2
класс
Урок 18
УЧИМСЯ УВАЖАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ
Цель: формирование
осознанного представления об уважении и
самоуважении.
Задачи:
— раскрыть
значение понятий «уважение», «самоуважение», «уважаемый
человек»;
— развивать
умение видеть положительные качества в себе и
других;
— воспитывать
уважительное отношение к народным традициям, к людям старшего
поколения, родным, близким,
друзьям.
Круг
радости
Учитель
приглашает детей в круг и читает строчки из стихотворения В.
Яшкова:
Жить интересней
уважая Все то, что есть вокруг тебя. Родных, друзей, весь белый
свет Ты уважать начни с себя.
Далее учитель
предлагает детям сказать, за что каждый из них уважает себя и за
что - рядом стоящих. Например: «Я уважаю себя за то, что никогда не
грублю, а … за то, что он всегда помогает слабым, … за то, что она
очень аккуратная».
Творческая
деятельность
Целесообразно
сначала дать детям возможность прочитать, осмыслить, ответить на
вопросы, затем выполнить задание, следующее в учебнике после
рубрики «Творческая деятельность», и лишь после этого разбить класс
на группы по три человека для инсценировки. Такой подход дает
возможность понять характер персонажей и передать его при
исполнении ролей. Задание можно дифференцировать: одна группа
разыгрывает сценку по тексту, а другие изменяют сюжет, представляя
сценку, где Лена ведет себя с
достоинством.
Санжар
(вызывающе). Так, на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по
плечу.)
Лена (грустно).
Зачем?
Санжар. Буду у
тебя списывать!
Лена. Да у меня
почерк мелкий!
Санжар. А ты
крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя
и на математике все спишу!
(Смеется.)
Максат
(спокойно). На математике у вас будут разные
варианты.
Санжар. О!
Тогда ты мне все решишь! Понятно?
Максат
(спокойно). Ничего не понятно, и решать ничего не
буду.
Санжар. Чего?
Ты что, мне дерзишь?
Максат
(спокойно). Нет, просто не хочу ничего за тебя
решать.
Из приведенных
высказываний выберите те, которые характеризуют Максата, Лену и
Санжара.
— Стремится во
всем быть главным.
— Предпочитает
не брать на себя ответственность.
—
Готов выслушать и
понять.
— Ведет себя
вызывающе.
— Хочет, чтобы
в любой ситуации все остались
довольны.
— Спокойно
объясняет свою точку зрения.
— Никому ничего
не уступает.
— Отказывается
от своего мнения, всем уступает.
— Пытается
понять мнение других людей, посмотреть на пробле¬му их
глазами.
После просмотра
инсценировок учителю следует сделать обоб¬щение. В нем еще раз
напомнить о том, что уважение начинается с себя. Уважающий себя
человек никогда не позволит, чтобы к нему относились с
пренебрежением, и никогда не будет неуважительно относиться к
другим.
Учебная
информация
Далее учитель
предлагает прочитать информацию в «Узнаем
новое».
Уважать себя -
значит любить себя, не давать себя вести достойно, а также уважать
других людей.
Размышляем над
ситуацией
Учитель
предлагает разделиться на группы по 4 человека. Каж¬дой группе
выдается карточка с описанием ситуации. Надо опреде¬лить, как бы
поступил уважающий себя и других
человек.
Карточка 1.
У Сауле за
стеной жила пожилая соседка. Она часто жалова¬лась, что Сауле
играет на пианино именно тогда, когда ей необходи¬мо
отдохнуть.
- Вот вредная,
- говорила Сауле,- каждый раз ложится отдыхать в два часа дня. А
для меня это самое удобное время.
Карточка 2.
Сережа с товарищами зашел к соседу Марату
посмотреть его аль¬бом с марками. Мальчики увлеклись разговором, а
товарищ Сережи не разбирался в марках и чувствовал себя
неловко.
Карточка 3.
Света шла домой после занятий. Вдруг, откуда
ни возьмись, под¬бежал рослый мальчик и вырвал ее портфель из рук.
Хулиган за¬бросил его на крышу беседки и убежал. Рядом проходили
два друга, Ораз и Гани...
Карточка 4.
Во 2 класс «А» пришел новенький. Он был
худенький, малень¬кий, а на носу у него висели большие очки. В них
мальчик выгля¬дел очень смешно. На перемене к нему подошел забияка
и силач Сашок и начал его дразнить...
После заслушивания решений
ситуаций, предложенных каж¬дой группе, и их обсуждения учитель
обобщает, акцентируя вни¬мание на том, что думая над своими
словами, поступками, надо стараться понять, как они будут
восприняты другими людьми, как отзовутся на них. Необходимо
помнить, что в основе уважения - доброта и любовь. Возможно
использовать обращение С. Маршака к детям: «Пусть добрым будет ум у
вас, а сердце умным будет».
Далее учитель
предлагает прочитать информацию, размещен¬ную в рубрике «Узнаем
новое».
Золотое правило
уважения - всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы
поступали с тобой.
Уважать —
значит быть вежливым и тактичным с людьми, про¬являть чуткость
и отзывчивость,признавать их
хорошие качества.
Упражнение.
Учащимся предлагается рассмотреть рисунки и определить, какие
поступки достойны уважения. Далее учитель пред¬лагает детям
«построить» дом уважения. На доске размещены «кир¬пичики», на
которых напечатаны слова, обозначающие качества че¬ловека,
достойные уважения, и качества, которые люди не уважают. Дети
выбирают нужные кирпичики и обосновывают свой
выбор.
Упражнение.
Учащимся предлагается написать на лепестках цветка те качества,
которые они уважают в себе. Данное упражнение направлено на
развитие саморефлексии и самооценки. В процессе этой деятельности у
детей появляется желание формировать поло¬жительные качества, чтобы
заслужить уважение окружающих
людей.
Обобщение
Учитель
обращается к детям с вопросом: Что значит проявлять уважение к
людям?
Совместно
делается вывод: уважение проявляется в вежливой манере
разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам. Уважительно
относиться к людям - значит ценить их, вести себя с
ними
так, как они
того заслуживают. Особенно важно почитать и уважать старших:
родителей, бабушку с дедушкой, учителеи. Увэ.жбния достойны все, но
старшие достойны того, чтобы к ним относились с особым почтением и
учтивостью. Уважение - это еще и само¬уважение. Самоуважение
выражается в том, что ты отстаиваешь свои права и не позволяешь
другим оскорблять свое достоинство.
Круг «От сердца к
сердцу»
Пригласив детей
в круг, учитель зачитывает Добрые советы Алпамыса и
Махаббат:
Ребята, всегда
помните золотое правило уважения, оно поможет вам строить добрые
отношения с людьми. Старайтесь замечать в себе и окружающих людях
добрые и хорошие качества, за которые их можно
уважать.
М.
Телегин
Есть в каждом
то, за что он может Быть уважаем и любим. Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.
Друзья! Во
всем, во всех пытайтесь Дух доброй воли распознать. Ум, почву
мысли, уваженье Всегда стремитесь удобрять
— Стремится во всем быть
главным.
— Предпочитает
не брать на себя ответственность.
—
Готов выслушать и
понять.
— Ведет себя
вызывающе.
— Хочет, чтобы
в любой ситуации все остались довольны.
— Спокойно
объясняет свою точку зрения.
— Никому ничего
не уступает.
— Отказывается
от своего мнения, всем уступает.
— Пытается
понять мнение других людей, посмотреть на пробле¬му их
глазами.
Карточка 1.
У Сауле за
стеной жила пожилая соседка. Она часто жалова¬лась, что Сауле
играет на пианино именно тогда, когда ей необходи¬мо
отдохнуть.
- Вот вредная,
- говорила Сауле,- каждый раз ложится отдыхать в два часа дня. А
для меня это самое удобное время.
Карточка 2.
Сережа с товарищами зашел к соседу Марату
посмотреть его аль¬бом с марками. Мальчики увлеклись разговором, а
товарищ Сережи не разбирался в марках и чувствовал себя
неловко.
Карточка 3.
Света шла домой после занятий. Вдруг, откуда
ни возьмись, под¬бежал рослый мальчик и вырвал ее портфель из рук.
Хулиган за¬бросил его на крышу беседки и убежал. Рядом проходили
два друга, Ораз и Гани...
Карточка 4.
Во 2 класс «А» пришел новенький. Он был
худенький, малень¬кий, а на носу у него висели большие очки. В них
мальчик выгля¬дел очень смешно. На перемене к нему подошел забияка
и силач Сашок и начал его дразнить...