle.done()
```
2. Нарисуйте машину с помощью Turtle.
```python
# (код аналогичен, но с более сложными фигурами)
```
3. Нарисуйте цветок с помощью Turtle.
```python
# (код с использованием циклов и кругов)
```
4. Нарисуйте лицо с помощью Turtle.
```python
# (код с кругами и линиями для глаз, носа, рта)
```
5. Нарисуйте пейзаж с помощью Turtle.
```python
# (код с использованием разных фигур и цветов для гор, деревьев, солнца)
```
6. Нарисуйте лабиринт с помощью Turtle.
```python
# (код с использованием циклов и поворотов для создания стен лабиринта)
```
7. Нарисуйте фрактал с помощью Turtle.
```python
# (код с использованием рекурсии для создания фрактальных узоров)
```
8. Нарисуйте анимацию с помощью Turtle.
```python
# (код с использованием циклов и функций для изменения положения и вида объектов)
```
9. Используйте разные цвета и формы в своих рисунках.
```python
# (код с использованием t.color(), t.fillcolor(), t.begin_fill(), t.end_fill())
```
10. Создайте интерактивный рисунок, реагирующий на действия пользователя.
```python
# (код с использованием t.onclick(), t.onkey(), t.listen())
```
14. Знакомство с библиотеками: случайные числа**
Практические задачи:
1. Сгенерируйте случайное число от 1 до 10.
```python
import random
print(random.randint(1, 10))
```
2. Сгенерируйте случайное число от 1 до 100.
```python
print(random.randint(1, 100))
```
3. Сгенерируйте случайное число от -10 до 10.
```python
print(random.randint(-10, 10))
```
4. Сгенерируйте случайное дробное число от 0 до 1.
```python
print(random.random())
```
5. Сгенерируйте случайный элемент из списка.
```python
my_list = ["apple", "banana", "cherry"]
print(random.choice(my_list))
```
6. Сгенерируйте случайную строку из заданных символов.
```python
import string
chars = string.ascii_letters + string.digits
password = "".join(random.choice(chars) for i in range(8))
print(password)
```
7. Имитируйте бросок игральной кости.
```python
print(random.randint(1, 6))
```
8. Имитируйте бросок монеты.
```python
print(random.choice(["Орёл", "Решка"]))
```
9. Создайте генератор случайных паролей.
```python
# (код с использованием random.choice() и string.ascii_letters, string.digits, string.punctuation)
```
10. Создайте игру "Лото" с использованием случайных чисел.
```python
# (код с использованием random.sample() для генерации уникальных чисел)
```
15. Создаем простую викторину
Практические задачи:
1. Создайте викторину с 5 вопросами.
```python
# (код с использованием словаря для хранения вопросов и ответов)
```
2. Создайте викторину с вопросами разных типов (с выбором ответа, с вводом ответа).
```python
# (код с использованием разных типов ввода и проверки ответов)
```
3. Создайте викторину с подсказками.
```python
# (код с использованием подсказок при неправильном ответе)
```
4. Создайте викторину с ограничением времени на ответ.
```python
# (код с использованием time.time() для измерения времени)
```
5. Создайте викторину с разными уровнями сложности.
```python
# (код с использованием разных наборов вопросов для разных уровней)
```
6. Создайте викторину с использованием файлов для хранения вопросов и ответов.
```python
# (код с использованием файлов для чтения и записи данных)
```
7. Создайте викторину с графическим интерфейсом.
```python
# (код с использованием Tkinter или PyQt)
```
8. Создайте викторину с возможностью сохранения результатов.
```python
# (код с использованием файлов для сохранения результатов)
```
9. Создайте викторину с возможностью добавления новых вопросов.
```python
# (код с использованием ввода для добавления новых вопросов)
```
10. Создайте викторину на тему, которая вам интересна.
```python
# (код с вопросами на выбранную тему)
```
16. Работа с текстом: строки
Практические задачи:
1. Соедините две строки.
```python
str1 = "Hello"
str2 = "World"
print(str1 + " " + str2)
```
2. Найдите длину строки.
```python
string = "Python"
print(len(string))
```
3. Найдите подстроку в строке.
```python
string = "Hello World"
print(string.find("World"))
```
4. Замените подстроку в строке.
```python
string = "Hello World"
print(string.replace("World", "Python"))
```
5. Разделите строку на список слов.
```python
string = "Hello World"
print(string.split())
```
6. Преобразуйте строку в верхний регистр.
```python
string = "hello"
print(string.upper())
```
7. Преобразуйте строку в нижний регистр.
```python
string = "HELLO"
print(string.lower())
```
8. Удалите пробелы в начале и конце строки.
```python
string = " Hello "
print(string.strip())
```
9. Проверьте, является ли строка палиндромом.
```python
string = "radar"
if string == string[::-1]:
print("Палиндром")
else:
print("Не палиндром")
```
10. Создайте программу для шифрования и дешифрования текста.
```python
# (код с использованием алгоритмов шифрования)
```
17. Создаем текстовые игры
Практические задачи:
1. Создайте игру "Выбери свой путь" с несколькими вариантами развития сюжета.
```python
# (код с использованием условных операторов и циклов для создания ветвящегося сюжета)
```
2. Создайте игру "Квест" с загадками и головоломками.
```python
# (код с использованием строк, условных операторов и функций для создания загадок)
```
3. Создайте игру "Текстовый RPG" с уровнями, персонажами и предметами.
```python
# (код с использованием словарей и списков для хранения информации о персонажах и предметах)
```
4. Создайте игру "Т
18. Знакомство с файлами: чтение
Практические задачи:
1. Создайте текстовый файл и запишите в него несколько строк.
```python
with open("my_file.txt", "w") as f:
f.write("Строка 1\nСтрока 2\nСтрока 3")
```
2. Прочитайте содержимое текстового файла и выведите его на экран.
```python
with open("my_file.txt", "r") as f:
print(f.read())
```
3. Прочитайте содержимое текстового файла и подсчитайте количество строк.
```python
with open("my_file.txt", "r") as f:
lines = f.readlines()
print(len(lines))
```
4. Прочитайте содержимое текстового файла и подсчитайте количество слов.
```python
with open("my_file.txt", "r") as f:
content = f.read()
words = content.split()
print(len(words))
```
5. Прочитайте содержимое текстового файла и найдите самую длинную строку.
```python
with open("my_file.txt", "r") as f:
lines = f.readlines()
longest_line = max(lines, key=len)
print(longest_line)
```
6. Прочитайте содержимое текстового файла и найдите самое часто встречающееся слово.
```python
from collections import Counter
with open("my_file.txt", "r") as f:
content = f.read().lower()
words = content.split()
word_counts = Counter(words)
most_common_word = word_counts.most_common(1)[0][0]
print(most_common_word)
```
7. Прочитайте содержимое текстового файла и выведите строки в обратном порядке.
```python
with open("my_file.txt", "r") as f:
lines = f.readlines()
for line in reversed(lines):
print(line.strip())
```
8. Прочитайте содержимое текстового файла и найдите строки, содержащие заданную подстроку.
```python
substring = "Строка"
with open("my_file.txt", "r") as f:
for line in f:
if substring in line:
print(line.strip())
```
9. Прочитайте содержимое CSV-файла и выведите данные в табличном виде.
```python
import csv
with open("data.csv", "r") as f:
reader = csv.reader(f)
for row in reader:
print(row)
```
10. Прочитайте содержимое JSON-файла и выведите данные в удобном формате.
```python
import json
with open("data.json", "r") as f:
data = json.load(f)
print(json.dumps(data, indent=4))
```
19. Знакомство с файлами: запись
Практические задачи:
1. Создайте текстовый файл и запишите в него несколько строк.
```python
with open("output.txt", "w") as f:
f.write("Это первая строка.\nЭто вторая строка.")
```
2. Запишите в текстовый файл список чисел, каждое число на новой строке.
```python
numbers = [1, 2, 3, 4, 5]
with open("numbers.txt", "w") as f:
for number in numbers:
f.write(str(number) + "\n")
```
3. Запишите в текстовый файл таблицу умножения.
```python
with open("table.txt", "w") as f:
for i in range(1, 11):
f.write(f"7 x {i} = {7*i}\n")
```
4. Запишите в CSV-файл данные в табличном виде.
```python
import csv
data = [["Name", "Age"], ["Alice", 25], ["Bob", 30]]
with open("data.csv", "w", newline="") as f:
writer = csv.writer(f)
writer.writerows(data)
```
5. Запишите в JSON-файл данные в формате JSON.
```python
import json
data = {"name": "Alice", "age": 25}
with open("data.json", "w") as f:
json.dump(data, f, indent=4)
```
6. Создайте программу для записи заметок в текстовый файл.
```python
note = input("Введите заметку: ")
with open("notes.txt", "a") as f:
f.write(note + "\n")
```
7. Создайте программу для записи результатов игры в файл.
```python
result = 100
with open("results.txt", "a") as f:
f.write(f"Результат: {result}\n")
```
8. Создайте программу для записи логов работы программы в файл.
```python
log_message = "Программа запущена"
with open("log.txt", "a") as f:
f.write(log_message + "\n")
```
9. Создайте программу для записи данных из веб-страницы в файл.
```python
import requests
url = "https://example.com"
response = requests.get(url)
with open("web_data.html", "w") as f:
f.write(response.text)
```
10. Создайте программу для записи данных из базы данных в файл.
```python
# (код с использованием библиотеки для работы с базами данных)
```
20. Создаем записную книжку
Практические задачи:
1. Создайте записную книжку с возможностью добавления новых записей.
```python
notes = []
note = input("Введите заметку: ")
notes.append(note)
```
2. Создайте записную книжку с возможностью просмотра всех записей.
```python
for note in notes:
print(note)
```
3. Создайте записную книжку с возможностью поиска записей по ключевым словам.
```python
keyword = input("Введите ключевое слово: ")
for note in notes:
if keyword in note:
print(note)
```
4. Создайте записную книжку с возможностью редактирования записей.
```python
index = int(input("Введите индекс записи для редактирования: "))
new_note = input("Введите новую заметку: ")
notes[index] = new_note
```
5. Создайте записную книжку с возможностью удаления записей.
```python
index = int(input("Введите индекс записи для удаления: "))
del notes[index]
```
6. Создайте записную книжку с возможностью сортировки записей по дате или по имени.
```python
# (код с использованием сортировки списков)
```
7. Создайте записную книжку с возможностью сохранения и загрузки данных из файла.
```python
# (код с использованием файлов для чтения и записи данных)
```
8. Создайте записную книжку с графическим интерфейсом.
```python
# (код с использованием Tkinter или PyQt)
```
9. Создайте записную книжку с возможностью добавления фотографий или других файлов.
```python
# (код с использованием библиотек для работы с файлами)
```
10. Создайте записную книжку, которая будет удобна вам в использовании.
```python
# (код с добавлением функций и возможностей по вашему выбору)
```
21. Графика: простые рисунки
Практические задачи:
1. Откройте изображение с помощью Pillow.
```python
from PIL import Image
image = Image.open("image.jpg")
image.show()
```
2. Измените размер изображения с помощью Pillow.
```python
new_image = image.resize((200, 200
22. Создаем простые анимации
Практические задачи:
-
Создайте анимацию перемещения объекта по экрану.
Python
import turtle
import time
t = turtle.Turtle()
for _ in range(100):
t.forward(5)
t.left(3)
time.sleep(0.01)
turtle.done()
-
Создайте анимацию изменения цвета объекта.
Python
# (код с использованием t.color() и time.sleep())
-
Создайте анимацию вращения объекта.
Python
# (код с использованием t.left() или t.right() и time.sleep())
-
Создайте анимацию изменения размера объекта.
Python
# (код с использованием t.shapesize() и time.sleep())
-
Создайте анимацию с использованием нескольких объектов.
Python
# (код с созданием нескольких экземпляров turtle.Turtle())
-
Создайте анимацию с использованием изображений.
Python
# (код с использованием t.addshape() и t.shape())
-
Создайте анимацию с использованием случайных движений.
Python
# (код с использованием random.randint() и time.sleep())
-
Создайте анимацию с использованием звуков.
Python
# (код с использованием библиотеки playsound или pygame)
-
Создайте анимацию с использованием пользовательского ввода.
Python
# (код с использованием t.onkey() и time.sleep())
-
Создайте свою собственную анимацию.
Python
# (код с использованием любых изученных техник)
23. Создаем игру "Камень, ножницы, бумага"
Практические задачи:
-
Сделайте выбор компьютера случайным.
Python
import random
choices = ["Камень", "Ножницы", "Бумага"]
computer_choice = random.choice(choices)
-
Сделайте выбор пользователя с помощью ввода.
Python
user_choice = input("Выберите: Камень, Ножницы или Бумага? ")
-
Определите победителя.
Python
if user_choice == computer_choice:
print("Ничья!")
elif (user_choice == "Камень" and computer_choice == "Ножницы") or \
(user_choice == "Ножницы" and computer_choice == "Бумага") or \
(user_choice == "Бумага" and computer_choice == "Камень"):
print("Вы победили!")
else:
print("Компьютер победил!")
-
Выведите выбор компьютера и пользователя.
Python
print(f"Вы выбрали: {user_choice}")
print(f"Компьютер выбрал: {computer_choice}")
-
Организуйте цикл, чтобы пользователь мог играть несколько раз.
Python
play_again = "да"
while play_again.lower() == "да":
# ... (код игры)
play_again = input("Хотите сыграть ещё раз? (да/нет): ")
-
Добавьте подсчёт очков.
Python
user_score = 0
computer_score = 0
# ... (код игры)
if # ... (выигрыш пользователя):
user_score += 1
# ... (код вывода очков)
-
Добавьте возможность выбора количества раундов.
Python
rounds = int(input("Сколько раундов хотите сыграть? "))
for _ in range(rounds):
# ... (код игры)
-
Добавьте графический интерфейс.
Python
# (код с использованием Tkinter или PyQt)
-
Добавьте звуковые эффекты.
Python
# (код с использованием библиотеки playsound или pygame)
-
Добавьте анимацию.
Python
# (код с использованием turtle или pygame)
24. Знакомство с веб-скрапингом: простые примеры
Практические задачи:
-
Получите HTML-код веб-страницы.
Python
import requests
url = "https://example.com"
response = requests.get(url)
html = response.text
print(html)
-
Найдите заголовок веб-страницы.
Python
from bs4 import BeautifulSoup
soup = BeautifulSoup(html, "html.parser")
title = soup.find("title").text
print(title)
-
Найдите все ссылки на веб-странице.
Python
links = soup.find_all("a")
for link in links:
print(link.get(""))
-
Найдите все изображения на веб-странице.
Python
images = soup.find_all("img")
for image in images:
print(image.get("src"))
-
Найдите все абзацы на веб-странице.
Python
paragraphs = soup.find_all("p")
for paragraph in paragraphs:
print(paragraph.text)
-
Найдите все элементы с заданным классом.
Python
elements = soup.find_all(class_="my-class")
for element in elements:
print(element.text)
-
Найдите все элементы с заданным идентификатором.
Python
element = soup.find(id="my-id")
print(element.text)
-
Сохраните данные с веб-страницы в файл.
Python
with open("data.txt", "w") as f:
f.write(soup.text)
-
Получите данные с веб-страницы с использованием API.
Python
import json
url = "https://api.example.com/data"
response = requests.get(url)
data = response.json()
print(json.dumps(data, indent=4))
-
Создайте программу для сбора данных с веб-страницы и анализа.
Python
# (код с использованием Beautiful Soup и других библиотек для анализа данных)
25. Создаем интерактивные истории
Практические задачи:
-
Создайте историю с несколькими вариантами развития сюжета.
Python
# (код с использованием условных операторов и циклов для создания ветвящегося сюжета)
-
Создайте историю с загадками и головоломками.
Python
# (код с использованием строк, условных операторов и функций для создания загадок)
-
Создайте историю с персонажами и предметами.
Python
# (код с использованием словарей и списков для хранения информации о персонажах и предметах)
-
Создайте историю с использованием случайных событий и элементов.
Python
# (код с использованием random.choice() и random.randint())
-
Создайте историю с возможностью сохранения и загрузки прогресса.
Python
# (код с использованием файлов для сохранения и загрузки данных)
-
Создайте историю с графическим интерфейсом.
Python
# (код с использованием Tkinter или PyQt)
-
Создайте историю с использованием звуков.
Python
# (код с использованием библиотеки playsound или pygame)
-
Создайте историю с использованием анимации.
Python
# (код с использованием turtle или pygame)
-
Создайте историю, которая будет интересна вам и вашим друзьям.
Python
# (код с сюжетом и персонажами по вашему выбору)
-
Создайте историю с использованием пользовательского ввода для управления сюжетом.
Python
# (код с использованием input() для получения решений пользователя)
26. Знакомство с базами данных: простые примеры
Практические задачи:
-
Создайте простую базу данных с использованием SQLite.
Python
import sqlite3
conn = sqlite3.connect('my_database.db')
cursor = conn.cursor()
cursor.execute('''CREATE TABLE IF NOT EXISTS users
(id INTEGER PRIMARY KEY, name TEXT, age INTEGER)''')
conn.commit()
conn.close()
-
Добавьте данные в таблицу.
Python
conn = sqlite3.connect('my_database.db')
cursor = conn.cursor()
cursor.execute("INSERT INTO users (name, age) VALUES ('Alice', 25)")
cursor.execute("INSERT INTO users (name, age) VALUES ('Bob', 30)")
conn.commit()
conn.close()
-
Получите данные из таблицы.
Python
conn = sqlite3.connect('my_database.db')
cursor = conn.cursor()
cursor.execute("SELECT * FROM users")
rows = cursor.fetchall()
for row in rows:
print(row)
conn.close()
-
Получите данные из таблицы с условием.
Python
conn = sqlite3.connect('my_database.db')
cursor = conn.cursor()
cursor.execute("SELECT * FROM users WHERE age > 25")
rows = cursor.fetchall()
for row in rows:
print(row)
conn.close()
-
Измените данные в таблице.
Python
conn = sqlite3.connect('my_database.db')
cursor = conn.cursor()
cursor.execute("UPDATE users SET age = 26 WHERE name = 'Alice'")
conn.commit()
conn.close()
-
Удалите данные из таблицы.
Python
conn = sqlite3.connect('my_database.db')
cursor = conn.cursor()
cursor.execute("DELETE FROM users WHERE name = 'Bob'")
conn.commit()
conn.close()
-
Создайте таблицу с внешним ключом.
Python
# (код с использованием FOREIGN KEY)
-
Выполните запрос с объединением таблиц.
Python
# (код с использованием JOIN)
-
Используйте параметры в запросах для безопасности.
Python
# (код с использованием placeholders и execute())
-
Создайте программу для работы с базой данных с графическим интерфейсом.
Python
# (код с использованием Tkinter или PyQt)
27. Создаем простую программу для работы с данными
-
Практические задачи:
-
Создайте программу для хранения списка задач.
-
Python
# (код с использованием списка и функций для добавления, удаления, просмотра задач)
-
Создайте программу для хранения списка контактов.
Python
# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра контактов)
-
Создайте программу для хранения списка покупок.
Python
# (код с использованием списка и функций для добавления, удаления, просмотра покупок)
-
Создайте программу для хранения списка книг.
Python
# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра книг)
-
Создайте программу для хранения списка фильмов.
Python
# (код с использованием списка и функций для добавления, удаления, просмотра фильмов)
-
Создайте программу для хранения списка студентов.
Python
# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра студентов)
-
Создайте программу для хранения списка товаров.
Python
# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра товаров)
-
Создайте программу для хранения списка рецептов.
Python
# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра рецептов)
-
Создайте программу для хранения списка событий.
Python
# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра событий)
-
Создайте свою собственную программу для работы с данными.
Python
# (код с использованием любых изученных техник)
28. Автоматизация простых задач
Практические задачи:
-
Создайте скрипт для переименования файлов в папке.
Python
import os
# (код с использованием os.listdir() и os.rename())
-
Создайте скрипт для копирования файлов из одной папки в другую.
Python
import shutil
# (код с использованием shutil.copy())
-
Создайте скрипт для создания резервной копии файлов.
Python
# (код с использованием shutil.make_archive())
-
Создайте скрипт для скачивания файлов из интернета.
Python
import requests
# (код с использованием requests.get())
-
Создайте скрипт для отправки электронных писем.
Python
import smtplib
# (код с использованием smtplib.SMTP())
-
Создайте скрипт для отправки SMS-сообщений.
Python
# (код с использованием API сервисов для отправки SMS)
-
Создайте скрипт для автоматического заполнения форм на веб-сайтах.
Python
# (код с использованием Selenium)
-
Создайте скрипт для автоматического выполнения задач в операционной системе.
Python
# (код с использованием os.system() или subprocess.call())
-
Создайте скрипт для автоматического анализа данных из файлов.
Python
# (код с использованием pandas или numpy)
-
Создайте свой собственный скрипт для автоматизации задач.
Python
# (код с использованием любых изученных техник)
29. Проектная работа (1): выбор темы
Практические задачи:
-
Выберите тему для своего проекта.
-
Определите цели и задачи проекта.
-
Составьте план работы над проектом.
-
Определите необходимые ресурсы для проекта.
-
Определите целевую аудиторию проекта.
-
Определите формат проекта (игра, приложение, веб-сайт и т.д.).
-
Определите технологии, которые будут использоваться в проекте.
-
Определите критерии оценки проекта.
-
Создайте прототип проекта.
-
Представьте свою идею проекта преподавателю или группе.
30. Проектная работа (2): реализация
-
Практические задачи:
-
Начните разработку проекта в соответствии с планом.
-
Разделите проект на этапы и задачи.
-
Используйте изученные техники и библиотеки для реализации проекта.
-
Пишите код с комментариями и документацией.
-
Тестируйте код на каждом этапе разработки.
-
Используйте систему контроля версий (например, Git).
-
Соблюдайте стиль кода (например, PEP 8).
-
Используйте инструменты для отладки кода.
-
Создайте пользовательский интерфейс (если необходимо).
-
Регулярно демонстрируйте прогресс проекта преподавателю или группе.
-
31. Проектная работа (3): доработка
-
Практические задачи:
-
Доработайте проект на основе обратной связи.
-
Исправьте ошибки и недочеты.
-
Добавьте новые функции и возможности.
-
Оптимизируйте код для повышения производительности.
-
Улучшите пользовательский интерфейс (если необходимо).
-
Создайте документацию для проекта.
-
Подготовьте презентацию проекта.
-
Подготовьте код проекта для защиты.
-
Протестируйте проект на разных платформах (если необходимо).
-
Убедитесь, что проект соответствует всем требованиям.
-
32. Тестирование и отладка проектов
-
Практические задачи:
-
Напишите модульные тесты для функций вашего проекта.
-
Python
# (код с использованием unittest или pytest)
-
Напишите интеграционные тесты для проверки взаимодействия модулей.
Python
# (код с использованием unittest или pytest)
-
Протестируйте пользовательский интерфейс проекта.
Python
# (код с использованием Selenium или PyQt test)
-
Используйте инструменты отладки для поиска и исправления ошибок.
Python
# (код с использованием pdb или отладчика IDE)
-
Протестируйте проект на разных платформах и версиях Python.
Python
# (код с использованием виртуальных окружений)
-
Протестируйте проект на разных устройствах (если необходимо).
Python
# (код с использованием эмуляторов или реальных устройств)
-
Протестируйте проект на разных разрешениях экрана (если необходимо).
Python
# (код с изменением разрешения экрана)
-
Протестируйте проект на разных языках (если необходимо).
Python
# (код с использованием gettext или babel)
-
Протестируйте проект на разных браузерах (если необходимо).
Python
# (код с использованием Selenium)
-
Протестируйте проект на разных сетевых условиях (если необходимо).
Python
# (код с использованием инструментов для имитации сетевых условий)
33. Защита проектов
-
Практические задачи:
-
Подготовьте презентацию проекта.
-
Подготовьте демонстрацию проекта.
-
Подготовьте ответы на возможные вопросы.
-
Подготовьте документацию проекта.
-
Подготовьте код проекта для защиты.
-
Отрепетируйте презентацию и демонстрацию.
-
Соберите отзывы от друзей или одноклассников.
-
Подготовьтесь к вопросам по теории и практике.
-
Подготовьтесь к вопросам по использованным технологиям.
-
Подготовьтесь к вопросам по возможным улучшениям проекта.
-
34. Итоговое занятие: повторение и закрепление
Практические задачи:
-
Решите несколько задач по пройденным темам.
-
Напишите код для решения задач.
-
Объясните код решения задач.
-
Ответьте на вопросы по теории и практике.
-
Объясните, как использовать изученные технологии.
-
Объясните, как отлаживать код.
-
Объясните, как тестировать код.
-
Объясните, как использовать документацию.
-
Объясните, как использовать библиотеки.
-
Объясните, как создавать проекты.
Использованная литература:
Использованная литература для учителей:
-
Гвидо ван Россум, Барри Дрейк (младший), Фред Л. Дрейк (младший). "Справочное руководство по языку Python 3".
-
Это официальное руководство, которое предоставляет подробную информацию о синтаксисе и возможностях языка.
-
-
Марк Лутц "Изучаем Python".
-
Это одно из самых полных и подробных руководств по Python, охватывающее широкий спектр тем.
-
-
Эрик Мэтиз "Python. Экспресс-курс".
-
Отлично подходит для быстрого освоения основ Python и создания практических проектов.
-
-
Ал Свейгарт "Автоматизация рутинных задач с помощью Python".
-
Эта книга фокусируется на практическом применении Python для автоматизации повседневных задач.
-
-
Дэвид М. Бизли, Брайан К. Джонс "Python. Справочник".
-
Подробный справочник, содержащий рецепты решения различных задач программирования на Python.
-
-
Онлайн ресурсы:
-
Официальная документация Python (docs.python.org).
-
Онлайн-курсы на платформах Coursera, edX, Stepik.
-
Ресурсы для учителей информатики, содержащие методические материалы.
-
Использованная литература для учеников:
-
Эрик Мэтиз "Python. Экспресс-курс".
-
Подходит для начинающих, с множеством практических примеров и проектов.
-
-
Ал Свейгарт "Python для детей. Самоучитель по программированию".
-
Вводный курс в программирование на Python, специально разработанный для детей и подростков.
-
-
Онлайн ресурсы:
-
Codecademy (codecademy.com).
-
Scratch (scratch.mit.edu) (для визуального программирования, подготовки к Python).
-
Ресурсы с игровыми упражнениями по Python.
-
Ресурсы для подготовки к олимпиадам по программированию.
-
-
Дополнительные ресурсы:
-
Видео уроки на Youtube.
-
Интерактивные онлайн курсы.
-

