Казахский Национальный Университет имени
Аль-Фараби
Факультет: Философии и
политологии
Кафедра: религиоведения и
культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Баймерден Темирлан
Ерланулы
Руководитель: Кудерина Айжан
Нурхамитовна
Тема: Похоронные традиции
Казахов
В Казахстане, стране с богатым культурным
наследием и разнообразием традиций, обряды прощания с усопшими
проходят через период значительных изменений. Современные традиции
похорон сочетают в себе уважение к историческим корням и адаптацию
к новым реалиям современного общества. В этой статье мы рассмотрим,
как именно проявляются эти изменения в похоронных обрядах
Казахстана, отражая современные веяния и сохраняя при этом глубокое
уважение к прошлому.
Традиционные казахские похороны неразрывно
связаны с мусульманскими ритуалами, включая молитву за усопшего
(жаназа), захоронение тела лицом к Мекке и проведение поминок на
третий, седьмой и сороковой дни после смерти. Эти традиции
передаются из поколения в поколение, служа важной частью
национальной идентичности.
Несмотря на внедрение современных элементов,
уважение к традициям остается неотъемлемой частью похоронных
обрядов в Казахстане. Семьи стараются соблюдать традиционные
ритуалы, такие как чтение молитв и проведение поминок, придавая
большое значение сохранению культурного наследия.
Традиционные похороны у
казахов:
-
Первым делом совершают омовение. Исполнители
должны быть одного пола с покойным. Всего их может быть до 7
человек. Кто-то – поливает, кто-то – моет. Начинать положено
справа. Ткань, которой совершается омовение, нужно потом закапать
на кладбище, чтобы накопившаяся в них негативная энергия не вредила
живым.
-
После помывки покойного наряжают в белые одеяния
– акырет, длинной до колен. В ткани из двух кусков делают отверстие
для головы, а другой частью обворачивают конечности. На голове
должна быть накручена чалма. Для умерших женского пола используются
узкие полотенца вместо обычной ткани.
-
После одевания тело переносят в мечеть и
укладывают на специальный постамент – табыт. Умершую женщину могут
класть брат, отец, или другой близкий пожилой мужчина. На табыте
усопшего укутывают в ковер и завязывают в трёх
точках.
После трех дней пребывания тела в доме,
совершается погребальная церемония:
-
Нужно нести умершего обязательно ногами
вперёд.
-
На
погосте должны присутствовать мужчины и нести гроб. А дочери и
вдовы шествуют за гробом и оплакивают усопшего.
-
4
муллы становятся вокруг гроба, а ещё один – у
изголовья.
-
Ковёр развязывают и спускаются в могилу для
принятия и установки гроба.
-
Полотенца после спуска домовины забирают из
могилы.
-
После похорон раздают подарки, которые зависят от
статуса гостя.
-
За
выносом тела следует в доме усопшего читать специальные
молитвы.
-
После пожилого человека место обсыпают зерном для
последующего достатка в доме.
-
На
жилище покойного вешают ткань. Цвет зависит от возраста: у старца –
белая, у человека средних лет – чёрная, у молодых –
красная.
Казахи создают родовые захоронения-склепы, где
лежат несколько представителей рода. Из-за влияния ислама казахские
могилы выглядят местами как мини-мечети. Фасады украшают
традиционными казахскими узорами и росписями. На углах ставят
полумесяц. Учитывая, что исламские традиции не приемлют
украшательств и даже фото на могиле, захоронения стали выглядеть
минималистично: низкие сооружения из белого или красного кирпича,
камня или газобетонных блоков с небольшими концами. В целом
похороны у казахов очень похожи на исламскую церемонию погребения.
Они также с уважением относятся к предкам и традициям. Только
казахские захоронения выглядят более монументально и похожи на
католические склепы.
-
Влияние
глобализации:
Глобализация и урбанизация вносят свои коррективы в традиционные
обряды. В городах, где население обладает большей мобильностью и
разнообразием взглядов, похоронные церемонии становятся более
сдержанными и лаконичными. Это касается как масштаба мероприятий,
так и их продолжительности.
-
Технологии и социальные
сети:
Социальные сети и мессенджеры играют важную роль в организации
похорон, позволяя быстро распространять информацию среди
родственников и друзей усопшего. Видеотрансляции церемоний
становятся нормой, предоставляя возможность принять участие в
прощании тем, кто не может прибыть лично.
-
Экологическая
осведомленность:
Экологические соображения начинают влиять на выбор способов
захоронения. Возрастает интерес к биоразлагаемым гробам и урнам для
кремации, а также к кремации как альтернативе традиционному
захоронению в гробу, что ранее было менее распространено в
мусульманских общинах.
-
Индивидуализация
церемоний:
Увеличивается внимание к личным предпочтениям усопшего и его
близких при планировании похоронной церемонии. Это может касаться
выбора места захоронения, типа гроба, цветочного оформления и даже
музыкального сопровождения.
-
Вклад в общественное
здравоохранение:
Современные традиции также отражают более высокую осведомленность о
важности общественного здравоохранения. В условиях пандемии
COVID-19 в Казахстане, как и во многих других странах, были введены
строгие санитарные требования к проведению похоронных церемоний, в
том числе ограничения на количество участников и необходимость
соблюдения дистанции.
-
Места
захоронения:
Предпочтения в выборе мест захоронения также изменяются. Все больше
людей выбирают кремацию и хранение праха в колумбариях или других
альтернативных местах, что раньше не было характерно для
казахстанской культуры. Это связано как с ограниченным
пространством на кладбищах в крупных городах, так и с желанием
усопших за жизнь принять более экологичное
решение.
Современные традиции похорон в Казахстане
отражают глубокое уважение к прошлому и одновременно стремление к
инновациям и адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Эти изменения в обрядах прощания подчеркивают важность сохранения
культурного наследия, при этом открывая простор для индивидуальных
предпочтений и современных взглядов на процесс прощания с усопшими.
Важно, чтобы каждое прощание отражало жизнь и желания усопшего,
оставаясь при этом частью общекультурного пространства Казахстана,
которое ценит свою историю и традиции, взирая в
будущее.
http://www.kaznu.kz
#farabi.university