РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




1 слайд
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Подготовила
учитель начальных классов
Бердибаева Ж.Н.
1 слайд
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовила учитель начальных классов Бердибаева Ж.Н.

2 слайд
Новые цели начального образования
По новым образовательным стандартам в начальной школе ребёнка
должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две
группы новых умений. Речь идёт:
во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения
учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и
интерпретации информации;
во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению,
саморазвитию, самопознанию.
2
2 слайд
Новые цели начального образования По новым образовательным стандартам в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт: во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации; во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. 2

3 слайд
К логическим
универсальным действиям
относятся:
В соответствии стандартам
второго поколения
познавательные
универсальные действия
включают: общеучебные,
логические, а также
постановку и решение
проблемы.
•анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в
том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для
сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение
следствий;
• установление причинно-следственных
связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
•выдвижение гипотез и их обоснование.
3 слайд
К логическим универсальным действиям относятся: В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. •анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей; • построение логической цепи рассуждений; • доказательство; •выдвижение гипотез и их обоснование.

4 слайд
Логическое
мышление
Сравнение
КонкретизацияАбстракция Обобщение
Анализ Синтез
4 слайд
Логическое мышление Сравнение КонкретизацияАбстракция Обобщение Анализ Синтез

5 слайд
ПРИЧИНЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной
мыслительной деятельности для усвоения их содержания,
во-вторых, учащиеся начальных классов принимают активное участие в
различного уровня интеллектуальных конкурсах, в основе которых
необходимо не только знание предмета, но и умение нестандартно мыслить,
значит необходимо усилить логическую подготовку учеников младших
классов;
в-третьих, изменения парадигмы образования, связанные с достижением
нового образовательного стандарта: всестороннее развитие личности
обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и
физического воспитания. Умственное воспитание выступает как
формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят
логические приёмы мышления.
5 слайд
ПРИЧИНЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания, во-вторых, учащиеся начальных классов принимают активное участие в различного уровня интеллектуальных конкурсах, в основе которых необходимо не только знание предмета, но и умение нестандартно мыслить, значит необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов; в-третьих, изменения парадигмы образования, связанные с достижением нового образовательного стандарта: всестороннее развитие личности обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления.

6 слайд
Основные задачи логического развития у детей
•воспитать умение самостоятельно применять
доступные способы познания (сравнение,
измерение, классификацию и др.) с целью
освоения зависимостей между предметами,
числами;
•строить простые высказывания о сущности
выполненного действия;
•находить нужный способ выполнения задания,
ведущий к результату наиболее экономным
путем;
•активно включаться в коллективную игру,
предлагать нестандартные способы решения
игровых задач;
•свободно разговаривать со взрослыми по
поводу игр, творческих задач и способов их
решения.
6 слайд
Основные задачи логического развития у детей •воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами; •строить простые высказывания о сущности выполненного действия; •находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; •активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач; •свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.

7 слайд
Эффективные средства развития
логического мышления
1.Дидактические игры
2.Интеллектуальные разминки
3.Логически-поисковые задания
4.Тесты
5.Упражнения занимательного
характера
6. Дополнительные сведения
7 слайд
Эффективные средства развития логического мышления 1.Дидактические игры 2.Интеллектуальные разминки 3.Логически-поисковые задания 4.Тесты 5.Упражнения занимательного характера 6. Дополнительные сведения

8 слайд
Сравнение
В ходе обучения приему дети
должны овладеть следующими
умениями:
а) выделение признаков;
б) установление общих признаков;
в) выделение основания для
сравнения;
г) сопоставление по данному
основанию.
8 слайд
Сравнение В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями: а) выделение признаков; б) установление общих признаков; в) выделение основания для сравнения; г) сопоставление по данному основанию.

9 слайд
1. Приём сравнения предметов.
Сравнение
?
Что изменилось?
9 слайд
1. Приём сравнения предметов. Сравнение ? Что изменилось?

10 слайд
Анализ и синтез
•Анализ – это мысленное
расчленение предмета или
явления на образующие его
части, выделение в нем
отдельных частей, признаков
и свойств.
•Синтез – это мысленное
соединение отдельных
элементов, частей и
признаков в единое целое.
Используется в основном при
решении задач.
10 слайд
Анализ и синтез •Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. •Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач.

11 слайд
Обобщение
Умения необходимые для
овладения этого приёма:
•Относить конкретный объект к
заданному взрослым классу и,
наоборот, конкретизировать
общее понятие через
единичные (действие
отнесения).
•Группировать объекты на основе
самостоятельно найденных
общих признаков и обозначать
образованную группу словом
(действия обобщения и
обозначения).
11 слайд
Обобщение Умения необходимые для овладения этого приёма: •Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения). •Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения).

12 слайд
3. Приём обобщения.
•“Назови, одним словом”.
2, 4, 6, 8 ________
1, 3, 5, 7, 9 ________
18, 25, 33 _______
131, 139, 216 ______
“Зачеркни лишнее выражение”.
“Чем похожи числа?”
6 и 61; 41 и 48; 84 и 14.
“Чем различаются?”
5 и 15, 88 и 18; 12 и 31;
“Общие признаки?”
1 и 11; 20 и 10; 126 и 345
12 слайд
3. Приём обобщения. •“Назови, одним словом”. 2, 4, 6, 8 ________ 1, 3, 5, 7, 9 ________ 18, 25, 33 _______ 131, 139, 216 ______ “Зачеркни лишнее выражение”. “Чем похожи числа?” 6 и 61; 41 и 48; 84 и 14. “Чем различаются?” 5 и 15, 88 и 18; 12 и 31; “Общие признаки?” 1 и 11; 20 и 10; 126 и 345

13 слайд
4. Приём классификации.
•Разбей на группы
по цвету по форме по размеру
“Найди числа кратные 8”
15, 18, 24, 36, 42,16, 54, 40, 48, 74,
28, 8, 12, 56, 64, 38,54, 32, 54, 81, 72.
* “Разбей на группы числа”
2,13,46,6,55,18,79,108,200,132
а) чётныев)однозначные д)круглые
б) нечётныег)двузначныее)трёхзначные
13 слайд
4. Приём классификации. •Разбей на группы по цвету по форме по размеру “Найди числа кратные 8” 15, 18, 24, 36, 42,16, 54, 40, 48, 74, 28, 8, 12, 56, 64, 38,54, 32, 54, 81, 72. * “Разбей на группы числа” 2,13,46,6,55,18,79,108,200,132 а) чётныев)однозначные д)круглые б) нечётныег)двузначныее)трёхзначные

14 слайд
Классификация
Это мысленное распределение
предметов на классы в
соответствии с наиболее
существенными признаками.
14 слайд
Классификация Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.

15 слайд
Закономерность
•Для успешного решения подобных
задач необходимо развивать у
детей умение обобщать признаки
одного ряда и сопоставлять эти
признаки с обобщенными
признаками объектов второго
ряда. В процессе выполнения этих
операций и осуществляется поиск
решения задачи. Важно обратить
внимание на развитие у ребенка
умения обосновывать свое
решение, доказывать правильность
или ошибочность этого решения,
выдвигать и проверять
собственные предположения
(гипотезы).
15 слайд
Закономерность •Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы).

16 слайд
5. Закономерность.
•Найдите закономерность и продолжите
ряд чисел на три числа:
•3, 7, 11, 15, 19, 23, … (27, 31, 35).
+4 +4 +4
•16, 12, 15, 11, 14, 10, ... (13, 9, 12).
-4 +3 -4 +3 -4
•“Вставь число”.
•“Помоги заполнить таблицу”.
•“Установи правило и впиши знаки + или
-”
16 слайд
5. Закономерность. •Найдите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа: •3, 7, 11, 15, 19, 23, … (27, 31, 35). +4 +4 +4 •16, 12, 15, 11, 14, 10, ... (13, 9, 12). -4 +3 -4 +3 -4 •“Вставь число”. •“Помоги заполнить таблицу”. •“Установи правило и впиши знаки + или -”

17 слайд
Нестандартные логические задачи
ВИДЫ
ЛОГИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ
Задачи на
поиск
недостающей
фигуры в ряду
Обратные и
взаимообратные
задачи
Задачи,
связанные с
переправой
Задачи,
связанные с
рассмотрением
конечных
множеств
Задачи
на установление
закономерностей
Задачи с
недостающими
и лишними
данными
17 слайд
Нестандартные логические задачи ВИДЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Задачи на поиск недостающей фигуры в ряду Обратные и взаимообратные задачи Задачи, связанные с переправой Задачи, связанные с рассмотрением конечных множеств Задачи на установление закономерностей Задачи с недостающими и лишними данными

18 слайд
Задания, направленные на развитие логического
мышления:
•Задачи на смекалку
•Задачи-шутки
•Числовые фигуры
•Задачи с геометрическим
содержанием
•Логические упражнения со словами
•Математические игры
•Кроссворды и ребусы
18 слайд
Задания, направленные на развитие логического мышления: •Задачи на смекалку •Задачи-шутки •Числовые фигуры •Задачи с геометрическим содержанием •Логические упражнения со словами •Математические игры •Кроссворды и ребусы

19 слайд
Запишите в строчку только первую букву ответа.
•Полевой цветок народный, для гадания пригодный.
• Домашний бассейн для рыб.
•Куколка-неваляшка, по-другому…
•Зимой и летом одним цветом.
•У Буратино длинный …..
•Все мы ночью видим….
•Инструмент дровосека.
•Синий полевой цветок, имя мальчика.
•Доктор птичек и зверей, лечит маленьких детей.
РАВЕНСТВА
19 слайд
Запишите в строчку только первую букву ответа. •Полевой цветок народный, для гадания пригодный. • Домашний бассейн для рыб. •Куколка-неваляшка, по-другому… •Зимой и летом одним цветом. •У Буратино длинный ….. •Все мы ночью видим…. •Инструмент дровосека. •Синий полевой цветок, имя мальчика. •Доктор птичек и зверей, лечит маленьких детей. РАВЕНСТВА

20 слайд
Задачи со спичками
Роль задач – активизировать
умственную деятельность, уметь
планировать свои действия,
обдумывать их, искать ответ,
проявляя при этом творчество.
Такая работа активизирует
мыслительную деятельность
ребёнка, развивает ум,
позволяет расширять, углублять
математические представления,
закреплять полученные знания и
умения, упражнять в
применении их в других видах
деятельности, в новой
обстановке.
20 слайд
Задачи со спичками Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.

21 слайд
Заключение
В качестве одного из основополагающих принципов новой
концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея
приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии
с этим принципом центром методической системы обучения математике в
условиях изучения основ математической науки как таковой, а познание
окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к
динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности.
Систематическое использование на уроках математики и
внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на
развитие логического мышления, расширяет математический кругозор
младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в
простейших закономерностях окружающей их действительности и
активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
21 слайд
Заключение В качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике в условиях изучения основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности. Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

22 слайд
Спасибо за
внимание!
22 слайд
Спасибо за внимание!