Новые педагогические технологии как ресурс формирование ключевых компетенции
Новые педагогические технологии как ресурс формирование ключевых компетенции

#1 слайд
Тема доклада: Новые педагогические технологии
как ресурс формирование ключевых компетенции
Учитель должен обращаться не
столько к памяти учащихся сколько
к их разуму, добиваться понимания, а
не одного запоминания
(Ф.И.Янкович)
1 слайд
Тема доклада: Новые педагогические технологии как ресурс формирование ключевых компетенции Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания (Ф.И.Янкович)
#2 слайд
В настоящее время использование современных
образовательных технологий, обеспечивающих личностное
развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной
деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в
учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие
повышения качества образования, снижения учебной нагрузки,
более эффективного использования учебного времени.
Технология – это такое построение деятельности педагога, в
которой все входящие в него действия представлены в
определенной последовательности и целостности, а выполнение
предполагает достижение необходимого результата и имеет
прогнозируемый характер.
2 слайд
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения учебной нагрузки, более эффективного использования учебного времени. Технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
#3 слайд
В процессе учебной деятельности в центре внимания педагога
оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эф фективной
организации учебно-познавательной дея
тельности учащихся по его
добыванию. Для педаго
га большую ценность представляет не сам результат,
а отношение учащегося к материалу, желание не только изучить его, узнать
но
вое, но реализовать себя в познавательной деятельно сти, достичь
желаемого. К числу современных образовательных технологий можно
отнести
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
- исследовательские методы в обучении;
- проектные методы обучения;
3 слайд
В процессе учебной деятельности в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эф фективной организации учебно-познавательной дея тельности учащихся по его добыванию. Для педаго га большую ценность представляет не сам результат, а отношение учащегося к материалу, желание не только изучить его, узнать но вое, но реализовать себя в познавательной деятельно сти, достичь желаемого. К числу современных образовательных технологий можно отнести -развивающее обучение; -проблемное обучение; -разноуровневое обучение; -коллективную систему обучения; -технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); - исследовательские методы в обучении; - проектные методы обучения;
#4 слайд
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других
видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье сберегающие технологии и др.
Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является
блок занятий - система за дач, направляющих деятельность учащихся, начиная от
постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при
решении частных практических вопросов.
При развивающем обучении качество и объем выполненной учащимся работы
оце
ниваются не с точки зрения ее соответствия субъек тивному представлению
преподавателя о посильности, до
ступности знания учащихся, а с точки зрения субъек
тивных его возможностей.
4 слайд
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; - обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); - информационно-коммуникационные технологии; - здоровье сберегающие технологии и др. Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является блок занятий - система за дач, направляющих деятельность учащихся, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов. При развивающем обучении качество и объем выполненной учащимся работы оце ниваются не с точки зрения ее соответствия субъек тивному представлению преподавателя о посильности, до ступности знания учащихся, а с точки зрения субъек тивных его возможностей.
#5 слайд
Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство
учебной де ятельности. Поэтому, если учащийся работает на преде ле
своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже
если с точки зрения возможно
стей другого ученика это весьма
посредственный ре
зультат.
Учебная задача в технологии развивающего обуче
ния похожа на
проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым,
неизвестным, а реше
ние учебной задачи состоит в отыскании общего спо
соба действия, принципа решения целого класса ана
логичных задач.
Темпы развития личности глубоко индивиду
альны, и задача
преподавателя — не вывести всех на некий, заданный уровень знаний,
умений, навыков, а вывес
ти личность каждого студента в режим развития.
Технологии проблемного обучения , основанного на получении
студентами новых знаний при решении теоретических и практи
ческих
задач в создающихся для этого проблемных си
туациях.
5 слайд
Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной де ятельности. Поэтому, если учащийся работает на преде ле своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможно стей другого ученика это весьма посредственный ре зультат. Учебная задача в технологии развивающего обуче ния похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а реше ние учебной задачи состоит в отыскании общего спо соба действия, принципа решения целого класса ана логичных задач. Темпы развития личности глубоко индивиду альны, и задача преподавателя — не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывес ти личность каждого студента в режим развития. Технологии проблемного обучения , основанного на получении студентами новых знаний при решении теоретических и практи ческих задач в создающихся для этого проблемных си туациях.
#6 слайд
В каждой из них они вынуждены самостоятельно искать решение, а
преподаватель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует
ее и ре шает.
Проблемное обучение включает такие этапы:
осознание общей проблемной ситуации;
•
анализ, формулировку конкретной проблемы;
•
решение (выдвижение, обоснование гипотез, по
следовательную
проверку их);
проверку правильности решения.
«Единицей» учебного процесса является проблема — скрытое или явное
противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального
мира
6 слайд
В каждой из них они вынуждены самостоятельно искать решение, а преподаватель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и ре шает. Проблемное обучение включает такие этапы: осознание общей проблемной ситуации; • анализ, формулировку конкретной проблемы; • решение (выдвижение, обоснование гипотез, по следовательную проверку их); проверку правильности решения. «Единицей» учебного процесса является проблема — скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира
#7 слайд
Выделяют такие правила создания проблемных си туаций.
1.Перед студентами ставят практическое или теоре
тическое задание,
выполнение которого потребует от
крытия знаний и овладения новыми
умениями. 2.Задание должно соответствовать интеллектуаль
ным
возможностям студента.
3 Проблемное задание дается до объяснения нового материала.4.Такими
заданиями могут быть: усвоение, форму
лировка вопроса, практические
действия. Одна и та же проблемная ситуация может быть вы
звана
различными типами заданий.
Существуют четыре уровня проблемности в обуче
нии:
1.Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам ре
шает ее при
активном внимании и обсуждении студентов (традиционная система ).
7 слайд
Выделяют такие правила создания проблемных си туаций. 1.Перед студентами ставят практическое или теоре тическое задание, выполнение которого потребует от крытия знаний и овладения новыми умениями. 2.Задание должно соответствовать интеллектуаль ным возможностям студента. 3 Проблемное задание дается до объяснения нового материала.4.Такими заданиями могут быть: усвоение, форму лировка вопроса, практические действия. Одна и та же проблемная ситуация может быть вы звана различными типами заданий. Существуют четыре уровня проблемности в обуче нии: 1.Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам ре шает ее при активном внимании и обсуждении студентов (традиционная система ).
#8 слайд
2 . Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятель но или под его
руководством находят решение; он же направляет самостоятельные
поиски путей ре
шения (частично-поисковый метод).
Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У студента
воспитывается способность са
мостоятельно формулировать проблему
(исследователь
ский метод). Студент сам ставит проблему и сам ее решает
(ис
следовательский метод).
В проблемном обучении главным является исследова
тельский метод —
такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с
научными мето
диками добывания знаний, осваивают элементы науч ных
методов, овладевают умением самостоятельно до
бывать новые знания,
планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или
закономерность.
8 слайд
2 . Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятель но или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей ре шения (частично-поисковый метод). Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У студента воспитывается способность са мостоятельно формулировать проблему (исследователь ский метод). Студент сам ставит проблему и сам ее решает (ис следовательский метод). В проблемном обучении главным является исследова тельский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными мето диками добывания знаний, осваивают элементы науч ных методов, овладевают умением самостоятельно до бывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.
#9 слайд
В процессе такого обучения студентами учатся мыс лить логично, научно,
диалектически, творчески; до
бытые ими знания превращаются в
убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверен
ности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания
более прочные.
Однако проблемное обучение всегда связано с труд
ностями для студента,
на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше
времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высо
кое педагогическое мастерство.
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование
учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
•
Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого
студента. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока,
как области применения знаний.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого студента.
9 слайд
В процессе такого обучения студентами учатся мыс лить логично, научно, диалектически, творчески; до бытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверен ности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные. Однако проблемное обучение всегда связано с труд ностями для студента, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высо кое педагогическое мастерство. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. • Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого студента. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого студента.
#10 слайд
Технологии личностно-ориентированного обучения.
Типовая схема учебного цикла состоит из ориентировочно-мотивационного,
поисково-исследовательско го, практического (применение результатов деятель ности
на предыдущих этапах) и рефлексивно-оценоч
ного актов.
Ориентировочно-мотивационный акт включает совме
стную постановку
учебной задачи, мотива
цию студентов на предстоящую деятельность. На этом этапе
необходимо добиться возникновения у них ощу
щения конфликта между знанием и
незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной
системы личность обучающегося. Обеспечение комфортных, бесконфликтных
условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой
технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной
системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Особенности личностно – ориентированного занятия.
Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы,
определение цели, места и времени его использования на уроке.
10 слайд
Технологии личностно-ориентированного обучения. Типовая схема учебного цикла состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательско го, практического (применение результатов деятель ности на предыдущих этапах) и рефлексивно-оценоч ного актов. Ориентировочно-мотивационный акт включает совме стную постановку учебной задачи, мотива цию студентов на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у них ощу щения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема. Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного. Особенности личностно – ориентированного занятия. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
#11 слайд
•
Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного
проявления студентов. Предоставление им возможности задавать
вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование
учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого
студента. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока,
как области применения знаний.
•
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого студента.
Конструирование дидактического материала разного типа, вида и
формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного
проявления студентов. Предоставление им возможности задавать
вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
11 слайд
• Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления студентов. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого студента. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний. • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого студента. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке. Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления студентов. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
#12 слайд
В поисково-исследовательском акте педагог приводит уча щихся к
самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания),
формулированию необходимых вы
водов, их фиксированию в модельной
форме, удобной для запоминания.
Рефлексивно-оценочный акт предполагает создание условий, когда студент
сам предъявляет к себе требо
вания. Результатом рефлексии является
осознание им недостаточности имеющихся в распоряжении способов
умственных действий или знаний.
Учебная деятельность изначально организуется в ат
мосфере
коллективного размышления , дискуссии и со
вместных поисков
вариантов решения проблемы. В осно
ве обучения фактически заложено
диалоговое общение как между преподавателем и студентами, так и между
ними.
12 слайд
В поисково-исследовательском акте педагог приводит уча щихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формулированию необходимых вы водов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания. Рефлексивно-оценочный акт предполагает создание условий, когда студент сам предъявляет к себе требо вания. Результатом рефлексии является осознание им недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний. Учебная деятельность изначально организуется в ат мосфере коллективного размышления , дискуссии и со вместных поисков вариантов решения проблемы. В осно ве обучения фактически заложено диалоговое общение как между преподавателем и студентами, так и между ними.
#13 слайд
Взаимодействие сторон учебного процесса
По способам взаимодействия участников учебного процесса в режиме
развивающего обучения можно дать следующие рекомендации.
Традиционный для вариант дидактического общения исполь зуется лишь для
постановки проблемы.
Работа в паре «студент — студент» особенно важ
на в сфере самоконтроля и
самооценки.
Групповая работа способствует индивидуальному решению учебных задач.
Межгрупповое взаимодействие содействует обобщению, выведению общих
закономерностей, фор
мулированию фундаментальных положений, необхо димых
для последующего этапа работы.
Обсуждение той или иной задачи содействует точке зрения студентов по проблеме.
Индивидуальная работа студента, включающая ов
ладение приемами
самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач.
13 слайд
Взаимодействие сторон учебного процесса По способам взаимодействия участников учебного процесса в режиме развивающего обучения можно дать следующие рекомендации. Традиционный для вариант дидактического общения исполь зуется лишь для постановки проблемы. Работа в паре «студент — студент» особенно важ на в сфере самоконтроля и самооценки. Групповая работа способствует индивидуальному решению учебных задач. Межгрупповое взаимодействие содействует обобщению, выведению общих закономерностей, фор мулированию фундаментальных положений, необхо димых для последующего этапа работы. Обсуждение той или иной задачи содействует точке зрения студентов по проблеме. Индивидуальная работа студента, включающая ов ладение приемами самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач.
#14 слайд
В развивающей учебном процессе акцент смещается на собственно
учебную деятельность студентов, а глав ной задачей преподавателя
становится своеобразное «сервис
ное обслуживание» учения.
Технология модульного обучения - сущность в том, что студент
полностью само
стоятельно (или с определенной долей помощи) дос
тигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль — это целевой функциональный узел, в ко
тором объединены
учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения
«консервирует
ся» в законченных самостоятельных информацион ных
блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем
знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют
индивидуализировать работу с отдельными студентами, дозировать
помощь каждому из них, изменять формы общения.
14 слайд
В развивающей учебном процессе акцент смещается на собственно учебную деятельность студентов, а глав ной задачей преподавателя становится своеобразное «сервис ное обслуживание» учения. Технология модульного обучения - сущность в том, что студент полностью само стоятельно (или с определенной долей помощи) дос тигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль — это целевой функциональный узел, в ко тором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервирует ся» в законченных самостоятельных информацион ных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными студентами, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения.
#15 слайд
Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей
и последовательно усложняю щихся дидактических задач, предусматривая
входной и промежуточный контроль, позволяющий студенту вместе с
преподавателем управлять учением. Модуль состоит из циклов занятий.
Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый
цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко
определенную структуру.
Инновационные технологии – это педагогические технологии нового
поколения. Они представляют собой педагогическую технологию,
которая содержит определенный набор методов и этапы реализации. Как
любая педагогическая технология инновационные технологии имеют
свой алгоритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного
нарушает целостность системы педагогической технологии и разрушает
ее.
15 слайд
Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняю щихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий студенту вместе с преподавателем управлять учением. Модуль состоит из циклов занятий. Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру. Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения. Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации. Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алгоритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает целостность системы педагогической технологии и разрушает ее.
#16 слайд
Инновационными технологиями называют педагогические технологии,
ставшие популярными в последнее время:
-
ИКТ или ММ – технологии,
-
ТРИЗ,
-
интерактивные технологии,
-
проектная технология, метод проектов
-
исследовательская технология или технология проведения учебных
исследований,
-
АМО и технология модерации,
-
Здоровье сберегающие технологии, и. т.д.
Инновационные технологии – это педагогические технологии нового
поколения. Любая педагогическая технология обладает средствами,
активизирующими и интенсифицирующими дея тельность учащихся, в
некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и
основу эффективности результатов.
16 слайд
Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время: - ИКТ или ММ – технологии, - ТРИЗ, - интерактивные технологии, - проектная технология, метод проектов - исследовательская технология или технология проведения учебных исследований, - АМО и технология модерации, - Здоровье сберегающие технологии, и. т.д. Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими дея тельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
#17 слайд
Используя ту или иную новые педагогические технологии мы приходим к
формированию ключевых компетенций которые направлены на повышен...
17 слайд
Используя ту или иную новые педагогические технологии мы приходим к формированию ключевых компетенций которые направлены на повышен...
шағым қалдыра аласыз













