Материалдар / Урок русского языка "Обособленные члены предложения"

Урок русского языка "Обособленные члены предложения"

Материал туралы қысқаша түсінік
Тема: Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Цель: 1) обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении распространённых и нераспространённых определений и приложений; 2) совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами при работе с художественным текстом, определять их роль в речи; подготовить к выполнению задания творческого характера на лингвистическую тему;
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Желтоқсан 2017
641
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Цель: 1) обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении распространённых и нераспространённых определений и приложений;

2) совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами при работе с художественным текстом, определять их роль в речи; подготовить к выполнению задания творческого характера на лингвистическую тему;

3) на примере лучших образцов русской литературы воспитывать у учащихся любовь к родному слову и к родной природе.

Ход урока.

  1. Записать предложения с доски (без знаков препинания). Выполнить пунктуационный анализ предложений. В это время выполняется инд. работа у доски сбоку(II)

1) Причастие, обозначающее признак по действию, является выразительным средством в художественном тексте. 2) Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая художественному тексту особую выразительность.

- Нам предстоит на уроке доказать справедливость данных высказываний. Эти высказывания и будут эпиграфом к нашему уроку.


(II. Индивидуальная работа (у доски). Записать предложение, расставить знаки препинания, прокомментировать, обозначить графически условия постановки запятых.


Во всех пейзажах Левитана, изображавших осень, лучше всего передана печаль прощальных дней, листьев, тихо сыплющихся с деревьев, увядающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, едва пригревающего землю. (По К. Паустовскому).)


Проверка инд. задания.


III. 1) Определите тип обособленного определения. Ответ обведите кружком.

Вот терем, странный и милый, высится в тени листвы.

    1. Согласованное определение

    2. Несогласованное определение

  1. Чем выражены определения в предложениях?

А. Там церковь, не похожая ни на одну из прежних. (2)

Б. Некошеные травы, начинающие по-осеннему буреть, роняли капли росы. (1)

      1. Причастным оборотом

      2. Прилагательными с зависимыми словами

      3. Одиночным прилагательным


IV. 1) Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз (не)терпеливо ждет. (А. Толстой)


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.

На ручей, рябой и пестрый, за листком л…тит листок. (Н. Некрасов)


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное приложение.

Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настеж(?) окно. (Л. Леонов)



2) Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.

На лес, озябший и нагой, вдруг уп…дут сырые снегопады. (Л. Татьяничева)


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Бл…стает речка, льдом одета. (А. С. Пушкин)


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное приложение.

Яблонька,цветущая красавица, глядела в распахнутое настеж(?) окно. (Л. Леонов)



V. Работа с текстом.

(1) Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины.

(2) Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (3) Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. (4) Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. (5) Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. (6) По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное. (7) Старый дуб, вечный страж природы, охранял его. (8) И только заячьи следы на снегу говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная.

(9)Очарованные этой величественной красотой, мы с благоговением смотрели по сторонам.

(по Н. Заболоцкому)


Прочитайте текст.

Найдите предложение, в котором заключена основная мысль (1).

Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль (Картины зимы).

Выясним, каковы условия обособления определений и приложений в этом тексте (работа по вариантам). Взаимопроверка.


1 вариант.


1.Среди предложений 2 – 5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным прилагательным с зависимыми словами. (5)

2.Среди предложений 7 – 9 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными несколькими одиночными согласованными определениями.(8)

3.Среди предложений 5 – 9 найдите предложение с согласованным определением, относящимся к личному местоимению. (9)

4.Объясните орфограммы в выделенных словах.


2 вариант.


1.Среди предложений 4 – 6 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными несколькими одиночными согласованными определениями. (6)

2.Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным приложением. (7)

3.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение, в котором определение, выраженное причастным оборотом, не нужно обособлять. (4)

4.Объясните орфограммы в выделенных словах.



Какова роль обособленных членов в этом тексте? Какой они делают речь? (1 функция: они делают речь более красивой, в результате живописуют картины природы).

Требуют ли обособленные определения особой интонации при чтении? (Наличие обособленных членов требует особой интонации – с паузами, которые делают речь более плавной, замедленной).

Для чего это нужно автору? (Такое замедление вполне уместно в этом тексте. Наличие обособленных членов как бы замедляет и сам ход саней, заставляя «зрителей» не торопясь не только увидеть, но и рассмотреть эту диковинную красоту, это 2 функция определений).

Какую роль выполняет последнее предложение? (3 функция: передают душевное состояние человека).

С помощью каких ещё художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.

- эпитеты (просторная, нестерпимо блистающая зима; диковинные картины; тихая, скрытная, безвечная жизнь; таинственное и неподвижное, сказочное государство сна);

- олицетворение (снег пел, визжа);

- метафоры (зима развёртывала картины; государство сна);


VI. Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по этому тексту (тема даётся на выбор учащихся). Написано на доске.


  1. «Какую роль играют обособленные определения в художественном тексте (речи)?»

  2. «С помощью каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину зимы»?

Выясняем, для чего нужен текст при написании сочинения на лингвистическую тему (чтобы подтвердить свои суждения примерами из текста).


VII. Проверочный тест.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

4. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.

1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.


(самопроверка, ответы открываются на доске ) Ключ: 1-2); 2-1); 3-1); 4-1); 5-1); 6-1).

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ