Дети смотрят
то, что им предлагают, они
еще не могут самостоятельно и осознанно
выбирать телепередачи.
Ребенок учится по подражанию, перенимая демонстрируемые ему
эталоны.
Что полезного может извлечь ребенок из просмотра
мультфильма?
-
П
ерсонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые
разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют
у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и
плохого поведения.
-
Через
сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность
научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими
страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.
-
События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать
осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение,
формировать его мировоззрение.
Таким образом, мультфильм — это эффективное средство
воспитания ребёнка.
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены
психологически, педагогически или этически безграмотно. Просмотр
таких мультфильмов может иметь опасные для ребёнка
последствия.
Признаки «вредного
мультика»:
-
главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред
окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей →
последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление
жестокости, безжалостности, агрессии у ребёнка в реальной
жизни;
-
персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает,
не говорит, что так делать нельзя → у ребенка закрепляется
представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются
эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого
поведения;
-
демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения,
повторять которые в реальной действительности нецелесообразно,
глупо и даже просто опасно → это может обернуться для ребёнка
снижением порога чувствительности к опасности, а, значит.
потенциальными травмами;
-
распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным,
растениям → у ребенка появляются циничные высказывания, неприличные
жесты, непристойное поведение, грубость и безжалостность;
-
используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои.
Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже
красивыми, а отрицательные — наоборот → у ребёнка не
формируются критерии оценки поступков мультипликационных героев.
Когда ребенок вынужден подражать несимпатичным главным героям,
неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша;
Напутствия для
родителей:
- следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов
детям младше двух лет;
- просмотр телевизора не должен превышать 1 час в день (по 20 минут
3 раза в день);
- при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо
быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что
зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее;
- с детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных
фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка
складывается более ясная и цельная картинка происходящего;
- не надо «перекармливать» детей никакими
мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой,
праздником.
Если
ребенка невозможно оторвать от телевизора, можно использовать
отучающие игры:
«Телевизор переезжает». По данным психологических
исследований, дети больше тянутся к телевизору, если он занимает
«почетное» место, например в центре комнаты. Вместе с малышом
организуйте «переезд» телевизора на новое место жительства, менее
почетное. А вот книжки, наоборот, должны переехать из книжного
шкафа на низкие открытые полочки.
«Сделай свой мультик». Купите раскраски со сценками из
мультиков и склейте из них свое собственное «кино» с новым сюжетом.
Сделайте из картона большой экран и используйте его как сцену для
кукольных спектаклей. Предложите малышу выступить в роли
ТВ-ведущего. Уменьшение времени телепросмотра за счет других
занятий должно происходить незаметно, иначе ждите обратной
реакции.
Информационно-диагностический кабинет
Управления образования
Администрации Володарского муниципального района
606070 г. Володарск,
Нижегородская область, ул. Заводская, 38
Телефон/факс: 4-24-00
УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛОДАРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА
ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
КАБИНЕТ
АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Мультфильмы:
их влияние на психику
ребёнка
2013
г.