Материалдар / "Язык программирование Python"

"Язык программирование Python"

Материал туралы қысқаша түсінік
Методическое пособие
ЖИ арқылы жасау
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

КГУ «Средняя школа имени Панфилова»






Жұмаділова Назгүл Саматқызы

Учитель информатики









Язык программирования Python















Қоғалы ауылы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................................................2

Пояснительная записка.....................................................................2

Перспективный план........................................................................5

Информационный раздел. Критерии оценивания решений задач на Python………………………………………………………………………9

Научно-методический раздел……………………………………………10

Тестирование и отладка проектов………………………………………43

Использование литературы для учителей………………………………44

Использование литературы для учеников………………………………45












































Введение

В современном мире программирование стало не просто востребованным навыком, а ключевым элементом образования и профессионального роста. С развитием цифровых технологий и автоматизации процессов владение языком программирования открывает перед школьниками широкие возможности, включая участие в олимпиадах, подготовку к будущей профессии и решение реальных прикладных задач.

Одним из наиболее популярных языков программирования, рекомендованных для изучения в школах, является Python. Его синтаксис интуитивно понятен, он поддерживается ведущими технологическими компаниями, широко применяется в области искусственного интеллекта, анализа данных, веб-разработки и научных исследований. Именно поэтому Python стал основным языком обучения программированию в школьной программе. Однако его освоение требует не только знания синтаксиса, но и умения применять его для решения алгоритмических и логических задач.

Пояснительная записка

Современный мир невозможно представить без информационных технологий, и программирование стало одним из ключевых навыков XXI века. В условиях стремительного развития цифровых технологий школьное образование должно адаптироваться, предлагая учащимся не только базовые знания, но и прикладные инструменты, которые помогут им решать реальные задачи. Одним из наиболее популярных и доступных языков программирования для изучения в школе является Python. Его простота, читаемость и мощные возможности делают его идеальным для обучения школьников основам алгоритмизации и программирования.

Разработка методического пособия «Решения задач по ЯП Python (школьная программа)» обусловлена необходимостью систематизации и структурирования подходов к решению задач различного уровня сложности. Данное пособие направлено на помощь учащимся и преподавателям в освоении языка Python, а также в развитии логического мышления, алгоритмических навыков и умения применять программирование для решения практических задач.

Цель и задачи

Цель данной методической работы — предоставить структурированное руководство по решению задач на языке программирования Python в рамках школьной программы, опираясь на современные методики преподавания и инновационные подходы.

Основные задачи методического пособия:

  • Систематизировать знания по основам Python, обеспечивая доступность материала для учащихся с разным уровнем подготовки.

  • Развивать алгоритмическое мышление, логический подход и способность к декомпозиции задач.

  • Обучить школьников методам решения задач, используя различные структуры данных и алгоритмы.

  • Применять программирование как инструмент для решения реальных задач из различных предметных областей.

  • Повысить мотивацию учащихся к изучению информатики через практико-ориентированные задания и проекты.

2. Актуальность

В современном мире программирование стало важной составляющей образовательного процесса. Язык Python активно используется в науке, бизнесе, искусственном интеллекте, анализе данных и многих других областях. Его изучение в школьной программе позволяет учащимся:

  • Получить востребованные навыки, которые пригодятся в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.

  • Развить аналитическое и критическое мышление.

  • Приобрести уверенность в работе с алгоритмами и структурированием данных.

  • Подготовиться к олимпиадам по программированию и экзаменам по информатике.

Методическое пособие необходимо, потому что оно:

  1. Упрощает процесс обучения, предоставляя пошаговые решения задач.

  2. Ориентировано как на самостоятельное изучение, так и на работу в классе.

  3. Содержит примеры, адаптированные для реальных проблем и практического применения.

С учетом возрастающей роли цифровых технологий и программирования, такая методика становится не только полезной, но и необходимой для школьников.

3. Научно-методический уровень работы

Методическое пособие разработано на основе передовых педагогических и методологических подходов, учитывая современные образовательные тренды:

  • Интерактивное обучение: применение креативных задач и проектов.

  • Проектный подход: выполнение реальных задач, помогающих связать программирование с повседневной жизнью.

  • Геймификация: внедрение элементов игры для повышения мотивации учащихся.

  • Применение алгоритмических паттернов: изучение базовых алгоритмов через примеры и визуализацию.

По сравнению с традиционными методиками преподавания информатики, данное пособие делает акцент на:

  • Более глубоком разборе алгоритмов с применением Python.

  • Подходах, основанных на практическом применении кода.

  • Включении современных задач, таких как работа с данными, автоматизация процессов и написание скриптов.

4. Научность работы

Данная методическая работа соответствует современной образовательной парадигме, основанной на:

  • Философии образования, ориентированной на развитие навыков XXI века (креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация).

  • Методологии, включающей активные методы обучения (решение задач, работа в командах, проектное обучение).

  • Психологии обучения, учитывающей возрастные особенности школьников и их восприятие информации.

  • Последних достижениях педагогической науки, связанных с цифровыми технологиями в образовании.

Методика способствует формированию самостоятельности, способности анализировать и применять знания в новых ситуациях.

5. Направленность

Методическое пособие ориентировано не только на обучение программированию, но и на всестороннее развитие личности школьников. Оно способствует:

  • Формированию навыков программирования и алгоритмического мышления.

  • Развитию логики, креативности и способности к решению нестандартных задач.

  • Сохранению психофизиологического и социального здоровья через баланс теории, практики и перерывов в обучении.

  • Соответствию экономическим, экологическим и этнопедагогическим аспектам, путем анализа данных, моделирования задач и работы с проектами.

  • Гуманистическому, интеграционному и инновационному подходу к образованию.

Методика учитывает научные требования: постановку проблемы, формулирование гипотезы, проведение исследований, анализ и интерпретацию результатов.

6. Оценка методологической основы

Методическая работа построена на системном подходе, где:

  • Все темы логически связаны между собой.

  • Материал представлен от простого к сложному.

  • Результаты каждого этапа обучения связаны с методологическими основами.

Методика обеспечивает последовательное формирование знаний, позволяя учащимся двигаться от базового уровня к продвинутому.

7. Достоверность и надежность результатов

Каждый результат работы основан на:

  • Проверенных методах обучения.

  • Практическом опыте преподавания программирования.

  • Анализе современных образовательных тенденций.

Методика апробирована в учебном процессе и показывает свою эффективность.

8. Ожидаемые результаты

Внедрение данного методического пособия приведет к следующим результатам:

  • Учащиеся освоят базовые и продвинутые концепции программирования на Python.

  • Повысится уровень алгоритмического мышления и умения решать задачи.

  • Улучшится подготовка школьников к олимпиадам и экзаменам по информатике.

  • Разовьются навыки самостоятельной работы и поиска решений.

  • Повысится интерес к программированию через практико-ориентированный подход.

В целом, методическое пособие «Решения задач по ЯП Python» способствует не только изучению программирования, но и всестороннему развитию учащихся, что делает его важным инструментом в образовательном процессе.


Перспективный план

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

Ожидаемый результат

1

Знакомство с Python. Что это такое?

Познакомить с языком Python, его простым применением в жизни.

1

Понимание, что такое Python и где он используется.

2

Установка Python. Первая программа

Научить устанавливать Python и запустить простую программу "Привет, мир!".

1

Умение устанавливать Python и запускать простые программы.

3

Переменные: храним информацию

Познакомить с переменными и их использованием для хранения данных.

1

Умение создавать переменные и присваивать им значения.

4

Типы данных: числа и строки

Познакомить с основными типами данных: числами (целые и дробные) и строками.

1

Умение различать типы данных и выполнять простые операции с ними.

5

Простые математические операции

Научить выполнять основные математические операции: сложение, вычитание, умножение, деление.

1

Умение использовать Python как калькулятор.

6

Условные операторы: если... то...

Познакомить с условными операторами для принятия простых решений в программе.

1

Умение писать программы с использованием условных операторов для простых задач.

7

Циклы: повторяем действия

Научить использовать циклы для повторения действий, например, вывод чисел от 1 до 10.

1

Умение писать программы с использованием циклов для простых задач.

8

Списки: храним много данных

Познакомить со списками как способом хранения нескольких элементов.

1

Умение создавать списки и добавлять в них элементы.

9

Работа со списками: доступ и изменение

Научить получать доступ к элементам списка и изменять их.

1

Умение работать с элементами списка: получать и изменять значения.

10

Функции: делаем код удобным

Научить создавать простые функции для выполнения повторяющихся действий.

1

Умение писать и использовать простые функции.

11

Игры с числами: угадай число

Практическое применение условных операторов и циклов в простой игре.

1

Умение создавать простую игру "Угадай число".

12

Рисуем простые фигуры: Turtle

Знакомство с модулем Turtle для рисования простых фигур.

1

Умение рисовать простые фигуры с помощью Turtle.

13

Создаем простые рисунки

Практика рисования с использованием Turtle.

1

Умение создавать простые рисунки с помощью Turtle.

14

Знакомство с библиотеками: случайные числа

Познакомить с использованием библиотек, например, random для генерации случайных чисел.

1

Умение использовать библиотеку random для генерации случайных чисел.

15

Создаем простую викторину

Практическое применение условных операторов и списков в создании викторины.

1

Умение создавать простую викторину.

16

Работа с текстом: строки

Познакомить с операциями над строками: соединение, поиск, замена.

1

Умение выполнять базовые операции над строками.

17

Создаем текстовые игры

Практическое применение операций над строками в создании простой текстовой игры.

1

Умение создавать простую текстовую игру.

18

Знакомство с файлами: чтение

Научить читать данные из текстовых файлов.

1

Умение читать данные из простых текстовых файлов.

19

Знакомство с файлами: запись

Научить записывать данные в текстовые файлы.

1

Умение записывать данные в простые текстовые файлы.

20

Создаем записную книжку

Практическое применение работы с файлами в создании простой записной книжки.

1

Умение создавать простую записную книжку.

21

Графика: простые рисунки

Использование библиотеки Pillow для работы с изображениями.

1

Умение создавать и изменять простые изображения.

22

Создаем простые анимации

Практика создания простых анимаций с использованием Python.

1

Умение создавать простые анимации.

23

Создаем игру "Камень, ножницы, бумага"

Практическое применение изученных концепций в создании игры.

1

Умение создавать игру "Камень, ножницы, бумага".

24

Знакомство с веб-скрапингом: простые примеры

Знакомство с основами веб-скрапинга для получения данных из интернета.

1

Понимание основ веб-скрапинга.

25

Создаем интерактивные истории

Практическое применение изученных концепций в создании интерактивных историй.

1

Умение создавать интерактивные истории.

26

Знакомство с базами данных: простые примеры

Знакомство с основами работы с базами данных.

1

Понимание основ работы с базами данных.

27

Создаем простую программу для работы с данными

Практическое применение работы с данными в простой программе.

1

Умение создавать простую программу для работы с данными.

28

Автоматизация простых задач

Научить автоматизировать простые задачи с помощью Python.

1

Умение писать простые скрипты для автоматизации задач.

29

Проектная работа (1): выбор темы

Начало работы над индивидуальным проектом: выбор темы и планирование.

1

Определение темы проекта и планирование работы.

30

Проектная работа (2): реализация

Работа над реализацией проекта.

1

Реализация основных функций проекта.

31

Проектная работа (3): доработка

Работа над доработкой и улучшением проекта.

1

Доработка кода и добавление дополнительных функций.

32

Тестирование и отладка проектов

Тестирование проекта и отладка кода.

1

Умение тестировать и отлаживать код для повышения надежности проекта.

33

Защита проектов

Презентация и защита выполненных проектов.

1

Умение презентовать и защищать свои проекты, отвечая на вопросы и демонстрируя результаты работы.

34

Итоговое занятие: повторение и закрепление

Повторение ключевых тем курса и закрепление полученных знаний.

1

Умение применять полученные знания для решения практических задач, подготовка к дальнейшему изучению Python.







Информационный раздел

Критерии оценивания решений задач на Python

Критерий

Максимальный балл

Дескриптор (уровень выполнения)

Правильность решения

5

5 – Код полностью соответствует заданию, работает корректно во всех тестах.
4 – Решение верное, но есть небольшие неточности (например, не учтены граничные случаи).
3 – Код содержит ошибки, но общая логика решения правильная.
2 – Решение частично верное, но с серьезными недочетами.
1 – Код не соответствует заданию.

Эффективность кода

3

3 – Код оптимизирован, использует эффективные алгоритмы.
2 – Код работает корректно, но можно оптимизировать.
1 – Неоптимальное решение, сильно замедляющее выполнение программы.

Читаемость и стиль

2

2 – Код хорошо структурирован, используются комментарии, имена переменных понятны.
1 – Код работает, но есть проблемы с читаемостью (отсутствуют пробелы, длинные строки, непонятные названия переменных).
0 – Код плохо читаем, неструктурирован.

Использование правильных конструкций

3

3 – Используются подходящие структуры данных и операторы Python.
2 – В коде есть избыточные или нерациональные конструкции.
1 – Код выполняет задачу, но с неоптимальными или неуместными решениями.

Обработка ошибок и крайних случаев

2

2 – Все возможные входные данные учтены, код не падает на краевых значениях.
1 – Обработка ошибок частично присутствует, но не во всех случаях.
0 – Код не учитывает возможные ошибки и граничные случаи.

Оригинальность решения

2

2 – Используется нестандартный, но эффективный подход.
1 – Решение стандартное, но логичное.
0 – Решение списано или неоригинально.


Общий балл: 17

  • 15-17 баллов – Отличное решение (уровень продвинутого пользователя).

  • 12-14 баллов – Хорошее решение, но есть моменты для улучшения.

  • 9-11 баллов – Средний уровень, нуждается в оптимизации.

  • 6-8 баллов – Базовый уровень, есть ошибки.

  • Менее 6 баллов – Недостаточный уровень, требуется доработка.

Этот критерий поможет объективно оценивать решения учащихся и направлять их к более эффективному программированию. ?

Научно-методический раздел

1. Знакомство с Python. Что это такое?

  • Теоретические вопросы:

    1. Что такое Python и где он используется? (Ответ: Python - это высокоуровневый язык программирования, используемый в веб-разработке, анализе данных, искусственном интеллекте и др.)

    2. Какие основные преимущества Python? (Ответ: Простота синтаксиса, большая стандартная библиотека, кроссплатформенность.)

    3. Кто создал Python? (Ответ: Гвидо ван Россум.)

    4. В чем разница между Python 2 и Python 3? (Ответ: Python 3 - более современная версия с улучшениями, Python 2 устарел.)

    5. Какие компании используют Python? (Ответ: Google, Instagram, Spotify, Netflix.)

    6. Что такое интерпретатор Python? (Ответ: Программа, выполняющая код Python построчно.)

    7. Что такое IDE и какие IDE подходят для Python? (Ответ: Среда разработки, например, VS Code, PyCharm, IDLE.)

    8. Какие типы приложений можно создавать на Python? (Ответ: Веб-приложения, десктопные приложения, игры, скрипты.)

    9. Что такое библиотеки и модули в Python? (Ответ: Наборы готового кода для расширения функциональности.)

    10. Что такое синтаксис языка программирования? (Ответ: Правила написания кода.)

2. Установка Python. Первая программа

  • Практические задачи:

    1. Установите Python 3 на свой компьютер.

      • (Инструкция: Загрузите установщик с python.org, запустите и следуйте инструкциям.)

    2. Проверьте версию установленного Python.

Python

import sys

print(sys.version)

    1. Установите любую IDE для Python (например, VS Code, PyCharm).

(Инструкция: Загрузите и установите IDE по инструкции с сайта разработчика.)

    1. Создайте файл hello.py.

(Инструкция: В IDE создайте новый файл с именем hello.py.)

    1. Напишите код print("Привет, мир!") в файле hello.py.

Python

print("Привет, мир!")

    1. Запустите программу hello.py из IDE.

      • (Инструкция: В IDE нажмите кнопку запуска или используйте сочетание клавиш.)

    2. Запустите программу hello.py из командной строки.

      • (Инструкция: Откройте командную строку, перейдите в папку с файлом и выполните python hello.py.)

    3. Измените текст в print() и запустите программу.

Python

print("Привет, Python!")

    1. Попробуйте запустить программу с ошибкой в синтаксисе.

Python

print "Привет, мир!" # Ошибка: скобки обязательны

    1. Устраните ошибку и снова запустите программу.

Python

print("Привет, мир!")

3. Переменные: храним информацию

Практические задачи:

    1. Создайте переменную name и присвойте ей своё имя.

Python

name = "Иван"

    1. Создайте переменную age и присвойте ей свой возраст.

Python

age = 15

    1. Создайте переменную pi и присвойте ей значение 3.14159.

Python

pi = 3.14159

    1. Выведите значения переменных name, age и pi на экран.

Python

print(name)

print(age)

print(pi)

    1. Измените значение переменной age на следующий год.

Python

age = age + 1

print(age)

    1. Создайте переменную is_student и присвойте ей значение True или False.

Python

is_student = True

    1. Выведите тип каждой из созданных переменных.

Python

print(type(name))

print(type(age))

print(type(pi))

print(type(is_student))

    1. Создайте две переменные и обменяйте их значения между собой.

Python

a = 10

b = 20

a, b = b, a

print(a, b)

    1. Создайте переменную для хранения списка ваших любимых фильмов.

Python

films = ["Матрица", "Интерстеллар", "Начало"]

    1. Выведите длину списка любимых фильмов на экран.

Python

print(len(films))

4. Типы данных: числа и строки

Практические задачи:

    1. Создайте переменную integer и присвойте ей целое число.

Python

integer = 100

    1. Создайте переменную floating_point и присвойте ей дробное число.

Python

floating_point = 3.14

    1. Создайте переменную string и присвойте ей строку.

Python

string = "Привет, мир!"

    1. Выведите типы переменных integer, floating_point и string.

Python

print(type(integer))

print(type(floating_point))

print(type(string))

    1. Сложите два целых числа и выведите результат.

Python

a = 10

b = 20

print(a + b)

    1. Разделите дробное число на целое и выведите результат.

Python

a = 10.5

b = 2

print(a / b)

    1. Соедините две строки и выведите результат.

Python

a = "Привет"

b = "мир"

print(a + " " + b)

    1. Повторите строку несколько раз и выведите результат.

Python

a = "Python"

print(a * 3)

    1. Преобразуйте число в строку и выведите результат.

Python

a = 100

print(str(a))

    1. Преобразуйте строку в число (если это возможно) и выведите результат.

Python

a = "50"

print(int(a))

5. Простые математические операции

Практические задачи:

    1. Вычислите сумму 15 и 27.

Python

print(15 + 27)

    1. Вычислите разность 100 и 33.

Python

print(100 - 33)

    1. Вычислите произведение 8 и 9.

Python

print(8 * 9)

    1. Вычислите частное 45 и 5.

Python

print(45 / 5)

    1. Вычислите остаток от деления 17 на 3.

Python

print(17 % 3)

    1. Вычислите 2 в степени 10.

Python

print(2 ** 10)

    1. Вычислите квадратный корень из 625.

Python

import math

print(math.sqrt(625))

    1. Вычислите среднее арифметическое трёх чисел.

Python

a = 10

b = 20

c = 30

print((a + b + c) / 3)


    1. Вычислите площадь круга радиусом 7.

Python

import math

radius = 7

print(math.pi * radius **

6. Условные операторы: если... то...

Практические задачи:

    1. Проверьте, является ли число положительным, отрицательным или нулём.

Python

num = int(input("Введите число: "))

if num > 0:

print("Число положительное")

elif num < 0:

print("Число отрицательное")

else:

print("Число равно нулю")

    1. Проверьте, является ли число чётным или нечётным.

Python

num = int(input("Введите число: "))

if num % 2 == 0:

print("Число чётное")

else:

print("Число нечётное")

    1. Сравните два числа и выведите, какое из них больше.

Python

a = int(input("Введите первое число: "))

b = int(input("Введите второе число: "))

if a > b:

print("Первое число больше")

elif b > a:

print("Второе число больше")

else:

print("Числа равны")

    1. Проверьте, является ли год високосным.

year = int(input("Введите год: "))

if (year % 4 == 0 and year % 100 != 0) or year % 400 == 0:

print("Год високосный")

else:

print("Год не високосный")

5. Проверьте, входит ли число в заданный диапазон.python

num = int(input("Введите число: "))

if 10 <= num <= 20:

print("Число входит в диапазон")

else:

print("Число не входит в диапазон")

6. Проверьте, является ли строка пустой.python

string = input("Введите строку: ")

if string:

print("Строка не пустая")

else:

print("Строка пустая")

7. Проверьте, содержит ли строка заданную подстроку.python

string = input("Введите строку: ")

substring = input("Введите подстроку: ")

if substring in string:

print("Подстрока найдена")

else:

print("Подстрока не найдена")

8. Определите, является ли треугольник равносторонним, равнобедренным или разносторонним.python

a = int(input("Введите сторону a: "))

b = int(input("Введите сторону b: "))

c = int(input("Введите сторону c: "))

if a == b == c:

print("Треугольник равносторонний")

elif a == b or b == c or a == c:

print("Треугольник равнобедренный")

else:

print("Треугольник1 разносторонний")

9. Определите, является ли буква гласной или согласной.python

letter = input("Введите букву: ").lower()

if letter in "aeiou":

print("Буква гласная")

else:

print("Буква согласная")

10. Проверьте, является ли число простым.python

num = int(input("Введите число: "))

if num > 1:

for i in range(2, int(num**0.5) + 1):

if num % i == 0:

print("Число не простое")

break

else:

print("Число простое")

else:

print("Число не простое")

```

7. Циклы: повторяем действия

Практические задачи:

    1. Выведите числа от 1 до 10 с помощью цикла for.

Python

for i in range(1, 11):

print(i)

    1. Выведите числа от 10 до 1 с помощью цикла while.

Python

i = 10

while i >= 1:

print(i)

i -= 1

    1. Вычислите сумму чисел от 1 до 100.

Python

sum = 0

for i in range(1, 101):

sum += i

print(sum)

    1. Вычислите факториал числа 5.

Python

factorial = 1

for i in range(1, 6):

factorial *= i

print(factorial)

    1. Выведите таблицу умножения на 7.

Python

for i in range(1, 11):

print(f"7 x {i} = {7*i}")

    1. Выведите все чётные числа от 1 до 20.

Python

for i in range(2, 21, 2):

print(i)

    1. Выведите все простые числа от 1 до 50.

Python

for num in range(2, 51):

for i in range(2, int(num**0.5) + 1):

if num % i == 0:

break

else:

print(num)

    1. Выведите последовательность Фибоначчи до 10-го числа.

Python

a, b = 0, 1

for i in range(10):

print(a)

a, b = b, a + b

    1. Выведите пирамиду из звёздочек.

Python

for i in range(1, 6):

print("*" * i)

    1. Выведите ромб из звёздочек.

Python

for i in range(1, 6):

print(" " * (5 - i) + "*" * (2 * i - 1))

for i in range(4, 0, -1):

print(" " * (5 - i) + "*" * (2 * i - 1))

8. Списки: храним много данных

Практические задачи:

    1. Создайте список из 5 элементов.

Python

my_list = [1, 2, 3, 4, 5]

    1. Выведите каждый элемент списка на экран.

Python

for item in my_list:

print(item)

    1. Добавьте элемент в конец списка.

Python

my_list.append(6)

print(my_list)

    1. Удалите элемент из списка.

Python

my_list.remove(3)

print(my_list)

    1. Измените элемент списка по индексу.

Python

my_list[0] = 10

print(my_list)

    1. Выведите длину списка.

Python

print(len(my_list))

    1. Проверьте, есть ли элемент в списке.

Python

if 4 in my_list:

print("Элемент найден")

else:

print("Элемент не найден")

    1. Найдите индекс первого вхождения элемента в список.

Python

print(my_list.index(4))

    1. Отсортируйте список.

Python

my_list.sort()

print(my_list)

    1. Разверните список.

Python

my_list.reverse()

print(my_list)

9. Работа со списками: доступ и изменение

Практические задачи:

    1. Создайте список и выведите его первый элемент.

Python

my_list = [10, 20, 30, 40, 50]

print(my_list[0])

    1. Создайте список и выведите его последний элемент.

Python

print(my_list[-1])

    1. Создайте список и выведите его


10. Функции: делаем код удобным


Практические задачи:

1. Напишите функцию, которая выводит "Привет, мир!".

```python

def hello_world():

print("Привет, мир!")


hello_world()

```

2. Напишите функцию, которая принимает два числа и возвращает их сумму.

```python

def add(a, b):

return a + b


result = add(5, 3)

print(result)

```

3. Напишите функцию, которая принимает число и возвращает его факториал.

```python

def factorial(n):

if n == 0:

return 1

else:

return n * factorial(n - 1)


result = factorial(5)

print(result)

```

4. Напишите функцию, которая принимает строку и возвращает её длину.

```python

def string_length(s):

return len(s)


result = string_length("Python")

print(result)

```

5. Напишите функцию, которая принимает список и возвращает его среднее арифметическое.

```python

def average(numbers):

return sum(numbers) / len(numbers)


result = average([1, 2, 3, 4, 5])

print(result)

```

6. Напишите функцию, которая проверяет, является ли число простым.

```python

def is_prime(n):

if n > 1:

for i in range(2, int(n**0.5) + 1):

if n % i == 0:

return False

return True

else:

return False


print(is_prime(17))

```

7. Напишите функцию, которая вычисляет площадь круга по радиусу.

```python

import math


def circle_area(radius):

return math.pi * radius**2

result = circle_area(7)

print(result)

```

8. Напишите функцию, которая переводит градусы Цельсия в градусы Фаренгейта.

```python

def celsius_to_fahrenheit(celsius):

return (celsius * 9/5) + 32


result = celsius_to_fahrenheit(25)

print(result)

```

9. Напишите функцию, которая выводит таблицу умножения на заданное число.

```python

def multiplication_table(n):

for i in range(1, 11):

print(f"{n} x {i} = {n*i}")


multiplication_table(7)

```

10. Напишите функцию, которая выводит пирамиду из звёздочек заданной высоты.

```python

def star_pyramid(height):

for i in range(1, height + 1):

print("*" * i)


star_pyramid(5)

```

11. Игры с числами: угадай число

Практические задачи:

1. Сгенерируйте случайное число от 1 до 100.

```python

import random


secret_number = random.randint(1, 100)

```

2. Предложите пользователю угадать число.

```python

guess = int(input("Угадайте число от 1 до 100: "))

```

3. Если пользователь угадал, выведите сообщение "Вы угадали!".

```python

if guess == secret_number:

print("Вы угадали!")

```

4. Если пользователь не угадал, выведите сообщение "Попробуйте ещё раз!".

```python

else:

print("Попробуйте ещё раз!")

```

5. Если пользователь не угадал, подскажите, больше или меньше загаданное число.

```python

if guess < secret_number:

print("Загаданное число больше")

else:

print("Загаданное число меньше")

```

6. Организуйте цикл, чтобы пользователь мог угадывать число несколько раз.

```python

while guess != secret_number:

guess = int(input("Угадайте число от 1 до 100: "))

# ... (подсказки)

```

7. Ограничьте количество попыток пользователя.

```python

attempts = 5

while guess != secret_number and attempts > 0:

# ... (подсказки)

attempts -= 1

```

8. Выведите сообщение о проигрыше, если попытки закончились.

```python

if attempts == 0:

print(f"Вы проиграли. Загаданное число было {secret_number}")

```

9. Добавьте возможность выбора диапазона чисел для угадывания.

```python

min_num = int(input("Введите минимальное число: "))

max_num = int(input("Введите максимальное число: "))

secret_number = random.randint(min_num, max_num)

```

10. Добавьте возможность выбора уровня сложности (количество попыток).

```python

difficulty = input("Выберите уровень сложности (легкий/средний/сложный): ")

if difficulty == "легкий":

attempts = 10

# ... (другие уровни сложности)

```


12. Рисуем простые фигуры: Turtle


Практические задачи:

1. Нарисуйте квадрат с помощью Turtle.

```python

import turtle

t = turtle.Turtle()

for i in range(4):

t.forward(100)

t.left(90)

turtle.done()

```

2. Нарисуйте треугольник с помощью Turtle.

```python

t = turtle.Turtle()

for i in range(3):

t.forward(100)

t.left(120)

turtle.done()

```

3. Нарисуйте круг с помощью Turtle.

```python

t = turtle.Turtle()

t.circle(50)

turtle.done()

```

4. Нарисуйте пятиугольник с помощью Turtle.

```python

t = turtle.Turtle()

for i in range(5):

t.forward(100)

t.left(72)

turtle.done()

```

5. Нарисуйте спираль из квадратов с помощью Turtle.

```python

t = turtle.Turtle()

for i in range(50):

t.forward(i * 2)

t.left(90)

turtle.done()

```

6. Нарисуйте спираль из кругов с помощью Turtle.

```python

t = turtle.Turtle()

for i in range(50):

t.circle(i)

t.left(10)

turtle.done()

```

7. Нарисуйте дерево с помощью Turtle.

```python

def tree(branch_len, t):

if branch_len > 5:

t.forward(branch_len)

t.right(20)

tree(branch_len - 15, t)

t.left(40)

tree(branch_len - 15, t)

t.right(20)

t.backward(branch_len)


t = turtle.Turtle()

t.left(90)

t.penup()

t.backward(100)

t.pendown()

t.color("green")

tree(100, t)

turtle.done()

```

8. Нарисуйте снежинку с помощью Turtle.

```python

import random


def snowflake(size, t):

for i in range(6):

branch(size, t)

t.left(60)

def branch(size, t):

for i in range(3):

for


13. Создаем простые рисунки

Практические задачи:

1. Нарисуйте дом с помощью Turtle.

```python

import turtle


t = turtle.Turtle()

# Стены

for _ in range(4):

t.forward(100)

t.left(90)

# Крыша

t.left(60)

t.forward(100)

t.left(120)

t.forward(100)

turtle.done()

```

2. Нарисуйте машину с помощью Turtle.

```python

# (код аналогичен, но с более сложными фигурами)

```

3. Нарисуйте цветок с помощью Turtle.

```python

# (код с использованием циклов и кругов)

```

4. Нарисуйте лицо с помощью Turtle.

```python

# (код с кругами и линиями для глаз, носа, рта)

```

5. Нарисуйте пейзаж с помощью Turtle.

```python

# (код с использованием разных фигур и цветов для гор, деревьев, солнца)

```

6. Нарисуйте лабиринт с помощью Turtle.

```python

# (код с использованием циклов и поворотов для создания стен лабиринта)

```

7. Нарисуйте фрактал с помощью Turtle.

```python

# (код с использованием рекурсии для создания фрактальных узоров)

```

8. Нарисуйте анимацию с помощью Turtle.

```python

# (код с использованием циклов и функций для изменения положения и вида объектов)

```

9. Используйте разные цвета и формы в своих рисунках.

```python

# (код с использованием t.color(), t.fillcolor(), t.begin_fill(), t.end_fill())

```

10. Создайте интерактивный рисунок, реагирующий на действия пользователя.

```python

# (код с использованием t.onclick(), t.onkey(), t.listen())

```

14. Знакомство с библиотеками: случайные числа**


Практические задачи:

1. Сгенерируйте случайное число от 1 до 10.

```python

import random


print(random.randint(1, 10))

```

2. Сгенерируйте случайное число от 1 до 100.

```python

print(random.randint(1, 100))

```

3. Сгенерируйте случайное число от -10 до 10.

```python

print(random.randint(-10, 10))

```

4. Сгенерируйте случайное дробное число от 0 до 1.

```python

print(random.random())

```

5. Сгенерируйте случайный элемент из списка.

```python

my_list = ["apple", "banana", "cherry"]

print(random.choice(my_list))

```

6. Сгенерируйте случайную строку из заданных символов.

```python

import string


chars = string.ascii_letters + string.digits

password = "".join(random.choice(chars) for i in range(8))

print(password)

```

7. Имитируйте бросок игральной кости.

```python

print(random.randint(1, 6))

```

8. Имитируйте бросок монеты.

```python

print(random.choice(["Орёл", "Решка"]))

```

9. Создайте генератор случайных паролей.

```python

# (код с использованием random.choice() и string.ascii_letters, string.digits, string.punctuation)

```

10. Создайте игру "Лото" с использованием случайных чисел.

```python

# (код с использованием random.sample() для генерации уникальных чисел)

```

15. Создаем простую викторину

Практические задачи:

1. Создайте викторину с 5 вопросами.

```python

# (код с использованием словаря для хранения вопросов и ответов)

```

2. Создайте викторину с вопросами разных типов (с выбором ответа, с вводом ответа).

```python

# (код с использованием разных типов ввода и проверки ответов)

```

3. Создайте викторину с подсказками.

```python

# (код с использованием подсказок при неправильном ответе)

```

4. Создайте викторину с ограничением времени на ответ.

```python

# (код с использованием time.time() для измерения времени)

```

5. Создайте викторину с разными уровнями сложности.

```python

# (код с использованием разных наборов вопросов для разных уровней)

```

6. Создайте викторину с использованием файлов для хранения вопросов и ответов.

```python

# (код с использованием файлов для чтения и записи данных)

```

7. Создайте викторину с графическим интерфейсом.

```python

# (код с использованием Tkinter или PyQt)

```

8. Создайте викторину с возможностью сохранения результатов.

```python

# (код с использованием файлов для сохранения результатов)

```

9. Создайте викторину с возможностью добавления новых вопросов.

```python

# (код с использованием ввода для добавления новых вопросов)

```

10. Создайте викторину на тему, которая вам интересна.

```python

# (код с вопросами на выбранную тему)

```

16. Работа с текстом: строки

Практические задачи:

1. Соедините две строки.

```python

str1 = "Hello"

str2 = "World"

print(str1 + " " + str2)

```

2. Найдите длину строки.

```python

string = "Python"

print(len(string))

```

3. Найдите подстроку в строке.

```python

string = "Hello World"

print(string.find("World"))

```

4. Замените подстроку в строке.

```python

string = "Hello World"

print(string.replace("World", "Python"))

```

5. Разделите строку на список слов.

```python

string = "Hello World"

print(string.split())

```

6. Преобразуйте строку в верхний регистр.

```python

string = "hello"

print(string.upper())

```

7. Преобразуйте строку в нижний регистр.

```python

string = "HELLO"

print(string.lower())

```

8. Удалите пробелы в начале и конце строки.

```python

string = " Hello "

print(string.strip())

```

9. Проверьте, является ли строка палиндромом.

```python

string = "radar"

if string == string[::-1]:

print("Палиндром")

else:

print("Не палиндром")

```

10. Создайте программу для шифрования и дешифрования текста.

```python

# (код с использованием алгоритмов шифрования)

```

17. Создаем текстовые игры


Практические задачи:

1. Создайте игру "Выбери свой путь" с несколькими вариантами развития сюжета.

```python

# (код с использованием условных операторов и циклов для создания ветвящегося сюжета)

```

2. Создайте игру "Квест" с загадками и головоломками.

```python

# (код с использованием строк, условных операторов и функций для создания загадок)

```

3. Создайте игру "Текстовый RPG" с уровнями, персонажами и предметами.

```python

# (код с использованием словарей и списков для хранения информации о персонажах и предметах)

```

4. Создайте игру "Т


18. Знакомство с файлами: чтение

Практические задачи:

1. Создайте текстовый файл и запишите в него несколько строк.

```python

with open("my_file.txt", "w") as f:

f.write("Строка 1\nСтрока 2\nСтрока 3")

```

2. Прочитайте содержимое текстового файла и выведите его на экран.

```python

with open("my_file.txt", "r") as f:

print(f.read())

```

3. Прочитайте содержимое текстового файла и подсчитайте количество строк.

```python

with open("my_file.txt", "r") as f:

lines = f.readlines()

print(len(lines))

```

4. Прочитайте содержимое текстового файла и подсчитайте количество слов.

```python

with open("my_file.txt", "r") as f:

content = f.read()

words = content.split()

print(len(words))

```

5. Прочитайте содержимое текстового файла и найдите самую длинную строку.

```python

with open("my_file.txt", "r") as f:

lines = f.readlines()

longest_line = max(lines, key=len)

print(longest_line)

```

6. Прочитайте содержимое текстового файла и найдите самое часто встречающееся слово.

```python

from collections import Counter

with open("my_file.txt", "r") as f:

content = f.read().lower()

words = content.split()

word_counts = Counter(words)

most_common_word = word_counts.most_common(1)[0][0]

print(most_common_word)

```

7. Прочитайте содержимое текстового файла и выведите строки в обратном порядке.

```python

with open("my_file.txt", "r") as f:

lines = f.readlines()

for line in reversed(lines):

print(line.strip())

```

8. Прочитайте содержимое текстового файла и найдите строки, содержащие заданную подстроку.

```python

substring = "Строка"

with open("my_file.txt", "r") as f:

for line in f:

if substring in line:

print(line.strip())

```

9. Прочитайте содержимое CSV-файла и выведите данные в табличном виде.

```python

import csv


with open("data.csv", "r") as f:

reader = csv.reader(f)

for row in reader:

print(row)

```

10. Прочитайте содержимое JSON-файла и выведите данные в удобном формате.

```python

import json


with open("data.json", "r") as f:

data = json.load(f)

print(json.dumps(data, indent=4))

```

19. Знакомство с файлами: запись


Практические задачи:

1. Создайте текстовый файл и запишите в него несколько строк.

```python

with open("output.txt", "w") as f:

f.write("Это первая строка.\nЭто вторая строка.")

```

2. Запишите в текстовый файл список чисел, каждое число на новой строке.

```python

numbers = [1, 2, 3, 4, 5]

with open("numbers.txt", "w") as f:

for number in numbers:

f.write(str(number) + "\n")

```

3. Запишите в текстовый файл таблицу умножения.

```python

with open("table.txt", "w") as f:

for i in range(1, 11):

f.write(f"7 x {i} = {7*i}\n")

```

4. Запишите в CSV-файл данные в табличном виде.

```python

import csv


data = [["Name", "Age"], ["Alice", 25], ["Bob", 30]]

with open("data.csv", "w", newline="") as f:

writer = csv.writer(f)

writer.writerows(data)

```

5. Запишите в JSON-файл данные в формате JSON.

```python

import json


data = {"name": "Alice", "age": 25}

with open("data.json", "w") as f:

json.dump(data, f, indent=4)

```

6. Создайте программу для записи заметок в текстовый файл.

```python

note = input("Введите заметку: ")

with open("notes.txt", "a") as f:

f.write(note + "\n")

```

7. Создайте программу для записи результатов игры в файл.

```python

result = 100

with open("results.txt", "a") as f:

f.write(f"Результат: {result}\n")

```

8. Создайте программу для записи логов работы программы в файл.

```python

log_message = "Программа запущена"

with open("log.txt", "a") as f:

f.write(log_message + "\n")

```

9. Создайте программу для записи данных из веб-страницы в файл.

```python

import requests


url = "https://example.com"

response = requests.get(url)

with open("web_data.html", "w") as f:

f.write(response.text)

```

10. Создайте программу для записи данных из базы данных в файл.

```python

# (код с использованием библиотеки для работы с базами данных)

```


20. Создаем записную книжку


Практические задачи:

1. Создайте записную книжку с возможностью добавления новых записей.

```python

notes = []

note = input("Введите заметку: ")

notes.append(note)

```

2. Создайте записную книжку с возможностью просмотра всех записей.

```python

for note in notes:

print(note)

```

3. Создайте записную книжку с возможностью поиска записей по ключевым словам.

```python

keyword = input("Введите ключевое слово: ")

for note in notes:

if keyword in note:

print(note)

```

4. Создайте записную книжку с возможностью редактирования записей.

```python

index = int(input("Введите индекс записи для редактирования: "))

new_note = input("Введите новую заметку: ")

notes[index] = new_note

```

5. Создайте записную книжку с возможностью удаления записей.

```python

index = int(input("Введите индекс записи для удаления: "))

del notes[index]

```

6. Создайте записную книжку с возможностью сортировки записей по дате или по имени.

```python

# (код с использованием сортировки списков)

```

7. Создайте записную книжку с возможностью сохранения и загрузки данных из файла.

```python

# (код с использованием файлов для чтения и записи данных)

```

8. Создайте записную книжку с графическим интерфейсом.

```python

# (код с использованием Tkinter или PyQt)

```

9. Создайте записную книжку с возможностью добавления фотографий или других файлов.

```python

# (код с использованием библиотек для работы с файлами)

```

10. Создайте записную книжку, которая будет удобна вам в использовании.

```python

# (код с добавлением функций и возможностей по вашему выбору)

```


21. Графика: простые рисунки


Практические задачи:

1. Откройте изображение с помощью Pillow.

```python

from PIL import Image


image = Image.open("image.jpg")

image.show()

```

2. Измените размер изображения с помощью Pillow.

```python

new_image = image.resize((200, 200


22. Создаем простые анимации

Практические задачи:

    1. Создайте анимацию перемещения объекта по экрану.

Python

import turtle

import time


t = turtle.Turtle()

for _ in range(100):

t.forward(5)

t.left(3)

time.sleep(0.01)

turtle.done()

    1. Создайте анимацию изменения цвета объекта.

Python

# (код с использованием t.color() и time.sleep())

    1. Создайте анимацию вращения объекта.

Python

# (код с использованием t.left() или t.right() и time.sleep())

    1. Создайте анимацию изменения размера объекта.

Python

# (код с использованием t.shapesize() и time.sleep())

    1. Создайте анимацию с использованием нескольких объектов.

Python

# (код с созданием нескольких экземпляров turtle.Turtle())

    1. Создайте анимацию с использованием изображений.

Python

# (код с использованием t.addshape() и t.shape())

    1. Создайте анимацию с использованием случайных движений.

Python

# (код с использованием random.randint() и time.sleep())

    1. Создайте анимацию с использованием звуков.

Python

# (код с использованием библиотеки playsound или pygame)

    1. Создайте анимацию с использованием пользовательского ввода.

Python

# (код с использованием t.onkey() и time.sleep())

    1. Создайте свою собственную анимацию.

Python

# (код с использованием любых изученных техник)

23. Создаем игру "Камень, ножницы, бумага"

Практические задачи:

    1. Сделайте выбор компьютера случайным.

Python

import random


choices = ["Камень", "Ножницы", "Бумага"]

computer_choice = random.choice(choices)

    1. Сделайте выбор пользователя с помощью ввода.

Python

user_choice = input("Выберите: Камень, Ножницы или Бумага? ")

    1. Определите победителя.

Python

if user_choice == computer_choice:

print("Ничья!")

elif (user_choice == "Камень" and computer_choice == "Ножницы") or \

(user_choice == "Ножницы" and computer_choice == "Бумага") or \

(user_choice == "Бумага" and computer_choice == "Камень"):

print("Вы победили!")

else:

print("Компьютер победил!")

    1. Выведите выбор компьютера и пользователя.

Python

print(f"Вы выбрали: {user_choice}")

print(f"Компьютер выбрал: {computer_choice}")

    1. Организуйте цикл, чтобы пользователь мог играть несколько раз.

Python

play_again = "да"

while play_again.lower() == "да":

# ... (код игры)

play_again = input("Хотите сыграть ещё раз? (да/нет): ")

    1. Добавьте подсчёт очков.

Python

user_score = 0

computer_score = 0

# ... (код игры)

if # ... (выигрыш пользователя):

user_score += 1

# ... (код вывода очков)

    1. Добавьте возможность выбора количества раундов.

Python

rounds = int(input("Сколько раундов хотите сыграть? "))

for _ in range(rounds):

# ... (код игры)

    1. Добавьте графический интерфейс.

Python

# (код с использованием Tkinter или PyQt)

    1. Добавьте звуковые эффекты.

Python

# (код с использованием библиотеки playsound или pygame)

    1. Добавьте анимацию.

Python

# (код с использованием turtle или pygame)

24. Знакомство с веб-скрапингом: простые примеры

Практические задачи:

    1. Получите HTML-код веб-страницы.

Python

import requests

url = "https://example.com"

response = requests.get(url)

html = response.text

print(html)

    1. Найдите заголовок веб-страницы.

Python

from bs4 import BeautifulSoup


soup = BeautifulSoup(html, "html.parser")

title = soup.find("title").text

print(title)

    1. Найдите все ссылки на веб-странице.

Python

links = soup.find_all("a")

for link in links:

print(link.get(""))

    1. Найдите все изображения на веб-странице.

Python

images = soup.find_all("img")

for image in images:

print(image.get("src"))

    1. Найдите все абзацы на веб-странице.

Python

paragraphs = soup.find_all("p")

for paragraph in paragraphs:

print(paragraph.text)

    1. Найдите все элементы с заданным классом.

Python

elements = soup.find_all(class_="my-class")

for element in elements:

print(element.text)

    1. Найдите все элементы с заданным идентификатором.

Python

element = soup.find(id="my-id")

print(element.text)

    1. Сохраните данные с веб-страницы в файл.

Python

with open("data.txt", "w") as f:

f.write(soup.text)

    1. Получите данные с веб-страницы с использованием API.

Python

import json


url = "https://api.example.com/data"

response = requests.get(url)

data = response.json()

print(json.dumps(data, indent=4))

    1. Создайте программу для сбора данных с веб-страницы и анализа.

Python

# (код с использованием Beautiful Soup и других библиотек для анализа данных)

25. Создаем интерактивные истории

Практические задачи:

    1. Создайте историю с несколькими вариантами развития сюжета.

Python

# (код с использованием условных операторов и циклов для создания ветвящегося сюжета)

    1. Создайте историю с загадками и головоломками.

Python

# (код с использованием строк, условных операторов и функций для создания загадок)

    1. Создайте историю с персонажами и предметами.

Python

# (код с использованием словарей и списков для хранения информации о персонажах и предметах)

    1. Создайте историю с использованием случайных событий и элементов.

Python

# (код с использованием random.choice() и random.randint())

    1. Создайте историю с возможностью сохранения и загрузки прогресса.

Python

# (код с использованием файлов для сохранения и загрузки данных)

    1. Создайте историю с графическим интерфейсом.

Python

# (код с использованием Tkinter или PyQt)

    1. Создайте историю с использованием звуков.

Python

# (код с использованием библиотеки playsound или pygame)

    1. Создайте историю с использованием анимации.

Python

# (код с использованием turtle или pygame)

    1. Создайте историю, которая будет интересна вам и вашим друзьям.

Python

# (код с сюжетом и персонажами по вашему выбору)

    1. Создайте историю с использованием пользовательского ввода для управления сюжетом.

Python

# (код с использованием input() для получения решений пользователя)


26. Знакомство с базами данных: простые примеры

Практические задачи:

    1. Создайте простую базу данных с использованием SQLite.

Python

import sqlite3


conn = sqlite3.connect('my_database.db')

cursor = conn.cursor()

cursor.execute('''CREATE TABLE IF NOT EXISTS users

(id INTEGER PRIMARY KEY, name TEXT, age INTEGER)''')

conn.commit()

conn.close()

    1. Добавьте данные в таблицу.

Python

conn = sqlite3.connect('my_database.db')

cursor = conn.cursor()

cursor.execute("INSERT INTO users (name, age) VALUES ('Alice', 25)")

cursor.execute("INSERT INTO users (name, age) VALUES ('Bob', 30)")

conn.commit()

conn.close()

    1. Получите данные из таблицы.

Python

conn = sqlite3.connect('my_database.db')

cursor = conn.cursor()

cursor.execute("SELECT * FROM users")

rows = cursor.fetchall()

for row in rows:

print(row)

conn.close()

    1. Получите данные из таблицы с условием.

Python

conn = sqlite3.connect('my_database.db')

cursor = conn.cursor()

cursor.execute("SELECT * FROM users WHERE age > 25")

rows = cursor.fetchall()

for row in rows:

print(row)

conn.close()

    1. Измените данные в таблице.

Python

conn = sqlite3.connect('my_database.db')

cursor = conn.cursor()

cursor.execute("UPDATE users SET age = 26 WHERE name = 'Alice'")

conn.commit()

conn.close()

    1. Удалите данные из таблицы.

Python

conn = sqlite3.connect('my_database.db')

cursor = conn.cursor()

cursor.execute("DELETE FROM users WHERE name = 'Bob'")

conn.commit()

conn.close()

    1. Создайте таблицу с внешним ключом.

Python

# (код с использованием FOREIGN KEY)

    1. Выполните запрос с объединением таблиц.

Python

# (код с использованием JOIN)

    1. Используйте параметры в запросах для безопасности.

Python

# (код с использованием placeholders и execute())

    1. Создайте программу для работы с базой данных с графическим интерфейсом.

Python

# (код с использованием Tkinter или PyQt)

27. Создаем простую программу для работы с данными

  • Практические задачи:

    1. Создайте программу для хранения списка задач.

Python

# (код с использованием списка и функций для добавления, удаления, просмотра задач)

    1. Создайте программу для хранения списка контактов.

Python

# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра контактов)

    1. Создайте программу для хранения списка покупок.

Python

# (код с использованием списка и функций для добавления, удаления, просмотра покупок)

    1. Создайте программу для хранения списка книг.

Python

# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра книг)

    1. Создайте программу для хранения списка фильмов.

Python

# (код с использованием списка и функций для добавления, удаления, просмотра фильмов)

    1. Создайте программу для хранения списка студентов.

Python

# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра студентов)

    1. Создайте программу для хранения списка товаров.

Python

# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра товаров)

    1. Создайте программу для хранения списка рецептов.

Python

# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра рецептов)

    1. Создайте программу для хранения списка событий.

Python

# (код с использованием словаря и функций для добавления, удаления, просмотра событий)

    1. Создайте свою собственную программу для работы с данными.

Python

# (код с использованием любых изученных техник)

28. Автоматизация простых задач

Практические задачи:

    1. Создайте скрипт для переименования файлов в папке.

Python

import os


# (код с использованием os.listdir() и os.rename())

    1. Создайте скрипт для копирования файлов из одной папки в другую.

Python

import shutil


# (код с использованием shutil.copy())

    1. Создайте скрипт для создания резервной копии файлов.

Python

# (код с использованием shutil.make_archive())

    1. Создайте скрипт для скачивания файлов из интернета.

Python

import requests


# (код с использованием requests.get())

    1. Создайте скрипт для отправки электронных писем.

Python

import smtplib


# (код с использованием smtplib.SMTP())

    1. Создайте скрипт для отправки SMS-сообщений.

Python

# (код с использованием API сервисов для отправки SMS)

    1. Создайте скрипт для автоматического заполнения форм на веб-сайтах.

Python

# (код с использованием Selenium)

    1. Создайте скрипт для автоматического выполнения задач в операционной системе.

Python

# (код с использованием os.system() или subprocess.call())

    1. Создайте скрипт для автоматического анализа данных из файлов.

Python

# (код с использованием pandas или numpy)

    1. Создайте свой собственный скрипт для автоматизации задач.

Python

# (код с использованием любых изученных техник)

29. Проектная работа (1): выбор темы

Практические задачи:

    1. Выберите тему для своего проекта.

    2. Определите цели и задачи проекта.

    3. Составьте план работы над проектом.

    4. Определите необходимые ресурсы для проекта.

    5. Определите целевую аудиторию проекта.

    6. Определите формат проекта (игра, приложение, веб-сайт и т.д.).

    7. Определите технологии, которые будут использоваться в проекте.

    8. Определите критерии оценки проекта.

    9. Создайте прототип проекта.

    10. Представьте свою идею проекта преподавателю или группе.

30. Проектная работа (2): реализация

  • Практические задачи:

    1. Начните разработку проекта в соответствии с планом.

    2. Разделите проект на этапы и задачи.

    3. Используйте изученные техники и библиотеки для реализации проекта.

    4. Пишите код с комментариями и документацией.

    5. Тестируйте код на каждом этапе разработки.

    6. Используйте систему контроля версий (например, Git).

    7. Соблюдайте стиль кода (например, PEP 8).

    8. Используйте инструменты для отладки кода.

    9. Создайте пользовательский интерфейс (если необходимо).

    10. Регулярно демонстрируйте прогресс проекта преподавателю или группе.

31. Проектная работа (3): доработка

  • Практические задачи:

    1. Доработайте проект на основе обратной связи.

    2. Исправьте ошибки и недочеты.

    3. Добавьте новые функции и возможности.

    4. Оптимизируйте код для повышения производительности.

    5. Улучшите пользовательский интерфейс (если необходимо).

    6. Создайте документацию для проекта.

    7. Подготовьте презентацию проекта.

    8. Подготовьте код проекта для защиты.

    9. Протестируйте проект на разных платформах (если необходимо).

    10. Убедитесь, что проект соответствует всем требованиям.


32. Тестирование и отладка проектов

  • Практические задачи:

    1. Напишите модульные тесты для функций вашего проекта.

Python

# (код с использованием unittest или pytest)

    1. Напишите интеграционные тесты для проверки взаимодействия модулей.

Python

# (код с использованием unittest или pytest)

    1. Протестируйте пользовательский интерфейс проекта.

Python

# (код с использованием Selenium или PyQt test)

    1. Используйте инструменты отладки для поиска и исправления ошибок.

Python

# (код с использованием pdb или отладчика IDE)

    1. Протестируйте проект на разных платформах и версиях Python.

Python

# (код с использованием виртуальных окружений)

    1. Протестируйте проект на разных устройствах (если необходимо).

Python

# (код с использованием эмуляторов или реальных устройств)

    1. Протестируйте проект на разных разрешениях экрана (если необходимо).

Python

# (код с изменением разрешения экрана)

    1. Протестируйте проект на разных языках (если необходимо).

Python

# (код с использованием gettext или babel)

    1. Протестируйте проект на разных браузерах (если необходимо).

Python

# (код с использованием Selenium)

    1. Протестируйте проект на разных сетевых условиях (если необходимо).

Python

# (код с использованием инструментов для имитации сетевых условий)

33. Защита проектов

  • Практические задачи:

    1. Подготовьте презентацию проекта.

    2. Подготовьте демонстрацию проекта.

    3. Подготовьте ответы на возможные вопросы.

    4. Подготовьте документацию проекта.

    5. Подготовьте код проекта для защиты.

    6. Отрепетируйте презентацию и демонстрацию.

    7. Соберите отзывы от друзей или одноклассников.

    8. Подготовьтесь к вопросам по теории и практике.

    9. Подготовьтесь к вопросам по использованным технологиям.

    10. Подготовьтесь к вопросам по возможным улучшениям проекта.

34. Итоговое занятие: повторение и закрепление

Практические задачи:

    1. Решите несколько задач по пройденным темам.

    2. Напишите код для решения задач.

    3. Объясните код решения задач.

    4. Ответьте на вопросы по теории и практике.

    5. Объясните, как использовать изученные технологии.

    6. Объясните, как отлаживать код.

    7. Объясните, как тестировать код.

    8. Объясните, как использовать документацию.

    9. Объясните, как использовать библиотеки.

    10. Объясните, как создавать проекты.


Использованная литература:

Использованная литература для учителей:

  1. Гвидо ван Россум, Барри Дрейк (младший), Фред Л. Дрейк (младший). "Справочное руководство по языку Python 3".

    • Это официальное руководство, которое предоставляет подробную информацию о синтаксисе и возможностях языка.

  2. Марк Лутц "Изучаем Python".

    • Это одно из самых полных и подробных руководств по Python, охватывающее широкий спектр тем.

  3. Эрик Мэтиз "Python. Экспресс-курс".

    • Отлично подходит для быстрого освоения основ Python и создания практических проектов.

  4. Ал Свейгарт "Автоматизация рутинных задач с помощью Python".

    • Эта книга фокусируется на практическом применении Python для автоматизации повседневных задач.

  5. Дэвид М. Бизли, Брайан К. Джонс "Python. Справочник".

    • Подробный справочник, содержащий рецепты решения различных задач программирования на Python.

  6. Онлайн ресурсы:

    • Официальная документация Python (docs.python.org).

    • Онлайн-курсы на платформах Coursera, edX, Stepik.

    • Ресурсы для учителей информатики, содержащие методические материалы.


Использованная литература для учеников:

  1. Эрик Мэтиз "Python. Экспресс-курс".

    • Подходит для начинающих, с множеством практических примеров и проектов.

  2. Ал Свейгарт "Python для детей. Самоучитель по программированию".

    • Вводный курс в программирование на Python, специально разработанный для детей и подростков.

  3. Онлайн ресурсы:

    • Codecademy (codecademy.com).

    • Scratch (scratch.mit.edu) (для визуального программирования, подготовки к Python).

    • Ресурсы с игровыми упражнениями по Python.

    • Ресурсы для подготовки к олимпиадам по программированию.

  4. Дополнительные ресурсы:

    • Видео уроки на Youtube.

    • Интерактивные онлайн курсы.





ЖИ арқылы жасау
25 Наурыз 2025
209
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі