Урок русского языка по теме «Обособление
согласованных определений» в 8 В
классе.
Цель: знакомство с условиями обособления согласованных
определений, отработка навыков обособления определений на письме,
повторение орфографии и пунктуации.
3)развитие эстетических чувств на основе
знакомства с произведениями искусства;
4)духовно-нравственное развитие посредством
формирования особого отношения к природе — источнику красоты и
вдохновения.
Ход урока:
-
Орг
.момент.
2. Опрос д.з.
1.Прямая дорога , ровная и асфальтированная
,позволила машинам развивать большую
скорость.
2.В
сумерки экспедиция въехала в горное ущелье , мрачное и
сырое.
3.Пламя костра освещало снежную равнину,мертвую и
безотадную.
4.
Поднимался северный ветер, резкий и
холодный.
5.Мы укрылись в брезентовой палатке, большой и
удобной .
-
Объяснение нового
материала.
Обособление согласованных
определений.
Обособление – один из способов смыслового
выделения или уточнения части
высказывания.
Согласованные определения стоят в том же роде,
числе и падеже, что и определяемое
слово: родной
город. Определения могут быть одиночными и
распространенными: река, окаймленная гранитными
набережными.
Условия обособления
определений:
-
Обособляются определения, относящиеся к личному
местоимению: А он, мятежный ,просит бури,как будто в бурях
есть покой.
-
Обособляются обычно определения, стоящие после
определяемого слова: причастные
обороты:Дастархан,ломившийся от еды,стал украшением
праздника Наурыз.
Определения, выраженные прилагательными с
зависимыми словами: Город, светлый от солнца, походил на
сказочный.
Несколько нераспространенных определений с союзом
или без союза: В то время шло строительство церкви, новой,
каменной, взамен старой, деревянной.
-
Перед определяемым словом обособляются обычно
причастные обороты и определения, выраженные прилагательными, если
они имеют добавочное значение, чаще всего
причины: Измученный наводнением, город возрождался к
жизни.
-
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется ( пейзажем!)
-
Закрепление нового
материала:
а)
расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные определения,
указать определяемые слова:
И.И.Левитан талантливый русский
художник-пейзажист известный каждому как автор картины «Весна.
Большая вода».
На
переднем плане раскинулось половодье затопившее и рощу, и берега, и
часть деревни. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются тонкие
стволы деревьев стремящиеся ввысь. Ещё не покрытые листвой деревья
обнажены и светлы. Весь пейзаж написан чистыми красками придающими
ему прозрачность и хрупкость.
Всё такое
обыкновенное, знакомое. Но отчего же снова и снова притягивает наш
взгляд картина Левитана? В этом вероятно и есть тайна
искусства.
б) творческая работа: конструирование предложений
с обособленными определениями по теме
«Весна».
Почему автор считает, что весенний расцвет дерева
удивителен?
Сколько чудесных моментов выделяет автор в
весеннем расцвете дерева?
С
помощью каких звуков писатель позволяет нам «услышать» первый
гром?
Как
автор относится к весеннему расцвету дерева? Как ему удается
передать свое чувство?
в)
выполнение упражнения учебника.
Подведение итогов
урока.
Запись дифференцированного домашнего
задания:-
написать эссе на тему «Весна», используя обособленные определения;-
выполнить упражнение учебника.