ПРЕКРАСНАЯ ДОЛЖНОСТЬ – БЫТЬ НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕКОМ!




1 слайд
ПРЕКРАСНАЯ ДОЛЖНОСТЬ –
БЫТЬ НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕКОМ!
Русский язык и литература. 9 класс
(1-урок)
1 слайд
ПРЕКРАСНАЯ ДОЛЖНОСТЬ – БЫТЬ НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕКОМ! Русский язык и литература. 9 класс (1-урок)

2 слайд
Сегодня на уроке
●узнаете о жизненном пути
и творчестве Максима
Горького;
●определите необходимую
информацию, сделаете
соответствующие выводы;
●ознакомитесь со
значениями бессоюзных
сложных предложени й.
2 слайд
Сегодня на уроке ●узнаете о жизненном пути и творчестве Максима Горького; ●определите необходимую информацию, сделаете соответствующие выводы; ●ознакомитесь со значениями бессоюзных сложных предложени й.

3 слайд
Эпиграф к уроку
«Человека создаёт его
сопротивление
окружающей среде ».
М. Горький
Определите основную
мысль эпиграфа.
3 слайд
Эпиграф к уроку «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде ». М. Горький Определите основную мысль эпиграфа.

4 слайд
Я это понимаю так: трудности,
которые преодолевает человек,
формируют его характер и закаляют
дух.
Примерный ответ
4 слайд
Я это понимаю так: трудности, которые преодолевает человек, формируют его характер и закаляют дух. Примерный ответ

5 слайд
Прочитайте информационный текст о
поэте. Определите необходимую
информацию для диалога с учителем.
Алексей Максимович Горький был и остается
центральной фигурой литературного процесса
конца XIX – первой трети
ХХ веков, одним из главных действующих лиц советской
литературы.
Алексей Максимович Пешков (М. Горький — псевдоним)
родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г.
Отец, Максим Савватиевич Пешков , столяр-
краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара
Васильевна Каширина, дочь владельца красильной
мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано
скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где
царили ссоры между братьями матери. Находиться среди
них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь
бабушки – Акулины Ивановны.
5 слайд
Прочитайте информационный текст о поэте. Определите необходимую информацию для диалога с учителем. Алексей Максимович Горький был и остается центральной фигурой литературного процесса конца XIX – первой трети ХХ веков, одним из главных действующих лиц советской литературы. Алексей Максимович Пешков (М. Горький — псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. Отец, Максим Савватиевич Пешков , столяр- краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина, дочь владельца красильной мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь бабушки – Акулины Ивановны.

6 слайд
В 6 лет Алёша под руководством деда освоил
церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года
в слободском училище, за 3-й класс сдал
экстерном, получив похвальный лист. Дед к
тому времени разорился и отдал внука «в
люди». Пешков работал: рассыльным в
магазине, прислугой у чертёжника, посудником
на пароходах. И очень много с жадностью
читал, особенно русскую литературную
классику.
Пережитое за все эти годы вошло в
автобиографическую трилогию М. Горького:
«Детство», «В людях», «Мои университеты».
После пребывания на Каспии началось
«хождение по Руси». В Нижнем познакомился с
Владимиром Галактионовичем Короленко,
который поддержал его творческие начинания и
назвал «самородком с несомненным
литературным талантом».
6 слайд
В 6 лет Алёша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал: рассыльным в магазине, прислугой у чертёжника, посудником на пароходах. И очень много с жадностью читал, особенно русскую литературную классику. Пережитое за все эти годы вошло в автобиографическую трилогию М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». В Нижнем познакомился с Владимиром Галактионовичем Короленко, который поддержал его творческие начинания и назвал «самородком с несомненным литературным талантом».

7 слайд
Под влиянием Антона
Павловича Чехова и Льва
Николаевича Толстого, с
которыми он был лично
знаком, прозаик впервые
обратился к жанру
драматургии, написав пьесы
«Мещане» (1901) и «На дне»
(1902). Перенесённые на
сцену, они пользовались
огромной популярностью.
«Мещан» поставили в Берлине
и Вене, что принесло
Горькому известность
европейского масштаба.
7 слайд
Под влиянием Антона Павловича Чехова и Льва Николаевича Толстого, с которыми он был лично знаком, прозаик впервые обратился к жанру драматургии, написав пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). Перенесённые на сцену, они пользовались огромной популярностью. «Мещан» поставили в Берлине и Вене, что принесло Горькому известность европейского масштаба.

8 слайд
В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Он
сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился
за здоровье великого писателя в связи с обострением
его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора
в 1928 г. советское правительство и лично Сталин
пригласили Горького приехать в Советский Союз,
организовав ему торжественный приём. В 1932 г.
Максим Горький возвращается на родину окончательно и
становится лидером новой советской литературы.
Великий пролетарский писатель , как его стали
называть, ведёт активную общественно-
организаторскую работу, основывает большое
количество печатных изданий, не забывая и о
литературном творчестве (пьесы «Егор Булычёв и
другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934
возглавил Союз писателей СССР, созданный по его
инициативе. 18 июня 1936 г. страну облетело известие о
том, что Максима Горького не стало.
8 слайд
В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился за здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора в 1928 г. советское правительство и лично Сталин пригласили Горького приехать в Советский Союз, организовав ему торжественный приём. В 1932 г. Максим Горький возвращается на родину окончательно и становится лидером новой советской литературы. Великий пролетарский писатель , как его стали называть, ведёт активную общественно- организаторскую работу, основывает большое количество печатных изданий, не забывая и о литературном творчестве (пьесы «Егор Булычёв и другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. 18 июня 1936 г. страну облетело известие о том, что Максима Горького не стало.

9 слайд
Диалог с учителем
Вопросы Ответы
Почему Алексей Пешков взял
себе псевдоним Максим
Горький?
Почему после возвращения
на Родину его стали называть
«великий пролетарский
писатель»?
9 слайд
Диалог с учителем Вопросы Ответы Почему Алексей Пешков взял себе псевдоним Максим Горький? Почему после возвращения на Родину его стали называть «великий пролетарский писатель»?

10 слайд
Вопросы Ответы
Почему Алексей
Пешков взял себе
псевдоним Максим
Горький?
Жизнь заставила его уже с детства
добывать свой хлеб. Он рано
познакомился с жизнью безработного,
тяжёлым трудом рабочих и
беспросветной нищетой.
Почему после
возвращения на Родину
его стали называть
«великий пролетарский
писатель»?
Его политические взгляды нашли
отражение в произведениях: они
были востребованы гражданами
молодого советского государства.
Примерные ответы
10 слайд
Вопросы Ответы Почему Алексей Пешков взял себе псевдоним Максим Горький? Жизнь заставила его уже с детства добывать свой хлеб. Он рано познакомился с жизнью безработного, тяжёлым трудом рабочих и беспросветной нищетой. Почему после возвращения на Родину его стали называть «великий пролетарский писатель»? Его политические взгляды нашли отражение в произведениях: они были востребованы гражданами молодого советского государства. Примерные ответы

11 слайд
Составьте ассоциативный куст
«Максим Горький» из 7–8 слов (имена
существительные, имена
прилагательные).
Максим
Горький
11 слайд
Составьте ассоциативный куст «Максим Горький» из 7–8 слов (имена существительные, имена прилагательные). Максим Горький

12 слайд
Максим
Горький
публицист революционер
гуманист
учитель
жизни
самоучка
мыслитель
драматург
великий
пролетарски
й писатель
Примерные ответы
12 слайд
Максим Горький публицист революционер гуманист учитель жизни самоучка мыслитель драматург великий пролетарски й писатель Примерные ответы

13 слайд
Бессоюзное сложное предложение
13 слайд
Бессоюзное сложное предложение

14 слайд
Внимательно прочитайте предложения.
Докажите, что это БСП и составьте схему.
1.Улетели птицы за море,
миновало время жатв.
2.Слабо шурша, падали
шишки: вздыхая, шумел лес.
3.Совесть потеряешь- другой
не купишь.
4.Я доверяю любящим: они
великодушны.
14 слайд
Внимательно прочитайте предложения. Докажите, что это БСП и составьте схему. 1.Улетели птицы за море, миновало время жатв. 2.Слабо шурша, падали шишки: вздыхая, шумел лес. 3.Совесть потеряешь- другой не купишь. 4.Я доверяю любящим: они великодушны.

15 слайд
Преобразуйте сложные союзные
предложения в бессоюзные.
1. Человек должен верить, что непонятное можно понять;
иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте)
2. Великий человек является начинателем, потому что он
видит дальше других и хочет сильнее других. (Г.
Плеханов)
3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно
выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь
надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин)
15 слайд
Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. 1. Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин)

16 слайд
1. Человек должен верить: непонятное можно
понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И.
Гёте).
2. Великий человек является начинателем: он
видит дальше других и хочет сильнее других. (Г.
Плеханов)
3. Вольтер сказал справедливо: в шесть лет
можно выучиться всем главным языкам, но что всю
жизнь надобно учиться своему природному. (Н.
Карамзин)
Проверьте себя
16 слайд
1. Человек должен верить: непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте). 2. Великий человек является начинателем: он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо: в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин) Проверьте себя

17 слайд
Эпиграф
«Человека создает его
сопротивление
окружающей среде ».
(М. Горький)
Прокомментируйте
эпиграф, учитывая
полученную
информацию.
17 слайд
Эпиграф «Человека создает его сопротивление окружающей среде ». (М. Горький) Прокомментируйте эпиграф, учитывая полученную информацию.

18 слайд
Такой вывод писатель сделал на основе
своей жизни. Сам Горький многое
пережил, его жизнь была нелёгкой. Об
этом можно прочитать в его
произведениях. Писатель с ранней
юности не плыл по течению, а активно
боролся. Он много путешествовал,
поменял множество занятий. Это дало
ему бесценный жизненный опыт.
Трудности, которые он преодолевал,
закалили его дух и многому научили его.
А если бы он ничего не делал, то был бы
совершенно другим человеком и вряд ли
бы стал талантливым писателем.
Примерный ответ
18 слайд
Такой вывод писатель сделал на основе своей жизни. Сам Горький многое пережил, его жизнь была нелёгкой. Об этом можно прочитать в его произведениях. Писатель с ранней юности не плыл по течению, а активно боролся. Он много путешествовал, поменял множество занятий. Это дало ему бесценный жизненный опыт. Трудности, которые он преодолевал, закалили его дух и многому научили его. А если бы он ничего не делал, то был бы совершенно другим человеком и вряд ли бы стал талантливым писателем. Примерный ответ

19 слайд
Теперь я могу ...
Сегодня я узнал (-а) ...
Было интересно ...
Я понял (-а), что ...
Рефлексия
19 слайд
Теперь я могу ... Сегодня я узнал (-а) ... Было интересно ... Я понял (-а), что ... Рефлексия

20 слайд
Теперь я могу определять значение
отношений между смысловыми частями
БСП.
Примерные ответы
Сегодня я узнал (-а) о жизненном
пути и творчестве великого
пролетарского писателя Максима
Горького.
Было интересно выполнять
практические задания.
Я понял (-а), что писателя не зря
назвали «самородком».
20 слайд
Теперь я могу определять значение отношений между смысловыми частями БСП. Примерные ответы Сегодня я узнал (-а) о жизненном пути и творчестве великого пролетарского писателя Максима Горького. Было интересно выполнять практические задания. Я понял (-а), что писателя не зря назвали «самородком».

21 слайд
21
Итоги урока
●узнали о жизненном пути и
творчестве Максима
Горького;
●определили необходимую
информацию, сделали
соответствующие выводы;
●ознакомились со
значениями бессоюзных
сложных предложени й.
21 слайд
21 Итоги урока ●узнали о жизненном пути и творчестве Максима Горького; ●определили необходимую информацию, сделали соответствующие выводы; ●ознакомились со значениями бессоюзных сложных предложени й.