Материалдар / УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА "Эгоизм ради эгоизма"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА "Эгоизм ради эгоизма"

Материал туралы қысқаша түсінік
Сабақ орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімдеріне арналған
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2020
457
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

























УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА

"Эгоизм ради эгоизма"



 

Темерболатова Б.М.















2014-2015 учебный год





Тема урока: "Эгоизм ради эгоизма"

(по повести А.С.Пушкина "Выстрел")

Цели урока: ознакомление учащихся с повестью А.С.Пушкина «Выстрел»; показать мастерство в создании характера литературного героя;

Обучающие:

  1. продолжить изучение творчества А.С. Пушкина;

  2. расширить представление обучающихся о понятии дуэли, как явлении 19 века;

  3. обучить анализу художественного произведения.

Развивающие:

  1. развивать умение обучающихся анализировать художественный текст и строить монологические аргументированные высказывания по теме;

  2. развивать творческие способности обучающихся;

Воспитательные:

  1. способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся;

  2. способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;

1.Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работать с «Повестями Белкина», созданными Пушкиным в Болдино в 1830 году. Работая с текстом, обращаем внимание на три основных понятия:

  • Смысл жизни

  • Цель жизни

  • Ценность человеческой жизни.

Название очень точно выражает содержание повести. 
- Какие чувства у вас вызывает название?
(Чувство тревоги, жалости, страха, сострадания).
- Каким цветом вы бы написали название?
(Черным, красным, желтым (вспышка, озарение)).

2.Лексическая работа.

Месть- действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь.

Ненависть- чувство сильной вражды, злобы.

Эгоизм- себялюбие, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

ДУЭ́ЛЬ, дуэли, ·жен. (·франц. duel). Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. Дуэль между кем-нибудь и кем-нибудь. Дуэль Пушкина с Дантесом. Драться с кем-нибудь на дуэли. Вызвать кого-нибудь на дуэль.

| перен. Состязание, борьба двух каких-нибудь сторон (·книж.·газет. ). Словесная дуэль между защитником и прокурором.

Основные принципы

В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести. В связи с этим правила проведения дуэлей основывались на прецедентах, хотя существовали некоторые неформальные общепризнанные принципы, в частности:

  1. Дуэль может и должна происходить только между равными.

  2. Основной принцип и назначение дуэли — решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.

  3. Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.

  4. Оскорбление может быть нанесено только равным равному.

  5. Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.

  6. Поэтому дуэль, как отомщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.

  7. При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.

  8. При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.

  9. Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.

  10. Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.

Сильвио - В начальной повести цикла только один из главных героев назван по имени, к тому же необычному для русского уха - Сильвио. Все остальные герои - в том числе и граф - безымянны. Стало быть это не случайно. Имя героя - как единственное (кроме имени жены графа) в повести - должно привлечь наше внимание.
Можно найти между именем Сильвио и его характером. Имеется в виду латинская пословица in silvam ligna ferre (носить дрова в лес) В русском это - носить воду в решете. Все эти пословицы используются для характеристики бездеятельности и бездельников. Если учесть, что делом для Сильвио в течение нескольких лет было упражнение в стрельбе, то латинская пословица отразилась в его имени. 3. Задание по группам:

  • Характеристика Сильвио

  • Описание комнаты

  • Рассказ Сильвио

  • Состояние Сильвио во время 1 дуэли.

  • Рассказ графа.

  • Состояние Сильвио во время 2 дуэли.

4. Определение порядка повестей.

Композиция произведения.

1-я часть.

1.Рассказ офицера о военной жизни и о столкновении Сильвио с молодым поручиком.

2.Рассказ Сильвио о первой дуэли с графом.

2-я часть

1.Рассказ офицера повествователя о деревенской жизни.

2.Рассказ графа о второй встрече с Сильвио.

3.Сведения о дальнейшей судьбе героя.

Знакомство с героем. Чтение портрета Сильвио. Запись в тетради и на доске ключевых слов, словосочетаний описания Сильвио. Ключевые слова записываются и дальше по ходу чтения повести. Должна получится следующая запись:

Сильвио
странный
таинственный
угрюмый
крутой нрав
злой язык
уверенный в себе
высокомерный
великодушный ?
сдержанный ?
умный
опытный
вид дьявола?
привык первенствовать
наслаждался славою
эгоистичный
завистливый
мстительный
злой
пробуждение добра ?

Граф
блистательный счастливец !
умный
красивый
веселый
храбрый
беспечный ?
открытый
дружелюбный
свободный разговор
любезный
счастливый !
честный
благородный
терпеливый
хладнокровный
счастливый !





Образ главного героя. Отчёт групп.

- Кто главный герой повести?

1 группа

Опытность, угрюмость, крутой нрав, злой язык, таинственность.

Вывод: перед нами личность неординарная, притягательная, способная на многое – на дела великие, героические.

- Какой поступок чуть было не повредил ему во мнении молодёжи?

-  Для Сильвио важно общественное мнение?

Пушкин кратко и образно рисует жилище Сильвио: «голые стены, источенные пулями», как эмблема разрушенного очага.

2 группа

- Что же не даёт покоя Сильвио?

- Какие слова из его рассказа передают его отношение к молодому графу? («Злобствовал», «волнения злобы», «его равнодушие взбесило меня», «злобная мысль», «думал о мщении»)

- Уместно ли слово «месть»по отношению к действиям Сильвио?

Единственный повод для вызова – пощёчина, она преднамеренно спровоцирована им самим. Причиной послужило то, что»первенство моё поколебалось», возникло желание утвердить своё превосходство над молодым счастливчиком.

Не «месть», а «ненависть» движет героем, толкает его на поступки (стремление унизить человека)

«я его возненавидел», - звучит в рассказе Сильвио повествователю. Дуэль же «взбесила» героя.

- Какой «бес» овладел им? Раскройте смысл этой метафоры.

Герой дал такое направление судьбе, которая преследует чёрную, недостойную цель. Ради «мести» он от многого отказывается.

- От чего, например?

- Как относится к рассказу Сильвио офицер-повествователь? А как вы относитесь к поступку героя?

3 группа

- А теперь переходим к кульминации повествования.

- Каким увидел граф Сильвио, ожидающего в кабинете? («… увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой»; от его голоса «волосы стали вдруг на мне дыбом»)

- Что так изменило героя?

- Какая внутренняя жизнь и работа шли в сознании Сильвио в течение явно нелёгких для него лет?

- Чем закончилась эта дуэль?

- Какой выстрел вынес Пушкин в название повести?

- Что хотел сказать Сильвио своим выстрелом в картину? Ещё раз показать своё превосходство?

Выстрел похож на своего рода точку.

- Чему мог поставить точку герой?

Выстрел Сильвио знаменует миг озарения. Не пора ли было поставить точку бессмысленной озлобленности и повернуть жизнь в иную сторону? Теперь мы можем объяснить, почему автор не заканчивает на этом эпизоде повесть, а дописывает ещё один абзац. Мы теперь видим:ив его жизни появился новый смысл.

Вывод:

Он задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что, по сути дела, лишает счастья прежде всего самого себя. Эгоизм ради эгоизма. Все остальные достоинства человека (храбрость, верность руки, удаль) лишь условия достижения цели.

- Что же получается? У Сильвио:

Смысл жизни – добиться превосходства над всеми.

Цель жизни –месть.

Ценность человеческой жизни невысока.

Произведение не столько о самой дуэли как таковой, а о всей жизни главного персонажа, которая так или иначе оказалась посвящена желанию отмщения.

Мы говорим о том, как важны для Пушкина такие понятия, как «дом», «семья», «семейное счастье». Обратите внимание , с чего начинается вторая часть повести. Пушкин ещё раз обращает внимание читателя не важность счастливой семейной жизни, важность наличия у человека домашнего очага.

Сильвио задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что лишает прежде всего самого себя жизни: нет ни семьи, ни детей.

- О чём эта повесть?

Не о дуэли повесть, а о смысле жизни человека, о пути человека к этому смыслу, о дороге жизни от себя прежнего к себе иному. Поддавшись искушению, нужно найти силы остановиться, поставить на этом точку и повернуть свою жизнь в русло добра и справедливости.

Эта мысль была так важна для автора, что он вынес повесть «Выстрел», написанную предпоследней, в начало цикла.

 Ожидаема ли такая развязка повести? Могли бы вы представить себе, что Сильвио откажется от выстрела?
-  Каким герой предстает в финале? Что победило в его душе?
-  Кто из героев счастлив и почему? Что мешало Сильвио быть счастливым?
-  Сильвио был убит. Можно ли сказать, что гибель его закономерна?
 
-  Как в этой повести Пушкин решает тему судьбы, предопределенности в жизни человека? Согласны ли вы с утверждением А.Ахматовой (чтение эпиграфа).



  - Как бы вы назвали сегодняшний урок? (После обсуждения выбирают строку Ахматовой «пусть будет счастье, когда его не может быть).

Актуальность повести.

 Рефлексия.

Д/з Прочитать самостоятельно повесть «Барышня-крестьянка».













Тест по повести “Выстрел”А.С.Пушкина.

1.Повесть “Выстрел”

А) начинает цикл “Повести Белкина”

Б) находится в середине цикла.

В) завершает цикл “Повести Белкина”.

2.“Ему было около тридцати пяти лет…к тому же его обыкновенная угрюмость и злой язык…какая-то таинственность.”Это описание:

А) графа;

Б) рассказчика;

В) Сильвио.

3.Композиция - это:

А) перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.

Б) последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

В) короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения.

4. Сильвио не выстрелил во второй раз в графа:

А) потому что испугался;

Б) потому что увидел смятение и робость графа;

В) потому что пожалел жену графа.

5.Слово дуэль происходит от слова

А) война;

Б) битва

В) два



Ответы:

  1. А. 2. В. 3. Б. 4. Б 5. Б.









































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!