Восточно-Казахстанская область, Кокпектинский район село
Самарское
КГУ «Самарская средняя школа-лицей имени Ж. Болганбаева»
Учитель русского языка и литературы: Оспанова Галия
Каратаевна
Урок по
повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Тема:
«Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя»
Цели урока: углубить
представление учащихся о средствах характеристики героя,
продолжить формировать
понятие о «маленьком человеке» в литературе, обучать выявлению
авторской позиции, обучать анализу эпизода
2. развивающие:
1) Развивать речевую
активность учащихся: владение монологическими диалогическими
формами устной и письменной речи, 2) развивать способности учащихся
к творческой деятельности, 3) развивать навыки сравнительного
анализа, сопоставления, обобщения на основе литературного
материала.
Ожидаемый результат: научатся анализировать, размышлять,
развивать диалогическую и монологическую речь. умение работать в
коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Технология критического
мышления
1. Вызов
Звучит
колокольчик. Выходит к доске ученик и наизусть читает начало
повести.
- Ребята,
узнали начало произведения? Об этой повести Н.В.
Гоголя и о ее;
герое мы будем сегодня рассуждать.
Итак,
повесть Н.В.
Гоголя «Шинель».
Что обычно выносится
в название произведения? (Тема или основная
мысль).
Значит,
можно предположить, что Шинель - главное
действующее лиц повести?
Но шинель - это верхняя одежда, вещь, которую носит
человек.
- Какую
роль Шинель сыграла в жизни главного героя повести Акакия
Акакиевича? Заполните таблицу: что положительного и
что отрицательного принесла шинель
герою:
Проверка
по СЛАЙДУ.
+
|
-
|
стал ближе
к обществу
|
стал
увереннее
|
забросил
работу
|
стал
делать ошибки
|
стал
заметнее (о нем заговорили)
|
испытал
потрясение от встречи со значительным
лицом
|
|
умер
|
Вывод:
шинель сыграла значительную роль в жизни и
смерти.
2.
Осмысление
Вспомните,
каковы способы изображения героя? (Рисуется кластер на
доске)
1) Рождение. В. какой
семье родился герой? Как было дано имя?
(Ответы)
СЛАЙД: Акакос
по-гречески
- добрый,
незлобный, невинный,
простодушный.
Тот,
которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая
душа. Но ведь это характеристика гоголевского
героя.
Мать
Акакия Акакиевича не просто
выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из
9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла
ничего подходящего и дала имя по
мужу.
Тот же
СЛАЙД: в русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же
«смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.
2) Служба
в департаменте.
А)
Отношение к работе,
Б)
Отношения с сослуживцами,
В)
Отношения к сослуживцам.
Башмачкин
титулярный советник. СЛАЙД: Табель о
рангах.
Чем
занят герой на
работе? (Переписывал бумаги). Но
посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он
вдохновенен, как поэт, как
художник. Это не просто переписывание, а
творчество. И в этом
фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души
героя и рода его
занятий. СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник
Ю.
Игнатьев.
Каковы
были его отношения с сослуживцами? (ответы
учеников).
Кто
виноват в этом? Была ли у него возможность подняться
до более высокого
назначения и тем самым изменить к себе отношение?
(Да. Ему предлагали
повышение, но он
отказался).
Что
Акакию Акакиевичу
нужно было делать, чтобы его повысили
в должности?
(Поменять в работе название, изменить
лицо
глагола). 1) Рождение. В. какой семье
родился герой? Как было дано имя? (Ответы)
СЛАЙД: Акакос по-гречески
- добрый, незлобный, невинный, простодушный.
Тот, которого так
называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Но ведь это
характеристика гоголевского героя.
Мать Акакия Акакиевича не
просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти
трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала
имя по мужу.
Тот же СЛАЙД: в русских
святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к.
Акакий в квадрате.
2) Служба в
департаменте.
А) Отношение к
работе,
Б) Отношения с
сослуживцами,
В) Отношения к
сослуживцам.
Башмачкин титулярный
советник. СЛАЙД: Табель о рангах.
Чем занят герой на
работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая
бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто
переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс
повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий.
СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник Ю. Игнатьев.
Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).
Кто виноват в этом? Была
ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем
самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но
он отказался).
Что Акакию Акакиевичу
нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в
работе название, изменить лицо глагола).
Почему отказался? (Он не
хотел думать, напрягаться. Он боится большого мира, общения с
людьми. Ему хорошо, спокойно в своем мирке, в своем футляре),
А каков он в быту? О чем
мечтает? (Ответы. Буквы заменили семью. Разговаривает с ними.)
Особенность повести - ее монологичность.
ЭТО ДО ПОЯВЛЕНИЯ
ШИНЕЛИ.
Какое событие
нарушило привычную жизнь? (Акакий Акакиевич Заметил, что его шинель
стала тонкой, что ему холодно в ней. Порвалась она,
и он идет
к Петровичу).
СЦЕНКА:
Башмачкин у Петровича.
Индивидуальное задание: рассказ о появлении
шинели в жизни героя. Вернемся к таблице: что можно
дописать?
+
|
-
|
Сделался
счастливым
|
очень
экономил
|
Итак,
герой не работал, сибаритствовал. Как понимаете значение слова?
(Ответы).
СЛАЙД:
Сибарит –
праздный, избалованный роскошью человек.
Сибаритствовать – вести жизнь
сибарита.
Академический толковый
словарь.
Как же
получилось, что шинель исчезла? (Индивидуальное
задание. Выбор. Пересказ)
Что не
понял, не осознал Акакий Акакиевич? (Человеку в такой дорогой
шинели не пристало ходить одному пешком
по пустынным улицам вечером.
Человек, имеющий такую дорогую шинель, ездит в
карете, пролетке... Поменяв шинель, Башмачкин не поменял
статус).
Что же делать ему
теперь? Потерян смысл жизни. Он ищет
защиты и отправляется к значительному
лицу.
Выразительное чтение по
ролям
(учитель и 2 ученика).
Каким вы
увидели героя? Изменила ли его шинель? (Нет,
каким был маленьким
человеком, таким и остался. Герой не задумывается о собственном ничтожестве, о том,
что нельзя терять свое лицо).
Как вы
думаете, почему?
Так
изменила ли
шинель Акакия
Акакиевича? (Наверное, кет. Вещь не
главное
в жизни человека.
Она не может сделать его лучше, нравственнее,
духовнее...)
3.
Вывод. Рефлексия.
Ответьте
на вопрос: «Оптимистична или пессимистична
повесть»? 1 уровень – рассуждение «Почему
повесть названа «Шинель», а не «Акакий Акакиевич Башмачкин»?
Домашнее задание: 1
уровень – рассуждение «Почему повесть названа «Шинель», а не
«Акакий Акакиевич Башмачкин»?
2 – 3 уровень – письменный
ответ на вопрос «Какая из точек зрения мне ближе?»
1. Аполлон Григорьев:
«В образе Акакия Акакиевича
поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той
степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека
источником беспредельной радости и уничтожающего горя…, волос
становится дыбом от злобно-холодного юмора, с которым следится это
обмеление».
2. Н.Г. Чернышевский:
«Гоголю многим обязаны те,
которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают
злое и пошлое»