1 слайд
«Формы контроля
знаний, умений и
навыков на уроках
английского языка»
2 слайд
Контроль на уроках английского
языка может преследовать разные
цели, однако во всех случаях он не
является самоцелью и носит
обучающий характер: он позволяет
совершенствовать процесс обучения,
заменять малоэффективные приемы
и способы обучения на более
эффективные, создавать более
благоприятные условия для
улучшения практического владения
языком, для воспитания учащихся
средствами английского языка.
3 слайд
Роль контроля в учебном процессе
Выявляется усвоение материала
учащимися и пробелы в знаниях, что
позволяет правильно планировать
учебный процесс
Выясняются психологические
особенности учащихся (внимание,
память и т. д.). Это позволяет
индивидуализировать процесс обучения
Осуществляется обратная связь,
являющаяся непременным условием
формирования речевых умений в
области английского языка
4 слайд
- преподавателю получить
информацию о результатах работы
учащихся в целом и каждого
учащегося в отдельности, о
результатах своей работы
- учащимся повысить мотивацию в
обучении, более прилежно учиться,
вносить коррективы в свою учебную
деятельность. Контроль позволяет:
5 слайд
Функции
контроля
•
Обучающая
•
Управляющая
•
Диагностическая
•
Корректирующая
•
Оценочная
•
Стимулирующая
6 слайд
Обучающая функция
Реализация данной функции
обеспечивается системой контрольных
упражнений и заданий, синтезирующих ранее
усвоенный материал и приобретенные умения,
повторяющих и закрепляющих усвоенный
материал на предыдущих уроках. Данная
функция способствует повторению и
закреплению пройденного на занятиях
материала, следовательно, контроль является
одним из способов изучения языку.
7 слайд
Управляющая функция
Обеспечивает управление процессом овладения
языком благодаря использованию специальных учебных
материалов и разработанной методике их применения в
ходе контроля.
В педагогическом процессе все его звенья
должны функционировать по заданным параметрам.
Если процесс обучения протекает не по оптимальным
параметрам, управление педагогическим процессом
теряет смысл, поскольку издержки будут при этом
усугубляться. В случае полного выпадения из
педагогического процесса какого-либо звена
управление также становится неэффективным.
Управляющая функция реализуется лишь в том случае,
если все звенья процесса усвоения взаимодействуют по
оптимальным параметрам.
8 слайд
Диагностическая функция
Позволяет своевременно обнаружить
успешность-неуспешность в обучении и в
зависимости от обнаруженных результатов строить
дальнейший процесс обучения; вносить
корректировку в систему заданий, изменять ход и
содержание работы на уроке. Данная функция
реализуется в ходе всего процесса усвоения
языкового материала и развития речевых умений
на всех этапах обучения.
В содержание диагностической функции
входит не только установление факта успешности-
неуспешности в обучении, но и анализ причин,
приведших к этому факту.
9 слайд
Корректирующая функция
Проявляется во внесении преподавателем
изменений в процесс обучения языку на основе
полученных в ходе контроля данных. Реализуется в двух
направлениях:
а) выявляется уровень проверяемого объекта
(информация о неудовлетворительном состоянии
проверяемого объекта поступает к учителю и
возбуждает его ввести коррекцию в процесс
преподавания, в дальнейшем учителю необходимо
убедиться в том, что коррекция дала положительный
эффект);
б) устанавливается неполная адекватность
используемых приемов и заданий проверяемому объекту
(отсутствие сигналов о неблагополучном состоянии
объекта свидетельствует, что приемы не выполняют
соответствующую задачу).
10 слайд
Оценочная функция
Позволяет вынести суждение о результатах
деятельности как обучаемого, так и обучающего,
эффективности самого процесса обучения.
Данная функция охватывает и отражает разные
аспекты контроля как компонента педагогического процесса.
Общеизвестно, что любая деятельность на уроке нуждается в
оценке. В первую очередь это касается учащихся. Оценка
деятельности учащихся бесспорно является важным стимулом
в их дальнейшей учебной деятельности. Оценка деятельности
учащихся важна и для учителя.
С одной стороны, учитель получает представление об
уровне обученности каждого ученика.
С другой - может выяснить, в какой коррекции
нуждается его собственная педагогическая деятельность. В
оценке деятельности учащихся заинтересованы и органы
народного образования, которые судят по ней о деятельности
учителя.
11 слайд
Стимулирующая функция
Создает положительные
мотивы учения. Проведение или
ожидание контроля стимулирует
учебные действия учащихся,
является дополнительным
фактором их учебной
деятельности.
12 слайд
Виды контроля
•
Предварительный
•
Текущий
•
Периодический
•
Итоговый
13 слайд
Предварительный контроль
Цель предварительного контроля заключается
в том, чтобы установить исходный уровень владения
языком и присущие учащимся индивидуально-
психологические качества, которые способствуют
успешности обучения (память, внимание, интересы,
общее развитие, склонности). Такой контроль
обеспечивает дифференцированный подход к
обучению и позволяет, во-первых, наметить
стратегии обучении языку и, во-вторых,
сформировать учебные группы с учетом уровня
подготовки и психологического развития учащихся. С
этой целью используются тесты, в том числе и
психодиагностические.
14 слайд
Текущий контроль
Позволяет не только выявить степень усвоения
материала учащимися и уровень их владения
навыками и умениями, но также имеет огромное
обучающее значение. Непосредственная обратная
связь, устанавливаемая в процессе текущего контроля,
является непременным условием повышения
интенсификации учебного процесса. Для того чтобы
научить английскому языку, необходимо общение на
нем, а общение на нем невозможно без обратной связи.
Текущий контроль позволяет судить об
успешности овладения языком, процессе становления
и развития речевых навыков и умений. Этот контроль
должен быть регулярным и направлен на проверку
усвоения учащимися определенной части учебного
материала.
15 слайд
Периодический контроль
Периодический контроль знаний, умений
и навыков проводится после изучения темы
(лексической, грамматической или целого
раздела программы - например, внеаудиторное
чтение). Периодический контроль имеет своей
целью выявление степени усвоения учащимися
комплекса вопросов как в области языкового
материала, так и вида речевой деятельности.
Проводится по завершению изучения
темы. Он позволяет судить об эффективности
овладения разделом программного материала.
16 слайд
Итоговый контроль
Направлен на установление уровня владения
языком, достигнутого в результате усвоения
значительного по объему материала (в конце четверти,
учебного года). Цель работы - проверка приобретенных
знаний, умений и навыков учащихся. На практике, в
основном, контролируется усвоение языкового
материала. Следует учитывать, что проверяться
должно не только запоминание языкового материала, но
и развитие навыков владения им.
Особенность такого контроля заключается в его
направленности на определение, прежде всего, уровня
коммуникативной компетенции. Для этого
используются специальные тесты, позволяющие с
достаточной степенью объективности оценить
результаты обученности каждого учащегося.
17 слайд
Формы контроля
•
Индивидуальный
•
Фронтальный
•
Групповой
18 слайд
Индивидуальный контроль
Это наиболее объективная форма контроля,
поскольку он дает информацию о каждом учащемся, его
достижениях и недостатках. Поэтому такой вид контроля
особенно подходит для проверки обученности по окончании
четверти или учебного года, то есть в ходе итогового
контроля . Он полезен и в процессе предварительного
контроля, поскольку позволяет выявить все недостатки в
подготовке учеников. Индивидуальный контроль может
использоваться при проверке всех видов речевых умений, а
также при определении уровня сформированности
языковых навыков.
В то же время эта форма контроля при всех ее
достижениях требует очень больших затрат учебного
времени. Поэтому в ходе текущего контроля, когда
приходится экономить каждую минуту учебного времени,
применение этой формы в чистом виде ограничено.
19 слайд
Фронтальный контроль
Фронтальный контроль протекает в форме
беседы преподавателя со всеми учащимися группы,
которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может
проводиться несколько раз в течение одного занятия.
Достоинства фронтального контроля:
- возможность охвата проверяющим
одновременно всех учащихся группы;
- высокая активность учащихся;
- высокий темп работы, который может
варьироваться в зависимости от трудности
задания и готовности учащихся.
Недостатки фронтального контроля:
поверхностный характер контроля из-за
рассредоточенности внимания учителя между
учащимися и невозможности уделять больше
внимания каждому.
20 слайд
Групповой контроль
Следующая форма организационного контроля -
групповая, разновидностью которого является парная
форма (учащиеся работают в паре, выполняя
предложенное задание). Эти формы контроля
продуктивны при контроле устно-речевых умений в
процессе итоговой, завершающей и текущей проверок.
В то же время эта форма не подходит для проверки
рецептивных речевых умений и языковых навыков, ибо
она предполагает устную речевую деятельность.
Групповой контроль проводится в форме
выполнения задания, адресуемого всем учащимся
класса. Это может быть беседа на известную учащимися
тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста,
участие в ролевой игре. Преподаватель заранее
составляет план беседы и определяет ее участников.
21 слайд
Объекты контроля на уроке английского
языка
Целевая установка действующей программы для
школ требует от учащихся не только знания языкового
материала, но и владения речевой деятельностью. В связи с
этим объектами контроля при изучении иностранных
языков должны являться:
1) Усвоение материала языка, или речевые навыки
(уровень языковой компетенции);
2) Овладение речевыми умениями (уровень
коммуникативной компетенции).
Владение речевыми умениями включает умения в
области таких видов речевой деятельности, как
говорение, аудирование, чтение и письмо. В процессе
тестирования проверяется способность пользоваться
языком как средством общения в заданных программой
ситуациях.
22 слайд
Аудирование
Объектом проверки является уровень
сформированности речевых навыков и умений при
восприятии иноязычного текста на слух. В процессе
тестирования проверяются:
- умение понимать на слух монологическую речь
(тема высказывания, его основная идея, главная
информация). Тестовые задания даются в звуковой форме с
выбором с выбором одного из вариантов ответа из трех
возможных.
- умение понимать на слух диалогическую речь.
Участниками тестирования даются три текста-диалога и
тестовые задания к ним с тремя вариантами выбора ответа
в звучащей форме.
- владение языковым и речевым материалом,
обеспечивающим адекватное восприятие устного
звучащего текста.
23 слайд
Говорение
В процессе тестирования проверяются:
-
необходимые для общения в форме диалогической речи
умения понимать собеседника и определять характер его
коммуникативного намерения;
-
адекватно реагировать на реплику собеседника (дать
ответ, выразить согласие (несогласие), свое отношение);
-
выражать свое коммуникативное намерение в
предложенной ситуации, т.е., инициировать диалог (задать
вопрос, выразить просьбу и т.д.);
-
пользоваться нормами языка и речевого этикета,
характерными для диалогической речи;
-
необходимое для общения в форме монологической речи
умение построить связанный текст разной
коммуникативной направленности (повествование,
описание, сообщение).
Владение языковым и речевым материалом,
необходимым для общения (лексико-грамматическая
правильность речи и ее фонетико-интонационное
оформление).
24 слайд
Чтение
Объект тестирования – уровень
сформированности речевых навыков и умений при
чтении текстов с общим охватом содержания
(ознакомительное чтение) и детальным охватом
содержания (изучающее чтение).
В процессе тестирования проверяются:
1) умение понять основную информацию в тексте,
...
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз