Урок - игра"Великая мудрость языка".
8класс
Цели:Осмысление и использование малых жанров фольклора
в речи как нравственное воспитание человека;Формирование понятия о
пословице и поговорке;Развитие речи учащихся;Обогатить речь
учащихся пословицами и поговорками;Показать сходство и различие
между пословицами и поговорками;Раскрыть мудрость и поучительный
смысл пословиц и поговорок;Воспитывать бережное отношение к языку и
мотивировать познавательный интерес к
предмету.
Оборудование
кабинета: мультимедийная установка,
презентация.
ХОД
УРОКА
-
Организационный
момент
22
сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана» наш
Президент Н. Назарбаев выступает за знание нескольких
языков. Язык существует на планете столько, сколько живут
люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который
бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в
обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаясь , люди
при помощи языка передают свои мысли, желания, чувства. Казахстан
многонациональное государство. Все народы, населяющие его
равноправны, так как наш президент Н. Назарбаев проводит такую
национальную политику, что все народы имеют полное право развивать
свой язык и национальную культуру. В нашей школе началась декада
,посвященная ко дню языка. Сегодня мы проведём интеллектуальную
игру «Великая мудрость языка», в которой будут участвовать знатоки
русского языка – представители 8 классов.
Дорогие друзья! Добро пожаловать в страну
Русского языка. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает
мудрыепословицы и поговорки, в какой команде больше знающих,
находчивых и остроумных любителей русского
языка.
Итак, дерзайте, думайте,
размышляйте!
Прежде чем начать игру ,каждая команда познакомит
со своим названием .
2. Введение в тему. Актуализация
знаний
– Обратите внимание на слайд, на котором мы видим
пословицы о пословице и поговорке. Как вы понимает
их?
-
Пословица не даром
молвится.
-
Без пословицы речь не
молвится.
-
Красна
речь пословицей.
-
От пословицы не уйдешь.
-
Пословица – всем
делам помощница.
-
Поговорка –
цветочек, пословица – ягодка.
Пословица
-
краткое, мудрое суждение о
жизни
-
содержит поучительный
смысл
-
законченное суждение
-
характеризует поступки человека,их образ
жизни
-
украшает нашу речь
1
часть – условия совершения событий
2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное
назидание
Поговорка
-
меткое суждение
-
часть суждения, незаконченное
предложение
-
дает оценку поступкам человека,но не
поучает
-
выражает чувства
СКОРОГОВО́РКА
-
1.
Быстрая речь.
"Говорить скороговоркой"
-
2.
Искусственно, ради забавы придуманная фраза с
трудно произносимым подбором звуков, к-рую нужно произнести быстро,
не запинаясь.
1
«Найди половину» Знаете ли вы пословицы и
поговорки о языке ?
Что написано пером ________________не вырубишь
топором.
Язык не лопата: знает, что горько, что
сладко.
Слово не воробей ,вылетит -не
поймаешь
Бритва скребёт , а слово
режет.
На языке мёд, а в сердце
лед
Не спеши языком, спеши
делом
«Молчанка»
Сейчас перед вами выступят ваши товарищи . Они
будут молчать . Вы должны по их движениям и по их мимике угадать ,
какую фразеологизм живой картине они изображают
.
Вставь рисунок в
пословицу
1.
Дареному………. в зубы не смотрят.
(
Дареному коню в зубы не смотрят)
2.
Когда ……. на горе свистнет.
(
Когда рак на горе свистнет)
3.
……….рубят, щепки летят.
(
Дрова рубят , щепки летят)
4.
Не …….,так и не мычи.
(
Не корова, так и не мычи)
5.
Не плюй в …….. – пригодится воды напиться.
(
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)
6.
Большому ……… большое плавание.
(
Большому кораблю большое плавание)
Желанными гостями на посиделках были
и скороговорки.
Вот тут и начиналось настоящее состязание. Для
скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее,
но и чисто, красиво. Ведь недаром народ дал им красивое имя
– чистоговорки.
6)
А теперь смелые вытягивают «морковку» с заданием. Кто из вас
произнесёт скороговорку красиво, быстро, тот и получит
приз.
У тридцати трёх полосатых поросят 33
хвостика висят.
Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет
Сеня.
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку
сшиб.
Перепёл перепёлку и перепелят в перелеске
прятал от ребят.
9.На столе в два ряда лежат разрезанные
открытки с пословицами. Найдите к началу пословицы конец, объясните
её смысл.
- Труд кормит, а лень
портит.
-
Если человек трудится, он сможет прокормить себя и семью. Если же
он не работает, ленится, он не изменит жизнь, не сделает её
красивее.
- Делу время – потехе
час.
-
На работу, чтобы выполнять её хорошо, необходимо тратить много
времени. А повеселиться ты всегда успеешь, особенно если дело уже
сделано.
- Сам погибай, а товарища
выручай.
-
Если друг оказался в беде, и ты можешь ему помочь, даже рискуя
своей жизнью, нужно выручать друга, чтобы не каяться потом, что ты
не сделал этого, и смотреть честными глазами в его
глаза.
- Новых друзей наживай, а про старых не
забывай.
-
Если, общаясь с людьми, ты смог найти себе новых друзей и они тебе
нравятся, дружи с ними, но про старых друзей никогда не забывай.
Именно они чаще всего поддерживают советом, добрым словом, дают
деньги взаймы.
- Ум хорошо, а два
лучше.
-
При решении сложных жизненных проблем часто приходится обращаться
за помощью к кому-то. И совет друга, близкого человека помогает.
Благодаря поддержке двух-трёх лиц решаются некоторые сложные
вопросы.
В какой поговорке сказано об опасности такого
сочетания учёбы с религией, которое приводит к
черепно-мозговой травме? Научи дурака богу молиться – он лоб
расшибёт
В
какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное
позади транспортного средства? Не ставь телегу перед
лошадью.
В
какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при
работе с огнём?
Вперед батьки в пекло не
лезь
Какая пословица говорит о событии, которое
происходит в конце недели после атмосферных
явлений?
После дождичка в четверг
«Конкурс крик»
инсценировать и показать , как следует кричать в таких
ситуациях:
1.Разгневанная мать зовёт
ребенка домой .
2. Вам наступили на ногу в
автобусе .
3.Вы не успели на поезд
.
4. Вы смотрите футбол
.
5. Садовник кричит на детей
.
6. Что вы делаете при
встречи злой собаки ?
«Нарисуй поговорку»
Ведущий: Теперь команды должны будут сами
нарисовать поговорку, но сначала надо ответить на
вопросы.
* У
кого глаза велики? (у страха)
* В
какое время приходит аппетит? (во время еды)
*
Чем горю не поможешь? (слезами)
*
Чем не кормят соловья? (баснями)
«Отгадай пословицу по
рисунку»
На
доске висят рисунки к пословицам
Мозаика
Без
труда не выловишь и рыбку из пруда, а мясо
нарастёт.
Не
плюй в колодец: вылетит – не поймаешь.
Были бы кости, а молчание –
золото.
Баба с возу – и волки сыты.
Слово-серебро, тем больше дров.
Ум
– хорошо, а два сапога – пара.
Чем
дальше в лес, тем толще партизаны.
Лес
рубят – кобыле легче.
У
семи нянек вилами по воде писано.
Слово не воробей, пригодится воды
напиться.
Щепки летят, и овцы целы.
Дитя без глаза, а две головы
лучше.
ответы
Были бы кости, а мясо
нарастёт.
Не плюй в колодец – пригодится воды
напиться.
Без труда не выловишь и рыбку из
пруда.
Слово – серебро, а молчание –
золото.
Баба с возу – кобыле
легче.
И волки сыты, и овцы
целы.
Чем дальше в лес, тем больше
дров.
Ум – хорошо, а две головы –
лучше.
Лес рубят – щепки летят.
У семи нянек дитя без
глаза.
Слово не воробей: вылетит – не
поймаешь.
Два сапога – пара.
Вилами по воде писано.
«Волшебный
мешочек»
Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы
знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте
внимательны!
* Ложка (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой,
семеро с ложкой).
* Книга (С книгой жить – век не
тужить)
* Иголка (Куда иголка, туда и
нитка).
* Шила (Шила в мешке не утаишь)
* Яблоко (Яблоко от яблони недалеко
падает)
* Камень (Под лежачий камень вода не течет, вода
камень точит)
* Перо (Что написано пером – не вырубишь
топором)
Полиглот
-
В школьной сумке я лежу , как ты учишься ,
скажу ?
-
Пока на полочке лежит ,
молчит мой верный друг . Но если посмотреть в него , заговорит он
вдруг .
-
Белый , а не снег , сладкий
, а не мёд .
-
Жидкое , как вода , белое как снег , все дети
любят .
-
То в клетку , то в линейку . Написать по ним
сумей – ка , можешь ты и нарисовать , называюсь я
..
-
Под крышей четыре ножки , а
на крыше суп да ложки .
-
Его бьют , а он не плачет ,
только выше , выше скачает №
-
Течет , течет - не вытечет , бежит ,
бежит – не выбежит .
-
Если ей работу дашь – зря трудился карандаш
.
-
Бегут по дорожке , доски да ножки
.