Материалдар / УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Материал туралы қысқаша түсінік
С самых первых дней обучения в школе учитель призван развить в каждом ребенке способность владеть словом, рассматривать его с разных сторон , осмысливать закономерности языка. При этом важно помнить, чтобы за «скучной» грамматикой и «однообразной» орфографией не терялся великий русский язык. Дети должны почувствовать его красоту, осознать его богатство, обрести способность выражать на нем самые различные мысли и чувства.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
19 Желтоқсан 2021
205
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Мун Элеонора Михайловна

Учитель русского языка и литературы средней школы № 30

города Шымкент


    Орфографическая зоркость учащихся - это одна из основных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития.        

С самых первых дней обучения в школе учитель призван развить в каждом ребенке способность владеть словом, рассматривать его с разных сторон ,  осмысливать закономерности языка. При этом важно помнить, чтобы за «скучной» грамматикой и «однообразной» орфографией не терялся великий русский язык. Дети должны почувствовать его красоту, осознать его богатство, обрести способность выражать на нем самые различные мысли и чувства.

С чего же следует начать? Очень большое значение в работе играют орфограммы.

Что же такое «орфограмма»?

В современном понимании орфография – это система правил написания слов. 

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Ученые- психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать эту ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он себе проговаривает.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже  автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо  написать.

Упражнения для выработки орфографической зоркости

 В обучении русскому языку велико значение упражнений. К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.«Упражнения должны быть систематическими», т.е. – «всякое  новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперед»

- «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового»;

- «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им  учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3. «Упражнения должны быть логическими… Это дает возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

  Списывание.

- Внимательно прочитай предложение.

- Повтори его, не заглядывая в текст.

- Подчеркни в предложении все орфограммы.

- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Диктант

  - Предупредительный диктант (учащиеся записывают текст полностью без изменений)

- Объяснительный диктант

 При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т.е. рассуждение по поводу того, почему надо писать так, а не иначе, осуществляется после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой, я предлагаю письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов  (без предварительного рассуждения). Это следующая ступень самостоятельности учащихся. Здесь уже развивается зрительное восприятие текста. В работе стараюсь использовать работу разных анализаторов

(слуховых и зрительных).

- Выборочный диктант (учащиеся  записывают текст выборочно)

    Ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание учеников на нужной орфограмме. При выборочной записи слов  или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующие орфограммы. Часто это объяснение  сводится  к классификации слов на «правило»: например, в один столбик учащиеся записывают существительные 3 скл. С основой на шипящий (помощь, глушь), в другой – существительные 2 скл. мужского рода  (врач, кирпич, сторож).

- Свободный диктант  (учащиеся, записывая текст, подвергают его изменениям)

При таком диктанте учащемуся приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связанности изложения мыслей. Если учащийся письменно объясняет орфограммы (обычно на определенное правило), то он приучается применять орфографические правила в условиях, приближенных к тем, когда приходится излагать свои мысли.

- Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

- Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

- «Проверяю себя»

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

Систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости дает положительные результаты: дети определяют место в слове, где возникла орфографическая задача.

Способность учащихся видеть орфограммы – необходимое и важнейшее условие повышения их грамотности. Значит, ее (способность) у учащихся нужно воспитывать.

В результате работы мы пришли к выводу, что орфографическая зоркость формируется и развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании и в процессе выполнения других упражнений.                                                                                

 

   

Список литературы

  1. Цитаты и высказывания о памяти - http://aphorism-list.com/tema.php?page=pamjat&tktema=pamjat

  2. Память – афоризмы, высказывания, цитаты и изречения - http://www.aphorisme.ru/by-themes/pamyat/?q=605

  3. Аткинсон В. Память и грамотность: пособие по психологии / В. Аткинсон – Санкт-Петербург: Ленинградское издательство, 2009.

  4. Леонтьев А.Н. Основные процессы памяти: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев – Москва: Просвещение, 1967.

  5. Словарь русского языка С.И. Ожегова / под ред. Л.И. Скворцова. – М.: Память, 2008.

  6. Большой Академический словарь русского языка. В 12 т. Т.4 Россия / под ред.К.С. Горбачевич. – Санкт-Петербург: Наука, 2006.

  7. Большая Российская энциклопедия. В 10 т. Т. 7 Россия / под ред. Ю.С. Осипова. – М.:Просвещение, 2007.

  8. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/10/15/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-uchashchihsya-srednego-zvena

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!