Материалдар / Урок - мероприятие с элементами урока в 11 классе к 175-летию Абая.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Урок - мероприятие с элементами урока в 11 классе к 175-летию Абая.

Материал туралы қысқаша түсінік
Мероприятие с элементами урока - интегрированное, проведено учителем истории и казахского языка.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Желтоқсан 2020
439
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Внеклассное мероприятие по истории Казахстана и казахскому языку

К 175-летию Абая

Цели: 
1.Сформировать знания об основных фактах биографии Абая
2. Развитие памяти, речи, мышления, умения пользоваться дополнительной литературой, способствовать развитию мышления учащихся, умения анализировать, делать выводы, развивать творческие способности
3.Вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомиться с его трудами, в которых поэт призывает к справедливости, честности, порядочности
Ожидаемый результат:
1. К концу урока учащиеся смогут оценить вклад в науку и культуру выдающегося просветителя Казахстана.
2. Учащиеся ближе знакомятся с творческим наследием Абая.
3. Развитие творческих навыков в подготовке и представлении проектов, умение выражать свою точку зрения и по необходимости отстаивать ее.
4. Учащиеся осознают важность новых размышлений при прочтении философского трактата «Слова назидания», помогающие осмыслить много из того, что происходит сегодня. 
МО: Словесный – рассказ; Наглядный – презентация; ЧП
Основные понятия: поэт, философ, медресе, слова назидания
Тип: интегрированный (история Казахстана и казахский язык)
Оборудование:Интернет-ресурсы:презентация (портреты Абая; рисунки; основные даты биографии; имена, связанные с судьбой Абая; иллюстративный материал, рассказывающий о жизни поэта; Слова – назидания), постеры, маркеры, стикеры и т.п.

Вступление (Камнева Е.М., учитель истории): презентация об Абае и его жизненном пути.

Добрый день!!! Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию Абая Кунанбаева – казахского поэта, композитора, просветителя, мыслителя, общественного деятеля, основоположника казахской письменной литературы и её первого классика. 26 августа 2019 года в Казахстане создана Государственная комиссия по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Абая Кунанбайулы. "Государственной комиссии необходимо утвердить до 1 ноября 2019 года общереспубликанский план по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Абая Кунанбайулы", - отмечается в документе.Касым-Жомарт Токаев на встрече в Семее поручил правительству подготовить все необходимые мероприятия к юбилею Абая, передает Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу Акорды.

"В следующем году будет 175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева. Мы отметим это на государственном уровне... Мы народ, который берет пример с истории и оказывает почесть великим предкам. Наследие великого Абая должно стать важным направлением "Рухани жангыру", - сказал Президент. "Родина Абая должна стать крупным центром, достойным встретить туристов со всего мира. Это наш долг перед нашими предками и хороший пример для подрастающего поколения", - добавил Глава государства. В 2020 году по всему Казахстану пройдут порядка ста мероприятий, посвященных 175-летию Абая. Отметить юбилей на государственном уровне поручил президент.

Учащиеся класса делятся на пять групп и начинают работу, необходимо изучить материал по заданной теме, составить постер, представить выступление от группы двух учащихся на русском и казахском языках.

1 группа - Детство и юность поэта

Будущий поэт родился в 1845 году в Чингисской волости Семипалатинского уезда Семипалатинской области. При рождении его нарекли Ибрагимом, но самые близкие люди называли его вторым именем Абай, что означает «осмотрительный, вдумчивый, внимательный».

Абай вырос в религиозной семье, в которой глубоко почитали каноны ислама. Его отец – Кунанбай-кажы был влиятельным управителем рода тобыкты, хорошо знал русский язык, общался с представителями передовой российской интеллигенции. У Кунанбая была богатая библиотека, состоявшая из книг на арабском, персидском и тюркских языках.

Абаю удалось одновременно учиться как в начальной мусульманской, так и в светской русской школе в Семипалатинске. С детства его окружали книги. Отец выписывал газеты и журналы. Абай был знаком с арабо-персидской, старотюрксакой, русской и западноевропейской литературой.

Абай имел обширные познания в казахском обычном праве и исламе. Также поэт считался глубоким знатоком народного фольклора. Свои первые стихи он начал писать в годы учебы.

Отец, желая подготовить Абая к должности правителя своего рода, забрал его к себе в аул. Будущий поэт стал много общаться с биями и поэтами, музыкантами и степными мыслителями.

Детство и юность поэта совпали со временем военного продвижения царских войск в Южном Казахстане. Он стал живым свидетелем укрепления позиций Российской империи в окружных приказах, введения административных реформ. Будучи волостным управителем, пытался рещать дела справедливо и честно, чем снискал глубокое уважение со стороны простого народа. Однако постепенно Абай пришел к мысли, что таким образом проблемы общества не решить. Он активно выступал поборником получения соплеменниками знаний и образования.

2 группа - Абай и представители передовой российской интеллигенции

Огромное влияние на формирование личности будущего поэта сыграло его общение с представителями передовой российской интеллигенции.

В то время в Казахстан ссылали многих участников национально-освободительных движений, боровшихся за независимость родины.

Это были представители наиболее образованнейшей части польской и украинской интеллигенции. Среди ссыльных были представители русского общества, противопоставлявшие себя царизму. Немало их было и в Семипалатинские.

Они оказали значительное влияние на формирование взглядов и убеждений Абая. Это были Е.Михаэоис, С.Гросс, Н.Коншин, Н.Долгополов и др.

Именно благодаря им поэт познакомился с произведениями представителей передовой русской культуры А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др.

Великий поэт усиленно занимался самообразованием. Вскоре его избрали действительным членом Семипалатинского статистического комитета.

3 группа - Абай как поэт и мыслитель

Абай начал писать стихи еще в детском возрасте. Его имя стало широко известно с середины 80-х годов XIX века, когда стихотворение «Лето» было издано под его именем.

Абай был автором таких поэтических и прозаических произведений, как «Искандер», «Сказание об Азиме», «Гаклия» и др.

Поэта беспокоили массовое обнищание казахов, произвол царских чиновников, взяточничество и корыстолюбие волостных управителей. В поэзии он стыдил скупых богачей, не желавших протянуть руку помощи обедневшим сородичам. Он осуждал биев, потерявших уважение своего народа.

Абай призывал обществу к труду, призывал земляков заниматься скотоводством на разумных началах. Один из способов выхода из такого состояния он видел в переходе к земледелию, активному занятию ремеслами и торговлей.

В борьбе с бедностью Абай возлагал большие надежды на честных, порядочных и справедливых волостных управителей. По мнению Абая, они не должны забывать свои обещания, данные на выборах. Любой состоятельный человек обязан знать меру в богатстве и частью полученной прибыли направлять на нужды благотворительности.

Он не мог видеть трагедию Степи, когда в борьбе за должности волостных управителей сталкивались целые роды. Это было время, когда должности волостных управителей покупались и продавались. Избранным оказывался тот, кто имел связи среди российских чиновников и обладал большим состоянием.

4 группа - Абай и народное просвещение

Великий поэт и мыслитель призывал казахов к знаниям и образованию: «душа невежды мертва, пусты без мысли слова, и сам учись, и учи, лишь знанием жив человек».

Абай призывал через воспитание и обучение избавить молодежь от пороков, хамства и грубости. Для этого поэт ратовал за открытие школ для казахских детей.

Абай считал, что надо стремиться к пяти благородным качествам: дерзанию, труду, глубоким размышлениям, сознательному ограничению себя в чем-либо и доброте.

В своих произведениях он желал народу стремиться быть людьми благими, разумно мыслящими и справедливыми. Считал обязательным отдавать отчет о прожитых днях.

Абай считал, что можно называться настоящим человеком только тогда, когда кто-либо из детей станет жаждать наук и знаний.

По мнению мыслителя, ребенка можно воспитать достойным человеком при учете нескольких факторов: наследственности, благоприятной социальной среды или окружения, целенаправленного воспитания и обучения.

В вопросе просвещения он показывал личный пример: своих детей отправлял в российские учебные заведения. Сына Абдрахмана отдал в Тюменское реальное училище, затем – в Михайловское артиллерийское училище.

5 группа - Переводческая деятельность Абая

Прекрасное знание русского языка позволило поэту перевести ряд произведений поэта М.Ю.Лермонтова на казахский язык. В частности, его перу принадлежат переводы таких произведений как «Демон», «Молитва», «Кинжал», «Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Дары Терека». Абаю же принадлежит авторство в переводе отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Абай увлекался и переводами басен И.А.Крылова на казахский язык.

Руководитель национально-освободительного движения казахов А.Букейхан писал: «Впоследствии автору этих строк пришлось убедиться в том, что в Киргизской степи в разных уездах «акыны» знали и распевали на домбре переводы Абая из Пушкина и Лермонтова».

Эти переведённые произведения не могли не обогатить казахскую литературу. Всего Абай перевел на родной язык более 50 стихотворных произведений известных русских поэтов.

Учащиеся работают в течение 10 минут. Звучит домбра.

Защита постеров. Взаимооценивание групп. Подведение итогов (Бисенгожиева М.Т., учитель казахского языка).

Историческое исследование о жизни и творчестве великого Абая (ученик 11б класса, Макуха Никита), презентация.

Благодаря усилиям абаеведов скрупулезно собираются биографические и творческие данные о гениальном казахском поэте, мыслителе, просветителе-демократе Абае Кунанбаеве. И тем не менее мир великого поэта так огромен, что научные поиски новых фактов о его жизни и деятельности остаются актуальными и по сей день.
Конечно, специалистам-абаеведам многое о нем достаточно известно. Но для широкой общественности, ряд фактов о хронологии событий жизни, особенностей его творческой лаборатории остаются просто малоизвестными.

10 интересных фактов об Абае Кунанбаеве.

1. Удивительно, но при жизни Абай опубликовал только несколько своих стихотворений. Лишь после смерти поэта через пять лет в 1909 году в Санкт-Петербурге была впервые издана книга его произведений.

В этом важном историческом факте нужно отдать должное без преувеличения первому абаеведу, выдающемуся сыну казахского народа, лидеру АлашордыАлихануБукейханову.

2. Самым первым поэтическим творением Абая является стихотворение "Кімекендепкеліп ем түйеқуған...". Ему тогда было всего 10 лет!

К ранним произведениям юного поэта относятся и такие стихи, как "Йузи - рәушән", "Физули, Шәмси".

А вот творческий (не жизненный) путь великий поэт завершил в 1903 году. Последними его творениями стали стихи "Жалын мен оттанжаралып...", "Күйісбайға".

3. По разным оценкам специалистов, которые незначительно отличаются друг от друга, Абай за свою жизнь создал около 170 стихов, 56 переводов, 45 слов назиданий, 3 поэмы.

Была и четвертая поэма поэта. Это незавершенная работа Абая - поэма "Уадим". Поэт в поэтической форме осуществлял перевод на казахский язык в свою очередь также незавершенного романа (!) "Вадим" великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.

4. Слова назидания или "Қарасөздер" Абая, если рассматривать с точки зрения литературного жанра, можно отнести к эссеистике.

Сам поэт свои 45 слов назиданий не нумеровал. Это было уже сделано при редакционной обработке собрания сочинений после смерти автора.

5. Слова назидания Абай писал на протяжении почти девяти лет. В 1890 году он написал первые два слова, а в 1898 году - 42-45 слова назидания.

6. Лексическая основа творений Абая свидетельствует о богатстве его литературного языка. Академик НАН РК, крупный ученый-языковед АбдуалиКайдаров отмечал, что в лексике Абая используется около 6 тысяч слов!

7. Абай создал и выдающиеся, ставшие поистине народными, музыкальные произведения. Он как композитор создал около двух десятков песен.

8. Талант Абая как переводчика литературных произведений связан с именами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Бунина, Гете, Шиллера, Байрона, Мицкевича, Дельвига и Полонского.

В свою очередь произведения великого поэта были переведены на более 60 языков народов мира!

9. Абай стоит у основания казахской письменной литературы. Но он также внес и другие новшества в казахскую поэзию. Можно с уверенностью утверждать , что он привнес в нее новые строфы: восьмистишие и шестистишие.

10. Долгие годы жизни Абай выполнял миссию судьи и законодателя. Он трижды был волостным в 1886 году, в 1875-1877-х и 1893-1896 годах. В промежутках между этими сроками он много лет выполнял функции бия.

Историческое исследование о памятниках великому Абаю. Памятник Абаю в Уральске (ученик 11б класса, Бекешев Мади), фото-материал.Памятник Абаю Кунанбаеву установлен на центральной площади г. Уральска 27 августа 2002 г. Выполнен памятник в материале гранит и установлен на постаменте, изготовленном в классическом стиле. Автором является скульптор, член Союза художников РК НурланДалбай, г. Алматы.
Жизнь и творчество Абая Кунанбаева – одна из главных тем в казахской литературе ХIХ века.
Абай – зрячее око, Абай – отзывчивое сердце, Абай – мудрость народа.
В его жизни и творчества отражены лучшие мысли, чувства и дела народа. Он был основоположником письменной казахской литературы и первым поэтом- реалистом, композитором и философом гуманистом – просветителем и певцом дружбы народов.Высота памятника – 4,50 м, ширина – 1,570 м.
Постамент гранитный, цвет – серый. Высота памятника с постаментом составляет 10,365 м.Рядом установлено 2 декоративных фонтана

Звучат слова-назидания Абая( на казахском языке – ученица 11 б класс – Хачатрян Анна, на русском языке – ученица 11б класс – Кириллина Виктория).

Рефлексия: сегодня мы вспомнили Абая, его произведения. Мы увидели, что люди сохраняют память о нем. Он нам дорог. Его стихи, философские рассуждения помогают нам в жизни. Читая Абая, очаровываешься изобильной щедростью художника, ему доступно всё. Поэзия Абая певуча и таинственна. Наше пожелание вам: когда вам будет трудно, послушайте музыку или почитайте стихи Абая. И вы найдете ответ, чтобы не причинить вред ни словом, ни мыслью, ни делом.

Абай занимает видное место в отечественной истории и литературе. Он является основоположником национальной письменной литературы. Поэзия, назидания поэта оказали самое положительное воздействие не только на современников, но и на последующие поколения.

Известный казахский писатель М.О.Ауэзов написал роман-эпопею «Путь Абая». Именем Абая названы улицы городов и населенные пункты в Казахстане.

Его имя присвоено Казахскому национальному педагогическому университету, Государственному академическому театру оперы и балета в городе Алматы. В честь поэта установлены памятники в Казахстане, Китае, России. У нас в Уральске также установлен памятник Абаю.

В вузах Казахстана ежегодно проводятся международные и республиканские конференции.

Признанием таланта и выдающихся заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года Годом Абая.

Подведение итогов. Звучит песня, которую исполняет класс и гости мероприятия ( учителя истории школ города).









Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!