Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Зерттеу жұмысы "Чтение на раз, два, три!"
Управление образования города Астана
КГУ «Школа-лицей № 40 имени Алькея Маргулана»
Выполнила: Пшембаева Зере
Класс: 6 «Д»
Тема: «Чтение на раз, два, три!»
Секция: Русский язык и литература
Руководитель: Аязбекова Гульвира Мейрхановна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация................................................................................................................3
Введение...................................................................................................................5
-
«От чтения к пению».....................................................................................7
-
«Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению».........11
-
«Плюсы» и «минусы» проекта...................................................................15
Заключение.............................................................................................................20
Литература.............................................................................................................21
Приложение............................................................................................................22
Аннотация
на исследовательский проект «Зерде» на тему: «От чтения к пению»
(КГУ «Школа-лицей № 40 имени Алькея Маргулана» г.Астана,
автор: Пшембаева Зере, ученица 6 «Д» класса)
В исследовательском проекте приведены интересные сведения, как через активное внедрение хорового чтения в учебный процесс можно сформировать коллектив учащихся, развить способности, имеющие значение в общем развитии личности учащегося.
Прежде всего обращается внимание на то, что современная виртуальная реальность оттеснили живое слово, книжную культуру и, как следствие, заметно упала культура общения, падает грамотность. В прямой связи с этим актуализируется проблема поиска действенных методов педагогической работы, способных содействовать восстановлению высокой миссии литературы, активизировать нравственно-эстетическую роль чтения, приобщающего растущего человека к высокому искусству, повысить уровень личностно ценной читательской деятельности - «чтение как труд и творчество».
Проект рассчитан на широкий круг читателей – учителей и учащихся, воспитателей дошкольных учреждений, учащихся начальных, средних и старших классов, всех, кто интересуется выразительным чтением.
Annotation
For the research project “Zere” on the topic: “From Reading to Laziness” (KG “№40 School named after Alkey Margulan”, Astana.
Author: Zere Pshembayeva, student of 6th “D” class)
In the research project, interesting data is presented on how, through the active integration of choral reading into the educational process can help from a cohesive group of students and develop abilities that play an important role in the overall personal development of the student.
First of all, attention is drawn to the fact that modern virtual reality has displaced the spoken word and book culture, and as a consequence, there has been a noticeable decline in communication culture and literacy. In direct connection with this, the issue of finding effective pedagogical methods is brought to forefront, methods that can contribute to restoring the high mission of literature and activating the moral and aesthetic role of reading, engaging students in valuable reading activities-“reading as work and creativity”.
The project is aimed at a wide audience - teachers and students, preschool educators, and, students of elementary, middle, and high school, as well as anyone interested in expressive reading.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В практике школы известны три формы выразительного чтения: индивидуальное чтение, диалогическое (по ролям или лицам) и чтение хоровое (многоголосое). Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. К. Д. Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс.
При обучении выразительному чтению, как и любому школьному предмету, учитель-словесник массовой школы стремится найти такие приемы, которые помогли бы ему вовлечь в общий педагогический процесс менее способных или менее прилежных и внимательных. В этом смысле хоровое чтение незаменимо: оно не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.
Если во время урока на каждого ученика затратить по 1,5 минуты, то на проверку домашнего задания (стихотворения) уйдет целый урок. В младших классах, кроме того, трудно заставить ребят сидеть и пассивно слушать, как по очереди будут тренироваться их одноклассники , а в живом, подвижном классе и вовсе невозможно. Поэтому в практике школы необходимо применять хоровое произнесение текста.
Практика показала нецелесообразность «оголенных» технических упражнений и большую результативность психотехнических упражнений. Даже преподаватели техники речи в специальных учебных заведениях осложняют чтение скороговорок дополнительными психологическими задачами: обрадовать, высмеять, осудить и т. д.
Надо сказать, что применять хоровые упражнения только для отработки техники и логики речи практически невозможно: сами упражнения включают эмоциональную и образную выразительность.
В XXI веке дети отдают предпочтение деловому чтению, которое выполняет информационную функцию, развивает логическую часть мышления, получается - растим левополушарных людей, тогда как, именно правое полушарие мозга отвечает за воображение, фантазию, творчество. Снижение интереса именно к художественной литературе выступает, одновременно, и как причина недостаточного нравственного, эстетического развития растущего человека.
Психологи утверждают, что мультимедийные компьютеры, современная виртуальная реальность оттеснили живое слово, книжную культуру и, как следствие, заметно упала культура общения, падает грамотность. В прямой связи с этим актуализируется проблема поиска действенных методов педагогической работы, способных содействовать восстановлению высокой миссии литературы, активизировать нравственно-эстетическую роль чтения, приобщающего растущего человека к высокому искусству, повысить уровень личностно ценной читательской деятельности - «чтение как труд и творчество» (В. Асмус) детей дома, в школе и культурно-образовательных учреждениях.
Сегодня активизировалась разработка стратегии культуросообразной модели образования, в ее основу положены представления о его культурологической функции. В этой стратегии закономерно рассматривать искусство как средство развития, воспитания личности. Культурологическая функция состоит в познании и освоении действительности и человека через искусство слова. Эта функция нацеливает самих детей на творческое проявление в отношении к искусству, при развитии у каждого ребенка универсальных способностей, одна из которых – хоровое чтение.
Выразительное же хоровое чтение окажет существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи учащихся.
І. «От чтения к пению»
Идея проекта - через активное внедрение хорового чтения в учебный процесс формировать коллектив учащихся, развить способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности учащегося: память, слух, чувство ритма, воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.
Цель проекта: экспериментально проверить продуктивность выразительного хорового чтения, направленного на воспитание и развитие их творческими читателями.
Цель исследования: выявить плюсы и минусы хорового чтения, выявить также эффективность обучения выразительному чтению.
Объектом исследования: процесс обучения выразительному хоровому чтению при изучении русского языка и литературы.
Предметом исследования: послужили учебники «Русский язык и литература» для 5,7 классов, некоторые художественные произведения, особенно произведения для детей.
Мы исходили из гипотезы: воспитание, развитие школьников творческими читателями выразительным чтением значительно активизируется:
-
если учитывается функциональность выразительного чтения, то есть, направленность на самореализацию развивающегося ребенка;
-
если учитываются возрастные особенности детей.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. На основе изучения истории исследуемой проблемы раскрыть смысл, функции хорового чтения.
2. Экспериментально проверить эффективность применения выразительного хорового чтения на уроках.
3. Проверить продуктивность проекта «От чтения к пению»
4. Выявить значение художественных произведений в формировании литературной речи у учащихся.
Методологическая основа исследования - эстетико-философские, психолого-педагогические, методические, литературоведческие труды ученых о развитии ребенка творческим читателем, о литературе для детей как искусстве слова, о чтении как эстетической деятельности.
Исследования в области педагогики, психологии чтения, воспитания, развития детей творческими читателями раскрывают различные подходы к трактовке названной проблемы. Так, философское освещение проблемы прослеживается в трудах В.Ф. Асмуса, М.К. Мамардашвили, JI.H. Столовича и других авторов, которые подчеркивают человековедческий аспект как высший критерий взаимоотношений писателя и читателя. В работах литературоведов, эстетиков М.М. Бахтина, A.M. Левидова, Б.С. Мейлаха и других рассматривается процесс восприятия произведений искусства слова как духовное взаимопроникновение автора и читателя. Ученые отмечают, что восприятие искусства является активной творческой деятельностью по созданию вторичного художественного образа. Такое художественное восприятие называется художественно-сотворческой деятельностью. Создание вторичного художественного образа как бы "принуждает" нас к "соучастию", "сотворчеству" делает чужой опыт на время нашим, личным и окрашивает этот процесс личностно значимо. Именно человековедческий, личностный приоритет в восприятии художественного произведения акцентируется в психологических исследованиях JI.C.Выготского, A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, A.A. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, П.М. Якобсона, Т.А. Полозовой и других. Различные аспекты целостного, т.е. эстетического восприятия произведения художественной литературы раскрывают: социологи - И.А. Бутенко, В.П. Чудинова, З.А. Янкова; библиотековеды, педагоги - Л.И. Беленькая, Г.М. Замковая, Н.П. Опарина, H.A. Рубакин, И.И. Тихомирова, С.А. Трубников. Зарубежные и отечественные специалисты по детскому чтению (Ж. Атанасов (Болгария), Р. Бамбергер (Австрия), Б. Беттельхайн (Германия), М. Генчиева (Чехия); Н.Е. Добрынина, Р.И. Жуковская, A.M. Леушина, Т.Д. Полозова, Л.Н. Рожина, М.А. Севрюгина и другие) рассматривают предрасположенность детей раннего возраста к эстетическому восприятию произведения художественной литературы, как благоприятную предпосылку развития их творческими читателями. Большая часть названных и не названных ученых акцентируют необходимость исследовать педагогическую ценность выразительного чтения.
Методы исследования:
-Теоретические: изучение исследуемой проблемы, изучение опыта внедрения хорового чтения в сфере образования в Республике Казахстан;
- эмпирические: опрос, анкетирование (учителей, родителей, детей);
- диагностические: анализ проделанной работы, результатов эксперимента.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
1 этап: 2022-2023 учебный год – подготовительный. Изучение и сбор необходимого литературоведческого, педагогического, психологического и учебно методического материала. На этом этапе были проведены беседы с учителями и анкетирование со школьниками.
II этап (2023-2024) – диагностический. Проведение предварительных проверок и определение характерных плюсов и минусов выразительного хорового чтения.
III этап (2024-2025) – заключительный. Подведение итогов проделанной работы.
Территория реализации проекта: КГУ «Школа-лицей № 40 имени А.Маргулана».
Целевая группа: учащиеся 4, 5, 6 классов.
Основные мероприятия по реализации проекта:
1. Создание методической основы:
1.1 Разработка анкет для изучения внедрения хорового чтения.
1.2 Составление перечня произведений для выразительного чтения хором (по необходимости).
1.3 Беседа с учителями-предметниками по вопросам организации хорового чтения в начале урока для активизации учебной деятельности (по необходимости).
2. Устойчивость идеи, проекта:
2.1. Подбор и специальная подготовка ответственных за проект.
2.2. Своевременное установление связей с участниками образовательного процесса по выявлению интересов детей.
2.3. Создание необходимой информационной базы данных для проведения эксперимента.
Научная новизна проекта: выразительное хоровое чтение как одно из важнейших качеств чтения, имеет большое познавательное и воспитательное значение, которое оказывает положительное влияние на исправление ряда недостатков речи.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы для организации и активизации деятельности учащихся в начале любого урока, дополнительных групповых занятий, при проведении внеклассных мероприятий.
Положения, выносимые на защиту:
-
Выразительное хоровое чтение является новой философией образования, которая формирует современный гуманистический подход к образованию, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей ребенка не как проблемы, а как возможности для обогащения совместного обучения школьников.
-
Одна из важнейших характеристик творческого чтения – собственная. Личная потребность ребенка в чтении, эстетическая радость, испытываемая им в процессе первичного воспитания, последующего анализа и оценки произведения художественной литературы. Выразительное хоровое чтение успешно способствует пробуждению и развитию этой плодотворной потребности, выступает как метод поэтапного развития способности творческого чтения детей школьного возраста в семье, в школе и культурно-образовательных учреждениях.
-
Активное внедрение хорового чтения в учебный процесс помогает формировать коллектив учащихся, развить способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности учащегося: память, слух, чувство ритма, воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.
ІІ. Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению
В практике школы известны три формы выразительного чтения: индивидуальное чтение, диалогическое (по ролям или лицам) и чтение хоровое (многоголосое). Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К. Д. Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс [7].
«В искусстве,— говорил К. С. Станиславский,— знать — это значит уметь». А каждое умение достигается путем тренажа, многократного повторения. Необходим индивидуальный тренаж, но возможности для такого тренажа весьма ограничены. Поэтому мы часто применяем хоровое произнесение текста.
Хоровые упражнения положительно влияют на исправление ряда недостатков речи (скороговорка, крикливость, вялость и т. п.»). Так же хоровое чтение является наиболее активной, действенной и доступной формой обучения выразительному чтению в школе. Процесс хорового исполнения поэтических произведений содействует не только овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного произношения, но и помогает формировать способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности учащегося: память, слух, чувство ритма, воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя[4].
Надо сказать,
что применять хоровые упражнения только для отработки техники и
логики речи практически невозможно: сами упражнения включают
эмоциональную и образную
выразительность.
Хоровое чтение
в школе часто наносит очень существенный вред, способствует
выработке того унылого монотона, который становится для многих
школьников привычным[5]. Чтобы этого избежать,
нами проводились
наблюдения за
правильностью и выразительностью читаемого
текста.
М. А. Рыбникова высоко ценила этот прием обучения. «Эта система чтения,— пишет она,— создает большое музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть новыми голосовыми средствами.
На чем основывают свое отрицательное отношение к хоровому чтению некоторые методисты?
Т. Ф. Завадская объясняет: «Следует сказать, что в настоящее время многие учителя и методисты, строящие обучение выразительному чтению на положениях К. С. Станиславского, отрицательно относятся к этому виду занятий (многоголосому чтению), так как увлечение «музыкальным богатством» хорового исполнения часто приводит к чисто формальным приемам работы, когда основное внимание учителя направляется на «оркестровку» детских голосов в ущерб выявлению идейно-художественного содержания текста; внимание же школьников во время чтения сосредоточивается не на мыслях и образах произведения, а на том, чтобы своевременно вступить в хор, произнести слова текста с определенной силой звука»[6].
К приведенным аргументам обычно прибавляют еще одно: хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать. Думается, что отрицать подражание как этап овладения мастерством нет оснований. Творческий путь любого таланта — это поиски себя, но начинается творческий путь с подражания.
Художественное
слово не составляет исключения из этого
правила.
Приказать
чувствовать нельзя, но можно заразить чувством. На такое именно
заражение рассчитано чтение произведения преподавателем, слушание
чтения мастеров звучащего слова, хорошо читающих учеников. Но
наиболее заразительным является участие в многоголосом чтении.
Чтец, находясь рядом с другими эмоционально произносящими текст,
невольно поддается их влиянию и постепенно эмоционально обогащается
и убеждается в том, что и он может произносить текст выразительно.
Слуховые впечатления усиливаются речедвигательными
ощущениями.
На наш взгляд,
многоголосое
чтение учит передавать мысль и чувство в речевой интонации,
использовать средства выразительности: усиливать и ослаблять
громкость, ускорять и замедлять темп, повышать и понижать тон,
пользоваться различными тембровыми красками. Если говорить о
межпредметных связях, то наиболее органическая связь существует
между выразительным чтением и пением. Этот вопрос подробно
освещен Ю.Э.Озаровским
в его книге «Музыка живого слова».
Характеристика
речи как музыкального явления, данная Ю. Э. Озаровским, весьма
убедительна.
Художественное чтение — звучащая литература. У литературы свои законы. Еще Белинский указал, что литература «есть и звук, и картина, и определение, ясно выраженное представление». Поэтому чтение, имеет много общего с пением, с вокалом.
Исследования Б. М. Теплова и других психологов показали, что следует различать высотный слух, мелодический слух и ладовое чувство, гармонический слух, определяющие в своей совокупности музыкальную одаренность. Для художественного же чтения решающее значение имеет речевой слух, являющийся основой формирования культуры устной речи. Что речевой слух не совпадает со слухом музыкальным, показывают те случаи, когда лица с очень слабым музыкальным слухом оказываются способными и даже талантливыми чтецами [3].
Очень помогают хоровые упражнения в работе с подростками и юношами. Многие из них говорят глухим глубинным голосом, некоторые бормочут, а не говорят. Это результат невнимания школы к голосам мальчиков в период мутации и в следующий период. Убеждений и замечаний преподавателя в этих случаях оказывается недостаточно. Проработав некоторое время в речевом хоре, такие ученики «открывают» свой нормальный голос.
Очень важно взаимовлияние участников многоголосого чтения. Это относится не только к технике и логике речи, но и к образно-эмоциональной выразительности. Доказательством целесообразности хоровых упражнений является то, что учащиеся всех возрастов проделывают эти упражнения охотно и с интересом, а интерес, увлеченность в искусстве — очень важный, даже решающий момент. Для того чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого участника вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный и тщательный разбор произведения.
Не каждое произведение подходит для хорового исполнения. Избираются произведения, которые по самой своей природе требуют полифонии: массовые сцены, картины природы, изображающие активное действие стихийных сил [1].
Часто брали для хорового чтения в 5-7 кклассах произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина, С.В.Михалкова, Н.А.Некрасова, Абая Кунанбаева, Ч.Айтматова, Н.А.Заболоцкого и т. д.
Основная задача: преодолеть порок школьного выучивания наизусть — зубрежку слов, приучить детей работать над подтекстом с тем, чтобы запоминание текста шло непроизвольно, так, как это делают в большинстве чтецы-профессионалы, и что, как показывают многочисленные психологические исследования, обеспечивает более прочное запоминание. После каждого чтения ученики-слушатели делают свои замечания. Вместо обычных ничего не говорящих «мне понравилось», «читал выразительно» или «читал невыразительно», учащиеся теперь указывают конкретные удачи и неудачи чтеца, разбор приобретает необходимую точность и деловитость. Хороший чтец все время видит и слышит явления, о которых говорит, и хочет, чтобы это увидели и услышали слушатели [2].
ІІІ. «Плюсы» и «минусы» хорового чтения.
Плюсы |
Минусы |
6. Приказать чувствовать нельзя, но можно заразить чувством. 7. Слуховые впечатления
усиливаются. 9. Для художественного чтения решающее значение имеет речевой слух, являющийся основой формирования культуры устной речи. 10. Читая хором, ребенок раскрывает скрытый талант. 11. Многие молодые люди говорят глухим глубинным голосом, некоторые бормочут, а не говорят. Проработав некоторое время в речевом хоре, такие ученики «открывают» свой нормальный голос. |
1. Хоровое исполнение часто приводит к чисто формальным приемам работы. 2. Основное внимание направляется на «оркестровку» голосов в ущерб выявлению идейно-художественного содержания текста. 3. Внимание во время чтения сосредоточивается не на мыслях и образах произведения. 4. Хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать. Все эти недостатки при обучении выразительному чтению приходится преодолевать. |
В ходе выявления вышеназванных преимуществ и недостатков хорового чтения было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов и их родителей. Приняло участие в анкетировании 104 учащихся и 13 родителей. В результате проведенной работы мы выяснили, что нашим детям:
-
нравится хоровое чтение - 80%;
-
помогает в учебе - 84%; чувствуют единство - 27%; легко запоминают стихотворение - 53%;
-
дарит хорошее настроение - 97%;
-
развивает память - 68%; экономит время - 11%; объединяет учащихся в большой коллектив - 28%;
Итоги анкетирования родителей:
-
в конце учебного года ребенок знает наизусть больше 10 стихотворений - 85%;
-
способствует прочному запоминанию любого текста - 85%;
-
улучшение техники чтения - 60%;
-
четверостишие ребенок может выучить за 1,5 минуту - 60%.
Итоги опроса учителей:
-
Сатпаев Сапар Мусабекович, учитель русского языка и литературы, отметил, что хоровое чтение объединяет коллектив учащихся, помогает улучшению произношения некоторых слов, экономит время, раскрывает личность ребенка, особенно в начальных классах.
-
Муса Анизат Сейдазымовна, учитель казахского языка и литературы, считает, что при правильном подходе к организации хорового чтения учащиеся, особенно слабоуспевающие, будут стараться правильно произносить слова и ставить ударения, подражая одноклассникам с высокой учебной деятельностью. В своей практике она не использует хоровое чтение, так как данный вид, возможно, понизит ответственность тех, кто своевременно не учит текст, а стараются «слится в общество чтецов».
-
Фазылова Гульнар Заутбековна, учитель математики и физики, сделала акцент на том, что хоровое чтение развивает память, ученики правильно произносят термины и быстро запоминают, но перед хоровым чтением, занимается индивидуально с каждым ребенком. Данная форма работы на уроке улучшает технику чтения, так же способствует поисковой работе у 60 % учащихся.
-
Сакеева Салтанат Сетхамзиевна, учитель информатики, не использует в своей практике данный вид работы, но считает, что с помощью хорового чтения можно развивать память у учащихся.
-
Өміржан Ботагоз, учитель истории, использует хоровое чтение для того, чтобы дети почувствовали себя свободно, перебороли страх и неуверенность при опросе домашнего задания, но и для прочных знаний предмета.
-
Тулекова Калия Акжановна, учитель русского языка и литературы, СШ № 34 г.Астана, положительно относится к хоровому чтению, отметила возможность применения данного приема на уроках русского языка и литературы для правильного проговаривания трудных слов, для исправления недостатков речи.
-
Шарипова Г.Х., учитель русского языка и литературы, гимназии № 48 г.Астана, отметила положительное отношение к хоровому чтению, так как оно развивает память, правильную речь.
Таким образом, мы доказали идею проекта, что через активное внедрение выразительного хорового чтения в учебно-воспитательный процесс можно сформировать коллектив учащихся, которого часто не хватает; развить способности, имеющие значение в общем развитии личности учащегося: память, слух, чувство ритма, воображение, творческую активность, целеустремленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
В процессе написания исследовательской работы нами осуществлен анализ периодов использования хорового чтения в учебно-воспитательном процессе для развития личности ребенка. Первый период характеризует изучение и сбор необходимого литературоведческого, педагогического, психологического и учебно-методического материала. Во втором периоде были проведены беседы с учителями и анкетирование со школьниками. В третьем - проведена предварительная проверка и определение характерных плюсов и минусов хорового чтения, были подведены итоги проделанной работы.
2. Хоровое чтение является неотъемлемой часть выразительного чтения. Это - естественная потребность реализовать свои творческие замыслы, выразить себя, проявить свои возможности.
3. В ходе констатирующего, формирующего экспериментов был выявлен комплексный характер способности хорового выразительного чтения: учет возрастных, индивидуальных возможностей детей.
4. Исследовательская работа подтвердила основной закон детского творчества: его ценность заключается не столько в результате, но и в самом процессе. Выразительного чтения содействовала формированию коммуникативных способностей - освоению правильной речи, обогащению словаря детей; умению слушать и слышать других; повышала самооценку детей, их уверенность в себе, в свои силы, снижала уровень нервозности, тревожности.
Таким образом, поставленные задачи - определить многофункциональность выразительного хорового чтения; использование его в работе с детьми разного возраста; рекомендация стихотворений для хорового чтения; первичное знакомство с автором, с книгой, с произведением для заучивания наизусть; беседа тематическая и проверка эффективности, результативности на этапе закрепления нами были успешно решены, гипотеза подтвердилась.
Литература
1.
Завадская
Т.Ф., «Методика выразительного
чтения». Учебное пособие для студентов специальности №
2101 «Русский язык и литература» «Просвещение», Москва,
1977г.
-
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.,'1963, с. 146.
-
Соловьева А. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4—8 классах. М., 1983, с. 30.
-
Икрамова С.А., Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов. Автореферат. Душанбе, 2010г.
-
Орлова Л.И., Выразительное чтение //Библиотечная работа с детьми и юношеством: международный подход (Образовательный модуль)/Авторы учебно-тематических планов Артемова Т.Н., Иванова Г.А., Орлова Л.И., Орлова Л.И. и др.-М.:МГУКИ.ИДПО,2003.- С.7.
-
Орлова Л.И., Выразительное чтение как средство активизации творческого развития школьников //Чтение в современном мире: опыт прошлого взгляд в будущее. Тезисы первого Общенационального конгресса по чтению 18-21 августа 1992 г, Москва. Секция «чтение в библиотеках» /Сост. Т.Д. Полозова.-М.:РГЮБ,1992,-С. 19-20.
-
Качурин М. Г., Выразительное чтение в VIII—Х классах. Л., 1960, с. 76.
Приложение 1
-
Научный проект “Хоровое чтение: польза или вред”
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Читали ли Вы хором?
а) да б) нет в) никогда
2. Нравится Вам читать хором?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
3. Как Вы думаете, это помогает человеку?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
4. Минусы хорового чтения по Вашему мнению?
а) утомляет б) не нравится в) минусов нет
5. Плюсы хорового чтения по вашему мнению ?
а) помогает в учебе б) чувствую единство в) легко запоминаю
6. Хоровое чтение Вас утомляет?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
7. Какое настроение дарит хоровое чтение?
а) хорошее б) плохое в) не влияет
8. В чем смысл хорового чтения?
а) развивает память б) экономит время с) объединяет
Приложение 2
-
Научный проект “Хоровое чтение: польза или вред”
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Сколько стихотворений наизусть знает Ваш ребенок?
а) 1 б) 5 в) больше 10
-
Развивает ли память хоровое чтение?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
-
Способствует ли хоровое чтение прочному запоминанию текста стихотворения?
а) да б) нет в) иногда
-
Нравится ли Вашему ребенку учить стихи наизусть?
а) да б) нет в) не знаю
-
Нравится ли Вашему ребенку чтение хором?
а) да б) нет в) не знаю
-
Какая у Вашего ребенка техника чтения?
а) хорошая б) плохая в) удовлетворительная
7. Читаете ли Вы с ребенком хором?
а) да б) нет в) иногда
8. Повышает ли интерес ребенка хоровое чтение?
а) да б) нет в) не знаю
9. За сколько минут Ваш ребенок может выучить четверостишие?
а) за 1 минуту б) за 2 минуты в) за 1,5 минуты г) 0,5 минут
Приложение 3
Перечень стихотворений для хорового чтения
(внеклассное чтение 5 класс)
СТИХ О ДРУЖБЕ ДО СЛЕЗ
Друзей найти, бывает сложно,
Но очень просто потерять.
С друзьями надо осторожно,
Ценить, любить, и уважать.
Ведь друг, он сам тебя находит,
Его за деньги не купить.
Когда не ждёшь, к тебе приходит,
Чтоб дружбу верную дарить.
Друг верен, в горе не бросает,
С тобой идёт, ведёт тебя.
На все вопросы отвечает,
Твое внимание ценя.
Мы друга часто забываем,
Он тоже нашу помощь ждёт.
А вдруг случится, потеряем,
То кто тогда его вернёт?
Друзей найти, бывает сложно,
Найдешь – не упускай, держи
Ведь в этой жизни всё возможно,
Цени его, и дорожи…
Автор — Дмитрий Веремчук
Источник: https://ladyelena.ru/stixi-pro-druzej/
СПАСИБО, МАМА
Нет мамочки любимее на свете,
Она наш идеал, наш образец.
Всю жизнь мы для нее всего лишь дети,
Хоть и женились мы, иль вышли под венец.
Нет мамочки дороже на планете,
В объятиях ее всегда тепло.
Спасибо ей за то, что вы живете
Сказать родной уже пора давно.
Источник: https://ladyelena.ru/stixi-pro-mamu/
ЛЁТЧИК
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
УЧЕНЫЙ
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки —
Весь в работе, весь в науке.
МУЗЫКАНТ
Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.
СПАСАТЕЛЬ
Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать — работа для мужчин.
ЧТО ТАКОЕ
ДОБРОТА?
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко ■)
ЛЕС ПРОСНУЛСЯ
Тянут шляпки вверх грибочки –
Тесновато под листвой.
Серый заяц на пенёчке
Сел позавтракать корой.
Две косули и сохатый
Умываются с утра.
Бурундук кричит: «Ребята,
На зарядку всем пора!»
Волк лисичке улыбнулся
И цветочки подарил.
Это значит, лес проснулся,
Это значит, лес ожил.
Иван Суриков
РАДОСТЬ
Радость — если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
Наталия Антонова
Приложение 4
Практическая работа по выявлению времени на заучивание четверостишия
СПАСАТЕЛЬ
Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать — работа для мужчин.
6 «Ә» класс – 2 минуты 3 секунды
6 «Д» класс – 38 секунд
5 «Д» класс – 1 минута 47 секунд
Нас в любое время года
Учит мудрая природа,
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте. В. Орлов
2 «А» класс – 17 слов читают за 28 секунд, хором могут прочитать наизусть четверостишие с седьмого повтора.
6 «Г» класс – 1 минута 20 секунд
ОТЗЫВ
на исследовательский проект на тему: «Чтение на раз, два, три!»
(КГУ «Школа-лицей № 40 имени Алькея Маргулана» г.Астана,
автор: Пшембаева Зере, ученица 6 «Д» класса)
Приоритетной задачей уроков русского языка и литературы является оказание помощи каждой личности преодолеть порок школьного выучивания наизусть — зубрежку слов.
Практика показывает, что выразительное хоровое чтение положительно влияниет на выразительность индивидуального чтения и культуру речи учащихся. Автор, ученица 6 класса, предлагает сократить время на проверку домашнего задания (стихотворения). В младших классах, кроме того, трудно заставить ребят сидеть и пассивно слушать, как по очереди будут тренироваться их одноклассники, а в живом, подвижном классе и вовсе невозможно.
Автор проекта утверждает также о необходимости использования хорового чтения для повышения эффективности обучения выразительного чтения, а в целом, повышения уровня грамотности учащихся школы.
Многие подростки и юноши говорят глухим глубинным голосом, некоторые бормочут. Это, возможно, результат невнимания школы к голосам мальчиков в период мутации и в следующий период. Проработав некоторое время в речевом хоре, такие ученики «открывают» свой нормальный голос. Исследовательский проект дает выход из такой ситуации и предлагает активно внедрять чтение хором. Учащиеся 5 классов в конце учебного года знали двадцать семь стихотворений, в них содержалось семьсот слов, которые вошли в словарный запас.
Через активное внедрение хорового чтения в учебный процесс, как утверждает автор, действительно можно сформировать коллектив учащихся, развить память, слух, чувство ритма, воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.
Руководитель проекта: Аязбекова Гульвира Мейрхановна_____

