Материалдар / Урок литературы "М.Горький "На дне"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Урок литературы "М.Горький "На дне"

Материал туралы қысқаша түсінік
Урок литературы в 11 классе
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
560
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
















Человек в понимании М.Горького и его героев

по пьесе «На дне». Образ Луки.











Учитель русского языка и литературы:

Абакова Кымбат Шарапатовна

Акмолинская область

Ерейментауский район

А.Акмырза

КГУ «Акмырзинская средняя школа»











Человек в понимании М.Горького и его героев по пьесе

«На дне» . Образ Луки.

Обобщающий урок по пьесе М.Горького «На дне» рассчитан на два учебных часа.

Опережающее домашнее задание

  1. Прочитать пьесу.

  2. Подготовить сообщение о восприятии пьесы критиками и читателями.

Терминологический аппарат: акт, ремарка.



ПЛАН УРОКА

  1. Объяснение индивидуальных заданий.

  2. Беседа на выявление эмоционального восприятия пьесы.

  3. Пьеса «На дне» в общественном мнении и литературной критике.

  4. Проверка работы по карточкам. Задание классу.

  5. Проблематика пьесы (беседа).

  6. «Правда» в понимании героев пьесы (работа с текстом).

  7. Система персонажей.

  8. Образ Луки и образ Сатина (анализ эпизода).

МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА

Цели урока: обсудить основные проблемы пьесы; совершенствовать навыки проблемного и образного анализа драматического произведения.

В начале урока несколько учащихся получают индивидуальные задания на карточках.

Карточка 1.

Прокомментируйте данное критическое высказывание:

«Мир изначально присутствует в его (Горького.-Н.С.) концепции творчества как нечто, что нужно «преодолеть», а не «объяснить» ,<…> Читатель должен получить не «комментарии к жизни», а самодостаточный образ альтернативной жизни, вызывавшей у него отвращение к «бедной красками», «тусклой, скучной» реальности и желание «ломать её, чтобы «создавать»».

(Зобнин Ю. Максим Горький: Личность и творчество М.Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890-1910 гг. Антология. – СПб., 1997. – С.11.)

Карточка 2.

Прокомментируйте данное критическое высказывание:

«Отвращение к оскорбительной повседневности, вера в идеальное, прекрасное, возвышенное, которое всегда где-то впереди или в стороне от ненавистной реальности, жалость к человеку, к людям – и запутаннейшие отношения факта и вымысла, правды и лжи – вот основные составляющие горьковского «комплекса Луки».

(Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Н. Новгород, 1992. – С.73)

ЭТАПЫ УРОКА

  1. Беседа на выявление эмоционального восприятия пьесы

Учитель предлагает учащимся поделиться своими непосредственными читательскими впечатлениями и ответить на следующие вопросы.

-Что вы переживали, читая пьесу?

- Менялось ли ваше эмоциональное состояние от акта к акту? Каким образом?

- Вспомните, что вы почувствовали, когда прочли последнюю страницу пьесы.

- Какие вопросы, обсуждаемые обитателями ночлежки, вставали и перед вами? В связи с какими обстоятельствами вашей жизни это происходило?

- Жалеете ли вы участников драмы? Если да, то кого и почему?



  1. Сообщение учащегося о восприятии пьесы «На дне»

Пьеса «На дне» с самого момента своего появления пользовалась ошеломляющим успехом у публики, она и по сей день входит в репертуар ведущих театров России. В пьесе представлены столь сложные и колоритные характеры, что она на протяжении многих лет является программным произведением в театральных училищах.

Премьера спектакля состоялась 18 декабря 1902 года в МХАТе, и с тех пор в критике не умолкают споры об идейном содержании и художественных достоинствах этого произведения.

Люди, близкие Горькому, с одобрением встретили появление новой драмы А. П. Чехова очень тепло отзывался о пьесе, особенно потряс его второй акт. Ф. И. Шаляпин полагал, что драма напоминает «Снегурочку» А. Н. Островского по красоте языка и по глубине содержания.

Горький не был первым писателем, выведшим на сцену обитателей «дна жизни». Сделав новыми героями беднейших и несчастнейших из людей, выброшенных за пределы благополучного существования, он явился продолжателем традиций Ф. М. Достоевского и, в некоторой степени, Л.Н. Толстого.

Многие критики не раз указывали на несоответствие социального положения героев Горького и степени их образованности, особенностей речи и уровня интеллекта, видя в этом одну из новых черт реализма писателя. Особая дискуссия на протяжении многих лет ведется по вопросу о том, на чьей стороне Горький, с кем он: с Сатиным или с Лукой? Вопрос об авторской позиции осложняется тем, что собственно горьковские комментарии к характерам не всегда совпадают с так называемой «правдой текста». Горький считал, что его пьеса не была понята публикой, как не был понят и основной ее вопрос о том, в чем же более нуждается человек: в истине или в сострадании?

Принято считать, что «правда» Горького высказана устами Сатина, а Лука – лукавый старец, принесший обитателям ночлежки только горе и смерть. Но были и критики, с восторгом встретившие Луку с его проповедью смирения, наполнявшие образ старца христианским содержанием.

Много рассуждали и о форме драмы «На дне». Среди самых распространённых аргументов не в пользу пьесы – отсутствие «стержня», конфликта, приводящего в движение характеры. Б. Бялик в книге «Горький – драматург» опровергает данную точку зрения, подчеркивая само ценность горьковского многоголосия.

Среди современных исследований творчества Горького можно выделить работы Г.Д. Гачева, назвавшего «На дне» «прением о правде и лжи». С.И. Сухих называет именем Луки одну из особенностей поэтики горьковского творчества. В исследовании И.К. Кузьмичева дан обобщающий анализ различных трактовок образной системы и основных проблем пьесы.

  1. Терминологическая работа

Запись в тетради

*Акт – одна из законченных частей на которые делится пьеса или спектакль (другое название – «действие»)1.

*Ремарка – пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Ремарки могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации2.

IV. Проверка работы по карточкам

V. Задание

- Пользуясь примерами из текста, объясните, как вы понимаете выражение «комплекс Луки».

- Как вы считаете, является ли мир ночлежки «идеальным», «сконструированным» по отношению к реальности?



В пьесе «На дне» нет объяснения, почему ночлежники оказались в таком унизительном нищенском положении, потеряли человеческое достоинство.

Вопросы: почему? за что? – практически не звучат на страницах драмы. Персонажей волнует другой вопрос: каким образом можно подняться со «дна жизни»? Именно герои-идеологи, Сатин и Лука, предлагают обитателям ночлежки свои способы «преодоления» жизни: знание разрушительной правды или терпение и обман.

В сознание героев мир четко поделен на реальность и мечту. Мечта состоит в вере в то, что случится когда-нибудь что-то необыкновенное, а правда – в том, что нет у человека ни работы, ни денег, ни пристанища.

Повседневность оскорбительна. Один из способов ее преодоления – пассивный протест. Так поступил Сатин, отрицающий работу и сытость.



VI. Особенности проблематики и поэтики пьесы.

Беседа

- Какой аспект преобладает в проблематике пьесы: философский или социальный?

В пьесе «На дне» М. Горький затронул огромный комплекс социальных и философских проблем. Философская проблема тика в пьесе преобладает, т.к. основной категорией, обсуждаемой действующими лицами пьесы, является правда, а главный вопрос, на который ищут ответ обитатели ночлежки, что же нужнее человеку: истина или сострадание.

- Какие проблемы, волнующие героев пьесы, можно считать философскими?

Список действующих лиц дает читателю сведения о возрасте, профессии и социальном положении большинства обитателей ночлежного дома. Казалось бы, Горький вывел на сцену новых героев – босяков, нищих, проституток – человеческое отребье, обеспечив тем самым обсуждение в пьесе острых социальных вопросов. Но фактически, выводя своих героев за пределы общества, он освобождает их от необходимости решать социальные проблемы и предоставляет им возможность погрузиться в проблемы философские. Обитатели ночлежки пытаются разобраться, в чем смысл жизни, что есть правда, ложь, свобода, существует ли загробная жизнь, что значит «жить по совести».

- Соответствует ли речь персонажей их социальному положению?

Чем отличаются речевые характеристики героев?

Анализ речевых характеристик героев подтверждает предположение об условности их авторской «легенды». Действующие лица очень много и грамотно говорят; афористичность характерна не только для речи Луки, речь персонажей пьесы трудно соотнести с речью «низов» общества.

Диалоги ночлежников не всегда соответствуют логике развития реального диалога. Создается впечатление, что говорящие не слушают друг друга, а обращаются лишь к зрителю, стремясь прояснить свое отношение к понятию «правда» и смыслу человеческой жизни.

- Какой вопрос становится главным во всех диалогах и монологах пьесы? Кто озвучил его впервые?

Вопрос о правде станет основным среди обсуждаемых в пьесе. Впервые это слово озвучено Квашней.

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое это дело…

Квашня. А-а! Не терпишь правды! (с.99)3.

Впервые тема «правды» и «праведной земли» возникла в разговоре Луки и Пепла. Лука объясняет, что не всякому человеку правда нужна, и не каждый может выдержать ее тяжесть.

VII. Задание

- Каким содержанием наполняют разные участники конфликта слово «правда»? Выпишите в тетрадь цитаты, в которых есть слово «правда», определите его значение.

Под словом «правда» на разных этапах развития действия герои подразумевают различное: совесть, справедливость, истину, настоящую жизнь. Это затрудняет прояснение проблематики пьесы, внося некоторую «терминологическую» путаницу.

Запись в тетради

Квашня произносит слово «правда» в обыденном значении, «то, что есть на самом деле»:

Квашня. А-а! Не терпишь правды! (с. 99).

Клещ называет «правдой» свою тяжелую, нищенскую жизнь:

Клещ (дрожит от возбуждения). Говорите тут – пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду…будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она – проклята! (с. 138).

Лука подразумевает под правдой мечту, то, в что верит человек:

Лука. А ты мне – поверь, да, поди сам погляди… Спасибо скажешь… Чего ты тут трешься? И… чего тебе правда больно нужна … подумай-ка! Она, правда-то, милый, обух для тебя… (с.125).

Василиса считает правдой освобождение от обмана, прозрение:

Василиса. Спасибо тебе за правду…

Пепел. Какую правду?

Василиса. А что надоела я тебе… али это не правда? (с.126).

Барон называет «правду» Насти ерундой:

Барон (тоже смеется). Детка! Ты думаешь – это правда? Это все из книжки «Роковая любовь»… Все это – ерунда! Брось ее! (с.135).

Для Сатина правда – это и философская категория, предмет размышления, и сам человек – «мерило всех вещей».

- Как вы понимаете притчу о «праведной земле»? Для чего Лука рассказывает ее ночлежникам?

Лука рассказывает притчу о праведной земле, чтобы оправдать перед обитателями ночлежного дома свою «утешительскую» позицию. Лука верит, что не каждый человек может выдержать «правду жизни» и что всем людям необходима мечта, чтобы жить. Человек, имеющий цель, какую-нибудь надежду на освобождение от мучений, пусть очень призрачную, может все вынести и «перетерпеть». Лишенные своего идеала, люди умирают, не выдержав столкновения с нищетой, отсутствием работы, пьянством.

Отчаяние человека, потерявшего веру, звучит в устах Клеща:

Клещ. Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! 9с.138).

Судьба таких людей выражена в притче в аллегорической форме:

«А после того пошел домой и – удавился!..» (с.140)

- В пьесе предложено два способа «преодоления» «мерзостей жизни». В чем состоят данные позиции, с какими персонажами они связаны?

Перед зрителями появляются один за другим не столько реальные люди с конкретными судьбами, сколько воплощенные способы различного «преодоления» жизни. Настя – это уход от жизни в мир искусства. Барон – подмена подлинного существования реальностью игры. Актер – забвение в запое, Клеш – погружение в работу, Сатин – конструирование философских построений для оправдания общественной пассивности, Лука – утешительство

- В чем смысл цитирования Актером стихотворения Беранже?

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навет

Человечеству сон золотой!

Стихотворение Беранже оправдывает «ложь во спасение». Одним из таких «безумцев», навевающих человечеству «сон золотой», оказывается Лука.

VIII. Анализ системы персонажей

Задание

-Проанализируйте список действующих лиц и определите, на какие группы и по какому принципу можно разделить всех героев пьесы?

В зависимости от того, как действующие лица пьесы относятся к своему униженному положению и отвечают на вопрос: что такое правда? – можно говорить о следующих типах и группах персонажей в системе пьесы.

  1. Персонажи, поддающиеся утешениям Луки, ставящие мечту, обман выше правды.

К данной группе относятся Анна, Актер, Настя и Наташа. Утешения Луки потому и достигают своей цели, что герои давно уже находятся в состоянии ожидания чего-то лучшего, небывалого. К моменту появления Луки каждый из них задается вопросом собственным «горьким» вопросом:

Анна. Все думаю я: господи! Неужто и на том свете мука мне назначена? Неужто и там? (с.119).

Актер. Пропил я душу, старик … я, брат, погиб … А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я… (с.121)

Наташа (смущенно улыбаясь). Так… Вот, думаю, завтра… приедет кто-то… кто-нибудь… особенный… Или – случится что – нибудь… тоже – небывалое… Подолгу жду… всегда – жду… А так… на самом деле – чего можно ждать? (с.136).

Настя (снова садится). Не хочу больше! Не буду говорить… Коли они не верят… коли смеются… (с.135).

  1. Среди персонажей, не поверивших Луке, «правдолюбцев», можно назвать Василису, Барона и Бубнова. Пепел сначала не верит Луке, но постепенно поддается его убеждениям.

Василиса. Что же говорить? Насильно мил не будешь… и не в моем характере милости просить… Спасибо тебе за правду…

Пепел. Какую правду?

Василиса. А что надоела я тебе… али это не правда? (с.126).

Пепел. Тебя, дед, изволь, - уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете! (с.123).

Барон (тоже смеется). Детка! Ты думаешь – это правда? Это все из книжки «Роковая любовь» … Все это – ерунда! Брось ее! (с.135).

Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья… валяй! (с.135).



Лука и Сатин в некоторой степени «управляют» всеми событиями и разговорами обитателей ночлежного дома. Лука выполняет роль «утешителя», а Сатин – «обличителя». Лука считает, что человек не всегда может выдержать «тяжесть» правды, а Сатин – «обличителя». Лука считает, что человек не всегда может выдержать «тяжесть» правды, а Сатин называет правду богом свободного человека.

  1. Особое место занимает в пьесе Клещ. Он сознательно отделяет себя от ночлежников на том основании, что только он среди них работает.

Клещ. Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет жена… Я здесь полгода прожил… а все равно как шесть лет… (с.107).

Клещ имеет собственное мнение по вопросу о месте правды в жизни человека, отличную от позиции Луки, и от позиции Сатина.

Клещ (дрожит от возбуждения). Говорите тут – пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она – проклята! (с.138).

IX. Анализ образов Луки и Сатина. Работа с текстом

- Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?



Наташа входит, За нею – Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.

Лука. Доброго здоровья, народ честной!

- Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?

У Луки нет документов. Возможно, он скрывается от полиции, бродяжничает. Ночлежники узнают о нем две истории. Первая о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском и пожалел грабителей, напавших на него с топором. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и Лука убил когда-то человека.

- Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.

Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.

Анна. Дедушка! Говори со мной, милый… Тошно мне…

Лука. Это ничего! Это – перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты – надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь – отдохнёшь, говорится… верно это, милая! Потому – где здесь отдохнуть человеку? (с.122).

Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.

Пепел. Я сказал – брошу воровство! Ей – богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь – то по своей воле надо идти… (с.141).

Актеру Лука рассказывает о лечебнице для пьяниц и дает ему надежду на выздоровление.

Актер. Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…

Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница - тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! (с.121).



Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.

Лука. Я – знаю… Я – верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была! (с.136).

- Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?

Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дала-то человеческие…» 9с.147).

- В чем видит смысл жизни Лука?

По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того, чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сто лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!» (с.155).

-В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.

Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, - свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга!» (с.159). Не следует унижать человека жалостью. Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками» (с.155).

В монологе человека содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке. Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется ремаркой:

Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары (с.155).

- Как Сатин относится к работе?

Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.

- В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?

Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляют. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.

Позиция Сатина ближе всего к авторской, и именно в устах Сатина озвучена горьковская концепция человека. Однако анализ пьесы обнаруживает в образах Сатина и Луки гораздо больше сходства, чем могло бы показаться.

И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).

Провозгласив ценностью конкретного человека, Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.

Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла.

Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.

Предложенные Сатином и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем. Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука - это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором со всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.

Х. Подведение итогов

В качестве итоговой письменной работы учащимся предлагается написать сочинение на одну из предложенных тем.



Темы сочинений

Две «правды» в пьесе М. Горького «На дне».

Лука: злодей или спаситель?

Спор о предназначении человека в пьесе М. Горького «На дне».

Проблема «положительного героя» в драматургии М. Горького (по пьесе «На дне»).























Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!