(К)Актуализация
знаний.Целепологание.
- Как изображают поверхность земли на
физической карте. Что обозначают
коричневый, зеленый, желтый
цвета?
— По цветовым обозначениям на физической
карте Казахстана найдите
обширные равнины.
— Какие виды земной поверхности преобладают
в центре республики? на западе
и севере? В какой части расположены
высокие горы?
Знакомство с новой
темой.
Работа с учебником. стр 52
Прочитайте текст в учебнике. Обсудите его
с одноклассником. Задания по
самостоятельному изучению
текста.
1. Что такое равнина?
2. Чем отличается плоская
равнина?
3. Как на карте определить
низменности?
4. Назови части гор.
5.Что такое рельеф?
6.Назови 2 основных вида
рельефа.
Работа с изображением рельефа
Земли
— Какие виды равнин изображены на рисунках
?
— Какие виды гор изображены на рисунках
?
Виды равнин
Изучение ХОЛМА Учитель открывает таблицу с
изображением аналогичной
формы поверхности (в нашем примере
холмистой равнины) и предлагает
определить, что это за поверхность, затем
найти такую же поверхность на рисунках
учебника, сравнить свои наблюдения и
изображения, отметить черты сходства и
отличия. Вывод к этой работе должен быть
примерно следующим: мы рассмотрели
холмистую равнину. На холмистой равнине
есть холмы. Это небольшие возвышения
на равнине. Вот макет холма
(демонстрируется макет холма).
Далее учитель открывает таблицу «Плоская
равнина» и проводит по ней работу
по следующим вопросам и заданиям: какая
поверхность изображена на этой
таблице? (Тоже равнина.) Чем она
отличается от холмистой равнины? (Обобщая
ответы детей, учитель вводит понятие
плоской равнины.) Найдите в учебнике
рисунок плоской равнины. Сравните плоскую
равнину, изображенную на рисунке в
учебнике и на таблице. Найдите черты
сходства и отличия.
Рассматривая таблицы, рисунки, вспоминая
наблюдения, дети делают вывод, что
равнины в разных местах бывают разными. О
том, какими бывают в природе
равнины, можно дать классу задание
прочитать в учебнике абзац к этому уроку со
слов «Равнины выглядят
по-разному».
Далее учитель знакомит учащихся с условным
знаком для изображения равнин на карте.
Виды гор
Знакомство с горами можно начать с
создания небольшой игровой ситуации.
Учитель предлагает отгадать загадку: «В
жарком лете я стою, шапкой зиму достаю».
Получить правильный ответ поможет модель
горы или таблица «Горы», на которой слово «горы» пока закрыто.
Учащиеся, которые видели горы, могут рассказать о своих
впечатлениях. После этого классу дается задание объяснить
содержание загадки и сказать, о какой шапке и какой зиме идет речь
в загадке. О том, что горы бывают разными, учитель может рассказать
или дать задание прочитать об этом в учебнике.
В
ходе чтения описанные в тексте горы надо сравнить с изображением их
на
рисунках, таблице, иллюстрациях, обратить
внимание на вид ущелий, долин.
В
процессе сравнения они приходят к выводу: в отличие от
низких гор, высокие горы имеют вершины,
покрытые вечными снегами и льдами.
Обращают внимание на то, что склоны
высоких гор крутые и обрывистые.
После определения различий между высокими
и низкими горами, учитель
приводит и записывает на доске сведения об
их высоте.
Если вершина низких гор обычно достигает
только 1000—2000 метров, то
вершина высоких гор достигает 5000—7000 м
и более.
Работа с учебником стр
53
Работа с картой
Итак, на земле встречаются разные формы
поверхности. А какова же поверхность
нашей области? Например, южная
часть
нашей местности – горы, северная часть –
холмистая равнина.
Учитель предлагает найти на физической
карте Казахстана высокие горы (Алтай,
Джунгарский Алатау, Тянь-Шань),
расположенные на востоке и юге нашей
республики и низкие горы (Сарыарка),
расположенные в центре республики.
Заключение
Учитель расскажет о том, что горы в
отличие от равнин непригодны для
строительства городов, прокладывания
дорог, выращивания урожая. Но горные луга — прекрасные пастбища. А
в лесах, расположенных на склонах гор, произрастаютель, сосна,
пихта, жимолость, рябина и др. Горы — прекрасное место
отдыха.
(И) Кластер
|