Формы контроля знаний и умений навыков на уроках английского языка
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
«Формы контроля
знаний, умений и
навыков на уроках
английского языка»
1 слайд
«Формы контроля знаний, умений и навыков на уроках английского языка»
2 слайд
Контроль на уроках английского
языка может преследовать разные
цели, однако во всех случаях он не
является самоцелью и носит
обучающий характер: он позволяет
совершенствовать процесс обучения,
заменять малоэффективные приемы
и способы обучения на более
эффективные, создавать более
благоприятные условия для
улучшения практического владения
языком, для воспитания учащихся
средствами английского языка.
2 слайд
Контроль на уроках английского языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения на более эффективные, создавать более благоприятные условия для улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами английского языка.
3 слайд
Роль контроля в учебном процессе
Выявляется усвоение материала
учащимися и пробелы в знаниях, что
позволяет правильно планировать
учебный процесс
Выясняются психологические
особенности учащихся (внимание,
память и т. д.). Это позволяет
индивидуализировать процесс обучения
Осуществляется обратная связь,
являющаяся непременным условием
формирования речевых умений в
области английского языка
3 слайд
Роль контроля в учебном процессе Выявляется усвоение материала учащимися и пробелы в знаниях, что позволяет правильно планировать учебный процесс Выясняются психологические особенности учащихся (внимание, память и т. д.). Это позволяет индивидуализировать процесс обучения Осуществляется обратная связь, являющаяся непременным условием формирования речевых умений в области английского языка
4 слайд
- преподавателю получить
информацию о результатах работы
учащихся в целом и каждого
учащегося в отдельности, о
результатах своей работы
- учащимся повысить мотивацию в
обучении, более прилежно учиться,
вносить коррективы в свою учебную
деятельность.
Контроль позволяет:
4 слайд
- преподавателю получить информацию о результатах работы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности, о результатах своей работы - учащимся повысить мотивацию в обучении, более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность. Контроль позволяет:
5 слайд
Функции
контроля
•Обучающая
•Управляющая
•Диагностическая
•Корректирующая
•Оценочная
•Стимулирующая
5 слайд
Функции контроля •Обучающая •Управляющая •Диагностическая •Корректирующая •Оценочная •Стимулирующая
6 слайд
Обучающая функция
Реализация данной функции
обеспечивается системой контрольных
упражнений и заданий, синтезирующих ранее
усвоенный материал и приобретенные умения,
повторяющих и закрепляющих усвоенный
материал на предыдущих уроках. Данная
функция способствует повторению и
закреплению пройденного на занятиях
материала, следовательно, контроль является
одним из способов изучения языку.
6 слайд
Обучающая функция Реализация данной функции обеспечивается системой контрольных упражнений и заданий, синтезирующих ранее усвоенный материал и приобретенные умения, повторяющих и закрепляющих усвоенный материал на предыдущих уроках. Данная функция способствует повторению и закреплению пройденного на занятиях материала, следовательно, контроль является одним из способов изучения языку.
7 слайд
Управляющая функция
Обеспечивает управление процессом овладения
языком благодаря использованию специальных учебных
материалов и разработанной методике их применения в
ходе контроля.
В педагогическом процессе все его звенья
должны функционировать по заданным параметрам.
Если процесс обучения протекает не по оптимальным
параметрам, управление педагогическим процессом
теряет смысл, поскольку издержки будут при этом
усугубляться. В случае полного выпадения из
педагогического процесса какого-либо звена
управление также становится неэффективным.
Управляющая функция реализуется лишь в том случае,
если все звенья процесса усвоения взаимодействуют по
оптимальным параметрам.
7 слайд
Управляющая функция Обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля. В педагогическом процессе все его звенья должны функционировать по заданным параметрам. Если процесс обучения протекает не по оптимальным параметрам, управление педагогическим процессом теряет смысл, поскольку издержки будут при этом усугубляться. В случае полного выпадения из педагогического процесса какого-либо звена управление также становится неэффективным. Управляющая функция реализуется лишь в том случае, если все звенья процесса усвоения взаимодействуют по оптимальным параметрам.
8 слайд
Диагностическая функция
Позволяет своевременно обнаружить
успешность-неуспешность в обучении и в
зависимости от обнаруженных результатов строить
дальнейший процесс обучения; вносить
корректировку в систему заданий, изменять ход и
содержание работы на уроке. Данная функция
реализуется в ходе всего процесса усвоения
языкового материала и развития речевых умений
на всех этапах обучения.
В содержание диагностической функции
входит не только установление факта успешности-
неуспешности в обучении, но и анализ причин,
приведших к этому факту.
8 слайд
Диагностическая функция Позволяет своевременно обнаружить успешность-неуспешность в обучении и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейший процесс обучения; вносить корректировку в систему заданий, изменять ход и содержание работы на уроке. Данная функция реализуется в ходе всего процесса усвоения языкового материала и развития речевых умений на всех этапах обучения. В содержание диагностической функции входит не только установление факта успешности- неуспешности в обучении, но и анализ причин, приведших к этому факту.
9 слайд
Корректирующая функция
Проявляется во внесении преподавателем
изменений в процесс обучения языку на основе
полученных в ходе контроля данных. Реализуется в двух
направлениях:
а) выявляется уровень проверяемого объекта
(информация о неудовлетворительном состоянии
проверяемого объекта поступает к учителю и
возбуждает его ввести коррекцию в процесс
преподавания, в дальнейшем учителю необходимо
убедиться в том, что коррекция дала положительный
эффект);
б) устанавливается неполная адекватность
используемых приемов и заданий проверяемому объекту
(отсутствие сигналов о неблагополучном состоянии
объекта свидетельствует, что приемы не выполняют
соответствующую задачу).
9 слайд
Корректирующая функция Проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных. Реализуется в двух направлениях: а) выявляется уровень проверяемого объекта (информация о неудовлетворительном состоянии проверяемого объекта поступает к учителю и возбуждает его ввести коррекцию в процесс преподавания, в дальнейшем учителю необходимо убедиться в том, что коррекция дала положительный эффект); б) устанавливается неполная адекватность используемых приемов и заданий проверяемому объекту (отсутствие сигналов о неблагополучном состоянии объекта свидетельствует, что приемы не выполняют соответствующую задачу).
10 слайд
Оценочная функция
Позволяет вынести суждение о результатах
деятельности как обучаемого, так и обучающего,
эффективности самого процесса обучения.
Данная функция охватывает и отражает разные
аспекты контроля как компонента педагогического процесса.
Общеизвестно, что любая деятельность на уроке нуждается в
оценке. В первую очередь это касается учащихся. Оценка
деятельности учащихся бесспорно является важным стимулом
в их дальнейшей учебной деятельности. Оценка деятельности
учащихся важна и для учителя.
С одной стороны, учитель получает представление об
уровне обученности каждого ученика.
С другой - может выяснить, в какой коррекции
нуждается его собственная педагогическая деятельность. В
оценке деятельности учащихся заинтересованы и органы
народного образования, которые судят по ней о деятельности
учителя.
10 слайд
Оценочная функция Позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения. Данная функция охватывает и отражает разные аспекты контроля как компонента педагогического процесса. Общеизвестно, что любая деятельность на уроке нуждается в оценке. В первую очередь это касается учащихся. Оценка деятельности учащихся бесспорно является важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности. Оценка деятельности учащихся важна и для учителя. С одной стороны, учитель получает представление об уровне обученности каждого ученика. С другой - может выяснить, в какой коррекции нуждается его собственная педагогическая деятельность. В оценке деятельности учащихся заинтересованы и органы народного образования, которые судят по ней о деятельности учителя.
11 слайд
Стимулирующая функция
Создает положительные
мотивы учения. Проведение или
ожидание контроля стимулирует
учебные действия учащихся,
является дополнительным
фактором их учебной
деятельности.
11 слайд
Стимулирующая функция Создает положительные мотивы учения. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся, является дополнительным фактором их учебной деятельности.
12 слайд
Виды контроля
•Предварительный
•Текущий
•Периодический
•Итоговый
12 слайд
Виды контроля •Предварительный •Текущий •Периодический •Итоговый
13 слайд
Предварительный контроль
Цель предварительного контроля заключается
в том, чтобы установить исходный уровень владения
языком и присущие учащимся индивидуально-
психологические качества, которые способствуют
успешности обучения (память, внимание, интересы,
общее развитие, склонности). Такой контроль
обеспечивает дифференцированный подход к
обучению и позволяет, во-первых, наметить
стратегии обучении языку и, во-вторых,
сформировать учебные группы с учетом уровня
подготовки и психологического развития учащихся. С
этой целью используются тесты, в том числе и
психодиагностические.
13 слайд
Предварительный контроль Цель предварительного контроля заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально- психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучении языку и, во-вторых, сформировать учебные группы с учетом уровня подготовки и психологического развития учащихся. С этой целью используются тесты, в том числе и психодиагностические.
14 слайд
Текущий контроль
Позволяет не только выявить степень усвоения
материала учащимися и уровень их владения
навыками и умениями, но также имеет огромное
обучающее значение. Непосредственная обратная
связь, устанавливаемая в процессе текущего контроля,
является непременным условием повышения
интенсификации учебного процесса. Для того чтобы
научить английскому языку, необходимо общение на
нем, а общение на нем невозможно без обратной связи.
Текущий контроль позволяет судить об
успешности овладения языком, процессе становления
и развития речевых навыков и умений. Этот контроль
должен быть регулярным и направлен на проверку
усвоения учащимися определенной части учебного
материала.
14 слайд
Текущий контроль Позволяет не только выявить степень усвоения материала учащимися и уровень их владения навыками и умениями, но также имеет огромное обучающее значение. Непосредственная обратная связь, устанавливаемая в процессе текущего контроля, является непременным условием повышения интенсификации учебного процесса. Для того чтобы научить английскому языку, необходимо общение на нем, а общение на нем невозможно без обратной связи. Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направлен на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.
15 слайд
Периодический контроль
Периодический контроль знаний, умений
и навыков проводится после изучения темы
(лексической, грамматической или целого
раздела программы - например, внеаудиторное
чтение). Периодический контроль имеет своей
целью выявление степени усвоения учащимися
комплекса вопросов как в области языкового
материала, так и вида речевой деятельности.
Проводится по завершению изучения
темы. Он позволяет судить об эффективности
овладения разделом программного материала.
15 слайд
Периодический контроль Периодический контроль знаний, умений и навыков проводится после изучения темы (лексической, грамматической или целого раздела программы - например, внеаудиторное чтение). Периодический контроль имеет своей целью выявление степени усвоения учащимися комплекса вопросов как в области языкового материала, так и вида речевой деятельности. Проводится по завершению изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.
16 слайд
Итоговый контроль
Направлен на установление уровня владения
языком, достигнутого в результате усвоения
значительного по объему материала (в конце четверти,
учебного года). Цель работы - проверка приобретенных
знаний, умений и навыков учащихся. На практике, в
основном, контролируется усвоение языкового
материала. Следует учитывать, что проверяться
должно не только запоминание языкового материала, но
и развитие навыков владения им.
Особенность такого контроля заключается в его
направленности на определение, прежде всего, уровня
коммуникативной компетенции. Для этого
используются специальные тесты, позволяющие с
достаточной степенью объективности оценить
результаты обученности каждого учащегося.
16 слайд
Итоговый контроль Направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце четверти, учебного года). Цель работы - проверка приобретенных знаний, умений и навыков учащихся. На практике, в основном, контролируется усвоение языкового материала. Следует учитывать, что проверяться должно не только запоминание языкового материала, но и развитие навыков владения им. Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение, прежде всего, уровня коммуникативной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося.
17 слайд
Формы контроля
•Индивидуальный
•Фронтальный
•Групповой
17 слайд
Формы контроля •Индивидуальный •Фронтальный •Групповой
18 слайд
Индивидуальный контроль
Это наиболее объективная форма контроля,
поскольку он дает информацию о каждом учащемся, его
достижениях и недостатках. Поэтому такой вид контроля
особенно подходит для проверки обученности по окончании
четверти или учебного года, то есть в ходе итогового
контроля. Он полезен и в процессе предварительного
контроля, поскольку позволяет выявить все недостатки в
подготовке учеников. Индивидуальный контроль может
использоваться при проверке всех видов речевых умений, а
также при определении уровня сформированности
языковых навыков.
В то же время эта форма контроля при всех ее
достижениях требует очень больших затрат учебного
времени. Поэтому в ходе текущего контроля, когда
приходится экономить каждую минуту учебного времени,
применение этой формы в чистом виде ограничено.
18 слайд
Индивидуальный контроль Это наиболее объективная форма контроля, поскольку он дает информацию о каждом учащемся, его достижениях и недостатках. Поэтому такой вид контроля особенно подходит для проверки обученности по окончании четверти или учебного года, то есть в ходе итогового контроля. Он полезен и в процессе предварительного контроля, поскольку позволяет выявить все недостатки в подготовке учеников. Индивидуальный контроль может использоваться при проверке всех видов речевых умений, а также при определении уровня сформированности языковых навыков. В то же время эта форма контроля при всех ее достижениях требует очень больших затрат учебного времени. Поэтому в ходе текущего контроля, когда приходится экономить каждую минуту учебного времени, применение этой формы в чистом виде ограничено.
19 слайд
Фронтальный контроль
Фронтальный контроль протекает в форме
беседы преподавателя со всеми учащимися группы,
которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может
проводиться несколько раз в течение одного занятия.
Достоинства фронтального контроля:
- возможность охвата проверяющим
одновременно всех учащихся группы;
- высокая активность учащихся;
- высокий темп работы, который может
варьироваться в зависимости от трудности
задания и готовности учащихся.
Недостатки фронтального контроля:
поверхностный характер контроля из-за
рассредоточенности внимания учителя между
учащимися и невозможности уделять больше
внимания каждому.
19 слайд
Фронтальный контроль Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия. Достоинства фронтального контроля: - возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы; - высокая активность учащихся; - высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от трудности задания и готовности учащихся. Недостатки фронтального контроля: поверхностный характер контроля из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому.
20 слайд
Групповой контроль
Следующая форма организационного контроля -
групповая, разновидностью которого является парная
форма (учащиеся работают в паре, выполняя
предложенное задание). Эти формы контроля
продуктивны при контроле устно-речевых умений в
процессе итоговой, завершающей и текущей проверок.
В то же время эта форма не подходит для проверки
рецептивных речевых умений и языковых навыков, ибо
она предполагает устную речевую деятельность.
Групповой контроль проводится в форме
выполнения задания, адресуемого всем учащимся
класса. Это может быть беседа на известную учащимися
тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста,
участие в ролевой игре. Преподаватель заранее
составляет план беседы и определяет ее участников.
20 слайд
Групповой контроль Следующая форма организационного контроля - групповая, разновидностью которого является парная форма (учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание). Эти формы контроля продуктивны при контроле устно-речевых умений в процессе итоговой, завершающей и текущей проверок. В то же время эта форма не подходит для проверки рецептивных речевых умений и языковых навыков, ибо она предполагает устную речевую деятельность. Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся класса. Это может быть беседа на известную учащимися тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Преподаватель заранее составляет план беседы и определяет ее участников.
21 слайд
Объекты контроля на уроке английского
языка
Целевая установка действующей программы для
школ требует от учащихся не только знания языкового
материала, но и владения речевой деятельностью. В связи с
этим объектами контроля при изучении иностранных
языков должны являться:
1)Усвоение материала языка, или речевые навыки
(уровень языковой компетенции);
2) Овладение речевыми умениями (уровень
коммуникативной компетенции).
Владение речевыми умениями включает умения в
области таких видов речевой деятельности, как
говорение, аудирование, чтение и письмо. В процессе
тестирования проверяется способность пользоваться
языком как средством общения в заданных программой
ситуациях.
21 слайд
Объекты контроля на уроке английского языка Целевая установка действующей программы для школ требует от учащихся не только знания языкового материала, но и владения речевой деятельностью. В связи с этим объектами контроля при изучении иностранных языков должны являться: 1)Усвоение материала языка, или речевые навыки (уровень языковой компетенции); 2) Овладение речевыми умениями (уровень коммуникативной компетенции). Владение речевыми умениями включает умения в области таких видов речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. В процессе тестирования проверяется способность пользоваться языком как средством общения в заданных программой ситуациях.
22 слайд
Аудирование
Объектом проверки является уровень
сформированности речевых навыков и умений при
восприятии иноязычного текста на слух. В процессе
тестирования проверяются:
- умение понимать на слух монологическую речь
(тема высказывания, его основная идея, главная
информация). Тестовые задания даются в звуковой форме с
выбором с выбором одного из вариантов ответа из трех
возможных.
- умение понимать на слух диалогическую речь.
Участниками тестирования даются три текста-диалога и
тестовые задания к ним с тремя вариантами выбора ответа
в звучащей форме.
- владение языковым и речевым материалом,
обеспечивающим адекватное восприятие устного
звучащего текста.
22 слайд
Аудирование Объектом проверки является уровень сформированности речевых навыков и умений при восприятии иноязычного текста на слух. В процессе тестирования проверяются: - умение понимать на слух монологическую речь (тема высказывания, его основная идея, главная информация). Тестовые задания даются в звуковой форме с выбором с выбором одного из вариантов ответа из трех возможных. - умение понимать на слух диалогическую речь. Участниками тестирования даются три текста-диалога и тестовые задания к ним с тремя вариантами выбора ответа в звучащей форме. - владение языковым и речевым материалом, обеспечивающим адекватное восприятие устного звучащего текста.
23 слайд
Говорение
В процессе тестирования проверяются:
-необходимые для общения в форме диалогической речи
умения понимать собеседника и определять характер его
коммуникативного намерения;
-адекватно реагировать на реплику собеседника (дать
ответ, выразить согласие (несогласие), свое отношение);
-выражать свое коммуникативное намерение в
предложенной ситуации, т.е., инициировать диалог (задать
вопрос, выразить просьбу и т.д.);
-пользоваться нормами языка и речевого этикета,
характерными для диалогической речи;
-необходимое для общения в форме монологической речи
умение построить связанный текст разной
коммуникативной направленности (повествование,
описание, сообщение).
Владение языковым и речевым материалом,
необходимым для общения (лексико-грамматическая
правильность речи и ее фонетико-интонационное
оформление).
23 слайд
Говорение В процессе тестирования проверяются: -необходимые для общения в форме диалогической речи умения понимать собеседника и определять характер его коммуникативного намерения; -адекватно реагировать на реплику собеседника (дать ответ, выразить согласие (несогласие), свое отношение); -выражать свое коммуникативное намерение в предложенной ситуации, т.е., инициировать диалог (задать вопрос, выразить просьбу и т.д.); -пользоваться нормами языка и речевого этикета, характерными для диалогической речи; -необходимое для общения в форме монологической речи умение построить связанный текст разной коммуникативной направленности (повествование, описание, сообщение). Владение языковым и речевым материалом, необходимым для общения (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетико-интонационное оформление).
24 слайд
Чтение
Объект тестирования – уровень
сформированности речевых навыков и умений при
чтении текстов с общим охватом содержания
(ознакомительное чтение) и детальным охватом
содержания (изучающее чтение).
В процессе тестирования проверяются:
1) умение понять основную информацию в тексте,
идею автора (чтение с общим охватом содержания);
2) умение полно и точно понять как основную, так
и дополнительную информацию, содержащуюся в
тексте, а также адекватно интерп...
24 слайд
Чтение Объект тестирования – уровень сформированности речевых навыков и умений при чтении текстов с общим охватом содержания (ознакомительное чтение) и детальным охватом содержания (изучающее чтение). В процессе тестирования проверяются: 1) умение понять основную информацию в тексте, идею автора (чтение с общим охватом содержания); 2) умение полно и точно понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, а также адекватно интерп...