Материалдар / Урок по повести Н.В.Гоголя "Шинель". Тема: "Вещь и человек в повести Н.В.Гоголя"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Урок по повести Н.В.Гоголя "Шинель". Тема: "Вещь и человек в повести Н.В.Гоголя"

Материал туралы қысқаша түсінік
Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель» Тема: «Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя» Цели урока: углубить представление учащихся о средствах характеристики героя, продолжить формировать понятие о «маленьком человеке» в литературе, обучать выявлению авторской позиции, обучать анализу эпизода 2. развивающие: 1) Развивать речевую активность учащихся: владение монологическими диалогическими формами устной и письменной речи, 2) развивать способности учащихся к творческой деятельности, 3) развивать навыки сравнительного анализа, сопоставления, обобщения на основе литературного материала. Ожидаемый результат: научатся анализировать, размышлять, развивать диалогическую и монологическую речь. умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
27 Желтоқсан 2017
453
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Восточно-Казахстанская область, Кокпектинский район село Самарское

КГУ «Самарская средняя школа-лицей имени Ж. Болганбаева»

Учитель русского языка и литературы: Оспанова Галия Каратаевна

Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тема: «Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя»

Цели урока: углубить представление учащихся о средствах характеристики героя,

продолжить формировать понятие о «маленьком человеке» в литературе, обучать выявлению авторской позиции, обучать анализу эпизода

2. развивающие:

1) Развивать речевую активность учащихся: владение монологическими диалогическими формами устной и письменной речи, 2) развивать способности учащихся к творческой деятельности, 3) развивать навыки сравнительного анализа, сопоставления, обобщения на основе литературного материала.

Ожидаемый результат: научатся анализировать, размышлять, развивать диалогическую и монологическую речь. умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.

Технология критического мышления

1. Вызов

Звучит колокольчик. Выходит к доске ученик и наизусть читает начало повести.

- Ребята, узнали начало произведения? Об этой повести Н.В. Гоголя и о ее; герое мы будем сегодня рассуждать.

Итак, повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Что обычно выносится в название произведения? (Тема или основная мысль).

Значит, можно предположить, что Шинель - главное действующее лиц повести? Но шинель - это верхняя одежда, вещь, которую носит человек.

- Какую роль Шинель сыграла в жизни главного героя повести Акакия Акакиевича? Заполните таблицу: что положительного и что отрицательного принесла шинель герою:


Проверка по СЛАЙДУ.

+

-

стал ближе к обществу

стал увереннее

забросил работу

стал делать ошибки

стал заметнее (о нем заговорили)

испытал потрясение от встречи со значительным лицом


умер

Вывод: шинель сыграла значительную роль в жизни и смерти.

2. Осмысление

Вспомните, каковы способы изображения героя? (Рисуется кластер на доске)

1) Рождение. В. какой семье родился герой? Как было дано имя? (Ответы)

СЛАЙД: Акакос по-гречески - добрый, незлобный, невинный, простодушный.

Тот, которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Но ведь это характеристика гоголевского героя.

Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала имя по мужу.

Тот же СЛАЙД: в русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.


2) Служба в департаменте.

А) Отношение к работе,

Б) Отношения с сослуживцами,

В) Отношения к сослуживцам.


Башмачкин титулярный советник. СЛАЙД: Табель о рангах.

Чем занят герой на работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий. СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник Ю. Игнатьев.

Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).

Кто виноват в этом? Была ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но он отказался).

Что Акакию Акакиевичу нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в работе название, изменить лицо глагола). 1) Рождение. В. какой семье родился герой? Как было дано имя? (Ответы)

СЛАЙД: Акакос по-гречески - добрый, незлобный, невинный, простодушный.

Тот, которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Но ведь это характеристика гоголевского героя.

Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала имя по мужу.

Тот же СЛАЙД: в русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.


2) Служба в департаменте.

А) Отношение к работе,

Б) Отношения с сослуживцами,

В) Отношения к сослуживцам.

Башмачкин титулярный советник. СЛАЙД: Табель о рангах.

Чем занят герой на работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий. СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник Ю. Игнатьев.

Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).

Кто виноват в этом? Была ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но он отказался).

Что Акакию Акакиевичу нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в работе название, изменить лицо глагола).


Почему отказался? (Он не хотел думать, напрягаться. Он боится большого мира, общения с людьми. Ему хорошо, спокойно в своем мирке, в своем футляре),

А каков он в быту? О чем мечтает? (Ответы. Буквы заменили семью. Разговаривает с ними.) Особенность повести - ее монологичность.


ЭТО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ШИНЕЛИ.


Какое событие нарушило привычную жизнь? (Акакий Акакиевич Заметил, что его шинель стала тонкой, что ему холодно в ней. Порвалась она, и он идет к Петровичу).

СЦЕНКА: Башмачкин у Петровича.

Индивидуальное задание: рассказ о появлении шинели в жизни героя. Вернемся к таблице: что можно дописать?


+

-

Сделался счастливым

очень экономил


Итак, герой не работал, сибаритствовал. Как понимаете значение слова? (Ответы).

СЛАЙД:

Сибарит – праздный, избалованный роскошью человек.

Сибаритствовать – вести жизнь сибарита.

Академический толковый словарь.


Как же получилось, что шинель исчезла? (Индивидуальное задание. Выбор. Пересказ)

Что не понял, не осознал Акакий Акакиевич? (Человеку в такой дорогой шинели не пристало ходить одному пешком по пустынным улицам вечером. Человек, имеющий такую дорогую шинель, ездит в карете, пролетке... Поменяв шинель, Башмачкин не поменял статус).


Что же делать ему теперь? Потерян смысл жизни. Он ищет защиты и отправляется к значительному лицу.

Выразительное чтение по ролям (учитель и 2 ученика).


Каким вы увидели героя? Изменила ли его шинель? (Нет, каким был маленьким человеком, таким и остался. Герой не задумывается о собственном ничтожестве, о том, что нельзя терять свое лицо).


Как вы думаете, почему?

Так изменила ли шинель Акакия Акакиевича? (Наверное, кет. Вещь не главное в жизни человека. Она не может сделать его лучше, нравственнее, духовнее...)


3. Вывод. Рефлексия.

Ответьте на вопрос: «Оптимистична или пессимистична повесть»? 1 уровень – рассуждение «Почему повесть названа «Шинель», а не «Акакий Акакиевич Башмачкин»?

Домашнее задание: 1 уровень – рассуждение «Почему повесть названа «Шинель», а не «Акакий Акакиевич Башмачкин»?

2 – 3 уровень – письменный ответ на вопрос «Какая из точек зрения мне ближе?»

1. Аполлон Григорьев:


«В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…, волос становится дыбом от злобно-холодного юмора, с которым следится это обмеление».

2. Н.Г. Чернышевский:

«Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое»


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!