Материалдар / Задача с целыми и дробными частями
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Задача с целыми и дробными частями

Материал туралы қысқаша түсінік
Санның бүтін бөлігі мен бөлшек бөлігі бойынша күрделі есептерді талдау
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Задачи с целыми частями числа



Теорема 1. Для любого справедливы оценки


Обозначим , . Тогда х = + , , .

=


1. Решите уравнение:


Решение. Так как и , то . Отсюда , поэтому x< 7 и . Непосредственно проверкой находим


2. (Турнир Городов). Найти число решений в натуральных числах:


Решение. Так как , где . Положим , где

Тогда .

Это возможно, если . Положив , находим , при , …,

при . Всего получим решений.


3. Решите уравнение:

Решение. Положим Тогда и заданное уравнение принимает вид Из определения целой части действительного числа следует, что Решив эти два неравенства относительно у, получим

Так как у- целое число, то или Если , то , а если , то Ответ: ;


4. Решить уравнение:

Решение. Если два числа имеют одинаковую целую часть, то их разность по абсолютной величине меньше 1, и поэтому из данного уравнения следует неравенство , откуда . Заметим, что неравенство выполняется при х < 5, и следовательно, число х (-1; 5) не будет корнем исходного уравнения, если неравенство будет иметь решение. Но из этого неравенства вытекает, что , так что его решениями могут быть только , а учитывая, что х (-1; 5), получаем или . Другими словами, из интервала (-1; 5) следует исключить промежутки (-1; 1),

(2; 3). Аналогично, из интервала (5; 11) следует исключить промежутки и .

Ответ:


5. Решите уравнение:


Решение. >0. Положим

, ; ; ; ; ;

. Отсюда получим, ; ; ; .


Решение. (2-способ) Поскольку , то имеем . Кроме того, х2+7 делится на 8. х2+7 = 8 . Рассмотрев где =1, 2,…, 7, получим , , , .


6. Решите уравнение:

Решение. Положим , тогда уравнение принимает вид

. Учитывая, что , получим .

Полагая , будем иметь , где -целое число.

Из последнего равенства следует, что , или

; . Возможными значениями являются -2; -1; 0; 1; 2, тогда соответствующие значения х: 2.


7. (Соросовская Олимпиада) Решите систему уравнений :

Решение. В силу тождества , после сложения всех трех уравнении системы получим, что . Из этого уравнения вычтем сумму первых двух уравнений системы и получим . Отсюда следует, что ….

Ответ: , у=0,2, .


8. Решите уравнение: 19 – 96 = 0


Решение. 19 =96 . Так как , то для решений уравнения имеем 19 .

Отсюда , т.е. может равняться 0, 1, 2, 3, 4 и 5, а , соответственно, равняется 0, .


Ответ: 0, 1 2 3 4 5 .

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!