Материалдар / Урок-литературная гостиная "А. А. Ахматова. Лирика"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Урок-литературная гостиная "А. А. Ахматова. Лирика"

Материал туралы қысқаша түсінік
Цель урока проследить как в творчестве Ахматовой отразились основные моменты её судьбы, судьба народа и страны, в которой она жила.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Желтоқсан 2020
564
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Сабақтың технологиялық картасы

Технологическая карта урока


Пәні / дисциплина : русская литература

Мерзімі /дата : Топ /группа:

Сабақтың № урока


Сабақтың тақырыбы/Тема занятия : Анна Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием».

Сабақтың мақсаты / Цель занятия:

білімділік/образовательная:

проследить как в творчестве Ахматовой отразились основные моменты её судьбы, судьба народа и страны, в которой она жила. 

дамытушылық/развивающая:

развитие чувства коммуникативной сообразности, навыков общения, творческих способностей учащихся

тәрбиелік/воспитательная:

воспитание интереса к русской литературе, чувства прекрасного

Сабақтың типі / тип урока

комплексного применения знаний и способов деятельности;

урок - литературная гостиная

Сабақтың өткізілу әдістері/методы проведения урока:

словесные (рассказ, беседа, семинар, лекция, прочие);

наглядные ( иллюстрация, демонстрация, прочие);

практические (упражнения, лабораторный опыт, решение задач, работа с книгой, прочие).

Сабақтың жабдықталуы / обеспечение урока:

оқу көрнекілік құралдары /учебно-наглядные пособия:

үлестірмелі материалдар /раздаточные материалы:

ТОҚ / ТСО :

Пән аралық байланыс/межпредметная связь:

Әдебиеттер/литература :



Сабақтың өту барысы / Ход урока :

Организационный момент

Слово учителя

Сегодня мы с вами вновь поговорим о поэзии XX столетия, о самом ярком периоде этого века - «серебряном веке» русской поэзии. 

Различны судьбы поэтов этой эпохи, многие имена находились около полувека в забвении, и мы говорим о них как о возвращённых поэтах и писателях 

Анна Ахматова – о чьём творчестве пойдёт сегодня речь, пройдя тяжелейшие испытания, сохранила в самые страшные годы честность и бескомпромиссность, преданность поэтического слова. 

Цель нашего урока - проследить как в творчестве Ахматовой отразились основные моменты её судьбы, судьба народа и страны, в которой она жила. 

Эпиграфом к уроку я взяла слова, которые в 1941 году посвятил Анне Ахматовой поэт Сергей Спасский:

Ваш образ так оформлен славой,

Так ею властно завершен, 

Что стал загадкою, забавой,

Навязчивой легендой он.

Попытаемся и мы создать на уроке образ поэтессы.

Окололитературные сплетники.

Ахматова:

Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, с «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней. Родилась я, как вы догадались, 1889 году под Одессой 11 июня. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на Север - в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.

Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ("На рождение порфирородного отрока") и Некрасова ("Мороз, Красный Нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Училась я в Царской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела. 7 минут

Разговор за одним из столиков:

ЧТЕЦ «Не с теми я, кто бросил землю»

Толпа окололитературных сплетников вновь оживает.

ЧТЕЦ «Русалка»

Разговор возобновляется.

ЧТЕЦ «Многим»

Появляется человек в военной форме,

- Забытой? Никогда... Разрешите представиться, Ефим Добин, в про­шлом военный журналист, сейчас — ли­тературовед. В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой.

Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портре­там) А. Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчётно. Два года спустя в библиотеке ле­нинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу: «Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офи­церами, один из них громко сказал: «Это Ахматова». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: «В первый раз узнают не меня, а тебя».

Разговор за столиком

ЧТЕЦЫ (Стихотворения из цикла «Ветер войны»). 

«Щели в саду вырыты…»

«Победителям»

«Мужество»

Ахматова: Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто высту­пала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я мно­го и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в ве­сеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.

Разговор за одним из столиков.

Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова? Помимо своего яркого поэтического дарования, она обладала еще и необыкновенно выразительной внешностью. Доказательством тому служат многочисленные воспоминания современников, отмечающих характерные особенности ее облика, необыкновенную манеру держаться и говорить.

Более того, многие художники, скульпторы и фотографы почитали за честь запечатлеть ее легендарный чеканный профиль, знаменитую челку и королевский стан.

Виленкин: Я - писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны: Общение с ней всегда было нелёгким. Трудность эта даже переходила в какую-то тяжесть. В её беседах пол­ностью отсутствовала болтовня и чув­ствовалась какая-то невольная ответ­ственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение.

А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что за­помнилось, то ощущение лёгкости ма­ленькой, узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно просто, совсем не по-дамски; сначала мне померещилось, что она в чём-то на­рядном, но то, что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказа­лось чёрным шёлковым халатом с какими-то вышитыми дракончиками и очень стареньким. В этом своём странноватом халате Анна Андреевна, по-видимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом элегантном туале­те. Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: «А музыка будет?». Ей было всё равно, что ставили.

Но всё же больше всего любила Стравин­ского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи.

Стихотворение «Музыка» было посвящено выдающемуся русскому композитору Шостаковичу. Ахматова была потрясена его «Седьмой» (Ленинградской) симфонией, первая часть которой была написана в блокадном Ленинграде

ЧТЕЦ «В ней что-то чудотворное горит»

Разговор за одним из столиков.

ЧТЕЦЫ 

«Сжала руки под тёмной вуалью...

«Вечером»

«Что такое слава? Слава бывает двух типов, - вспоминала Ахматова. - Одна: когда ты в парижском наряде едешь в ландо, и вслед несётся: «Ахматова едет!» И другая: когда стоишь в очереди за ржавой селёдкой, отворяется дверь, из неё пахнет этой самой селёдкой, и кто-то тебе в спину говорит: «Свежо и остро пахли морем на блюдце устрицы во льду…». Какая слава была ей ближе? Конечно же, вторая.

Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту балладу не любила. Поче­му? Неизвестно.

ЧТЕЦ «Слава тебе, безысходная боль...»

Разговор за столиком

ЧТЕЦ Н. Гумилёв «Сон» («Застонал я от сна дурного…»)

Разговор за столиком.

ЧТЕЦ  «Легкие летят недели…

Продолжается разговор за столиком.

ЧТЕЦ «Семнадцать месяцев», отр.

«Реквием». Долгие годы Анна Ахмато­ва хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материн­ский голос, необходимо было всё муже­ство поэтессы. Трагическая исповедь, лирическое за­клинание, горестный вопль обретают эпический характер. «Посвящение», на­писанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына:

«Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных «марусь».

Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развёр­тывается в Истории, и оттого остаётся Надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое Возмездие.

ЧТЕЦ Из «Реквием». IX. «Уже безумие крылом…»

Появляется английский корреспондент

  • О, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди стали счастливее?

Ахматова: Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо ещё кого-нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде.

Ведущий: Анна Ахматова была на стороне не отживающей, а создающей идеологии. В 1946 году стихи А.Ахматовой были практически запрещены. Но пришло и признание: в 1964 года Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия. Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего Храма.

Ахматова: Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперед. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя.

Ведущий: Современники Ахматовой помнят звуки ее лиры, голос ее музы, тяжесть и подвиг ее жизни

Из-за столиков шумно поднимаются около­литературные сплетники.

ЧТЕЦ Из «Опять поминальный приблизился час»

Ведущий: Анна Андреевна Ахматова. Её слово, прозвучавшее в поэзии, вне сомнения, было царственным. Как и облик, запечатленный многими художниками. Как и внешность, и манеры, сделавшие ее на десятилетия не только предводительницей русского литературного Олимпа, но и подлинной его музой. Можно бесконечно складывать мозаику ее жизни из неисчислимого числа ярких или темных кусочков, людей и картин, городов и дорог, времен и безвремений, но ответ о ее смысле - только в самих стихах, и нигде более.

Умерла Анна Андреевна 5 марта 1966 года. Её похоронили под Ленинградом в посёлке Комарово, на кладбище среди соснового леса. Дорожка к её могиле не зарастает травой летом и не заносится снегом зимой. К ней приходит юность и старость, мужчины и женщины. Для многих она стала необходимостью. Для многих ей ещё предстоит необходимостью стать. Такая у неё участь. «Анна всея Руси» - так назвала её Марина Цветаева. Поэтическим завещанием считала Анна Андреевна своё стихотворение «Родная земля», удивительно целомудренное, некрикливое, естественное, как дыхание. Таким было её чувство Родины, дома, почвы, земли…

Этап закрепления новых знаний

  1. Уберите лишнее:

Ахматова

Гумилев

Лермонтов

Блок

  1. Одним из основателей акмеизма считается:

Мандельштам

Гумилев

Андрей Белый

  1. Укажите годы жизни Анны Андреевны Ахматовой:

1731-1798

1889-1966

1913-1954

1937-1988

  1. Фамилия Ахматовой в девичестве – Горенко. Что повлияло на выбор псевдонима?

Неблагозвучие настоящей фамилии

Запрет отца использовать его фамилию

Замужество

Попытка избежать цензурных репрессий

  1. Назовите город, в котором Ахматова жила во время Великой Отечественной войны.

Свердловск

Москва

Казань

Ташкент

  1. Где Анна Ахматова получила начальное образование?

В Царском селе

Дома

В Петербурге

В Тарусе

  1. В каком году стихотворения Анны Ахматовой были впервые опубликованы?

1903

1907

1911

1935

  1. Как называлась первая книга стихов поэтессы, вышедшая в 1912 году?

«Вечер»

«Белая стая»

«Я!»

«Чет и нечет»

  1. В каком произведении с наибольшей силой проявляется мотив осиротевшей матери?

«Мужество»

«Реквием»

«Поэма без героя»

Значение слова реквием?

Реквием - католическое богослужение по умершим. Траурное музыкальное произведение.

В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. Ахматова писала:

«Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…»

Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме?

Гражданские мотивы

Философские мотивы

Библейские мотивы

Мотив Родины

Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.).

Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Каков смысл эпиграфа?

Поэма «Реквием» стала итогом творческого пути Анны Ахматовой. В ней поэтесса выразила свою гражданскую и жизненную позицию.

Это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.

Этап информации обучающихся  о домашнем задании и инструктаж по     его выполнению

биография В.Маяковского, стр. 21-39 (осн.3); выучить стих В.Маяковского

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке с помощью стихов, биографических сведений, известных портретов мы попытались представить образ Анны Ахматовой как Поэта.

- Какой же образ останется у вас в памяти?





9


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!