Занятие - беседа с опытно-экспериментальной
деятельностью «Откуда берётся радуга?» в старшей группе
«Балбобек».
Цель: развитие
мыслительной активности, коммуникативных навыков, толерантности в
ходе исследовательской деятельности.
Задачи:
формировать
интерес к явлениям природы,
воспитывать
положительное отношение к самостоятельным действиям, поддерживать
познавательную активность;
расширять
представления о естественно научных связях между природными
явлениями;
способствовать
развитию аккуратности, взаимопомощи.
Словарная
работа:спектр,
призма.
Ход беседы:
Воспитатель:
Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку.
Разноцветные
ворота,
На лугу
построил кто-то.
Постарался
мастер тот,
Взял он красок
для ворот,
Не одну, не
две, не три –
Целых семь, ты
посмотри.
Как ворота эти
звать?
Можешь их
нарисовать?
(Радуга)
Ответы
детей.
Воспитатель:
Правильно - это радуга. А что такое
радуга?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Давайте
посмотрим.
Воспитать
демонстрирует фотографию радуги.
Дуга
просматривается на фоне дождевой завесы. Радугу мы можем наблюдать
в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце
не должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем
наблюдать летом, во время так называемых «грибных»
дождей.
Воспитатель: А
где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы
детей.
Воспитатель:
правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или
водопада.
Демонстрация
фотографий.
Воспитатель: Ещё
радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое спектр, как вы
думаете?
Ответы
детей.
Воспитатель: Спектр
- это разноцветная полоса, получающаяся при прохождении светового
луча через стеклянную призму. Вот смотрите, это
призма.
Воспитатель
показывает детям призму.
Воспитатель: призма-
это предмет, способный разложить луч света на составляющие, т.е. на
цвета.
Воспитатель: Ребята,
а вы знаете, что радуга также присутствует во многих народных
приметах, связанных с предсказанием погоды. Вот, например, радуга
высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая -
плохую.
Воспитатель: А кто
из вас может назвать, какие цвета у
радуги?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью которых вы
сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды
Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый
Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Воспитатель: А
сейчас я предлагаю вам создать свою
радугу.
Эксперимент: «Личная
радуга»
Нужны: Ёмкость,
наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой
бумаги.
Дети садятся
вокруг ёмкости, воспитатель показывает ход
эксперимента.
Опыт: в ёмкость
наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет
фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна
появится радуга.
При возможности
дети могут попробовать сами поймать радугу. Воспитатель им в этом
помогает.
Объяснение
опыта: Луч света
состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то
раскладывается на составные части - в виде
радуги.
Воспитатель: Ну, что
вам понравился эксперимент?
Проведем еще
один опыт.
Воспитатель: чтобы увидеть радугу, наполните банку водой,
поставьте на подоконник с внутренней стороны или на край стола
рядом с окном. Положите белый лист бумаги на пол, на тень от банки
и смотрите, как на нём появится радуга.
Предлагает детям дома родителям показать, как
получить радугу в домашних условиях.
Дети делятся
своими впечатлениями. Для закрепления порядка цветового спектра, в
свободное время, с детьми можно нарисовать
радугу.