Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Материал туралы қысқаша түсінік
помощь для учителей
Материалдың қысқаша нұсқасы

Урок: № 63 биологии в 10 классе 4. 05. 2017 год.

Тема. Селекция растений и животных.

Цель:  продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных и растений.

Задачи:

  • Обучающие

    • продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.

  • Развивающие:

    • способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.

  • Воспитывающие:

    • создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира.

Оборудование:

Портрет Н.И. Вавилова, таблица “Центры происхождения культурных растений”

Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа

Методы и методические приемы

1

2

3

4

1

Орг.

момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся объяснение хода урока.


2

Постановка целей и задач урока

сформировать у учащихся понятия о сведениях, по происхождению человека, познакомить с различными человеческими расами.

Постановка целей и задач урока

3

Актуализация ранее пройденного материала.

Тест  по  теме: «Селекция».

  1. Родиной многих клубненосных растений, в том числе кар­тофеля, является центр...

А. Южноазиатский

В. Южноамериканский тропический.

Б. Средиземноморский.

Г. Центральноамериканский.

  1. Использование методов биотехнологии в селекции позволяет...

А. Ускорить размножение нового сорта.

Б. Создать гибрид растения и животного.

В. Ускорить размножение новых пород.

Г. Выявить наследственные заболевания у человека.

  1. Метод выделения отдельных особей среди сельскохозяйст­венных культур и получения от них потомства называется...

А. Массовым отбором.

Б. Межлинейной гибридизацией.

В. Отдаленной гибридизацией.

Г. Индивидуальным отбором.

  1. В селекционной работе с микроорганизмами используют...

А. Близкородственное разведение.

Б. Методы получения гетерозиса.

В. Отдаленную гибридизацию.

Г. Экспериментальное получение мутаций.

  1. Около 90 видов культурных растений, в том числе кукуруза,

происходят из центра...

А. Восточноазиатского. В. Центральноамериканского.

Б. Южноазиатского Г. Абиссинского тропического.

  1. Бесплодие межвидовых растительных гибридов возможно

преодолевать с помощью...

А. Гетерозиса. В. Индивидуального отбора.

Б. Массового отбора. Г. Полиплоидии.

  1. В селекционной работе с растениями не используют...

А. Отдаленную гибридизацию.

Б. Массовый отбор.

В. Испытание производителей по потомству.

Г. Индивидуальный отбор.

  1. В селекционной работе с животными не используют...

А. Родственное скрещивание.

Б. Полиплоидию.

В. Межлинейную гибридизацию.

Г. Неродственное скрещивание.

  1. Искусственный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой вид, часто далекий по своему происхожде­нию, относится к методам...

А. Клеточной инженерии. Б. Хромосомной инженерии.

В. Отдаленной гибридизации. Г. Генной инженерии.

  1. Первым этапом селекции животных является….

А. Бессознательный отбор. Б. Гибридизация.

В. Одомашнивание. Г. Методический отбор.


Ответы: 1в, 2а, 3г, 4г, 5в, 6г, 7в, 8б, 9г, 10в.

Индивидуальная работа.


4

Изучение нового материала

Лекция с элементами постановки проблемных вопросов.


Работа с тетрадью

– Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры.
Селекционеры создали прекрасные сорта культурных  растений.

– Методы селекции животных те же, что и методы селекции растений, но при их применении селекционерам приходится учитывать ряд особенностей, характерных для животных.

Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем

Потомство, полученное от одной пары производителей невелико

Высока селекционная ценность каждой особи
– Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем, в связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые у производителей могут проявляться. Потомство, полученное от одной пары производителей невелико, поэтому возникает проблема максимально сохранить его. Следовательно, селекционная ценность каждой особи высока.

  • Одомашнивание

  • Гибридизация

  • Отбор

– Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных.
Гибридизация и  индивидуальный отбор являются основными методами в селекции животных. Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве.
В селекции животных применяют 2 вида гибридизации.

Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости.  Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.

Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы. 
Сочетание – родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных.
Важным направлением в селекции животных является направление гетерозиса. Особенно широко явление гетерозиса применяется например в птицеводстве, например при получении бройлерных цыплят.


5

Закрепление материала

Работа в парах.

Тест  по  теме: «Селекция».

  1. Какие способы размножения свойственны жи­вотным?

а) половое, б) бесполое, в) вегетативное.

  1. Какие способы размножения свойственны растениям?

а) половое, б) бесполое, в) вегетативное.

  1. Какие формы искусственного отбора применяют в, селекции животных?

а) массовый, б) индивидуальный.

  1. При каком скрещивании возникает инбредная депрессия?

а) близкородственное, б) неродственное.

  1. Для каких целей осуществляют, близкородствен­ное скрещивание?

а) усиление жизненной силы, б) усиление доминантности признака, в) получение чистой линии.

  1. В чем выражается гетерозис?

а) повышение продуктивности гибрида, б) усиление плодовитости гибрида,

в) получение новой породы или сорта.

  1. Как размножаются гетерозисные гибриды у рас­тений?

а) вегетативно, б) половым путем, в) не размножают­ся.

  1. Как размножаются гетерозисные гибриды у животных?

а) вегетативно, б) половым путем, в) не размножают­ся.

  1. У каких организмов встречается полиплоидия?

а) растения, б) животные, в) человек.

  1. Применяют ли в селекции животных метод ментора?

а) да, б) нет.


Ответы:1а, 2абв, 3б, 4а, 5в, 6а, 7а, 8в, 9а, 10б.


6.

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Меня удивило…

Я считаю…

Урок мне…

Стикеры

7

Итог урока

Выставление оценок

Выставление оценок


Д/з

§ 63 прочитать.

Запись в дневниках.






Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
30.00.2018
484
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі