ЖАМБЫЛСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
ВЫСШИЙ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ АБАЯ
Сейсенбаева А.Т.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для групп с государственным
языком обучения
Т араз,
2021
УДК 373.3
ББК
С
Учебное пособие по русскому языку
(для групп с государственным
языком обучения).
Учебное пособие. Жамбылский гуманитарный высший колледж имени
Абая /Сейсенбаева
А.Т., -
Тараз, 2021. 144
стр.
ISBN
Рецензенты:
Абдрахман Г.К.- к.ф.н.,
профессор кафедры «Русская филология» института «Ұстаз» Таразского
регионального университета имени М.Х.Дулати
П
РЕДИСЛОВИЕ
Данное
пособие предназначено для организации самостоятельной внеаудиторной
и аудиторной работы студентов первого и второго курсов, изучающих
дисциплину «Русский язык». Пособие составлено с целью расширения
словарного запаса студентов, формирования навыков правильной речи,
соответствующей современным нормам литературного языка, организации
работы на занятиях, в оказании помощи студентам сориентироваться в
предметном материале, а также самостоятельно определить степень его
усвоения, проверить знание лексических
норм.
Настоящее пособие содержит систематизированный
материал по изучению основных разделов русского языка. Оно
соответствует требованиям к минимальному содержанию основной
профессиональной программы по всем
специальностям.
Настоящее пособие адресовано преподавателям и
студентам национальных групп колледжа. Сборник поможет
преподавателю организовать работу на уроках русского языка и
дома.
Задания позволяют студентам
-
выработать навыки самостоятельного подхода к
анализу изучаемых явлений, сравнить, сопоставить, сделать
выводы;
-
систематически вести взаимосвязанное повторение
пройденного материала.
Упражнения с разнообразными по характеру
заданиями оказывают существенную помощь студентам национальных
групп колледжа. Значительное место в пособии занимают
дифференцированные задания, тренировочные и повторительные
упражнения, которые способствуют закреплению навыков и умений и
письменной речи.
В пособии имеются связные тексты, как
прозаические, так и стихотворные, которые можно использовать для
проведения изложений, составления плана, пересказа, составления
вопросов к тексту, развития речи, т.е. овладевать навыками
разговорной речи на русском языке (задавать вопросы, отвечать на
них, вести беседу и делать краткие сообщения в объеме помещенных в
пособии тем, понимать на слух говорящего и объясняться с ним
на русском языке, а также читать, понимать содержание
прочитанного). Вопросно-ответные упражнения ставят перед студентами
задачу самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них ‒ сначала по
содержанию текста, затем на вопросы, несвязанные с содержанием
текста, относящиеся к повседневной жизни и по грамматической теме
урока. Эти темы служат целям повторения наиболее употребительных
слов, и являются подготовкой к изучению других грамматических
тем.
Содержание упражнений сборника направлено на
закрепление, обобщение и систематизацию навыков учащихся по
орфографии и пунктуации.
Все упражнения сопровождены аналогичными
заданиями: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить
знаки препинания.
Упражнения
способствуют формированию языковой и коммуникативной компетенции на
занятиях по русскому языку, помогают активизировать имеющиеся
знания, а также закрепить навыки правильной
речи.
Задания,
включённые в пособие, вырабатывают умение работать с различными
источниками информации самостоятельно.
В сборник
включены следующие разделы:
-
упражнения
для закрепления знаний по всем разделам русского
языка;
-
тексты с
заданиями;
-
стратегии
для работы с текстом;
-
казахско-
русский словарь.
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.
ОРФОГРАФИЯ.
Упражнение 1. Какие звуки важнее – гласные или согласные – для
понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные
слова.
К_р_нд_ш _о_о_а (корова)
з_мл_ _ _ о_а_ (школа)
ж_в_тн_ _ _ о_ _у_а (подруга)
_п_ст_л_сь _ _ о_и_а (столица)
У пражнение
2. Подберите парные слова, отличающиеся
только глухостью/ звонкостью одного из двух согласных. Кто
быстрее?
1-й вариант
кора, сять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар,
бухнуть, дочка.
2-й
вариант
коза, колос,
шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня,
гость.
Упражнение 3. Подберите слова, отличающиеся только
мягкостью/твердостью согласных.
Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл
– ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол
– ... .
Упражнение 4.
Распределите слова в три колонки:
1. букв > звуков 2. букв < звуков 3.
букв = звуков
Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия,
подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
Упражнение 5.
Поставьте ударение в словах: эпоха, творог, договор, картотека, алгоритм,
свёкла, красивее, каталог, жалюзи,
необходимость
Упражнение 6. Фонетическая
эстафета.
(Алфавит по цепочке)
Упражнение 7. Соберите букет.
1 -й
вариант
Соберите в
букет цветы, в названии которых встречаются только твердые
звуки.
2-й
вариант
Соберите в
букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий
звук.
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра,
нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость,
лютик.
Упражнение 8. В
каких из этих слов звуков больше, чем букв? Выпишите эти
слова.
Ряд - яд, твоя - творя, тюк - юг, роют -
колют, ёлка - тёлка, полёт - поёт, ель - мель, есть - лесть, попели
- поели.
Упражнение 9. Cделайте фонетический разбор
слов:
Юрмала, ельник, просьба, футбол, массаж,
вокзал, поёт, яркое, солнце, честная
Упражнение 10. Перепишите слова,
располагая их по алфавиту.
Съезд, демонстрация, футбол, жизнь, квартира,
автобус, цветы, лес, мяч, лук, степь, борьба, юрта, гриб,
момент.
Упражнение 11. Спишите. Подчеркните
звонкие согласные. Подберите к ним парные глухие согласные.
Составьте с несколькими словами предложения.
Столб, рукав, пирог, огород, нож,
воз.
Город, морковь, мороз, гриб,
рев.
У пражнение
12. Перепишите слова. Вставьте пропущенные буквы, подберите
слова для проверки.
-
Доро.. .ка, сла...кий, ро...кий,
бума...ка
-
Моро. .ко, не...ти (груз), хо...ба,
ко...ба
-
Коро ..ка, про...ба, у...кий, кро...ка
-
Ре…кий, моло...ба, укла…ка,
ло...ка
Упражнение 13. Сколько звуков и букв в
подчеркнутых словах.
Пришёл сентябрь. Наступила золотая
осень. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.
Тяжёлая и сильная рыба бросилась на берег. Иван
Иванович стал умываться.
Упражнение 14. Выпишите слова со звонкими
согласными в корне слова в один столбик, с глухими согласными - в
другой столбик.
В августе ночи резко похолодели. От заката до
заката рассвет длиннее. С берёз и лип скоро начнут слетать даже от
легкого ветерка листья. Осенний лес нагоняет лёгкую грусть. Низкие
облака на горизонте сливаются с землёй. На дорожке, которая ведёт к
опушке рощи, лежит ковёр из узких листочков дуба.
У пражнение
15. Укажите количество звуков в приводимых ниже словах и
назовите каждый из них.
Мозг, работа, стол, народ,
вьюн1, яма,
дорожки, учение1, массаж, мой,
веять1.
Упражнение 16. Сделайте
транскрипцию слов. Укажите случаи озвончения и оглушения
согласных.
Горб, съезд, сделать, отбить, резкий, сжать,
редкий, везти, дуб, косьба, низкий.
Упражнение 17. Спешите, подчеркните согласные, обозначающие
звуки, которые имеют пары по звонкости глухости.
Хотя двор и сад все ещё были в тени, но уже
ранние лучи ярко и холодно золотили розовые, желтые и голубые
тыквы, разложенные на камышовой крыше той
мазанки, где жили сторожа.
У пражнение
18. Объясните, в каких словах ь пишется.
Почему?
Бан..щик, бол..ной, болез..ни, мос..тик,
коз..ни, гвозд.. , гвоз..дик, ноч..ка, коз..лик, кон..чик,
зелен..щик, жизн.. , воз..ня, фонар..щик, л..юк, вет..ви, кос..ти,
точ..ка.
Упражнение 19. Спишите приводимые ниже
слова, разбивая их на слоги.
Машина, удар, тетрадь, шрифт, случай, контур,
переход, урок, мастер, наборщик, долина, пол, обработка, директор,
миноносец, винегрет, демонстрация, улов,
интеллигент.
Упражнение 20. Перепишите, поставьте
ударение и разделите на слоги.
Повторить, мельком, звонит (кто-то), тренер,
коклюш, ампер, арбуз, голова, головка, сверлить, заголовок,
закупорить, окислить, фольга, абзац, автограф, сантиметр,
библиотека, гусеница, надолго, партер, петля, поняла, случай,
судно, холёный, цемент, цыган, черпать,
щавель
Упражнение 21. Прочитайте и запомните правильное произношение
этих слов. С некоторыми из них составьте
предложения.
А тле'т,
аге'нт, аге'нтство, авто'бус, ампе'р, а'том, ба'ловать, боле'знь,
ворота, гектар, добыча, еди'нство, за'суха, звонят, зло'ба,
каучу'к, краси'вее, ку'хонный, медикаме'нты, некролог, отчасти,
портфель, предмет, приговор, процент, столяр, хребет, шофер,
эпилог.
(Пользуясь словарем С.И.Ожегова найдите их
значения слов).
Упражнение 22. Вставьте пропущенные
гласные буквы. Составьте словосочетания.
Ц...ркуль, ц...пленок, милиц...я,
администрац..я, ш...рина, ж...знь, ж...ри, брош...ра, параш...т,
ц...ц, ц...рк, ц...ган.
Упражнение 23. Измените данные слова так,
чтобы ударные гласные оказались в безударном положении. Назовите,
какой гласный звук слышится в безударном
положении.
Образец: поезд - поезда, просит -
выпросит.
Головы, полет, дуб, рыба, пир, белый, ряд,
цепь, шерсть, речка.
Упражнение 24. Спишите слова. Вставьте
пропущенные буквы. Правильно произнесите сочетания чн, чт,
шн.
Но...ной, ре...ной, солне...ный,
помо...ник, ску..но, беспомо...ный,
не...то, коне...но, було...ная.
У пражнение
25. Правильно прочитайте ниже приводимые слова. Укажите, какие
звуки обозначают буквы я, ю, е, ё, и.
Дело, дикарь, лямка, люк.
лес, мятный, кювет, лед, шел, цинк, цех, люди, дятел, ледяной,
щёки, щепка, афера, увлёк, хребет, щука.
Упражнение 26. Измените данные слова по образцам. Поставьте, где
надо ь
и подчеркните его. Составьте по три предложения
со словами каждой группы.
Ночи - ночь, лещи, щелочи, кирпичи, трубочки,
мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи,
речи.
Клеят - клеить, пилят, веют, жгут, стелют,
тают, борются, шепчутся, строятся, плещутся, волнуются,
занимаются.
У пражнение
27. Прочитайте вслух и укажите ударение в выделенных словах.
Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в
каких - только изменяется в слове падеж и число.
1) В классе вымыли полы. Сергей вычистил
полы пальто. 2) Столяр сделал книжные полки. По
дороге день и ночь двигались вооруженные полки. 3) Он
уже окончил школу. Старый мостик был уже нового. 4)
Открыты все окна. В угловой комнате нет окна. 5)
Собрались директора всех школ района. Дежурные собрались в
кабинете директора. 6) Я мою руки. Дай мою
книгу. 7) На горах ещё лежал снег. Они быстро спускались
под гору. 8) Над головой были ветви берёз. На
голову он надел широкополую шляпу.
Упражнение 28. Прочитайте скороговорки.
Подчеркните глухие согласные одной чертой, звонкие -
двумя.
-
Луша у душа мыла шею и уши.
-
Шла Саша по шоссе и сосала
сушку.
-
Щуку я тащу, тащу. Щуку я не
упущу.
-
От топота копыт пыль по полю
летит.
Упражнение 29. Спишите, вставляя
пропущенные буквы. Составьте с некоторыми из них
предложения.
Вес...ник, грус...ный, вирус...ный,
вкус...ный, глас...ный, радос...ный, поз...ний, здра...ствуй,
прелес...ный, капус...ница, мес...ный, проез...ной„ ус...ный,
извес...ный.
Упражнение 30. Поиграем в игру
“Назови одним словом”. Запишите слова, соблюдая правила переноса
слов.
День недели
после пятницы.
Игра на льду на
коньках в небольшой мяч или
шайбу.
Результат
сложения.
Место, где
продают билеты.
Упражнение 31.
Запишите слова,
разделив их на слоги. Охарактеризуйте слоги. Разбейте слова
согласно правилам переноса.
О сенний день.
Поблекли травы.
Сырой, туманный
холодок.
И вдруг нежданно
у канавы
Расцвел
шиповника цветок.
Упражнение