Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Урок - исследование "Наречие как часть речи"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: Наречие как неизменяемая часть речи.
Цель: показать обще значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, познакомить с разрядами наречий по значению.
Задачи: расширить круг знаний учащихся о наречии; формировать умение видеть наречия в тексте, определять морфологические признаки и синтаксическую роль, отличать от других частей речи; совершенствовать умение выделять главное, самостоятельно находить решение, обобщать изученное, делать выводы;
развивать орфографическую зоркость, творческие способности уч-ся; содействовать пополнению словарного запаса за счёт употребления в речи наречий;
воспитание взаимоуважения, толерантности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Формы и методы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, беседа, поисковый, объяснительный
Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал, учебник
ХОД УРОКА
I.Оргмомент
- Здравствуйте. Садитесь.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в колледж? (С прекрасным, с хорошим.)
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями.)
- Как мы должны с вами
работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть
внимательными, аккуратными; помогать друг другу.)
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение
наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Сегодня у нас необычный урок – урок исследование.
- Кто помнит, что такое исследование? (Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме.)
-Наш урок пройдёт в форме исследования по данной теме. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова русского писателя М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» А девизом станут слова «Ну что ж, с наречием вперёд! Туда, где слава точно ждёт» (запись в тетради числа, темы, эпиграфа)
Запишите тему урока.
-Сформулируйте, Что, на ваш взгляд, мы сегодня должны повторить на уроке об этой части речи?
Верно, сегодня мы повторим знания о наречии как части речи, его грамматические признаки, будем учиться различать наречия и прилагательные, рассмотрим выразительные возможности наречий, постараемся определить роль наречий в тексте.
II. Актуализация опорных знаний
1.Терминологический диктант
Но прежде чем приступить к изучению новой темы вспомним пройденное. Приготовьтесь к терминологическому диктанту.
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, их категории и формы слова.
( морфология)
2.Части речи делятся на две группы (самостоятельные и служебные)
3.Самостоятельная часть речи, обозначающая предмет( сущ)
4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие( глаг)
5.Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета( прил)
6.Особая форма глагола, имеющая признаки глагола и наречия ( дееприч)
7.Признаки наречия у деепричастия (неизменяемость).
2. Исследовательская работа
1 группа. -Что вам известно о наречии? Что такое наречие?
- К каким частям речи присоединяется наречие?
2 группа. - Чем является наречие в предложении?
- Буквы НН в наречиях?
3 группа. - Буква Ь после шипящих в наречиях?
-Дополните сведениями из высказывания М. Горького.
Отчёт групп
1группа Обозначает признак действия, признак предмета, признак признака
Относится чаще к глаголу, реже к сущ и прилаг.
Неизменяемая часть речи
В предложении обстоятельство
Нет окончаний. Образуется при пом суфф. О А Е И -ому, -ему -ьи
III. Изучение нового материала
1.Из истории языка. Как понимать слово «наречие» (рассказ подготовленного ученика)
Наречие – старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского языка И.И. Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Оно означало «язык», «слово», «решение», «вопрос», «дело», «глагол». Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие. Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная.
Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку (наглаголие)
2. Постановка учебной проблемы.
Учитель: Так стоит ли такой малоупотребляемой части речи вообще уделять внимание? На уроке мы проведём небольшое исследование и на примерах текстов художественного стиля выясним, какую роль играют наречия в русском языке, с какой целью используются в речи, можно ли в художественных текстах обойтись без наречий.
3.Работа по тексту.
Прочитайте текст. Определите стиль речи. Объясните правописание наречий. Расскажите о музеях в вашем городе.
Для чего нужны музеи?
«Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-нибудь (памятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих исторический интерес и .п.)», - так определяется назначение музея в «Словаре русского языка С.И.Ожегова.
В каждой республике, крае, области, городе, селе бережно собирают все, что связано с историей народа, его культурой, наукой и техникой. Свидетельство тому - музеи. Их много. Они разные. В одних отражаются этапы борьбы народа за независимость, в других собраны произведения искусства, в - третьих – ремесла и т.д., но непременно в каждой республике есть Музей истории.
Ответы учащихся:
1-учащийся:
Западно-Казахстанский областной историко–краеведческий музей был создан в 1836 г. Его основателем выступил педагог Уральского войскового училища М.К. Курилин, при поддержке известного естествоиспытателя и путешественника Г.С. Карелина.
На сегодняшний день в фондах Западно-Казахстанского областного историко–краеведческого музея насчитывается около ста тысяч экспонатов, старейшие из которых датированы V-IV вв. до н.э.
2-учащийся:
Дом-музей
Емельяна Пугачева представляет собой типичный курень яицкого казака
ХVIII века – бревенчатые стены, тесовая крыша. До 1967 г. в этом
здании располагалась библиотека. В 1991 г. дом-музей Емельяна
Пугачева в качестве одного из филиалов, вошел в состав
Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого
музея.
В музее
выставлены подлинные вещи, некогда принадлежавшие самому Пугачеву и
его ближайшим сподвижникам - оружие, знамена, пушки, ценные
подарки, бытовые принадлежности. По заявлению экскурсоводов –
представленные экспонаты в полой мере передают все своеобразные
особенности жизни яицких
казаков.
IV. Упражнения для
закрепления.
1. Замените фразеологизмы наречием:
1) спит как убитый (беспробудно, крепко) |
6) знать как свои пять пальцев (наизусть) |
2) работать спустя рукава (небрежно, плохо) |
7) работать засучив рукава (старательно) |
3) на живую нитку (непрочно, небрежно) |
8) не в бровь, а в глаз (удачно, остро) |
4) при царе горохе (очень давно, неизвестно когда) |
9) на птичьих правах (незаконно) |
5) на ночь глядя (поздно вечером, ночью) |
10) идти своей дорогой (самостоятельно) |
2. Составьте и запишите словосочетания с данными наречиями. Какие из данных наречий являются родственными.
Т..инственно, невд..леке, уд..влённо, вд..ли, непод..лёку, напр..мик, изд..вна, дот..мна, изд..лека, изр..дка, исподт..шка, бер..жно, вс..мером, доч..ста, впл..тную, ш..потом.
(Шептать таинственно, находиться невдалеке, смотреть удивлённо, разгорается вдали, увидеть неподалёку, идти напрямик, жить издавна, гулять дотемна, услышать издалека, изредка вспоминать, делать исподтишка, относиться бережно, репетировать всемером, вымыть дочиста, подойти вплотную, говорить шёпотом)
(Невдалеке, неподалёку, издавна, издалека.)
Синтаксический разбор предложения.
Государственный музей станет не только хранителем исторических ценностей прошлого.
(повеств, невоскл, простое, двусост.)
К данным наречиям подберите антонимичные наречия.
Вниз -..., вперёд -..., вдали – ..., вперёд – ..., встарь – ..., часто – .., засветло -..., поздно -..., глубоко -..., узко -..., рассеянно -..., небрежно – ..., тяжело -..., медленно – ... .
(Вверх, вниз, вблизи, назад, вновь, редко, затемно, рано, мелко, широко, сосредоточенно, старательно, легко, быстро)
3. Диктант “Проверь себя”. Какое из наречий отличается по правописанию о т других?
Сделать точ..(в)точ.., идти еле(еле), жить (по)прежнему, когда(нибудь) сбудет..ся, где(то) встретит..ся, одет..ся (по)зимнему, предл..гать (во)первых, насч..тал (во)время.
4. Прочитайте пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия. Что общего в этих предложениях?
1) Кто без устали болтает, в том толку (не) бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок (не) пойдёт. 4) Предупредить (во)время – дело друзей. 5) И мешок (не) покажется тяж..лым, если его поднимать (в)двоём. 6) Колос зреет – голову клонит (к)низу, человек богатеет – голову зад..рает (к)верху.
5.
6. Найди в загадках наречия.
1)
Вечером наземь слетает, |
3)
Крупно, дробно
зачастил, |
4)
Зимой греет, весной тлеет, |
|
2)
Громко
стучит, звонко кричит, |
|
5. Что вверх корнем растёт? (Сосулька) |
|
6. Кругом вода, а с питьём беда. (Пруд) |
|
3)
Сперва
блеск, за блеском треск, |
|
7.Посреди поля лежит зеркало, |
V. Минутка поэзии.
Спишите поэтические строки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните наречия.
Зв…нит снеж…к в траве обл…денелой
И глохн…т жизнь под небом оловя…ыми
И лишь почтовый трактор, хл…потливо
Туда-сюда мотается чуть свет
(Н.Рубцов)
Насл…ждаясь ветром ре…ким
Допоздна по вечерам
Я бр…жу бр…жу по сельским
Белым в сумер…ке х…лмам.
(Н.Рубцов)
VI. Игра (+ да; — нет).
-
Наречие — самостоятельная часть речи.+
-
Наречие — служебная часть речи.-
-
Наречие не имеет окончания.+
-
Наречие — изменяемая часть речи.-
-
Наречие обозначает признак предмета по действию.-
-
Наречие обозначает признак действия.+
-
Наречие времени отвечает на вопрос когда?.+
-
В предложении наречие играет роль обстоятельства.+
-
Наречие цели отвечает на вопрос сколько?-
-
Наречие причины отвечает на вопрос почему?+
VII. Рефлексия
– Понравился вам наш урок?
– Что особенно понравилось?
– Было ли вам интересно?
И пусть бывает в жизни нелегко
И не всегда судьба тебе послушна,
Живи красиво, вольно, широко,
Люби людей светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперёд иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
VIII. Домашнее задание.
Написать эссе «Роль наречий в нашей жизни».
Управление образования акимата ЗКО
ГККП «Колледж сервиса и новых технологий»
Утверждаю__________
Зам.директора по УМР
Жумалиева Ж.М
Методическая разработка по русскому языку.
Урок – исследование
Наречие как неизменяемая часть речи.
В группе № 122 «кондитер»
Подготовила: Зинетова Ж.С.
Уральск – 2018
План открытого урока по русскому языку в группе № 122 «кондитер»
Тема урока: Наречие как неизменяемая часть речи.
Цель: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, познакомить с разрядами наречий по значению.
Задачи:
1) Образовательные: расширить круг знаний учащихся о наречии; формировать умение видеть наречия в тексте, определять морфологические признаки и синтаксическую роль, отличать от других частей речи; совершенствовать умение выделять главное, обобщать изученное, делать выводы;
2) Развивающие: развивать орфографическую зоркость, творческие способности уч-ся; содействовать пополнению словарного запаса за счёт употребления в речи наречий;
2) Воспитательные: воспитание взаимоуважения, толерантности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Формы и методы работы: групповая, фронтальная, беседа, поисковый, объяснительный
Оборудование: Интерактивная доска, слайдовая презентация.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление материала.
1.Упражнения для закрепления.
2. Минутка поэзии.
3. Игра (+ да; — нет).
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание.
VII. Оценивание.