«Умники и умницы».
Цель: воспитание чувств и любви к языкам, чувства
ответственности и патриотизма у молодого поколения;
Совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении,
слушании, говорении;
Установлении взаимосвязи трёх языков: казахского, русского,
английского;
Стимулировать интерес учащихся к изучению языков.
Ход игры:
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дорогие учителя и учащиеся! В нашей школе проходит
неделя языка народов Казахстана.
Язык – великое творение человека. Язык – основное средство общения.
В языке одухотворяется весь народ и его родина. Наш президент Н. А.
Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его
послании, а именно в проекте «Триединство языков» сказано:
«Казахстан должен восприниматься во всём мире как
высокообразованная страна, население которой пользуется и должно
пользоваться тремя языками. Это казахский язык – государственный
язык нашего народа, русский язык – язык межнационального общения,
английский язык – язык успешной интеграции в глобальной экономике
развития нашей страны».
И сегодня мы проводим игру среди 6 - ых классов «Умники и умницы».
Девиз игры: Мир освещается солнцем, а человек знанием. Познакомимся
с турами игры.
1тур. Приветствие.
2тур. Интеллектуальный марафон
3тур. Занимательный конкурс
4тур. Полиглот
5тур. Собери слова
Итак, начнём нашу игру. 1тур. Приветствие( у каждой команды должен быть своё
название, девиз)
2тур. Интеллектуальный марафон.(команды вытягивают
карточки с заданиями)
1 - Какие буквы в русском алфавите не обозначают звуков?(ь, ъ)
- Какие слова называются профессиональными?
- Что такое а какой вопрос отвечает дополнение?(Второстепенный член
предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей )
- Назовите времена глагола.(настоящее, прошедшее, будущее)
2 - Какие буквы могут давать два звука?(е, ё, ю, я)
- Какие слова называются заимствованными?
- На какой вопрос отвечает сказуемое?(Что делать? Что сделать)
- Что такое антонимы?(Слова противоположные по лексическому
значению)
3 - Какие бывают гласные?(ударные и безударные)
- Что такое синонимы?(Слова с одинаковым лексическим значением)
- Сколько родов в русском языке?(3рода)
- Как называются слова с одним и тем корнем?(однокоренные)
4 - Сколько букв в русском алфавите?(33букв)
- Что такое однозначные слова?(Слова, имеющие одно лексическое
значение)
- Что изучает лексика?()
- Что такое существительное?(Часть речи, обозначает предмет и
отвечает на вопрос кто? что?)
5 - Сколько согласных в русском алфавите?(21)
- Что изучает фонетика?(Звуки и буквы)
- На какой вопрос отвечает обстоятельство?(как? где? когда?
куда?)
- Что такое прилагательное?(Часть речи обозначает признак предмета
и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?)
6 - Сколько гласных в русском алфавите?(10)
- Что изучает синтаксис?(словосочетания и предложения)
- Что относится к главным членам предложения?(подлежащее,
сказуемое)
- Что такое глагол?(Часть речи обозначает действие предмета
отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
3тур. Занимательный конкурс(задаются занимательные
вопросы, на которые надо быстро ответить).
- Отец твоего отца(дедушка).
-
Подземная железная дорога.(метро)
– Домашний Дед
Мороз.(холодильник)
– Знаменитый русский писатель.(А. С.
Пушкин)
– Какие бывают сказки?(литературные и
народные)
-
Участок земли для овощей.(огород)
– Говорящая птица.(попугай)
– Чем
заканчиваются день и ночь?(Ь)
– Автор стихотворения «Вот какой рассеянный…».(С.
Я. Маршак)
– Кто
совершил 12 подвигов в Древней Греции?(Геракл)
– Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе
кто?(Семья)
--
Дом автомобиля.(гараж)
— Автор стихотворения «Где же привет?».(С.
Дриз)
— Детёныш коровы.(телёнок)
– Что
у зайца позади, а у цапли спереди.(Ц)
– Что
находится между городом и селом? (И)
– Я в
озёрах и реках, но в воде меня нет.(Р)
– Комната для занятий в
школе.(класс)
4 тур.
Полиглот(загадываются загадки, отгадки должны быть на трёх
языках)
- В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу(дневник - кунделік
- diary)
- Белый, а не снег, сладкий, а не мёд(сахар – секер - sugar)
- То в клетку, то в линейку, написать по ней сумей - ка, можешь и
нарисовать называюсь я…..(тетрадь - дәптер - copy book)
- Белый камешек растаял на доске следы оставил(мел – бор -
chalk)
- Круглое, румяное, оно растёт на ветке, любят его взрослые и
маленькие дети (яблоко – алма - apple)
- Я люблю прямоту, я сама прямая, сделать ровную черту всем я
помогаю (линейка - сызгыш - ruler)
- Четыре ноги, а ходить не может(стол - үстел - table)
- Кто молча учит?(книга – кітап - book)
- Февраль богат снегом, а апрель….(вода - су - water)
- Если б не было его, не сказал бы ничего(язык – тіл -
language)
- Один костёр весь мир согревает(солнце – кун - sun)
- 12 братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят(месяц -
ай - months)
5тур. Собери слова(из букв слова ГОСУДАРСТВО учащиеся должны
собрать как можно больше слов).(товар, год, суд, дар, сосуд,
город,)
Учитель: Завершая нашу игру, я хочу сказать что язык – самый гибкий
инструмент с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык
сплачивает, объединяет дюдей разных наций. Русский язык является
одним из мировых языков, язык межнационального общения.
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.