2. Середина урока.
5 – 35 мин
|
(К) 2. Актуализация жизненного
опыта.
У:
Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек
тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы
хотите узнать?
Д: Да,
конечно. (Дети хором читают с доски высказывание «Мир освещается
солнцем, а человек знанием»).
У: Как
вы понимаете это выражение?
Д: Когда
человек много знает, ему легче ориентироваться в
жизни.
Чтобы узнать тему нашего урока, я
предлагаю вам прочитать отрывок из известной вам сказки
.Прил 1
- Как мачеха и ее дочери обращались к
Золушке? (Выслушиваются ответы детей).
- Почему они не правы?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем
различные точки зрения.
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем
говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
(К) Целеполагание.
Цель нашего урока:
узнать, какое значение имеет Конституция в жизни
общества; что такое права и обязанности; кого называют
гражданином.
(К) Чтение текста по
учебнику. стр 118
Прочитать самостоятельно 1и2 абзацы и
подготовить прямые и открытые вопросы.( работа в паре, пара
составляет 2 вопроса). Заслушивают вопросы детей.
Гражданин страны –
это человек, который родился
или постоянно живет в этой стране. Он пользуется своими
правами и выполняет обязанности, которые записаны в
Конституции.
(Г)Составляем синквейн на тему
Конституция.
Итак, что записано в
Конституции?
- А есть ли права у
вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны
права ребенка? Давайте разберемся.
Чтение текста. Прил
2
Групповая работа. У вас лежат на столе
разрезанные фрагменты. Соберите картинку, склейте её и запишите,
какое право изображено.
(К) Игра "Юристы"
Р ебята, когда
нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к
юристу. Консультация
- это совет, разъяснение, а юристы -
это люди, которые хорошо знают законы. Давайте поиграем с вами в
игру «Юридическая консультация».
Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо
знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои.
Посмотрите в памятку , подумайте, какие права ребенка нарушены и
разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая
консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах
детей».
Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О
правах ребенка"...»
- Баба-Яга уносит братца Иванушку от
сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое
царство.
Какая статья Конвенции была
нарушена?( Согласно Конвенции о правах ребенка
- Право на личную жизнь, неприкосновенность
и свободу)
- Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти
денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый
ребенок имеет права на личное имущество.)
-Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет
право на защиту от физического насилия.)
-Волк: «Козлятушки - ребятушки,
отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах
ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического
насилия.)
-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить,
печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах
ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)
-Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой,
отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка,
каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем
заботятся и любят.)
-
Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах
ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со
своими родителями и никто не праве разлучить их.)
-Князь Гвидон младенцем вместе с матерью
был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно
Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на
жизнь.)
- Злая мачеха послала бедную
падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно
Конвенции оправах ребенка государство должно защищать всех
детей.)
-Маугли: «Так случилось, что я жил долгое
время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество
людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно
Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы
имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)
Работа с учебником. 3
абзац.
(К) Творческая
работа.
стр 121
Есть много моральных обязанностей, которым
вас учат с детства.
Задание: составьте проект обязанностей,
которые должны соблюдать граждане вашего возраста.
(П) Составьте синквейн по теме
«Гражданин».
Домашнее задание.
Какие обязанности есть у вас? Приведите
примеры.
Что такое ответственность? Приведи примеры
из жизни.
Разберите ситуации с точки зрения соблюдения
прав героев.
Одноклассник ежедневно посылает тебя в
буфет купить ему пирожок. Нарушаются ли при этом чьи-либо
права?
Письмо, адресованное тебе, было прочитано
твоим другом (мамой, папой, учителем) без твоего разрешения.
Является ли это нарушением права на тайну личной
жизни?
В
автобусе ты не купил билет. Является ли это правонарушением или это
моральный проступок?
|
Учащиеся в группах собирают
слово, затем из слов составляют словосочетание, рассуждают, о чем
можно говорить по данной теме.
Формулируют тему урока, определяют цель
урока
Работают с учебником
Учащиеся высказывают свое
мнение, обсуждают события .Делают общий
вывод
Учащиеся работают в группе,
выполняют творческую работу. Изучают информацию учебника, формируют
понимание термина
“Конституция,статья,права"
Учащиеся работают в группе,
выполняют творческую работу с опрой на статьи
Конституции
Работа с учебником
Учащиеся работают в группе,
выполняют творческую работу.
Учащиеся высказывают свои
идеи и фиксируют их в виде синквейна
Презентуют информацию
классу.
|
ФО: словесное
ФО: Апплодисменты
Критерии
оценивания:
учащиеся узнают, что такое
Конституция и права
Критерии
оценивания:знают некоторые статьи
Конституции
Критерии
оценивания:
-учащиеся смогли рассказать о
обязанностях
Оценивают работу других
групп приемом “Две звезды-одно
пожелание”.
|
Учебник
Учебник
Карточка
|