УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
ПРАВИЛЬНО.
УСТРАНЯЕМ ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
Очень часто в устной и
письменной речи учащихся встречаются ошибки в образовании слов,
форм слов, в построении предложений.
Данные ниже упражнения,
объединенные в 8 блоков, учат школьников находить,
классифицировать и исправлять грамматические ошибки.
I.
-
С шестистами рублями в этом
клубе делать нечего.
-
Троих котят мы отдали, а
одного оставили себе.
-
На работу взяли обоих
девушек.
-
В двух тысяч первом году мой
брат пошел в школу.
-
К пятиста участникам
обратился с речью организатор фестиваля.
-
Обои юноши обладали отличной
памятью.
-
Я родился в тысяча девятьсот
девяносто втором году.
-
Поступать в вуз по
собеседованию было предложено стам талантливым
школьникам.
-
Он заслужил расположение
обеих сестер.
Задания
-
Отметьте предложения с
ошибками в образовании форм числительных.
-
Запишите исправленные
варианты.
Ответы:
1-е шестьюстами, 3 —
обеих, 4 — в две тысячи первом, 5 — к пятистам, 6 — оба, 8 —
ста.
II.
-
В новом магазине был большой
выбор сапог, туфлей, ботинок, кроссовок.
-
Салтыков-Щедрин выступает
против корыстолюбия, взятничества, чинопочитания.
-
К шести чашкам я подобрал
шесть блюдцев.
-
В книгах Жюль Верна много
приключений.
-
Надо еще взять три банки
тушенки и пачку макаронов.
-
У меня совершенно нет время
на пустые разговоры.
-
Ставьте посуду на разносы,
пожалуйста!
-
У грузинов принято за столом
произносить длинные тосты.
-
Мужчины нашего отдела
поздравили всех сотрудниц с Восьмым мартом.
-
Мне поручили купить два
килограмма апельсин и пять килограммов помидор.
Задания
1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании:
а) существительных (2,
7);
б) форм существительных
(1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10).
2) Запишите исправленные
варианты.
Ответы:
1 — большой выбор туфель,
2 —
взяточничества, 3 — шесть
блюдец, 4 — Жюля, 5 — пачку макарон, 6 — нет времени, 7 — на
подносы, 8 — у грузин, 9 — с Восьмым марта, 10 — апельсинов,
помидоров.
III.
-
Кладите тетради на
стол.
-
Герой фильма всегда
надсмехался над тем, кто беднее его.
-
Из окна я видел, что женщина
полоскает белье.
-
Мой брат никогда не ложит
учебники на место.
-
Многие люди ездиют на
метро.
-
Машина сломалась, поедь на
автобусе.
-
Не трожь мои
вещи.
-
Захожу к другу и вижу, как
он в ужасе метается по комнате.
-
Я собирался покласть все
покупки на стол.
-
Тяжело было видеть, как он
мучится.
Задания
1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании:
а) глаголов
(2);
б) форм глаголов (3, 4,
5, 7, 8, 9, 10).
2) Запишите исправленные
варианты.
Ответы:
2 — насмехался, 3 —
полощет, 4 — кладет, 5 — ездят, 6 — поезжай, 7 — не тронь, 8 —
мечется, 9 — положить, 10 — мучается.
V.
-
Наш боксер был слабже своего
соперника.
-
Новая история была более
интереснее предыдущей.
-
Малыша посадили к ей на
колени.
-
Саша был, признан самым
сильным шахматистом школы.
-
Мне надоело решать ихний
проблемы.
-
Чацкий - самый честнейший
герой комедии Грибоедова.
-
Запятая в этом предложении
возможна, но более правильнее было бы поставить здесь
двоеточие.
-
Все пришли посмотреть на
его.
-
Байкал - самое красивейшее
озеро России.
-
Мальчик мечтал стать
известнейшим пианистом.
Задания
1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании:
а) форм прилагательных
(1, 2, 6, 7, 9);
б) форм местоимений (3,
5, 8).
2) Запишите исправленные
варианты.
Ответы:
1 — слабее, 2 —
интереснее предыдущей или более интересной, чем предыдущая, 3 — к
ней на колени или ей на колени, 5 — их, 6 — честнейший или самый
честный, 7 — более правильным было бы или правильнее было бы, 8 —
на него, 9 — красивейшее или самое красивое.
-
Мы проводим мероприятие в
соответствии утвержденного плана.
-
Большинство кабинетов были
готовы к учебному году.
-
Никто, даже близкие
родственники, не могли его утешить.
-
Печать должен поставить
заведующий магазина.
-
Пятерка истребителей
сопровождали эскадру.
-
Большинство учеников успешно
справились с задачей.
-
Те, кто сдали зачеты, будут
допущены к экзаменам.
-
Кондуктор потребовал
оплатить за проезд.
9.Мальчик поделился о своих
впечатлениях.
10.Некрасов описывает тяжелое положение пореформенного
крестьянства.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением связи
подлежащего и сказуемого (2, 3, 5, 7). Отметьте предложения с
ошибками в управлении О, 4, 8, 9).
2) Запишите исправленные
варианты.
Ответы:
1-е соответствии с планом
или на основе плана, 2 — было готово, 3 — никто не мог, 4 —
заведующий магазином, 5 ~ пятерка истребителей сопровождала, 7 —
кто сдал, 8 — оплатить проезд или заплатить за проезд, 9 —
поделился впечатлениями или рассказал о
впечатлениях.
VI.
1. Учитель уделял много
внимания на работу с отстающими.
-
Окно украшала новая
тюль.
-
Его мнение на спектакль
отличалось ото всех других мнений.
-
Он был совершенно
непричастен в этом скандале.
-
Вопрос об операции будет
решаться коллегией врачей, созываемых завтра.
-
Больной мозоль не давал
покоя.
-
Этот человек всегда
придерживался правил хорошего тона.
-
Я присоединился к группе
туристов, выехавшим на природу.
-
Кто принес новый
аэрозоль?
-
Хотелось бы ознакомиться с
рецензией.
Задания
1) Отметьте предложения с ошибками в
согласовании (2, 5, 6, 8).
-
Отметьте предложения с
ошибками в управлении (1, 3, 4).
-
Запишите исправленные
варианты.
Ответы:
1 — уделял много внимания
работе, 2 —- новый тюль, 3 — мнение о спектакле, 4 — непричастен к скандалу, 5 — коллегией врачей,
созываемой, 6 — больная мозоль, 8 — к группе туристов,
выехавшей.
VII.
-
Решаясь на рискованный шаг,
подумайте о последствиях.
-
Читая эту книгу, становится
грустно.
-
Юноша давно увлекался и
любил биологию.
-
Попав на прилавки магазинов,
этот журнал заинтересует многих женщин.
-
Я быстро прочитал записанные
задания на доске.
-
Тютчев понимал и много писал
о природе.
-
Оказавшись в доме Кабанихи,
жизнь Катерины изменилась.
-
Я хочу рассказать о зимнем
солнце, горах и как я катался на лыжах.
-
Прочитав рассказ, мне
показался странным его финал.
-
Он пошел гулять, сделав
уроки и когда завершил домашние дела.
Задания
-
Найдите ошибки в
построении предложений с деепричастными оборотами (2, 4, 7,
9).
-
Найдите ошибки в
построении предложений с причастными оборотами (5).
-
Найдите ошибки в
построении предложений с однородными членами (3, 6, 8,
10).
-
Запишите исправленные
варианты.
Ответы:
2 — когда читаешь эту книгу, 3 — увлекался
биологией и любил ее, 4 — когда журнал попадет на прилавки
магазинов, он заинтересует, 5 — задания, записанные на
доске или
записанные на доске
задания, 6 — понимал природу и много писал о ней, 7 — жизнь
Катерины изменилась, когда героиня оказалась в доме Кабанихи, 8 — и
о том, как я катался на лыжах, 9 — мне показался странным финал
прочитанного рассказа, 10 — сделав уроки и завершив домашние
дела.
VIII.
-
Третьеклассница исполнила
«Старинную французскую песенку».
-
Мне показалось то, что эта
шутка не очень уместна.
-
Все, которые хорошо
работали, получат премии.
-
Лирический герой
стихотворения говорит, что мне не надо рая.
-
Мы отправились в путешествие
на корабле «Скрябине».
-
Блоковской «Незнакомкой»
восхищались многие.
-
Невозможно было идти дальше.
Потому что болели ноги.
-
Я был убежден в том, что
брату нужно посоветоваться с врачом.
-
Вера, что мы найдем дорогу,
не покидала меня.
Задания
-
Найдите ошибки в
построении сложных предложений (2, 3, 7, 9).
-
Найдите ошибки в выборе
форм приложений, выраженных именами собственными (5).
-
Найдите ошибки в
построении предложений с косвенной речью (4).
-
Запишите исправленные
варианты.
Ответы:
2 — мне показалось, что,
3 — все, кто хорошо работал, 4 — что ему не надо рая, 5 — на
корабле «Скрябин», 7 — невозможно было идти дальше, потому что
болели ноги, 9 — вера в то, что мы найдем дорогу.