Береги честь с молоду




1 слайд
Раздел III. История и личность
Тема урока: «Береги честь смолоду»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
С.9.1.3.1 – понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов,
определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям,
событиям;
Г. 9.2.2.1 – пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая
позицию автора;
Ч.9.3.6.1 – анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая
содержание произведения.
1 слайд
Раздел III. История и личность Тема урока: «Береги честь смолоду» А. С. Пушкин «Капитанская дочка» С.9.1.3.1 – понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям; Г. 9.2.2.1 – пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора; Ч.9.3.6.1 – анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения.

2 слайд
Сегодня на уроке:
1. Разминка «Знаем ли мы Пушкина? »
2. Давайте вспомним страницы романа.
3. Назови героев повести «Капитанская
дочка» (по портретам)
4. Блицопрос
5. Упр.24. Сопоставьте образы Петра
Андреевича Гринева и Алексея Ивановича
Швабрина
6. «Встреча с героями»
7. Блицтурнир. Ответить на вопросы и
заполнить таблицу.
8. Рефлексия.
2 слайд
Сегодня на уроке: 1. Разминка «Знаем ли мы Пушкина? » 2. Давайте вспомним страницы романа. 3. Назови героев повести «Капитанская дочка» (по портретам) 4. Блицопрос 5. Упр.24. Сопоставьте образы Петра Андреевича Гринева и Алексея Ивановича Швабрина 6. «Встреча с героями» 7. Блицтурнир. Ответить на вопросы и заполнить таблицу. 8. Рефлексия.

3 слайд
Разминка «Знаем ли мы
Пушкина? »
-кто такой Пушкин?
-назовите полное имя и отчество Пушкина
-где получил начальное образование Пушкин?
-на каком языке разговаривали семья поэта? Почему?
-как зовут няню Пушкина?
-чье стихотворение прочитал он в лицее и как оно называется?
- какое произведение Пушкина перевел на казахский язык Абай?
-как умер писатель? Сколько лет было ему тогда?
-кто виновен в его смерти?
-какой роман написал Пушкин перед смертью?
3 слайд
Разминка «Знаем ли мы Пушкина? » -кто такой Пушкин? -назовите полное имя и отчество Пушкина -где получил начальное образование Пушкин? -на каком языке разговаривали семья поэта? Почему? -как зовут няню Пушкина? -чье стихотворение прочитал он в лицее и как оно называется? - какое произведение Пушкина перевел на казахский язык Абай? -как умер писатель? Сколько лет было ему тогда? -кто виновен в его смерти? -какой роман написал Пушкин перед смертью?

4 слайд
Давайте вспомним страницы
повести.
-основные события в повести (когда это
было?)
главные герои произведения
О чем рассказывается в повести?
4 слайд
Давайте вспомним страницы повести. -основные события в повести (когда это было?) главные герои произведения О чем рассказывается в повести?

5 слайд
Блицопрос
1 .Имя отца П. Гринева?
2. Сыну был пожалован в дядьки…
3 .Выучился Петруша грамоте…
4 .Какое имя взял себе Пугачев?
5. Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в
Оренбурге?
6. Как звали учителя-француза?
7. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости?
8 .Что сделал Швабрин , когда Пугачев узнал, что тот его
обманывает?
9. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под
караула донской казак …
10. Кто донес на Гринева?
11. Какая погода была во время встречи Гринева и Пугачева?
12. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого?
13. Куда отправил на службу Гринева старый генерал?
5 слайд
Блицопрос 1 .Имя отца П. Гринева? 2. Сыну был пожалован в дядьки… 3 .Выучился Петруша грамоте… 4 .Какое имя взял себе Пугачев? 5. Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в Оренбурге? 6. Как звали учителя-француза? 7. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости? 8 .Что сделал Швабрин , когда Пугачев узнал, что тот его обманывает? 9. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак … 10. Кто донес на Гринева? 11. Какая погода была во время встречи Гринева и Пугачева? 12. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого? 13. Куда отправил на службу Гринева старый генерал?

6 слайд
Блицопрос
(ответы)
1.Имя отца П. Гринева?
(Андрей Петрович)
2. Сыну был пожалован в дядьки…
(стремянный Савельич)
3. Выучился Петруша грамоте…
(12-м году)
4. Какое имя взял себе Пугачев? (Петр III).
5.Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в Оренбурге?
(не успела, дорога отрезана, крепость окружена)
6.Как звали учителя-француза?
(месье Бопре)
7.Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости?
(Швабрина)
8.Что сделал Швабрин , когда Пугачев узнал, что тот его обманывает?
(упал на колени)
9.Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак …
(Емельян Пугачев)
Кто донес на Гринева?
( Швабрин)
11.Какая погода была во время встречи Гринева и Пугачева?
(буран)
12.Как отблагодарил Петр Гринев вожатого?
(подарил тулуп)
13.Куда отправил на службу Гринева старый генерал?
(в Белогорскую крепость)
6 слайд
Блицопрос (ответы) 1.Имя отца П. Гринева? (Андрей Петрович) 2. Сыну был пожалован в дядьки… (стремянный Савельич) 3. Выучился Петруша грамоте… (12-м году) 4. Какое имя взял себе Пугачев? (Петр III). 5.Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в Оренбурге? (не успела, дорога отрезана, крепость окружена) 6.Как звали учителя-француза? (месье Бопре) 7.Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости? (Швабрина) 8.Что сделал Швабрин , когда Пугачев узнал, что тот его обманывает? (упал на колени) 9.Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак … (Емельян Пугачев) Кто донес на Гринева? ( Швабрин) 11.Какая погода была во время встречи Гринева и Пугачева? (буран) 12.Как отблагодарил Петр Гринев вожатого? (подарил тулуп) 13.Куда отправил на службу Гринева старый генерал? (в Белогорскую крепость)

7 слайд
Упр.24. Сопоставьте образы Петра Андреевича Гринева и Алексея
Ивановича Швабрина с помощью диаграммы Венна. Что объединяет их и
что делает совершенно непохожими друг на друга?
Критерии
оценивания
Гринев Швабрин
1) внешняя красота и
внутренняя сила (портрет
2) умение бороться с
тяжелыми жизненными
испытаниями (характер);
3) социальное положение
4) отношение к воинскому
долгу
5) отношение к окружающим
7 слайд
Упр.24. Сопоставьте образы Петра Андреевича Гринева и Алексея Ивановича Швабрина с помощью диаграммы Венна. Что объединяет их и что делает совершенно непохожими друг на друга? Критерии оценивания Гринев Швабрин 1) внешняя красота и внутренняя сила (портрет 2) умение бороться с тяжелыми жизненными испытаниями (характер); 3) социальное положение 4) отношение к воинскому долгу 5) отношение к окружающим

8 слайд
«Встреча с
героями»
1.Сидел под образами в красном кафтане в
высокой шапке и важно подбочась?
2 .«Трусиха. До сих пор не может слышать
выстрела из ружья, так и затрепещется».
3. Он был одет казаком и отрастил себе бороду
4.«Но жить убийством и разбоем – значит, по
мне, клевать мертвечину».
5. Благодаря кому мы познакомились с героями
повести «Капитанская дочка»?
8 слайд
«Встреча с героями» 1.Сидел под образами в красном кафтане в высокой шапке и важно подбочась? 2 .«Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». 3. Он был одет казаком и отрастил себе бороду 4.«Но жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать мертвечину». 5. Благодаря кому мы познакомились с героями повести «Капитанская дочка»?

9 слайд
«Встреча с героями»
(ответы)
1.Сидел под образами в красном кафтане в высокой шапке и
важно подбочась?
Емельян Пугачев
2 .«Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так
и затрепещется». Мария Миронова
3. Он был одет казаком и отрастил себе бороду
Алексей Швабрин
4.«Но жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать
мертвечину». Петр Гринев
5. Благодаря кому мы познакомились с героями повести
«Капитанская дочка»? А.С.Пушкин
9 слайд
«Встреча с героями» (ответы) 1.Сидел под образами в красном кафтане в высокой шапке и важно подбочась? Емельян Пугачев 2 .«Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». Мария Миронова 3. Он был одет казаком и отрастил себе бороду Алексей Швабрин 4.«Но жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать мертвечину». Петр Гринев 5. Благодаря кому мы познакомились с героями повести «Капитанская дочка»? А.С.Пушкин

10 слайд
Блицтурнир
Ответить на вопросы и заполнить
таблицу.
«Пушкинисты»
1. Имя отца Гринева?
2. Служил ли при графе…
3. Служил ли при графе…
4. Выучился Петруша грамоте..
5. В качестве учителя для Петруши был нанят
француз
6. Батюшка вошел на урок…
7. Как зовут Савельича?
8. Какой наказ дал Петруше батюшка на
прощание?
10 слайд
Блицтурнир Ответить на вопросы и заполнить таблицу. «Пушкинисты» 1. Имя отца Гринева? 2. Служил ли при графе… 3. Служил ли при графе… 4. Выучился Петруша грамоте.. 5. В качестве учителя для Петруши был нанят француз 6. Батюшка вошел на урок… 7. Как зовут Савельича? 8. Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание?

11 слайд
Блицтурнир. Ответ ы на
вопросы
«Пушкинисты»
Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)
Служил ли при графе… (Минихе)
Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич)
Выучился Петруша грамоте.. (на двевенадцатом году)
В качестве учителя для Петруши был
нанят француз
(мосье Бопре)
Батюшка вошел на урок… (географии)
Как зовут Савельича? Архип
Какой наказ дал Петруше батюшка на
прощание?
(«Служи верно, кому присягнёшь; слушайся
начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не
напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни
пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)
11 слайд
Блицтурнир. Ответ ы на вопросы «Пушкинисты» Имя отца Гринева? (Андрей Петрович) Служил ли при графе… (Минихе) Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич) Выучился Петруша грамоте.. (на двевенадцатом году) В качестве учителя для Петруши был нанят француз (мосье Бопре) Батюшка вошел на урок… (географии) Как зовут Савельича? Архип Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание? («Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)

12 слайд
Команда «Лицеисты»
1.Повествование в «Капитанской дочке»
ведется от лица…
2. Имя матери Петра Гринева…
3. За что Швабрин был переведен в
Белогорскую крепость…
4. Чье имя принял на себя Е. Пугачев?
5. После освобождения Петр Гринев и Маша
Миронова…
6. Как называется первая глава повести?
7.Какая пословица является эпиграфом к
повести
8. Кто помог Гринёву избежать ссылки?
12 слайд
Команда «Лицеисты» 1.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица… 2. Имя матери Петра Гринева… 3. За что Швабрин был переведен в Белогорскую крепость… 4. Чье имя принял на себя Е. Пугачев? 5. После освобождения Петр Гринев и Маша Миронова… 6. Как называется первая глава повести? 7.Какая пословица является эпиграфом к повести 8. Кто помог Гринёву избежать ссылки?

13 слайд
Команда «Лицеисты»
(ответы)
1.Повествование в «Капитанской дочке»
ведется от лица…
(Петра Гринева)
2. Имя матери Петра Гринева… (Авдотья Васильевна)
3. За что Швабрин был переведен в
Белогорскую крепость…
(за смертоубийство)
4. Чье имя принял на себя Е. Пугачев? (Петра III)
5. После освобождения Петр Гринев и Маша
Миронова…
(обвенчались)
6. Как называется первая глава повести?
7.Какая пословица является эпиграфом к
повести
Сержант гвардии.
Береги честь смолоду
8. Кто помог Гринёву избежать ссылки? (Маша Миронова)
13 слайд
Команда «Лицеисты» (ответы) 1.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица… (Петра Гринева) 2. Имя матери Петра Гринева… (Авдотья Васильевна) 3. За что Швабрин был переведен в Белогорскую крепость… (за смертоубийство) 4. Чье имя принял на себя Е. Пугачев? (Петра III) 5. После освобождения Петр Гринев и Маша Миронова… (обвенчались) 6. Как называется первая глава повести? 7.Какая пословица является эпиграфом к повести Сержант гвардии. Береги честь смолоду 8. Кто помог Гринёву избежать ссылки? (Маша Миронова)

14 слайд
Рефлексия
Какие нравственные поступки героев привлекают ваше
внимание, вызывают восхищение?
О героине Пушкин пишет с особой любовью и добротой.
Согласны ли вы с тем, что Маша Миронова – нравственный
идеал автора? (Сила любви, чувство ответственности за
любимого, самоотверженность, внутренняя красота.)
Нужно ли современной девушке обладать такими
нравственными качествами?
Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную
идею, прежде всего относится к самой героине, Маше
Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести
офицера на царской службе, но и в более широком смысле –
о верности слову, долгу, внутреннем благородстве.
Вывод: Значит, какими мы должны быть?
14 слайд
Рефлексия Какие нравственные поступки героев привлекают ваше внимание, вызывают восхищение? О героине Пушкин пишет с особой любовью и добротой. Согласны ли вы с тем, что Маша Миронова – нравственный идеал автора? (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота.) Нужно ли современной девушке обладать такими нравственными качествами? Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – о верности слову, долгу, внутреннем благородстве. Вывод: Значит, какими мы должны быть?

15 слайд
Домашнее
задание
Напишите текст-рассуждение на тему
«Почему А.С. Пушкин выбрал к повести
эпиграф “Береги честь смолоду”?»
15 слайд
Домашнее задание Напишите текст-рассуждение на тему «Почему А.С. Пушкин выбрал к повести эпиграф “Береги честь смолоду”?»